Загрузка...

Фото

     

«Природа - единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания»

                                               И. Гете

Переходя в Новый век, перед человечеством еще острее встает вопрос решения экологических проблем. Природа предстает перед нами как целостная система, неотделимая от сознания, мышления и деятельности человека. И поэтому в настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей с дошкольного возраста. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности, а процесс воспитания направлен на приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Дети - наше будущее. И я, как педагог, задумываюсь о проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. И четко понимаю, что положитель­ных результатов можно добиться при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая в свою очередь будет обеспечена созданием определенной системы в работе.

Воспитанием основ экологической культуры дошкольников я занимаюсь более 20 лет. Мною был обобщен опыт по теме: «Развитие познавательных интересов и воспитание добрых чувств у детей, посредством общения с природой. Но проводя педагогичес­кую диагностику, из наблюдений и бесед с детьми, я сделала вывод, что у детей имеется обширный запас знаний и представлений о различных климатических зонах земного шара, но недостаточные сведения о флоре и фауне Дальневосточного края, не сформировано экологическое мировоззрение бережного отношения к природным богатствам своего края. Это нацелило меня на совершенствование системы экологического образования моих воспитанников, для реализации которой поставила задачи:

     Способствовать расширению и углублению представлений старших дошкольников о природе;

     Развивать познавательный интерес к животному и растительному миру Дальнего Востока;

     Помочь детям освоить навыки и умения посильной деятельности по уходу за растениями, животными, птицами и отдельные способы охраны природы;

     Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях: посадке деревьев, цветов, уборке территории, подкормке птиц, оказании помощи попавшим в беду живым существам.

Спрогнозировала результаты своей деятельности с детьми: у детей должны быть сформированы представления о многообразии растительного и животного мира Дальнего Востока, их взаимосвязь и взаимодействие в сообществах (экосистемах) к роли человека в мире природы,

ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, к своему здоровью и здоровью окружающих, гуманное отношение ко всему живому (друг к другу, старшим людям, растениям, животным и т. д.)

стремление создавал, благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

 

Для повышения своего педагогического мастерства, я познакомилась с несколькими программами по экологическому воспита­нию дошкольников и младших школьников – трудами О.А Соломенниковой, О. А Воронкевич на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» сделала подборку литературы о нашем крае. Разработки ХГПУ под редакцией Тихоновой «Люби родную зем­лю», рекомендации экологического центра «Касатка» под редак­цией Титовой, Тагировой.

Пополнила подборку наглядного материала: план экологической тропы, карты, пейзажи, диафильмы, видеокассеты, ширмы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» нашего края. Вместе с детьми составили Красную книгу редких, исчезающих видов птиц, животных, растений.

Детскую библиотеку пополнила произведениями дальневосточ­ных авторов: Д. Нагишкина, В. Сысоева, Н. Наволочкина, П. Кома­рова и других, оформленную дальневосточным художником Геннадием Павлишиным. Разработала и изготовила дидактические игры: «Узнай растение по силуэту», «О чем говорят эти знаки» о правилах поведения в природе, «С какой ветки эти детки», «Березо­вая елка» - выделять неподходящие части растений, «Кто где живет» - о приспособлении животных к среде обитания, «Летает, прыгает, ползает», «У кого какой дом» - об экосистемах. А также экологические таблицы: «Кто как размножается», «Пищевые связи», «Что дает человеку природа». Совместно с садовником-экологом составила план экологичес­кой тропы, проходящей по территории ДОУ, где собраны уникальные виды растений нашего региона, есть уголок леса, камен­ная горка, которую облюбовали муравьи.

Последние два года наш уголок природы в группе пополнился новыми видами растений, коллекцией экспонатов причудливых кор­ней, наростов с деревьев, набором минералов, поделками детей из природного материала, необходимым инвентарем по уходу за живы ми объектами.

Большое внимание уделяю зоне экспериментирования, опытов с водой, почвой, воздухом.

В группе постоянно функционирует полочка книг о природе нашего края, где присутствует литература для самостоятельного изучения и рассматривания: «Жизнь дерева», «Жизнь моря», «Чудо на ладони», атлас «Люби и знай свой край», «Птицы Уссурийской тайги».

В центре детского внимания всегда находится карта Хабаровского края и города, России и Мира с условными значками и симво­лами, обозначающими заповедные места, жизнь растений и живот­ных в разных уголках России.

В процессе наблюдений и практической деятельности детей два раза в год провожу диагностику, выясняя уровень знаний и представлений о объектах природы, развитие эмоциональной отзывчивости, и познавательного интереса к природе нашего края.

 

Диагностика показывает динамику увеличения объема знаний и представлений детей об окружающем мире природы. Самый сложный момент в формировании экологической культуры - это развитие у ребенка эмоционально-чувственной сферы; умение видеть в природе красоту и неповторимость, сочувствовать, сопереживать, бережно относиться к объектам природы. Для развития эмоциональной отзывчивости у детей я использую различные тренинги и экологические игры: «Паутина жизни», «Я не люблю...». Психогимнастику «Веселый и грустный» (цветок, бабоч­ка, жучок и т.д.).

Продумав содержание своей работы, я составила перспективный план, где отразила следующие темы: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек и природа», «Особенности нашего края и города», «Коренные народы Приамурья, их культура и отношение к природе».

Работу по экологическому воспитанию начинаю с самого близкого, понятного и доступного детям - наблюдений за растения­ми и обитателями живого уголка, зимнего сада, участка. В совместной деятельности ребята учатся поливать растения, рыхлить почву, менять подстилку у свинки, мыть клетку попугаев. Выращивают в коробочках овес и угощают любимых питомцев. Во время наблюдений я обращаю внимание на внешние признаки, особенности поведения, настроение животных. Учу детей быть внимательными, заботливыми, хвалю самостоятельные проявления доброго отношения к объектам природы.

Познакомив детей с планом экологической тропинки, которая нахо­дится рядом с календарем погоды, учу их понимать условные обозначения объектов природы, отыскивать их в окружающем пространст­ве. Сначала рассматриваем растение вблизи, отмечая его особеннос­ти (цвет коры, толщину ствола, форму листьев), а затем, удаляясь, отмечаем красоту, особенности изгибов веток, чем оно выделяется среди других растений.

Уделяю внимание сенсорному развитию: учу потрогать, погладить, понюхать, обогащаю речь детей эпитетами, сравнениями, образны­ми выражениями. Наблюдение сопровождаю художественным словом, загадками, фольклором.

Особенные впечатления о богатствах нашего края оставляют у детей дальние прогулки в сквер, дендрарий, краеведческий музей, к реке Амур и т.д. Посетив дендрарий дети познакомились с голубыми елями, кедром, пихтой, черемухой Маака. Дети наблюдали первоцветы, занесенные в Красную книгу-ветреницу и перелеску, научились по пням определять возраст дерева.

Готовясь к дальним прогулкам, я беседую с ребятами о правилах поведения в природе, читаю фенологические рассказы с заранее допущенными ошибками, задаю вопросы, заставляющие детей задумываться об отношении к окружающему миру: «Почему это произош­ло», «Как можно помочь», «А как бы ты поступил». Большое внимание уделяю трудовой деятельности детей в природе- участие в уборке территории, посадке и поливе растений, борьбе с сорняками, очистке грядок от сухих стеблей, укрывании многолетников. Свои впечатления от наблюдений дети отражают в работах по изобразительной

деятельности - рисовании, лепке, художественно­му конструированию. Составляем коллективные панно: «Летите, голуби, летите», «Лебеди перед отлетом» - способом оригами, «Осенний лес» приемом обрывания, «Не губите весенние первоцветы» - аппликация из ткани, «Овощная фантазия» - поделки из овощей. Свою любовь к природе они отразили и в прикладном творчестве, сделав коллективные вышивки «Снегири на ветке», «Картинка о лете», «С кем дружит гриб».

Большую роль в создании яркого образа дальневосточной при­роды отвожу музыке. Совместно с музыкальным руководителем сде­лала подборку репертуара о природе. Музыкальный сборник «Природа и музыка», где собраны произведения Чайковского, Свиридова, Вивальди, постоянно использую в работе с детьми, что помогает развитию творческого воображения, эмоций, умению слышать и пони­мать мир природы.

Занятия по воспитанию экологической культуры провожу в виде игр путешествий, викторин, клубов знатоков, мини-спектаклей бесед и экскурсий, Использую кроссворды, карты, планы, схемы. По многим темам составляем с детьми экологические книжки, плакаты в защиту природы.

Воспитание любви к природе нашего края сочетаю с изучением краеведения, истории коренных народов Приамурья, их самобытной культурой.

Работу по экологическому воспитанию провожу в тесном контакте с родителями. Рубрика «Окно в природу» проходит через родительский уголок, где помещаю статьи из периодической печати, книг, журналов. А также через родительские собрания, консульта­ции, встречи за круглым столом, совместно с детьми, экологические праздники и развлечения.

Родители помогают в приобретении саженцев деревьев, кустар­ников, цветов, с большим удовольствием делятся урожаем овощей, фруктов, ягод, выращенных вместе с детьми на дачных участках. Приносят овес для выращивания зеленого корма в холодное время года. Родители приобщают детей к благоустройству дворов. Принимали активное участие в выставке «Что нам осень подарила». Возвращаясь из отпусков, приносят дары моря - различные ракушки. После проведенной встречи за круглым столом у многих детей поя­вились дома питомцы. Родители стали способствовать созданию условий для просмотра телепередач о природе, приобретать книги, фильмы гуманного содержания.

Я убеждена, что формирование экологического мировоззрения, любви к природе родного края возможно только при условии непре­рывного экологического образования во всех видах детской деятельности и положительного примера со стороны взрослых.

Доброжелательные отношения моих ребят друг к другу, забот­ливое отношение к обитателям живого уголка, открытость, потребность поделиться впечатлениями об увиденном, прочитанном, пережитом дает мне право думать, что проделанная мною работа способст­вует формированию у детей экологической культуры, правильному мировоззрению, исключающему потребительское отношение к при­роде.

        Воспитывая у детей гуманное отношение к природе, я форми­рую у них представление о здоровом образе жизни, единстве человека и природы.

Я полностью уверена, что мои воспитанники всегда будут гуманно относи­ться ко всему живому: сверстникам, взрослым, пожилым людям, растениям и животным. Стремиться создавать благоприятные условия для живых существ, помнить и выполнять правила поведе­ния в природе, приумножать богатства родного края, красоту которого воспел поэт-дальневосточник Петр Комаров:

 

Небеса с колдовскими закатами

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой.

 

И любая березка знакома нам

Только крикнешь - на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

 

Я бы ветры выпил твои с жаждою

Я бы выпил ручьи до глотка

Я тропинку бы выходил каждую, -

Да моя сторона велика.

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Детская литература Хабаровских писателей

 

                           

                                

                        

 

 

Книги о Хабаровске и Хабаровском крае

                  

 

Работа с детьми и родителями

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к летней оздоровительной компании начинается до наступления летнего сезона и от этой подготовки зависит, как дети проведут лето в детском саду. В связи со сложившейся ситуацией, работа летнего сезона только начинается, поэтому данный Чек-лист не будет опаздавшим.

Подготовка воспитиателя к летнему сезону.pdf 

Конспект НОД «В гости к Айоге» с применением технологии «Посткроссинг».  Автор: Надежда Токарь

 Цель:

• Дети уточнят знания о традициях коренных малочисленных народов Приамурья (нанайцев).

Задачи:

  • Актуализировать и уточнить знания детей через ознакомление с музейными экспонатами выставки «Быт и культура коренных народов Приамурья»
  • Продолжать знакомство детей с многонациональной Россией на примере республики Татарстан
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей
  • Познакомить с нанайскими играми. Воспитывать в ходе игр чуткость, выносливость, ловкость, слуховое внимание и восприятие.

      

 Предварительная работа:

• Чтение нанайских сказок.

• Рассматривание иллюстраций из жизни нанайцев.

• Беседы о коренных жителях Амура.

• Знакомство с национальными играми нанайцев.

• Слушание нанайской музыки, песен.

• Подготовка макета Хабаровский край. На макете Амур, нанайское стойбище с лодками.

• Сбор и подготовка музея коренных народов ДВ.

 

 

  • Оборудование: письмо из Татарстана, кукла Айога в нанайском наряде, музей- выставки «Быт и культура коренных народов Приамурья»,  мр3 запись музыки, фотоаппарат, фотографии, письмо с фотографиями, 2 бумажных халата, узоры для аппликации, клей, конверт

 

Ход:

Организационный момент:

-Здравствуйте, друзья!

В этом круге все-друзья:

Мы, и вы, и ты и я.

Улыбнись тому, кто справа,

Улыбнись тому, кто слева –

Мы одна семья.

    

Ребята, егодня нам пришло письмо из Татарстана детского садика «……………..». Мы их просили рассказать о национальностях проживающих на их территории.

Читаем письмо, рассматриваем иллюстрации.

В конце письма вопрос: Ребята, какие коренные народы проживают у вас на ДВ? Расскажите нам.

 

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие коренные народы проживают на ДВ? (Нанайцы, эвенки, эвены, ульчи, орочи, удэгейцы, негедальцы, нивхи)  Как мы можем подробнее узнать о них? (посетить выставку-музей) А как мы расскажем ребятам из Татарстана о чем мы узнали? (напишем письмо, сделаем и отправим фотографии )

Воспитатель: Приглашаю вас пройти в музей. (Проходят в музей в холле д/с)

Воспитатель: Наш музей разделен на зоны (мужскую и женскую. У музея есть хранительница. Узнаете? (Да. Наша кукла Айога) Из какой она сказки?  (Айога)

Договариваемся с ребятами, что каждый экспонат мы фотографируем на фотоаппарат, чтобы фотографии отправить детям в Татарстан.

Основная часть:

Первая зона (мужская).

Воспитатель: Проходим в мужскую зону. Ребята, а как вы думаете какие основные профессии мужчин? (Знакомство с профессиями мужчин: рыбаки, охотники. Рассмотрели рыболовные снасти: сети, острогу, нанайскую лодку на иллюстрации и вылепленную из пластилина. Рассмотрели охотничье снаряжение: лук, стрелы. В ходе рассматривания дети получают информацию о том, что охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды.

Воспитатель: Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами).

     Воспитатель: А как вы думайте,  какие качества развивали в нанайских играх? Ответы детей: (ловкость, смекалку, быстроту)

Воспитатель: Поиграем в игру  которая называется «Хейро». Кто помнит, что означает это слово на русском языке? Дети: Солнце.

Описание: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят- «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Солнце старается запятнать игроков.

  Воспитатель:  Но охота и рыбалка- это занятия мужчин. А чем занимались женщины народов Приамурья? А может кто из ребят знает?

Дети: (высказывают свои предположения). Ответы детей (готовили пищу, ухаживали за детьми, обрабатывали и выделывали шкуру, шили одежду, обувь, головные уборы, диких зверей, кожи рыбы, без которой нельзя было обойтись в тайге).

Вторая зона (женская).

Воспитатель: Проходим в женскую зону.  Ребята, давайте рассмотрим узоры на халатах, поясах, подушках, коврах. Рассматривание узоров. Что они обозначают? ( волны Амура, природу, рыбы, птицы).

Посмотрите на цвет  узоров. Как вы думаете, что обозначает красный цвет? Желтый? Синий? Зеленый? (красный - огонь, желтый - солнце, синий - вода, зеленый – растения).

Воспитатель: Ребята, а давайте сами украсим халат . Дети деляться на две команды, каждой выдается бумажный халат и узоры для аппликации. Нужно украсить халат узорами.

Воспитатель: А еще и женщины, и мужчины, и взрослые и дети любили танцевать. Под национальную музыку нанайцы танцуют, изображая движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя. (иллюстрации из жизни нанайской семьи)

Импровизация с воспитателем. Дети под нанайские мотивы «танцуют»  - повторяют следом за воспитателем ритмические движения.

 Воспитатель: Как много  мы сегодня вспомнили и узнали.

Ребята что мы напишем в письме ?

 Какие фотографии отправим? (Вкладывают в конверт)

С играми каких народов мы сегодня познакомились?

 Какие игры вы запомнили?

Чем  вам понравилось занятие?

Давайте повторим название игр, в которые сегодня играли.

В какие игры обязательно поиграете еще раз?

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам пойти в группу и дополнить письмо рисунками (вашими впечатлениями) о сегодняшнем занятии.

Дети отправляются в группу с воспитателем.

 

 

Я работаю воспитателем детского сада. Посвятила этому  без малого тридцать лет. Одной из главных своих задач, считаю  воспитание  нравственно-патриотических чувств у детей, любви к своей Родине.

В нашем коллективе педагоги под руководством заведующей ежегодно работают с детьми над проектами, посвященными Дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; воспитание чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через различные виды детской деятельности.

Реализацию проекта мы осуществляем в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

В преддверии празднования 75-летия Победы, на фоне общего подъема патриотизма в стране, воспитание нравственно-патриотических чувств детей, на наш взгляд, является наиболее своевременным.

Наши педагоги проделали большую работу по обогащению предметно-развивающей среды групп: библиотеки пополнены детскими  книгами военной тематики, видеоматериалами, аудиозаписями музыки времен войны. Подготовлены подборки стихов, пословиц и поговорок о смелости, подвиге, победе.

Я работаю в  логопедической группе.  Мы совместно с педагогами  знакомим детей с художественными  произведениями, посвященными подвигу героев войны,  репродукциями картин, разучиваем стихи, пословицы. Вместе с детьми нам очень нравится слушать и петь военные песни. Приятно видеть, как трогают детскую душу их проникновенные слова. В детских глазах сменяются понимание, сочувствие, радость, грусть, гордость. С воодушевлением  дети поют «Катюшу», «Три танкиста». К празднику мы подготовили  коллективную работу «Танковая атака». Дети с удовольствием  рисовали военную технику, вырезали свои рисунки, наклеивали на  картину, которую оформили сами. Каждый день у ребят возникали новые предложения по поводу ее украшения, и картина  удалась на славу! В ней мы видим героизм нашего народа в борьбе с врагом.

  В группе оформили выставку детских рисунков и поделок.

При реализации  проекта мы тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников: составляем летопись о героях войны, где они рассказывают о героических судьбах своих родных, защищавших нашу Родину, помещают их фотографии.

Родители  посещают с детьми памятники воинской славы нашего города и делают  фотоотчеты.

Каждый год проводим с детьми организованную  образовательную  деятельность на темы «Хлеб войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны». Какими серьезными, с печалью и состраданием в глазах, мы увидели наших детей, когда они слушали рассказ о жизни в блокадном Ленинграде, смотрели видеофильм о хлебе войны. Ребятам предложили угощение: сладости и черный хлеб. Все выбрали кусочек хлеба и с аппетитом съели его, посыпав солью.

Огромный интерес вызвал у детей рассказ о военных наградах, которые они смогли рассмотреть, подержать в своих руках. С гордостью наши ребята принесли медали своих прадедушек. В каждой семье есть свои герои и рассказы об их подвигах должны передаваться из поколения к поколению.

Есть такой герой и в моей семье. Я всегда с особенным трепетом рассказываю о нем своим воспитанникам, показываю семейные реликвии: документы времен Великой Отечественной войны и награды.

75 лет назад отгремел праздничный салют Победы, закончилась  освободительная  война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Война не обошла стороной и нашу семью. Мы храним память о нашем ветеране – Левковском Степане Максимовиче.

Мои самые яркие впечатления – из детства. Они связаны с моими любимыми бабушкой и дедушкой, которых очень часто вспоминаю. До сих пор помню дедушкины шрамы от осколочных ранений, полученных на фронтах Великой Отечественной войны.

Мой дедушка, Левковский Степан Максимович, ветеран Великой Отечественной войны, родился на Украине 15 августа 1891 года в селе Левковичи Слощанского района Житомирской области. Вместе с семьей: моей бабушкой Галиной Романовной и двумя дочками, одна из них – моя мама Алла Степановна, они жили в Харькове.

Дедушку призвали в ряды Красной Армии в сентябре 1943 года в Лебединском райвоенкомате Сумской области, он принял присягу при 169 стрелковом полку. Воевал мой дедушка в составе 1 Украинского фронта. В составе 40 армии 237 стрелковой дивизии 38 стрелкового полка при выполнении боевого приказа командования (отражение контратаки противника),  Левковский Степан Максимович был дважды ранен, находился на излечении в госпитале. От этих ранений и остались на всю жизнь шрамы у дедушки.

После излечения дедушку направили в 1 роту 73 отдельного рабочего батальона, где, как сказано в наградном листе к медали «За боевые заслуги», показал себя дисциплинированным бойцом, выполнял все приказы командования. За это имел ряд благодарностей от командования части, пользовался большим авторитетом среди личного состава. «Предан Социалистической Родине, партии и правительству».

Победу 9 мая дедушка встретил в Праге, столице Чехословакии, где еще шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками.

Спустя много лет я посетила Прагу и с огромным волнением ходила по брусчатке ее красивых улиц, думая, что здесь сражались за освобождение города  мой дедушка и его товарищи по оружию!

Дедушка был красивым, веселым и остроумным человеком. Он очень любил бабушку, своих дочерей и внуков. Несмотря на тяготы военных лет, дедушка и бабушка прожили долгую, достойную и счастливую жизнь

Левковский Степан Максимович – ветеран Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды, его имя занесено в Книгу Памяти Хабаровского края.

Память  о дедушке  я храню в своем сердце и передаю своим детям и внукам. Мы очень гордимся нашим героем, бережно сохраняем его награды и  документы: красноармейскую книжку и военный билет.

Перед нами, педагогами, стоит важная задача: сохранить в памяти детей героизм и подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне, душевно и заботливо относиться к ветеранам.

Постигнутые  в детстве нравственные ценности, останутся с человеком навсегда. Ради этого мы, педагоги, и работаем.

 

17 июня 2020г состоялось краевое совещание в режиме видеоконференции

"Естественнонаучное и инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста: от научной концепции к образовательной программе и вариативной практике".

В мероприятии приняли участие 95 педагогов, среди которых  были методисты ММС, руководители дошкольных образовательных организаций и их заместители из 17 муниципальных районов края.

Цель  данного мероприятия:  представление  лучших  практик  создания условий для развития  предпосылок естественнонаучного и  инженерного мышления  у детей дошкольного возраста (промежуточные отчеты дошкольных образовательных организаций, имеющих статус краевых инновационных площадок   о  реализации 1 этапа и  дальнейших планах  реализации Дорожной карты проекта).

Свои инновационные проекты представили 5 дошкольных организаций края: МБДОУ ДС №15 г. Николаевска-на-Амуре, МБДОУ ДС № 3 г.Советская Гавань, МБДОУ ДС№12 и ДС №10 п. Чегдомын, МДОУ ДС № 7 г. Комсомольска-на-Амуре. Тематика инновационной деятельности коллективов интересна и разнообразна. От  познавательного развития ребенка дошкольного возраста средствами конструирования, робототехники, ТРИЗ технологии до  развития исследовательского поведения у  детей дошкольного возраста посредством использования  цифровой лаборатории, исследований в области археологии и  элементарных географических представлений, способствующих расширению представлений детей о странах мира.

Материалы совещания позволили педагогам, занимающимся инновационной деятельностью, разобраться в следующих вопросах:

- что такое инженерное мышление, и какие виды мышления возможно и необходимо развивать в дошкольном возрасте;

- на  какие виды деятельности и культурные практики, доступные детям дошкольного возраста, необходимо опираться ДОО при реализации проектов КИП;

- услышать интересные идеи реализации данного направления на практике.

- муниципальным методическим службам края  была представлена  информация о занесение данных в ГИС ДДО и переводе  детских садов на 2020/2021 учебный год.

Конференцию  провели Сенишина Виктория Борисовна, главный специалист управления общего и дополнительного образования министерства образования и науки Хабаровского края и начальник отдела дошкольного образования центра общего образования ХК ИРО,  Сальникова Татьяна Григорьевна.

Благодарим участников конференции за активность, а выступающих за яркое, живое и содержательное представление своей деятельности. Желаем творческих успехов и эффективного взаимодействия в процессе интересной инновационной деятельности!

Программа.docx

Отчеты выступающих размещены в разделе "Инновационная деятельность".Презентацию Сальниковой Т.Г. можно посмотреть по ссылке 

ttps://drive.google.com/file/d/1z-L_BpQYG7XymM6zdIY_Ymm1Dg_9jSYc/view?usp=sharing

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Выполнила Кравчук Н.Г. высшая квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад №138» г.Хабаровска

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо, только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению школьной программы. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья. Поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом [5, 96]. Вклад в разработку разных аспектов этой проблемы внесли: А.М. Амосов, А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, и др. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляещему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется правильное поведение, складываются привычки. Цель работы: выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию здорового образа жизни детей старшего возраста.

Задачи работы: Рассмотреть понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Раскрыть особенность формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего возраста. Выявить условия способствующие формированию здорового образа жизни у детей старшего возраста. Выявить уровень сформированности здорового образа жизни у дошкольников Объект исследования – процесс формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Предмет исследования – условия формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

1. Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников - Сущность и содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста Здоровье населения, особенно детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Необходимость сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизни и формирования ценностного отношения к своему здоровью стоят в центре внимания философов, педагогов, психологов, социологов, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, важным компонентом которой является культура здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [10,176]. По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [4,90]. Рассуждая о здоровом образе жизни, известный врач П.М. Амосов сформулировал основные принципы философии здоровья, среди которых выделяется фактор самоорганизации человека, его активная позиция к собственному здоровьесозиданию, требующая постоянных и значительных усилий в области сохранения и укрепления здоровья [2, 8]. Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно- образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей. Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Здоровье ребенка предопределяется не только его психофизиологическими особенностями, но и зависит от образа жизни семьи и обусловлено условиями социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельностъ. Человеку с раннего возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения, которые обязаны обеспечить «охрану жизни и укрепление здоровья детей». Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Решение этой задачи, т. е. воспитание людей высокой культуры, является делом государственной важности. Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала детского учреждения, а также родителей. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: - активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; - «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания ( насухо вытираются полотенцем, чистят зубы, полоскают рот после еды, моют ноги перед сном, правильно пользуются носовым платком и др.), прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [8,14]. У детей этого возраста развито умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям. Продолжают развиваться органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствуются знания детей о дорожных знаках и их значении. Представления о здоровом образе жизни являются важным компонентом систематизированных знаний и представлений детей об окружающем мире и требуют относительно высокого уровня аналитико – синтетической деятельности, сравнения, обобщения, умозаключения. Они свидетельствуют об умении детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, об особенностях формирования активной жизненной позиции. На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников: - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; - интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; - духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм. Анализ программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д. Так, в комплексной программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться, то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.» [8,15]. Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга». Эта программа напоминает воспитателям об основных возрастных анатомо-физиологических особенностях ребенка, что нужно сделать и как для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, увеличить силы и выносливость ребенка, повысить сопротивляемость к болезням. Авторы программы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др. считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения. В комплексной общеобразовательной программе «Успех» разработанной авторским коллективом, психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Основные задачи психолого-педагогической работы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о ЗОЖ. Основная общеобразовательная программа «Истоки» в образовательной области « Здоровье » особое внимание уделяет формированию и закреплению у детей полезных навыков, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни(гимнастика, игры, подвижные игры, закаливающие процедуры). Дети также получают элементарные представления о действии некоторых лечебно – профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных их них. Главным фактором охраны и укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни остается выполнение рационального режима дня. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. 2. 2. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников - Условия, способствующие успешному формированию здорового образа жизни у старших дошкольников Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его физическое и психическое здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка. Формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья – задачи, стоящие перед нами, создание здоровьесберегающей системы в образовательных областях предполагает целенаправленную работу нашего педагогического коллектива в таких образовательных областях как «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность». Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является создание условий для здорового образа жизни (физическое развитие, оздоровление, профилактика простудных заболеваний, развитие начал ЗОЖ). Начинали эту деятельность (педагогическую, медицинскую и т.д.) по вышеуказанному направлению после целенаправленного анализа состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребёнка. Особенно часто встречаются дети с изменением опорно-двигательного аппарата, а также с заболеваниями глаз, дыхательной и нервной систем. Проанализировав современные здоровьесохраняющие технологии (программа «Здоровье» В.Г.Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, «Педагогика здоровья» М.Г.Колесниковой), учитывая специфику реализуемой образовательной программы «Радуга» и материально технические условия детского сада, я определила, что наша система работы по созданию условий для здорового образа жизни в детском саду должна базироваться на: - особенностях соматического и психофизического здоровья детей и уровне двигательного развития каждого воспитанника; - здоровьесберегающих методах и технологиях организации воспитательно-образовательного процесса; - принципах гуманности, систематичности, последовательности, индивидуальности. С целью исключения риска перегрузки детей и с учетом вышеуказанных принципов разработан комплекс оздоровительной деятельности по следующим основным направлениям: - Организация режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; - Организация питания; - Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; - Организация профилактической работы с детьми; - Физическое воспитание детей. Организация санитарно–эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей нашего детского сада регламентируются целой серией нормативно – правовых и инструктивных документов, которые знают не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников. Привитие детям гигиенических навыков – это одно из необходимых условий для формирования у них осознанного отношения к своему здоровью. Уход за ребёнком – это, прежде всего, обеспечение чистоты его тела, одежды (умывание, одевание, аккуратное пользование туалетом). Выполнение элементарных гигиенических требований традиционно осуществляется с использованием словесно-игровых приёмов, сопровождающихся потешками, стихами, песенками, шутками и др. Организация питания в детском саду направлена на оздоровление и оптимизацию физического развития воспитанников. Обеспечение психологической безопасности детей Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувства дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная, если обида, то сильная, если страх, то большой. С целью предупреждения нежелательных аффективных проявлений и создания психологической комфортности во время пребывания их в детском саду мной реализуются технология «традиция»: «Утро радостных встреч», «Сладкий час», «Календарь прожитого дня» и т.п. Важным компонентом в создании условий по обеспечению психологической безопасности детей является предметно-пространственная среда, которая предусматривает не только всевозможные виды детской деятельности (театральной, изобразительной, творческого труда, музыкальной и др.), но и учитывает интересы, возможности и потребности детей. Физическое воспитание детей при реализации задач, обозначенных комплексной образовательной программой «Радуга, коллектив детского сада определил приоритеты своей деятельности – это: -организация рационального уровня двигательного режима; -развитие у дошкольников первоначальных устойчивых представлений о ЗОЖ. Планирование различных видов физкультурных занятий (традиционных, сюжетных, игровых, интегрированных, занятий – соревнований, музыкальных занятий – прогулок и т.д.) осуществляется по определённой схеме планирования и с учётом их последовательности и чередования.

Воспитательно - образовательная работа в ДОУ- В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств: 1. Средства двигательной направленности: - физические упражнения; - физкультминутки и паузы; - эмоциональные разрядки; - гимнастика (оздоровительная после сна); - пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; - лечебная физкультура; - подвижные и спортивные игры; - массаж; - самомассаж; - психогимнастика; - сухой бассейн и др. Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно - развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками, картотекой стихов, сопровождающими упражнениями, книгами для развития мелкой моторики, различными предметами для выполнения упражнений, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы на которых запечатлены моменты занятий и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д. Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую “Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий. В течение года осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой. При проведении закаливающих мероприятий осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Таким образом, проводимые мной мероприятия приводят к снижению заболеваемости. Наряду с двигательной активностью

зож предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Мной проводится определённая работа по ознакомлению детей с человеческим организмом. Девизом этих занятий служат слова: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!», а их целью является развитие у детей чувства ответственности за своё здоровье, умений и навыков гигиенического ухода за своим телом. Эффективность создания оздоровительной системы ДОУ во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, медицинского работника и родителей. Для родителей организуются спортивные праздники, эстафеты, оформляются информационные стенды, памятки, буклеты. Таким образом, здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Важность приобщения дошкольников к ЗОЖ обусловлена, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. Периоды интенсивного развития детского организма резко повышают его чувствительность к внешним воздействиям, и грамотно проводимая в этот период воспитательная работа может существенно повлиять на формирование здорового образа жизни ребенка, представления о ЗОЖ у дошкольников сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер, что проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ. Основными факторами, влияющими на формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, являются их личный опыт, условия семейного воспитания, наличие целенаправленной коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада. В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота представлений о здоровье и возможностях его укрепления, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность. В группе «Солнышко» установлена возможность формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста в специально созданных педагогических условиях, которыми являются - гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и целенаправленная педагогическая работа по овладению дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Список литературы Антонов Ю.Е, Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник.- М., 2008. – С. 164. Веремкович Л. // Дошкольное воспитание. – 1993. - №2. С.7- 8. Змановский Ю.Ф. // Дошкольное воспитание. – 1993. -№9. С. 34-36. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.; 2005. – С.448. Козлова Н.Н., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. – 2004. №3.- С. 13-15. Маханева Е.М. Воспитание здорового ребенка. – М.; 1998. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С. 14-17. Новикова И.Н. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – С. 3. Рапацевич Е.С. Педагогика. – М.;2005.- С.116. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.; 2000. Сластенин В.А. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003. – С. 288.