Кому не знакомо выражение "эффект бабочки"? Если взмах крыльев маленькой бабочки может вызвать торнадо на другом краю Земли, разве человек не способен вызвать реакцию, в миллиард раз более мощную по своей силе?
Как известно, в сложных хаотичных системах даже небольшое наше воздействие в определенном направлении может привести к колоссальным последствиям. Э. Лоренц назвал это явление "эффектом бабочки".
Сегодня мы пришли к такому моменту, когда человеческое общество стало "замкнутой системой". Основатель и президент Будапештского клуба Э. Ласло сказал об этом так: "Люди, как и другие сложные организмы, представляют собой сверхчувствительные системы, постоянно находящиеся на грани хаоса. Таковыми же являются экологические и общественные образования, формируемые живыми системами. Эти коллективные системы шире и устойчивее, чем их отдельные члены, однако динамика эволюции систем применима также и к ним".
Внимательное изучение социальных причин и результатов мировой интеграции и глобализации дает возможность понять тот процесс изменения, который переживает современный мир. По мнению известного социолога З. Баумана глобализация представляет собой объективный процесс. Однако только от нас зависит, как мы этот процесс используем: во благо или во вред себе.
Объективность глобализации обусловлена эволюционным и историческим развитием человеческого общества. Суть глобализации - образование единого мира, свободного от границ. Вследствие экономических преобразований XIX века изменились общественные ценности и институты власти. Создание авто- и авиатранспорта, изобретение телеграфа и телефона, а затем радио, телевидения и интернета резко сократили расстояния и сделали общение между людьми намного более эффективным.
В то же время параллельно с процессом улучшения связи шел процесс интеграции экономики. В последние годы мы наблюдаем завершение построения системы потребления и обмена товарами и услугами в форме образования и развития таких наднациональных организаций как ВТО, МВФ или ЕС. Были созданы также организации по регулированию взаимоотношений стран и правительств. Появились ООН, НАТО, ОПЕК, МАГАТЕ, организации, которые были призваны регулировать наши связи и стремление сохранить независимость.
Однако главное изменение последних десятилетий касается образа наших взаимоотношений. Внешнее сближение и сокращение расстояния между людьми не привели к их внутреннему сближению и улучшению отношений. Мир не знал такого количества жестоких войн и экологических катастроф, которые обрушились на человечество в ХХ веке. Начало же XXI ознаменовалось всплеском террора и насилия. А сегодня мы переживаем тяжелый экономический кризис. И выхода из него не видно. В чем же дело?
Человечество словно лебедь, рак и щука тянет общую телегу цивилизации в разные стороны. А воз стоит на месте. Но даже это сравнение не совсем верно, потому что сегодня воз уже катится по наклонной плоскости.
Мы находимся на переломном этапе развития, который не похож ни на один прежний. Впервые в истории политики и экономисты не могут принять плодотворное решение. Возникает вопрос: они не хотят двигаться или не знают куда идти?
Этот кризис во всех областях - в науке, в личной жизни человека, в семье, в воспитании, в культуре - просто не дает нам шанса развиваться. Он демонстрирует невозможность дальнейшего применения устаревших методов развития. Другими словами, удовлетворять наши желания эгоистически, то есть за счет остальных членов общества, как это было на протяжении всей истории, уже не получается.
Более того, продолжая использовать свой эгоизм, человек начинает чувствовать, что ему уже нечем гордиться и незачем использовать других. Именно внутреннее ощущение нашей связи друг с другом, которую раскрывает нам сегодняшний кризис, приведет к тому, что люди перестанут получать удовольствие от использования друг друга. В итоге ни деньги, ни слава, ни власть не будут доставлять человеку удовольствия. Что же ему останется?
Тогда человек сможет понять, что методика, позволяющая достичь процветания, заключается в установлении новой связи между нами.
Обсудить на форуме
Таль Ашер
Глобализация во благо: иллюзия или реальность?