Загрузка...

Фото

     

В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, которые обусловлены социальным заказом, ежегодным ростом востребованности государственных институтов воспитания, прежде всего дошкольных образовательных учреждений. Их цель - повысить конкурентоспособность российского образования и социально-инновационный потенциал общества в целом.

     Нет почетнее профессии, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд.

       Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.

      В связи с изменениями в системе образования появляется острая потребность в высоко профессиональных специалистах, способных гибко реагировать на происходящие перемены, перспективно мыслящих, готовых принять на себя ответственность за предлагаемые решения и внедряемые проекты, в специалистах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в организации дошкольного образования. Большие надежды возлагаются на выпускников высших и средних педагогических учебных заведений.  

     Однако в последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

   Из опыта работы замечу, что многие молодые воспитатели переживают из-за собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, боятся что-то забыть, упустить важные моменты профессиональной деятельности. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.

      Профессиональная адаптация начинающего педагога во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д. 

     Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

ü профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;

ü в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

ü материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

       Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.   

    В течение первых трех лет педагогической деятельности начинающий педагог приобретает начальный практический педагогический опыт, осваивает основные профессиональные навыки. Именно в этот период меняется одна из ведущих деятельностей начинающего педагога: учебную деятельность заменяет «производственная» - педагогическая, которая имеет характерные особенности:

ü педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

ü педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию;

ü труд педагога – процесс творческий, поэтому   в деятельности педагога не бывает повторений, требующих повторяющихся моделей поведения;

ü педагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально выверенной реакции;

ü значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и высокая цена допущенных ошибок;

ü постоянная работа в условиях высокого уровня неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных применяемых технологиях итоговые результаты деятельности могут быть разными);

ü существенное значение внутренней мотивации педагога (это частично связанно с ограниченными возможностями внешней мотивации).

     Чтобы адаптация не затянулась, а у начинающего педагога не развивались чувства неуверенности, неполноценности, пессимизма, необходимо     своевременное оказание реальной поддержки и помощи.

       Работа с начинающими педагогами в нашем учреждении планируется с учетом:        

- уровня базового образования;

- индивидуальных особенностях;

- уровня профессиональных потребностей педагога;

- наличии опыта работы.

      Используются различные формы  работы:

ü консультации;

ü семинары;

ü практические занятия;

ü методические объединения;

ü деловые игры;

ü творческие гостиные, практикумы.

  В нашем дошкольном образовательном учреждении работа с начинающими педагогами ведется в двух направлениях:

1. Начинающий педагог - старший воспитатель. Старший воспитатель  создает условия для легкой адаптации начинающего педагога на работе; обеспечивает необходимой методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, пособиями, оказывает необходимую  консультативную помощь.

2. Начинающий педагог – коллега. За начинающим педагогом закрепляется педагог-наставник, который оказывает  поддержку.

     Ключевым моментом в этом вопросе становится деятельность педагогов-наставников.

  Наставничество мы практикуем давно. И если раньше мы работали с молодыми специалистами, приходящими к нам после окончания высших и средних специальных учебных заведений, то сейчас приходится переориентироваться на начинающих воспитателей, получивших дошкольное образование заочно или прошедших  профессиональную переподготовку по программе «Теория и методика дошкольного образования». Поэтому работу с начинающими педагогами приходится пересмотреть. 

      Цель наставничества в ДОУ – это оказание помощи начинающим  педагогам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового состава.

      Задачи наставничества в ДОУ продиктованы необходимостью:

ü привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

ü ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

ü способствовать успешной адаптации начинающих педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;

ü организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам:

-    в проектировании и моделировании образовательной деятельности;

-  проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

-  формирования умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной деятельности;

- формирования умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении;

- формирования уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

      В соответствии с целью и задачами разрабатывается план взаимодействия педагога-наставника  с начинающим  педагогом.

      Обучение    проводится в разных формах:

- обучение на рабочем месте;

- участие в работе методического объединения ДОУ;

- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

 - просмотр открытых занятий педагога-наставника и коллег;

-  решение и анализ педагогических ситуаций;

-  практическое обучение - составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.

       Разнообразные формы работы с начинающим педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

    Если в образовательном учреждении выстроена система методической и управленческой поддержки начинающих педагогов, то их отток из учреждений – минимален. 

 Методическое объединение ДОУ, как фактор развития профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

 

Автор: Клюшенкова И.В. ,

 старший воспитатель МАДОУ № 185 

 

      Актуальность. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к дошкольному образованию, в том числе и к профессионализму воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста. Поэтому система повышения квалификации воспитателей ДОУ на сегодня, как никогда является востребованной.  Как организовать работу по повышению профессиональной компетентности педагогов решается в каждом дошкольном образовательном учреждении в зависимости от педагогического состава ДОУ.

     В своем образовательном учреждении мы столкнулись с рядом проблем:

- в учреждение не приходят работать молодые специалисты (уменьшение количества выпускников факультетов дошкольного образования педагогических ВУЗов и колледжей);

- значительный рост числа педагогов, не имеющих специального (дошкольного) образования (в учреждении большинство педагогов учителя-предметники);

- недостаточная активность педагогов, отсутствие заинтересованности.

     И как показывает опыт и результаты проведенной диагностики, далеко не все воспитатели в полной мере реализуют творческий потенциал своей профессии, а воспитательно-образовательный процесс зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка. А ведь современный воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как инициативность, креативность, самостоятельность, уверенность в себе, мотивацию к постоянному обучению. Он должен планировать свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием. Поскольку креативность имеет огромное значение для становления личности ребенка,  был исследован уровень творческого потенциала педагогов. Диагностика проводилась в начале и в конце года.  Использовала тест «Ваш творческий потенциал». На него  ориентировалась при выборе форм работы.

    Теоретическое обоснование опыта.  Анализ реальной ситуации и  психолого-педагогической литературы показал, что современная образовательная ситуация требует поиска новых подходов в повышении квалификации педагогов.

     По мнению А.К.Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в обученности воспитанников.  А К.Ю.Белая считает: «взаимодействие субъектов управления осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формально».

  Система работы.    Передо мной встали вопросы: «Что поставить в приоритет инновационных преобразований?» «Какие стимулы задействовать для повышения качества профессиональной компетентности педагогов?» «Каким образом объединить сотрудников и направить их в единое русло?» С этими и множеством других вопросов вышло руководство к коллективу на одном из педагогических советов.

     В качестве одного из путей решения вставших проблем было выдвинуто образование методического объединения на базе ДОУ, где каждый сотрудник учреждения будет иметь возможность самореализации своих профессиональных качеств. Я рассматривала методическое объединение ДОУ, как эффективную форму повышения квалификации педагогов, обеспечивающую создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня профессионального мастерства каждого педагога.   Использование методического объединение в работе с педагогами позволяет избежать заорганизованности, однообразия форм и методов, когда преобладает объяснительно-иллюстративные методы, а педагоги становятся пассивными слушателями консультаций и семинаров.

    Организуя работу методического объединения ДОУ  я  преследовала цель: создание коллектива единомышленников, объединение усилий педагогов на повышение качества воспитательно-образовательного процесса; повышение мастерства и  квалификации педагогов,  обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

      Задачи методического объединения:

  1. Организовать информационно-методическую помощь.
  2. Создать у педагогов мотивацию на совместную деятельность, усилить чувство сплоченности.
  3. Включить педагогов в научно-методическую, опытно-педагогическую деятельность.
  4. Создать информационно-педагогический банк достижений, популяризовать и распространять передовой педагогический опыт.
  5.  Повысить качество и эффективность образовательного процесса, сохранение здоровья дошкольников.  

     Методическое объединение   работает в нашем учреждении на протяжении нескольких лет и представляет собой комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта.    Основной принцип работы методического объединения – добровольность.

     На педагогическом совете было утверждено положение о методическом объединении ДОУ и организована группа из заинтересованных педагогов, желающих изучать предложенную тему. В группу вошли воспитатели и узкие специалисты учреждения.  С ними были оговорены проблемные вопросы, которые они хотели бы изучить в течение года и периодичность заседаний методического объединения. Был составлен план работы МО. 

     В течение года проводятся четыре заседания методического объединения педагогов.  На первом заседании, обсуждается план работы на учебный год,  и педагоги знакомятся с нормативными документами и теоритическим аспектом вопроса. На последующих, рабочих заседаниях, проводится практический показ деятельности с последующим обсуждением, рассматриваются проблемные вопросы, разрабатываются практические материалы и рекомендации, дается домашнее задание для педагогов.  На каждом последующем заседании рассматривается домашнее задание и обсуждаются новые вопросы. На заключительном (итоговом) заседании анализируется работа методического объединения за год, представляется продукт совместной деятельности и обсуждаются основные направления работы на следующий учебный год.

    В первые годы работы методического объединения наблюдалась пассивность, отсутствие заинтересованности, недостаточная активность педагогов в работе методических объединений. Стремление преодолеть эту тенденцию подтолкнуло к поиску новых активных форм и методов работы с педагогами, способствующих развитию творчества и профессионального мастерства.

       Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Практика   показала, что конечный результат любого методических мероприятий будет высоким, если при его подготовке и проведении используются разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.

          Последние два года мы работаем над проблемой «Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей». Тема была выбрана не случайно, во-первых, данная проблема является актуальной для образовательных учреждений. Во-вторых, физическое развитие и формирование культуры здоровья  является приоритетным направлением в работе нашего учреждения. 

    Моя задача, как организатора методического объединения,  состоит в том, чтобы создать среду, необходимые условия для самореализации, где каждый педагог участвовал бы в творческом поиске. Поэтому, особое внимание уделяется выбору форм работы. Наряду с традиционными, мы использовали и активные формы работы:

  •  методическое объединение – презентация;
  • совместный просмотр вебинара В.Паршиной «Использование подвижных игр в различных видах деятельности»;
  • мастер-класс «Формирование навыков здорового образа жизни у  дошкольников в условиях ДОУ»;
  • круглый стол   «Формирование навыков ЗОЖ у детей и их родителей»;
  • деловая игра «Организация взаимодействия   педагогического коллектива ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»;
  • педагогический кроссворд;
  • практикум «Эффективные методики оздоровления»;
  • поисково-творческие задания (разработка проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», викторины по ЗОЖ для старших дошкольников и т.д.).

     Такие формы проведения заседаний методического объединения обеспечивают психологический комфорт педагогов, учитывают индивидуальные и личностные качества участников, их профессиональный уровень, ораторские навыки, умения, психологическую готовность.

       Например, в деловой игре «Организация взаимодействия педагогического коллектива ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей» педагоги систематизировали свои знания по проблеме, смогли лучше связать теорию с практикой.

        При обсуждении проблемы формирования навыков ЗОЖ у детей и их родителей, педагоги смогли найти новые, более эффективные формы совместной работы (с детьми и родителями) и составить памятку с указанием этих форм.

          Работа методического объединения предусматривает проведение открытых мероприятий с детьми. К ним относятся различные виды образовательной деятельности, как специально подготовленной, так и образовательной деятельности в режимных моментах (занятия по физическому развитию с фитболами, занятия на воздухе в форме подвижных игр, гимнастика после дневного сна, викторина по ЗОЖ и т.п.). Здесь важно включить педагога в обсуждение проведенного мероприятия. Для этого используются разнообразные перфокарты наблюдений, которые помогают педагогам сделать анализ более разноплановым.

     Эффективному анализу работы помогает использование метода незаконченного предложения:

- Я увидела, что…

- Я была удивлена тем, что…

- Мне понравилось…..

- У меня возник вопрос…

   За два года работы методического объединения по данной теме было наработано следующее:

  1. Создана нормативно-правовая база по проблеме.
  2. Разработана и проведена викторина по ЗОЖ со старшими дошкольниками.
  3. Разработана памятка для воспитателей «Эффективные формы работы с родителями по ЗОЖ».
  4. Разработана и успешно реализуется план-программа по приобщению родителей к ЗОЖ.
  5. Разработан и успешно реализуется совместный план инструктора и педагога-психолога  «От счастья ключи в семье ищи»
  6. Разработаны планы физкультурных занятий на воздухе в игровой форме на все возрастные группы.

 

      Результаты.  В качестве признаков успешной работы методического объединения ДОУ можно выделить следующие показатели:

- педагоги демонстрируют достаточно открытое и искреннее поведение;

- во взаимоотношениях преобладает доброжелательный фон взаимодействия;

- отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи;

- мотивационная среда педагогов учреждения характеризуется стремлением совершенствовать формы и методы работы, направленность на повышение своего профессионального уровня;

- повысились показатели творческого потенциала и креативности педагогов.

       Это  показали результаты анкетирования «Удовлетворенность педагогов возможностью проявления и реализации своих профессиональных и личностных качеств». Кроме того, среди педагогов учреждения наблюдается высокая мотивационная готовность к повышению квалификации. За последние два года увеличилось число педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории (на 01.09.2019 г. аттестовано 61% педагогов).

        Достижения: Заседание методического объединения в форме деловой игры было представлено в рамках участия учреждения в городском смотре – конкурсе «Маленькая страна» в 2017 году и получило высокую оценку членов жюри.  Учреждение является победителем смотра-конкурса (Диплом I степени) в номинации «Детский сад – лучшая мастерская педагогических кадров». В 2018 году с опытом работы участвовала в городском конкурсе методического мастерства, номинации «Лучшее методическое объединение ДОУ». В марте 2019 года на базе ДОУ провели методическое объединение для заместителей по ВМР  и старших воспитателей по данной проблеме. В 2018 учреждение присоединилось к всероссийскому физкультурно-спортивному движению «Готов к труду и обороне». Педагоги учреждения и дошкольники 6-7 лет выполняют нормативы ГТО и получают золотые, бронзовые и серебряные  знаки.

     Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод, что методическое объединение ДОУ – это школа повышения профессионального мастерства педагогических кадров, информационное пространство для обмена педагогическим опытом. Рекомендации, разработанные по итогам деятельности методических объединений, помогают повысить качество воспитательно-образовательного процесса, улучшить работу с родителями.

     Перспектива:

- дальнейшее развитие и эффективное использование педагогического потенциала учреждения;

- пополнения банка идей и инноваций;

- повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию эффективных развивающих технологий, в воспитании и обучении дошкольников.

 

 

Литература.

  1. Белая К.Ю. Методическая работа с ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М., 2010 г.
  2. Волобуева М.В. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М, 2008 г.
  3. Денякина А.М. Новые подходы к управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 1997 г.
  4. Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. Волгоград, 2015 г.
  5. Рожина Т.В. Организация методического объединения воспитателей. //Методист, 2015 г. 

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.

Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Проект – это «5 П»

  • ПРОБЛЕМА (значимая задача),
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций),
  • ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
  • ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Алгоритм разработки проекта

 

 

Задачи

Этапы

Начальный (целеполагание)

Определение проблемы (темы)

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации.

Выполнение проекта

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Защита проекта

Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Классификация проектов

  • по целевой установке,
  • по составу участников,
  • по тематике,
  • по срокам реализации,
  • по содержанию.

Виды проектов

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
  3. Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
  4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
  • запрещающие,
  • позитивно нормирующие,
  • нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника

По количеству участников:

  1. Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
  2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
  3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).

По продолжительности:

  • краткосрочные (одно или несколько занятий),
  • средней продолжительности (до 1 мес.)
  • долгосрочные (до полугода-года).

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.

Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий.  игра – это искра, зажигающая огонёк, пытливости, любознательности.

 В.А. Сухомлинский

 

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируются предпосылки логического мышления.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. 

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.

Актуальность

Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз по скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы. Быстро устают, а это ведет к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом, используют, в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Эти игры помогают сформировать у детей элементарные математические представления, развивать логическое мышление, учат самостоятельно мыслить, а также доставляют им радость от процесса познания

Зачем нужна логика маленькому ребенку?  Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Как вы сами, знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

Цель:

- создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

УСЛОВИЯ: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.) 

Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

Анализлогический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

 

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию; выполнение практических действий, для получения необходимой информации; ситуации.

 

Диалогические методы: беседа, формулировка выводов, проблемные вопросы

1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение), проблемные ситуации.

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию предпосылок логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Особенности развития предпосылок логического мышления у детей раннего возраста

Детям от 2 до 3 лет присущ наглядно-действенный вид мышления. Малышам необходимо обследовать предмет, потрогать, постучать о другие предметы, уронить (если получилось, это доставляет детям не только большое удовольствие, но и сразу сообщает массу информации о прочности и возможностях применения вещи), попробовать на вкус. И если слабое развитие памяти и внимания двухлетних не дает им возможности надолго сохранить полученный опыт, то стремительное развитие интеллекта на пороге трех лет позволят ребенку не только формировать понятия о предмете, но и сохранить это в памяти

 

Особенности развития предпосылок логического мышления детей 3-4лет

Особенность развития предпосылок логического мышления в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и др.

 

Особенности развития предпосылок логического мышления детей 4-5 лет

Предпосылки логического мышления в этом возрасте претерпевают бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.

 

Развитие предпосылок логического мышления у детей в 5-6 лет

С возраста 5-6 лет начинается развитие личности ребенка, маленький человечек перестает задавать вопрос «почему?», его начинают интересовать более сложные вопросы, которые порой ставят родителей в тупик. Ребенок в этом возрасте чаще всего уже считает до 10; пишет различные буквы; немного читает по слогам; соблюдает определенные правила и нормы поведения (например, за столом); выполняет простые математические действия; играет со сверстниками и самостоятельно.

 

Ребенок 6-7 лет: мышление и логика

К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным. Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания. Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный. Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда. Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является приоритетной. При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

 

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проходит множество конкурсов и грантов для педагогов. Следите за обновлениями раздела «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО. ЗДЕСЬ доступна полная и достоверная информация о грантах и конкурсах для педагогов на территории страны.

Участие в грантовых программах — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Конспект по познавательному развитию с применением кейс технологии «Золотая Осень» во 2младшей группе.

Воспитатель МАДОУ №190  Пантелеева Наталья Анатольевна.

Ребята входят в группу, присаживаются на декоративные подушки возле интерактивной доски, на которой идет видео с изображением осеннего пейзажа под музыку Шопена «Вальс дождя».

Воспитатель: У осени красивая улыбка,

В ней женщины добрейшее лицо,

И в ее платьях, золотом расшитых,

Сверкает счастье - радостно, легко.

Ложатся листья шелком на дороги,

В осеннем парке бродит ребятня,

Ты обойди знакомые пороги,

Позолоти пустые берега.

Сияй звездой волшебной среди ночи,

Не торопись, пожалуйста, уйти,

Ведь ты прекрасна золотая осень,

Тебе не зря написаны стихи.

Ребята, какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как называется самая красочная осенняя пора, когда листочки становятся разноцветными: желтыми, красными, золотыми? (ответы детей)

Через проектор выведена  иллюстрация: ребенок стоит в луже в босоножках, шортах с сачком в руках на фоне улетающих птиц и дождливой погоды.

Ребята, вы любите ходить на прогулки? Представляете, мальчик Витя тоже любит гулять. Он надел шорты, босоножки и вышел на прогулку. Как бы оделись вы? (ответы детей) Почему нельзя осенью выходить на прогулку в легкой одежде? (можно замерзнуть, вымокнуть, заболеть) В какой обуви можно ходить осенью по лужам? (в резиновых сапогах, потому что они не промокают). Витя взял на прогулку сачок, а что бы вы взяли с собой в дождливую погоду? Почему? (ответы детей)

У Вити есть подружка Маша. Она тоже очень любит прогулки на свежем воздухе, но не знает, как правильно одеться. Поможем Маше?

Переходим с детьми к фланелеграфу, на котором прикреплена фигура девочки Маши.

Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель предлагает закрыть глазки и затем оценить, правильно ли оделась девочка Маша. Дети, подходя к фланелеграфу, по очереди исправляют «ошибки», заодно вспоминая порядок одевания на прогулку, название одежды.

Мы помогли Вите и его подружке Маше. Не пора ли и нам отправиться на прогулку?

Физкультминутка «Осенняя прогулка».

1,2,3,4,5 в осенний лес идем гулять (дети идут по кругу друг за другом)

Ветер дует без конца, закачались деревца (руками изображают деревья)

Дождь на улице опять, все равно пойдем гулять (продолжают идти)

Дождик капает из тучки (пальцами бьют по ладони)

Дождик капает на ручки, (пальцами «бегут» по рукам)

Дождик капает на ножки (пальцами «бегут» по ногам)

Мы пойдем все по дорожке( перепрыгнуть через лужи- прыгают в круг обруча)

Зонтики свои раскроем. (изображают зонт)

От дождя себя укроем.

Понравилась вам прогулка? Сейчас, ребята, вы подойдете к столам для рисования. Нарисуем золотую осень. Гуашью какого цвета вы будете пользоваться? (ответы детей) Обратите внимание на то, что на столах лежат не только кисточки, но и ватные палочки. Как вы думаете, что ими удобнее рисовать? (дождь)

Каким способом удобнее изобразить осенние листья? (примакиванием)

Я желаю вам творческих успехов, приступайте. Фоном включен «Вальс дождя» Шопена.

Сегодня вы хорошо постарались. Вам понравилось рисовать осень? Золотая осень принесла подарки.

 

Музейный час в средней группе

Тема: «Город в котором мы живем…»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: формирование представлений детей о своем родном городе.

Задачи.

  • Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его  достопримечательностями;
  • Способствовать проявлению познавательного интереса к информации о родном городе.
  • Закрепить знания домашних адресов детей;
  • Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.

 

Материал: иллюстрации достопримечательностей города, мультимедийная установка, презентация «Советская Гавань», дерево с загадками, мяч.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Памятники родного города"; чтение стихотворений о Советской Гавани В.Рыбина, заучивание стихотворений с детьми.

Ход занятия.

 

Воспитатель: ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в замечательном городе под названием Советская Гавань.

Воспитатель: сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу, для этого нужно сесть удобно положить руки на колени и закрыть глаза. (Звучит запись шума города, а затем рассказать, что вы услышали, какие характерные звуки?)

 Воспитатель: ребята, посмотрите на это волшебное дерево с загадками.

1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)

2. Стоит большой и добрый дом.

Детишек очень много в нем.

Звучат там песни, шутки, смех.

Удовольствие для всех. (детский сад)

3. Дом по улице идет,

На работу нас везет. (автобус)

4. В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (улица)

Воспитатель: А как зовут людей, которые живут в городе Советская Гавань?  Мы с вами Совгаванцы, так как тоже живем здесь. В Советской Гавани  много детских садов. Ребята, а как называется детский сад, в который ходите вы? (Солнышко)

- Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Колесниченко 3 А)

- Наш город большой, очень уютный и красивый. В нем много зданий, домов и улиц.

 

А сейчас давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живешь».

(дети встают в круг, называют свою улицу и передают мяч дальше.)

Воспитатель: Молодцы. Все  Совгаванцы (и взрослые и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только Совгаванцы, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»(красивые, знаменитые, памятные места).

- Ребята, любите ли вы гулять по городу?

- Расскажите, где же вы бывали в нашем городе.

 

-А сейчас я вам покажу замечательные места нашего города.

(дети садятся на коврик, для просмотра презентации)

(Описание презентации о городе « Советская Гавань»)

(СЛАЙД №3) Монумент победы – который расположен на пощади «Победы».

(СЛАЙД №4)  Памятник пограничникам всех поколений – который находится в сквере  на улице Ленина.

(СЛАЙД№5) А рядом находится памятник - мемориал жителям Советской Гавани, погибшем в годы Великой Отечественной войны.

(СЛАЙД№6)  А также там находится памятник воинам интернациолистам погибшим в Афганистане.

(СЛАЙД№7, 8) Так же в нашем городе есть сквер рядом с районным домом культуры.

(СЛАЙД№9,10,11) Городской парк «Зеленый мыс». В парке оборудован детский игровой парк, спортплощадка и скейт-парк. Так же в парке расположена набережная, на которую можно спуститься  и наблюдать за красотами нашей бухты.

(СЛАЙД № 12)Также у нас в центре города расположен первый крупный Торговый Центр  «АРБУЗ».

(СЛАЙД № 13) В нашем городе находится районный краеведческий музей имени Николая Константиновича Бошняка. В который мы с вами обязательно посетим.

(СЛАЙД № 14) На площади победы расположен Храм  Святого воина Феодора Санаксарского (адмирала флота Ушакова).

(СЛАЙД № 15) Возле храма располагается памятник Николаю Бошняку – основателю города Советская Гавань.

(СЛАЙД № 16) А это следующая достопримечательность Храм святых апостолов  Петра и Павла.

Послушайте (Аудио запись звона колоколов)

Воспитатель: а сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: ребята, посмотрите на этот плакат. Сейчас я вам прочитаю советы «Как любить свой город».

- Чтобы в городе было чисто и красиво, нужно:

1) ломать ветви деревьев;

2) рвать цветы, топтать цветники;

3) ломать скамейки, песочницы;

4) разрисовывать здания и дома;

5) разбрасывать мусор кто где хочет.

Воспитатель: ребята, вам понравились эти советы?

Давайте с вами придумаем полезные советы.

 «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе)

Воспитатель: ребята, вы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.

Воспитатель: ребята, понравилось ли вам гулять по городу Советская Гавань? С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились? 

Воспитатель: а сейчас, я предлагаю послушать ребят, которые выучили стихотворения   о Советской Гавани

ЗАЩИТНИК ОТЧИЗНЫ

Стоит на площади солдат

На вечном пьедестале.

Отлит из бронзы. Автомат,

И на груди – медали.

К Победе сквозь огонь и тьму

Он шёл во имя жизни.

Ты поклонись, мой друг, ему –

Защитнику Отчизны! 

МОЙ ГОРОД

...Край, где родился,

Я помнил всегда.

Где бы ни жил,

Но тянуло сюда.

Радостно было

Вновь встретить тебя.

Город родной –

Моя жизнь и судьба.

Ты моё счастье,

Покой мой и дом.

И потому-то

Ты в сердце моём. 

Корабли уходят в море,

Я ладонью свет прикрою.

Отыщу на горизонте,

Парус в голубой дали.

И пока я вижу парус,

Я душою не состарюсь.

И наверное за это,

Люди любят корабли

 

Вот в таком замечательном городе мы живем.

А теперь я предлагаю послушать песню  о нашем городе «Советская Гавань».

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя.

В дошкольных учреждениях организация НОД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на НОД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения НОД и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя - является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

(в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе НОД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к НОД по физической культуре

  • При подготовке к НОД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к НОД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.

 

Рекомендации по совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе НОД по физкультуре

Части НОД

Деятельность инструктора

Деятельность воспитателя

Мотивационный этап

 

Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

 

Вводная часть

3 мин.-20% от всего занятого времени

  1. Устанавливает контакт с группой.
  2. Мобилизует внимание.
  3. Повышает эмоциональный настрой.
  4. Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части НОД.
  5. Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.
  6. Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.
  7. Следит за качественным выполнением построений и перестроений.
  8. Контролирует дистанцию во время движения.
  9. Следит за осанкой и внешними признаками утомления.
  10. Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)
  11. Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
 

Содержательный этап

 

(Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

 

Основная часть

от10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

  1. Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.
  2. Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.
  3. Развивает физические качества.
  4. Тренирует различные мышечные группы.
  5. Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.
  6. Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
  7. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.
  8. Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).
  9. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.
 

Рефлексивный этап

(рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительная часть

2 мин.-12% от всего занятого времени

  1. Постепенно снижает уровень физической нагрузки.
  2. Уменьшает двигательное возбуждение.
  3. Сохраняет эмоциональный настой детей.
  4. Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.
 

 

Способы организации дошкольников в процессе НОД физическая культура

СПОСОБЫ

ОРГАНИЗАЦИИ НОД

ИНСТРУКТОР

ВОСПИТАТЕЛЬ

Фронтальный

Применяется только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях НОД. Характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.

 

Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь.

 

Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.

Групповой (подгрупповой)

Организация детей предусматривает,

распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

(Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

 

Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Посменный

Разновидность подгруппового способа, дети выполняют одно движение сменами (одновременно

3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

Обеспечивает отработку качества движений.

Исправляет неточности двигательного действия.

 

Контролирует поведение детей.

Поточный

Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.

Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.

Индивидуальный

Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

 

Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.

Круговой тренировки

Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

(это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

Педагоги делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

И ещё раз отметим – на НОД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на НОД, за сохранение дисциплины.