Загрузка...

Фото

     

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.

Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Проект – это «5 П»

  • ПРОБЛЕМА (значимая задача),
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций),
  • ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
  • ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Алгоритм разработки проекта

 

 

Задачи

Этапы

Начальный (целеполагание)

Определение проблемы (темы)

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации.

Выполнение проекта

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Защита проекта

Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Классификация проектов

  • по целевой установке,
  • по составу участников,
  • по тематике,
  • по срокам реализации,
  • по содержанию.

Виды проектов

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
  3. Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
  4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
  • запрещающие,
  • позитивно нормирующие,
  • нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника

По количеству участников:

  1. Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
  2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
  3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).

По продолжительности:

  • краткосрочные (одно или несколько занятий),
  • средней продолжительности (до 1 мес.)
  • долгосрочные (до полугода-года).

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.

Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий.  игра – это искра, зажигающая огонёк, пытливости, любознательности.

 В.А. Сухомлинский

 

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируются предпосылки логического мышления.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. 

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.

Актуальность

Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз по скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы. Быстро устают, а это ведет к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом, используют, в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Эти игры помогают сформировать у детей элементарные математические представления, развивать логическое мышление, учат самостоятельно мыслить, а также доставляют им радость от процесса познания

Зачем нужна логика маленькому ребенку?  Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Как вы сами, знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

Цель:

- создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

УСЛОВИЯ: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.) 

Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

Анализлогический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

 

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию; выполнение практических действий, для получения необходимой информации; ситуации.

 

Диалогические методы: беседа, формулировка выводов, проблемные вопросы

1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение), проблемные ситуации.

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию предпосылок логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Особенности развития предпосылок логического мышления у детей раннего возраста

Детям от 2 до 3 лет присущ наглядно-действенный вид мышления. Малышам необходимо обследовать предмет, потрогать, постучать о другие предметы, уронить (если получилось, это доставляет детям не только большое удовольствие, но и сразу сообщает массу информации о прочности и возможностях применения вещи), попробовать на вкус. И если слабое развитие памяти и внимания двухлетних не дает им возможности надолго сохранить полученный опыт, то стремительное развитие интеллекта на пороге трех лет позволят ребенку не только формировать понятия о предмете, но и сохранить это в памяти

 

Особенности развития предпосылок логического мышления детей 3-4лет

Особенность развития предпосылок логического мышления в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и др.

 

Особенности развития предпосылок логического мышления детей 4-5 лет

Предпосылки логического мышления в этом возрасте претерпевают бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.

 

Развитие предпосылок логического мышления у детей в 5-6 лет

С возраста 5-6 лет начинается развитие личности ребенка, маленький человечек перестает задавать вопрос «почему?», его начинают интересовать более сложные вопросы, которые порой ставят родителей в тупик. Ребенок в этом возрасте чаще всего уже считает до 10; пишет различные буквы; немного читает по слогам; соблюдает определенные правила и нормы поведения (например, за столом); выполняет простые математические действия; играет со сверстниками и самостоятельно.

 

Ребенок 6-7 лет: мышление и логика

К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным. Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания. Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный. Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда. Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является приоритетной. При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

 

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проходит множество конкурсов и грантов для педагогов. Следите за обновлениями раздела «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО. ЗДЕСЬ доступна полная и достоверная информация о грантах и конкурсах для педагогов на территории страны.

Участие в грантовых программах — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Конспект по познавательному развитию с применением кейс технологии «Золотая Осень» во 2младшей группе.

Воспитатель МАДОУ №190  Пантелеева Наталья Анатольевна.

Ребята входят в группу, присаживаются на декоративные подушки возле интерактивной доски, на которой идет видео с изображением осеннего пейзажа под музыку Шопена «Вальс дождя».

Воспитатель: У осени красивая улыбка,

В ней женщины добрейшее лицо,

И в ее платьях, золотом расшитых,

Сверкает счастье - радостно, легко.

Ложатся листья шелком на дороги,

В осеннем парке бродит ребятня,

Ты обойди знакомые пороги,

Позолоти пустые берега.

Сияй звездой волшебной среди ночи,

Не торопись, пожалуйста, уйти,

Ведь ты прекрасна золотая осень,

Тебе не зря написаны стихи.

Ребята, какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как называется самая красочная осенняя пора, когда листочки становятся разноцветными: желтыми, красными, золотыми? (ответы детей)

Через проектор выведена  иллюстрация: ребенок стоит в луже в босоножках, шортах с сачком в руках на фоне улетающих птиц и дождливой погоды.

Ребята, вы любите ходить на прогулки? Представляете, мальчик Витя тоже любит гулять. Он надел шорты, босоножки и вышел на прогулку. Как бы оделись вы? (ответы детей) Почему нельзя осенью выходить на прогулку в легкой одежде? (можно замерзнуть, вымокнуть, заболеть) В какой обуви можно ходить осенью по лужам? (в резиновых сапогах, потому что они не промокают). Витя взял на прогулку сачок, а что бы вы взяли с собой в дождливую погоду? Почему? (ответы детей)

У Вити есть подружка Маша. Она тоже очень любит прогулки на свежем воздухе, но не знает, как правильно одеться. Поможем Маше?

Переходим с детьми к фланелеграфу, на котором прикреплена фигура девочки Маши.

Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель предлагает закрыть глазки и затем оценить, правильно ли оделась девочка Маша. Дети, подходя к фланелеграфу, по очереди исправляют «ошибки», заодно вспоминая порядок одевания на прогулку, название одежды.

Мы помогли Вите и его подружке Маше. Не пора ли и нам отправиться на прогулку?

Физкультминутка «Осенняя прогулка».

1,2,3,4,5 в осенний лес идем гулять (дети идут по кругу друг за другом)

Ветер дует без конца, закачались деревца (руками изображают деревья)

Дождь на улице опять, все равно пойдем гулять (продолжают идти)

Дождик капает из тучки (пальцами бьют по ладони)

Дождик капает на ручки, (пальцами «бегут» по рукам)

Дождик капает на ножки (пальцами «бегут» по ногам)

Мы пойдем все по дорожке( перепрыгнуть через лужи- прыгают в круг обруча)

Зонтики свои раскроем. (изображают зонт)

От дождя себя укроем.

Понравилась вам прогулка? Сейчас, ребята, вы подойдете к столам для рисования. Нарисуем золотую осень. Гуашью какого цвета вы будете пользоваться? (ответы детей) Обратите внимание на то, что на столах лежат не только кисточки, но и ватные палочки. Как вы думаете, что ими удобнее рисовать? (дождь)

Каким способом удобнее изобразить осенние листья? (примакиванием)

Я желаю вам творческих успехов, приступайте. Фоном включен «Вальс дождя» Шопена.

Сегодня вы хорошо постарались. Вам понравилось рисовать осень? Золотая осень принесла подарки.

 

Музейный час в средней группе

Тема: «Город в котором мы живем…»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: формирование представлений детей о своем родном городе.

Задачи.

  • Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его  достопримечательностями;
  • Способствовать проявлению познавательного интереса к информации о родном городе.
  • Закрепить знания домашних адресов детей;
  • Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.

 

Материал: иллюстрации достопримечательностей города, мультимедийная установка, презентация «Советская Гавань», дерево с загадками, мяч.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Памятники родного города"; чтение стихотворений о Советской Гавани В.Рыбина, заучивание стихотворений с детьми.

Ход занятия.

 

Воспитатель: ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в замечательном городе под названием Советская Гавань.

Воспитатель: сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу, для этого нужно сесть удобно положить руки на колени и закрыть глаза. (Звучит запись шума города, а затем рассказать, что вы услышали, какие характерные звуки?)

 Воспитатель: ребята, посмотрите на это волшебное дерево с загадками.

1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)

2. Стоит большой и добрый дом.

Детишек очень много в нем.

Звучат там песни, шутки, смех.

Удовольствие для всех. (детский сад)

3. Дом по улице идет,

На работу нас везет. (автобус)

4. В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (улица)

Воспитатель: А как зовут людей, которые живут в городе Советская Гавань?  Мы с вами Совгаванцы, так как тоже живем здесь. В Советской Гавани  много детских садов. Ребята, а как называется детский сад, в который ходите вы? (Солнышко)

- Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Колесниченко 3 А)

- Наш город большой, очень уютный и красивый. В нем много зданий, домов и улиц.

 

А сейчас давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живешь».

(дети встают в круг, называют свою улицу и передают мяч дальше.)

Воспитатель: Молодцы. Все  Совгаванцы (и взрослые и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только Совгаванцы, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»(красивые, знаменитые, памятные места).

- Ребята, любите ли вы гулять по городу?

- Расскажите, где же вы бывали в нашем городе.

 

-А сейчас я вам покажу замечательные места нашего города.

(дети садятся на коврик, для просмотра презентации)

(Описание презентации о городе « Советская Гавань»)

(СЛАЙД №3) Монумент победы – который расположен на пощади «Победы».

(СЛАЙД №4)  Памятник пограничникам всех поколений – который находится в сквере  на улице Ленина.

(СЛАЙД№5) А рядом находится памятник - мемориал жителям Советской Гавани, погибшем в годы Великой Отечественной войны.

(СЛАЙД№6)  А также там находится памятник воинам интернациолистам погибшим в Афганистане.

(СЛАЙД№7, 8) Так же в нашем городе есть сквер рядом с районным домом культуры.

(СЛАЙД№9,10,11) Городской парк «Зеленый мыс». В парке оборудован детский игровой парк, спортплощадка и скейт-парк. Так же в парке расположена набережная, на которую можно спуститься  и наблюдать за красотами нашей бухты.

(СЛАЙД № 12)Также у нас в центре города расположен первый крупный Торговый Центр  «АРБУЗ».

(СЛАЙД № 13) В нашем городе находится районный краеведческий музей имени Николая Константиновича Бошняка. В который мы с вами обязательно посетим.

(СЛАЙД № 14) На площади победы расположен Храм  Святого воина Феодора Санаксарского (адмирала флота Ушакова).

(СЛАЙД № 15) Возле храма располагается памятник Николаю Бошняку – основателю города Советская Гавань.

(СЛАЙД № 16) А это следующая достопримечательность Храм святых апостолов  Петра и Павла.

Послушайте (Аудио запись звона колоколов)

Воспитатель: а сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: ребята, посмотрите на этот плакат. Сейчас я вам прочитаю советы «Как любить свой город».

- Чтобы в городе было чисто и красиво, нужно:

1) ломать ветви деревьев;

2) рвать цветы, топтать цветники;

3) ломать скамейки, песочницы;

4) разрисовывать здания и дома;

5) разбрасывать мусор кто где хочет.

Воспитатель: ребята, вам понравились эти советы?

Давайте с вами придумаем полезные советы.

 «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе)

Воспитатель: ребята, вы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.

Воспитатель: ребята, понравилось ли вам гулять по городу Советская Гавань? С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились? 

Воспитатель: а сейчас, я предлагаю послушать ребят, которые выучили стихотворения   о Советской Гавани

ЗАЩИТНИК ОТЧИЗНЫ

Стоит на площади солдат

На вечном пьедестале.

Отлит из бронзы. Автомат,

И на груди – медали.

К Победе сквозь огонь и тьму

Он шёл во имя жизни.

Ты поклонись, мой друг, ему –

Защитнику Отчизны! 

МОЙ ГОРОД

...Край, где родился,

Я помнил всегда.

Где бы ни жил,

Но тянуло сюда.

Радостно было

Вновь встретить тебя.

Город родной –

Моя жизнь и судьба.

Ты моё счастье,

Покой мой и дом.

И потому-то

Ты в сердце моём. 

Корабли уходят в море,

Я ладонью свет прикрою.

Отыщу на горизонте,

Парус в голубой дали.

И пока я вижу парус,

Я душою не состарюсь.

И наверное за это,

Люди любят корабли

 

Вот в таком замечательном городе мы живем.

А теперь я предлагаю послушать песню  о нашем городе «Советская Гавань».

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя.

В дошкольных учреждениях организация НОД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на НОД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения НОД и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя - является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

(в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе НОД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к НОД по физической культуре

  • При подготовке к НОД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к НОД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.

 

Рекомендации по совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе НОД по физкультуре

Части НОД

Деятельность инструктора

Деятельность воспитателя

Мотивационный этап

 

Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

 

Вводная часть

3 мин.-20% от всего занятого времени

  1. Устанавливает контакт с группой.
  2. Мобилизует внимание.
  3. Повышает эмоциональный настрой.
  4. Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части НОД.
  5. Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.
  6. Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.
  7. Следит за качественным выполнением построений и перестроений.
  8. Контролирует дистанцию во время движения.
  9. Следит за осанкой и внешними признаками утомления.
  10. Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)
  11. Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
 

Содержательный этап

 

(Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

 

Основная часть

от10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

  1. Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.
  2. Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.
  3. Развивает физические качества.
  4. Тренирует различные мышечные группы.
  5. Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.
  6. Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
  7. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.
  8. Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).
  9. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.
 

Рефлексивный этап

(рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительная часть

2 мин.-12% от всего занятого времени

  1. Постепенно снижает уровень физической нагрузки.
  2. Уменьшает двигательное возбуждение.
  3. Сохраняет эмоциональный настой детей.
  4. Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.
 

 

Способы организации дошкольников в процессе НОД физическая культура

СПОСОБЫ

ОРГАНИЗАЦИИ НОД

ИНСТРУКТОР

ВОСПИТАТЕЛЬ

Фронтальный

Применяется только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях НОД. Характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.

 

Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь.

 

Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.

Групповой (подгрупповой)

Организация детей предусматривает,

распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

(Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

 

Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Посменный

Разновидность подгруппового способа, дети выполняют одно движение сменами (одновременно

3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

Обеспечивает отработку качества движений.

Исправляет неточности двигательного действия.

 

Контролирует поведение детей.

Поточный

Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.

Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.

Индивидуальный

Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

 

Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.

Круговой тренировки

Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

(это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

Педагоги делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

И ещё раз отметим – на НОД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на НОД, за сохранение дисциплины.

 

Конспект утренней гимнастики

Образовательная область: физическое развитие

Возрастная группа: первая младшая

 Тема « Цветные кубики»

Цель: создание условий для двигательной активности детей посредством

проведения утренней гимнастики.

Задачи:

1.            Развивать умение действовать по сигналу взрослого. Упражнять в ходьбе по кругу. Упражнять в чередовании бега с ходьбой.

2.            Сохранить и укрепить здоровье детей.

3.            Развивать умение ориентироваться в пространстве.

4.            Воспитывать желание активно заниматься физическими упражнениями.

5.            Разбудить организм ребенка для нормальной жизнедеятельности.

Оборудование: грузовик с кубиками по количеству детей, игрушка – медведь, листочки для дыхательной гимнастики.

Воспитатель: « Ой, ребята, слышите кто-то к нам стучится?

Давайте посмотрим?

(подходит к двери, открывает, завозит машину, возвращается к детям)

Посмотрите, кто это к нам в гости приехал? (в машине сидит медведь и лежат кубики цветные)

Дети, давайте посмотрим что же он нам привез?  Кубики!»

Мальчики и девочки

Возьмите кубики!

Стройтесь дружно по порядку,

Начинаем мы зарядку!

(Раздает детям кубики в две руки)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ( с кубиками).

Ходьба по кругу. Дети кубики все  взяли

                             С ними быстро зашагали,

                             Раз, два, три, четыре, пять

                             Ножки  выше поднимать!

Бег по кругу.       Станем бегать и скакать,

                              Кубиками играть

                             Тише, тише, тишина

                             Остановиться нам пора!

Встают в круг.  Надо в круг теперь нам встать,

                            Кубики нам показать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Руки вверх, в низ. Кубики мы поднимаем,

                               Кубики мы опускаем

                               Поднимаем , опускаем

                               Поднимаем , опускаем

Приседание.        Стали дети приседать,

                             Кубиками стучать

                             Приседать и стучать,

                             Приседать и стучать.

Прыжки.            Надо прыгать и вставать,

                            Руки к верху поднимать,

                            Прыгать поднимать,

                            Прыгать поднимать.

Бег.                   А теперь мы все бежим,

                          Кубиками стучим  

                          Все бежим и стучим,

                          Все бежим и стучим.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Спокойная ходьба.   Тихо, тихо все пойдем,

                                   Кубики мы уберем.

 

Воспитатель: «Мишка принес нам листочки, давайте подуем на них..»

Дыхательная гимнастика « Подуй на листок»

Воспитатель: « Ребята, а теперь давайте мы с мишкой поиграем..»

Игра малой подвижности: « Мишка косолапый»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: Все профессии важны, все профессии нужны.

Автор проекта: воспитатель подготовительной группы Каргополова Е.В.

Актуальность темы проекта: обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде взрослых.

Продолжительность проекта: 1 месяц  - март

Тип проекта: познавательно игровой.

Участники проекта: дети подготовительной группы - 18 человек; воспитатели группы; родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта: расширение и  обогащение знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Задачи проекта:

  • для детей: расширять у детей  представления о разнообразии профессий. Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
  • для педагогов: развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь; активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный интерес к профессиям; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;  развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности).

Формы реализации проекта непосредстенно-образовательная деятельность с детьми  по всем  направлениям развития и образовательным  областям:

Социально-коммуникативное развитие:  Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Ветеринар», «Поликлиника», «Моряки», «Пожарные», «Детский сад», «Салон красоты», «Строители», «Школа». Беседа о назначении разных предметов.

Дидактические игры: «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «Кем я хочу стать?», «Да-нет», «Магазин», «Знаю все профессии».

Познавательное развитие: Познавательное сообщение «Из истории почты», «Как люди раньше тушили пожар». Беседа «О происхождении профессий». Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям. Создание альбома «Профессии». Игры с конструктором Лего: «Мы строим дом».

Развитие речи: (Чтение художественной литературы) С.Михалков «Моя улица», С.Баруздин «Страна, где мы живем», С.Маршак «Почта», К.И.Чуковский «Айболит», пословицы и поговорки о труде.

Форма и название итогового мероприятия проекта – создание фото газеты.

 Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей : развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; формирование уважительного отношения к труду взрослых; дети знают и называют  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии; дети стали  более раскрепощены и самостоятельны; в свободной  деятельности  широко применяют   атрибуты и наряды,
  • для педагогов: педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
  • для родителей: у родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

Сотрудничество с родителями: беседы с детьми о своей профессии, подбор фото.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия  по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • экскурсии,
  • наблюдения,
  • рисование,
  • аппликации,
  • дидактические игры.
  • широкое использование картинок, иллюстраций, с изображением людей, одетых  в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)
  • использование  раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
  • изготовление  атрибутов  и декораций для сюжетно- ролевой игры,
  • оформление выставки детских рисунков «Кем быть?»

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление консультаций на тему  «Профессии».
    • организация выставки детских рисунков. Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

Рассказы детей о профессии своих родителей, с оформлением фото газеты.

         Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

         Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений.

          Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно – активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

 

             Для успешного решения всех задач физического воспитания одним из необходимых условий является создание  предметно – развивающей среды в группах, которая позволит разнообразить самостоятельную двигательно – активную деятельность детей. Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное оборудование в группе. Это в основном нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны: пластиковые бутылки, пробки от пластиковых бутылок, капсулы киндер – сюрпризов и т.д.

 

              К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На  занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме.

Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей. Как говорил талантливый педагог современности В.А. Сухомлинский, ребёнок долженжить в мире творчества, 

без этого он "засушенный цветок".

 

 

Физкультминутки на основе фольклора.

«Зайка»

Ну – ка, зайка, выходи!                Правой рукой выполняют

                                                           зазывающее движение.                              

Ну – ка, серый, выходи!                Левой рукой выполняют

                                                           зазывающее движение.                              

 

Зайка, зайка, попляши,                Руки на поясе,

Ну – ка, серый, попляши!            выполняют «пружинку».

Ручками похлопай,                       Движения выполняются

Ножками потопай                         согласно тексту.

И немножко покружись,

Всем нам низко поклонись.

 

Русские народные подвижные игры, игры – забавы, аттракционы.

«Кто больше соберет предметов?»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики и т.д.). Выбираются двое—трое детей, которым завязывают глаза. В руки им дают корзиночки. По условному сигналу дети собирают с пола предметы и кладут их каждый в свою корзиночку. По сигналу «кончили» им развя­зывают глаза, после чего считают, кто сколько собрал предметов:

Примечание. Можно проводить игру, не завязывая глаза.

 «Прыжки в мешках»

«Донеси не урони»

 

На занятиях с умственной нагрузкой необходимо  проводить физкультминутки. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

 

Требования к физкультминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так

   как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта, продолжительность

    не более 1-2 мин.;

- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным

   содержанием занятия. Например, на занятии по математики использовать физкультминутки со счётом.

 

Один- два- три- четыре пять!                 Поочерёдно сгибать пальцы: мизинцы,

                                                                       безымянные, средние, указательные, большие.

Все умеем мы считать,                              Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.

Отдыхать умеем тоже -                             Плавно отводим руки назад.

Руки за спину положим,                            Голову поднять повыше и спокойно дышать.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим…

 

 

 

 

 

«Бабочка»

 

Утром бабочка проснулась.                     Плавные взмахи руками.

Потянулась.                                                 Движения выполняются

Улыбнулась.                                                по содержанию текста.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре -  улетела.

 

- упражнения для физкультминуток должны быть занимательными, хорошо

   знакомы детям;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так

  как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

 Физкультминутки могут проводиться в форме подвижной игры(например «Зайка беленький сидит», «Самолёты»); 3-4 общеразвивающих упражнений, дидактической игры  с движением, танцевальных движений (например под музыку «Чунга – чанга»); выполнение движений под текст стихотворения (например:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

А так же физкультминутки в виде любого двигательного действия и задания.

 

Физкультурные паузы (двигательная разминка) – активный отдых детей, проводимый между занятиями, с использованием физических упражнений. Отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью и проводятся между занятиями в течение 5- 8 мин.

      Выделяют две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:

 1. Самостоятельное выполнение движений, физических упражнений, которое приучает детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении. Для проведения двигательной разминки следует заранее подготовить оборудование и пособия. Необходимо следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки. Примерные задания могут быть следующими. Разделить детей на 2-3 группы. Первая набрасывает кольца (игра «Кольцеброс»), вторая играет с кеглями, третья – со скакалкой.

-А какие проводите, вы, физкультурные паузы? Приведите примеры.

2. Фронтальное выполнение физических упражнений под руководством педагога. Организованный (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер (Что значит комбинированный? Как вы, понимаете?) и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Игра служит средством эмоциональной, нервной разрядки, а сочетающий с ней комплекс ОРУ является организующим и дисциплинирующим элементом.

Физкультурные паузы не проводятся в дни занятий физической культурой.

 

Физкультурные мини-паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20-30 секунд. Применяя упражнение или специальный приём, повторенный несколько раз в ограниченное время, можно эффективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп и усилить кровообращение.

      В жизни мы часто прибегаем к физкультурным минипаузам, не замечая этого. Так, при долгом и напряженном письме, работе на компьютере мы жмуримся, смыкаем веки на несколько секунд или смотрим куда-нибудь вдаль и вновь принимаемся за работу. В быту, поработав в наклоне, мы потом  выпрямляемся и, потягиваясь, прогибаемся назад и вновь берёмся за своё дело. Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, то есть без особого перемещения. Это могут быть 1-2 упражнения типа потягиваний, встряхивающих движений руками и ногами или наклонов в стороны, назад, элементов самомассажа рук, спины, головы, дыхательных упражнений и др.

 

Мы писали, мы писали,               Кисти рук сжать в кулак, выпрямить

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,                  Постукивание подушечками пальцев о стол.

Как солнечные зайчики.

 

Руки кверху поднимаем,              Руки вверх.

А потом их опускаем,                    Руки вниз.

А потом их разведём                     Руки в стороны.

И к себе скорей прижмём.            Руки вниз, прижать к бёдрам.

А потом быстрей, быстрей,          Хлопки в ладоши.

Хлопай, хлопай веселей!

 

 День здоровья проводится раз в месяц. Он содействует оздоровлению детей, предупреждает утомление. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми и упражнениями в спортивном уголке. Организуются соревнования, конкурсы, аттракционы; в тёплое время года прогулки на школьный стадион. Так же воспитатель проводит беседы о здоровье, о значимости физических упражнений.

      При организации дня здоровья для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление помещения, а также использование характерного музыкального сопровождения.

     День здоровья может начинаться приёмом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям предлагают выполнить различные весёлые задания, прежде чем они попадут в группу. Это может быть преодоление полосы препятствий, отгадывание загадок о спорте и т.д.

     Во второй половине дня следует провести физкультурный досуг. Цель физкультурного досуга доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Поэтому содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и сюрпризных моментов. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.). Физкультурный досуг проводится начиная со второй младшей группы (в мл. и ср. группах -25-30 мин., ст. гр. -35 мин., в под. гр.-40 мин.). Проводится досуг с воспитанниками одной возрастной группы. Однако допустимо объединение двух одновозрастных или двух разновозрастных групп (в старшем дошкольном возрасте).

      Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех детей в выполнение предлагаемых заданий и игр. В среднем дошкольном возрасте в содержание досуга следует постепенно вводить игры с элементами соревнования: «Кто быстрее передаст мячик?», «Чья команда быстрее построится?» и т.д. В старшем дошкольном возрасте физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Игры и упражнения в физкультурном досуге следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других – представители от команд (по одному или несколько). Заканчивается физкультурный досуг сюрпризным моментом: угощением для детей младшего дошкольного возраста, награждением значками, медалями для детей старшего дошкольного возраста.

       Можно организовать новую форму двигательной деятельности для оздоровления детей такую, как  тематическая неделя. Например, распланировать неделю так, в понедельник – прыжки,  во вторник – бег, в среду – лазание,  в четверг – метание, в пятницу – выполнение строевых упражнений. Режим дня дошкольника насыщается двигательными упражнениями и подвижными играми согласно указанному в плане виду движения. При  проведении  тематической недели необходимо, чтобы воспитатели проявили своё творчество, подобрали соответствующий материал для бесед, просмотра познавательного фильма, соответствующее физкультурное оборудование.

 

Литература:

 

1. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. Подвижные игры, народные забавы, аттракционы, игровые поединки. М.: Московская правда. -1991

2. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Академия. -2002

3. Левина С.А. Физкультминутки. Учитель. -2005

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

для детей средней группы

 «Тепло – холодно»

Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения.

Ход игры: Осень: Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста. Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Результаты зарисовывают в дневнике наблюдений.

Весна: Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков и как сделать, чтобы они появились. Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Результаты зарисовывают в дневнике наблюдений.

Вывод: Осенью, растения вянут на клумбе, потому что не могут питаться на холоде. Весной, веточки деревьев голые, и у них нет листочков, потому что холодно. Растениям для роста нужно тепло.

«Какого цвета вода?»

Цель: Помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Вывод: Вода бесцветна, прозрачна, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет.     

«Где быстрее?»

Цель:  Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на про­гулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рас­сматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (прове­ряют все предположения детей: батарея, варежки, ла­дошки, емкости с горячей водой, свеча и т.д., раскла­дывая льдинки на десять минут в разные места). По­мещают одинаковые по размеру льдинки в целлофано­вые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдин­ка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т.д.).

Вывод: В теплом месте лед тает и превращается в воду, а на морозе вода замерзает и превращается в лед.

«Как согреть руки?»

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут со­греваться (трение, движение; сохранение тепла).

Ход игры: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый пред­лагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: Предметы могут со­греваться при трении, движении.

«Лед в стакане с водой»

Цель: Познакомить детей со свойствами льда.

Ход игры: Дети высказывают свои предположения о том, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой. Проверить все предположения на практике.

Вывод: Лед плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет.

"Какая лужа высохнет быстрее?"

Цель: Познакомить детей, что после дождя остаются лужи.

Ход игры: Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

«Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Ход игры: Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не мерзнуть. Дети представляют, что рука – это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук.

Вывод: В зависимости от изменений в неживой природе, меняется жизнь животных. Зайцы меняют шубку на более теплую.

«Почему птицы могут летать?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Ход игры: Дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Взрослый, предлагает доказать, что это птицы, и выясняет, зачем им крылья. Опускают с небольшой высоты картонных птиц с крыльями и без крыльев, выясняет, что с ними произошло. Взрослый спрашивает, все ли птицы летают, почему?

Вывод: Дети доказывают, что птицы имеют крылья. Птица, с нераскрытыми крыльями не может держаться в воздухе. Не все птицы могут летать, потому что они большие и тяжелые, крылья не могут поднять их в воздух.

«Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы)

Ход игры: Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем лягушке и утке такие лапки. Дети надевает на одну руку перчатку с перепонками, а на другую с колготками, имитируют движения лапок при плавании.

Вывод: Плыть удобнее лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья перепонок нет, поэтому он не плавает и ныряет.

"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Цель: Выяснить, как вода и рыхление влияют на рост растений.

Ход игры: Предложить рассмотреть почву в горшке, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить грабельками? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце или батарея высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения в горшке. После полива: пощупайте почву в горшке. Какая теперь она? (Влажная). А грабельки легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

«Где семечку лучше живется?

Цель: Опытным путем определить, какая среда (песок, глина, почва) наиболее благоприятна для прорастания семечка.

Ход игры: Насыпать в разные горшки песок, глину, почву. Поместить в каждую среду три одинаковых по размеру, неповрежденных семечка огурца, слегка полейте водой и понаблюдайте, что будет с ними происходить.

Вывод: В результате наблюдений дети убедятся, что самая благоприятная среда для роста растений – это почва. Предложить детям подумать, почему именно эта среда лучше всего подходит растениям.

Что любят растения?

Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Ход игры: Ухаживать за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое – своевременно поливать, рыхлить; второе – своевременно поливать, без рыхления; третье – ничего не делать. Наблюдают за ростом, состоянием, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Вывод: Для полноценного роста растениям нужен полив и рыхление.

Как развивается растение?

Цель: Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

Ход игры: Дети не знают, как из маленького семечка появляется плод. После предварительного замачивания, рассаживают семена, доказывают, что из них может вырасти растение. Наблюдают до появления плодов.

Вывод: В результате наблюдений дети увидят циклы развития растений. И зарисуют их в журнал наблюдений.

 

 

«Способность отражать предметы»

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход игры: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.

Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

«Прозрачность воды»

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Ход игры: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Ход игры: Взрослый и дети рассматривают в воде 2—3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная). Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости,  рассматривая, какой получился цвет.

Вывод: Вода – прозрачная, но меняет свою окраску, когда в ней растворяют окрашенные вещества. Чем больше окрашенного вещества, тем цвет в воде будет интенсивнее.

 

«Вкус воды»

Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.

Ход игры: Взрослый, спрашивает: какого вкуса вода? После этого дает попробовать простую кипяченую воду. Затем в один стакан кладем соль, в другой сахар, все перемешиваем и пробуем.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Ход игры: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и другие предметы, имеющие запах и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод: Воздух невидим, но им можно наполнить пакет.

«Загадочные пузырьки»

Цель: Обнаружить воздух в других предметах.

Ход игры: Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это и откуда он взялся. Рассматривают, что изменилось в предметах.

Вывод: В предметах есть воздух, его можно увидеть, погрузив в воздух.

«Волшебные лучи»

Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше.

Вывод: Освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света и наоборот.

«Волшебная кисточка»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Вывод: При смешивании цветов получается третий цвет.

«Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок.

Ход игры: Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Вывод: Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Мокрый песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Ход игры: Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

 

 

«Что звучит»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Ход игры: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Вывод: Каждый предмет издает звук и можно отгадать.

«Мы – фокусники»

Цель:  Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Не­заметно для детей заменяет его на самолет с металли­ческой пластиной, подвешивает его и, поднося «вол­шебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Затем дети рассматри­вают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Опре­деляют, почему это произошло. Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Вывод: Если предмет взаимодействует с магни­том, значит, в нем есть металл.

«Легкий – тяжелый»

Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Ход игры: Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются. Предметы помещают все игрушки в коробочку и вынимая по одной определяют, какая это игрушка – большая или маленькая.

Вывод: Предметы бывают легкие и тяжелые, если предмет большой, то он тяжелый, а если маленький – легкий.

«Угадай-ка»

Цель:  Понять зависимость веса предмета от материала.

Ход игры: Дети рассматривают пары предметов и выясняют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по разме­ру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, берут предметы в руки. Затем взрослый предлагает детям поиграть в «Угадай-ку»: из мешочка, лежащего на столе, на ощупь выбрать предмет и объяснить, как догадались, тяжелый он или легкий; от чего зависит легкость или тяжесть предмета (от того, из какого ма­териала он сделан). Далее с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определяют, легкий он или тяжелый. Так же определяют по звуку упавшего в воду предмета, легкий он или тяжелый.

Вывод: У тяжелого предмета звук от удара громче, всплеск от воды сильнее, углубление в песке больше.

«Откуда берется голос?»

Цель:  Подвести к пониманию причин возникновения зву­ков речи, дать понятие об охране органов речи.

Ход игры: Взрослый предлагает детям «пошептаться» — ска­зать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяс­нить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в гор­лышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дро­жания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связ­ках, об охране органов речи (голосовые связки сравни­ваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы ска­зать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был гром­че (дернуть посильнее — звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется).

Вывод: Когда говоришь громко, то в гор­лышке что-то дрожит, а когда говоришь шепотом - дро­жания нет.

«Стекло, его качества и свойства»

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; опреде­лять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теп­лопроводность).

Ход игры: Взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут опреде­лить изменение температуры стекла. Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помеща­ет ее среднюю часть в пламя спиртовки. После силь­ного накаливания сгибает ее или растягивает — под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие).

Вывод: Стекло хрупкое и проводит тепло.

«Пластмасса, его качества и свойства»

Цель:  Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Ход игры: Взрослый предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, что­бы через 3—4 минуты определить изменение темпера­туры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить боль­ше усилий — ломается.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается.

"Мыло-фокусник"

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Ход игры: Дети трогают и нюхают мыло. Какое оно? (оно гладкое и душистое). Обследуют воду. Какая вода? (она теплая, прозрачная).
Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит?
(В воде появляются пузырьки воздуха). Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.  Каким оно стало? (скользким). Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена. Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.  Что происходит? (В ней появляются большие пузыри).  Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.  Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету. Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).

Вывод: Сухое мыло гладкое, мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать. Мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь!