Загрузка...
     

Современная педагогическая технология эффективной социализации дошкольника "Дети-волонтёры".

28.07.20, 11:43

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: « ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».

По мнению Н.П. Гришаевой, технология  «Дети - волонтёры» -  это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация  волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству.  В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов. Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать  на основе проектного метода «Твори добро». На  начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и  план мероприятий, приобрели атрибутику (галстуки и бейджики)придумали девиз, провели ряд бесед: "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей", «Что такое  добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность, был сделан уголок «Юного волонтёра», показан видеоролик «Рука помощи», провели развлечение совместно с родителями «Посвящение в волонтёры», где дети выполняли различные задания, помогали героям, произнесли клятву и под гимн волонтёров  им были повязаны галстуки. Для организации детского волонтёрского движения были использованы следующие организационные формы: занятия,экскурсии, игры-путешествия, упражнения в поступках. Помогая  младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада, читали и показывали сказки, лепили, рисовали. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений,  доставило эмоциональную радость.Одной из эффективных форм построения тесного  взаимодействия с социумом стало проведение акций: «День пожилого человека», «Водитель притормози», «Покормите птиц зимой», «Добрые ладошки», «Книжка в подарок», «Для любимой мамочки».  Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание,  милосердие к окружающим. Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.Волонтерское движение  при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Я считаю, что  приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

 Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:

  • Ø развитие коммуникативных способностей;
  • Ø опыт ответственного взаимодействия;
  • Ø лидерские навыки;
  • Ø исполнительская дисциплина;
  • Ø инициативность.

Основные направления:

  • Ø пропаганда здорового образа жизни;
  • Ø привитие культурно — гигиенических навыков;
  • Ø игровая деятельность;
  • Ø трудовая деятельность;
  • Ø театрализованная деятельность.

Основные принципы:

  • Ø принцип создания ситуации успеха;
  • Ø принцип творчества и сотворчества;
  • Ø принцип добровольности;
  • Ø принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
  • Ø принцип толерантности;
  • Ø интеграция проекта в разных видах деятельности
  • Ø развитие и самореализация;
  • Ø принцип партнерства и сотрудничества;

Инновация проекта : состоит в том , что организация волонтёрской деятельности  предполагается в детском дошкольном учреждении, где педагоги, родители и дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в нашем дошкольном учреждении для участия в добровольческих  мероприятиях.

  • Ø Благодаря волонтёрскому движению в детях воспитывается толерантность и формируются ценности.                
  • Ø «Дети –волонтёры» нашего детского сада знают, что они главные помощники  взрослых и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня.
  • Ø Тем самым дети получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

 

 Литература

 

1.     Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

С. 80-81.

2.     Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи.

3.     Каблучко Л.Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.

Дети-волонтёры.pptx

 

 

 

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий