Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязи уроков ОДНКНР и ОРКСЭ с уроками литературы, необходимости развития современного национального воспитательного идеала, какие цели и задачи он преследует, а также описание практического опыта.
Ключевые слова: воспитание, литература, православная культура, ОДНКНР, ОРКСЭ.
На сегодняшний день ключевым аспектом развития системы образования в России является ее модернизация и реформирование, вызванные изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Светская школа, как и образовательная система в целом, остро ощутила на себе последствия отказа от ориентации на традиционные духовные ценности в предшествующий период нашей страны. Культурная составляющая России долгие годы формировалась под воздействием православия, многие произведения искусства были тесно связаны с ним. Изучение православной культуры является необходимой областью социально-гуманитарного знания и воспитания молодого поколения.
Задачи воспитания и образования молодёжи являются первостепенными в любом обществе: от сознания человека, его духа и душевного настроения зависят здоровье и будущее нации, поэтому настоящее образование всегда было духовным. Согласно Я. Д. Данилюку современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1]
Основным приоритетом является воспитание высоконравственного, инициативного, компетентного гражданина России. Вложить в ученика крепкую основу высокоморального и компетентного представителя общества — это цель, которую преследует педагог, выполняя ряд следующих задач:
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать.
Собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Ценности имеют смысл лишь тогда, когда суть нравственной жизни предстает пред взором четко, как чеканная мысль Эммануила Канта о том, что «есть две основополагающие вещи в мире: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Сегодня особая ответственность за духовно-нравственное формирование школьников возложено на учителей социально-гуманитарных знаний. Одним из таких знаний является литература. Литература – это не просто предмет, который изучается в школе, это искусство, наследие предыдущих поколений. Митрополит Игнатий называет литературу особым предметом, областью которого является «соприкосновение души педагога — большой, сильной, мудрой души и души ребенка, школьника, которому то, что вы имеете сами, вам необходимо передать». [3]
Учитель литературы имеет за плечами не просто личный, но многовековой опыт, аккумулированный в русской литературе. Общеизвестно, что «молодым не хватает опыта, но в них нет лжи и лукавства» считал Паисий Святогорец-афонский старец, не так давно прославленный в лике святых. И этот бесценный опыт необходимо передать молодому поколению, действуя осторожно, тихо и ненавязчиво. Зерно, которое удастся заронить сегодня на уроках литературы, когда-нибудь прорастёт в душе ребёнка, и принесёт свои плоды. Уроки литературы- это постоянный, не прекращающийся поиск своего пути преподавания.
Российский литературовед, профессор Российского государственного гуманитарного университета Д. П. Бак как никто другой смог понять суть поиска: «Основная педагогическая ошибка — это пытаться воспроизвести стандарты, придуманные другими людьми. То есть не идти по пути по пути поиска, не открывать для себя что-то новое, а говорить то, что кто-то за тебя уже сформулировал. Это попытка спрятаться за чужие мысли». [2]
Как учитель литературы в школе и преподаватель дисциплины «Литературоведческий анализ текста в школе» вузе (ПИ ТОГУ), в процессе преподавания акцентирую внимание на глубоких корнях, на которых основывается русская литература — это Православная культура. К сожалению, память о ней в нашей стране долгое время пытались уничтожить. Выплеснув, вместе с водой Младенца, мы не заметили, что из наших уроков стал уходить и воспитательный потенциал, который несла русская литература. Как это ни печально, но мировоззрение великих писателей, поэтов стало тайной за семью печатями не только для школьников.
Поэтому, являясь еще учителем курса ОРКСЭ, ОДНКНР, и литературы вместе с детьми в школе стараюсь выстраивать единое смысловое поле, основанное на духовно-нравственные ценностях нашей культуры через создание предметно-развивающей среды учебного заведения.
Предметы ОРКСЭ (Православие), ОДНКНР, Основы нравственности готовят почву для раскрытия глубинных смыслов литературы, и возвращения к своим культурным истокам.
Так в учебнике «Основы православной культуры»(4-5 класс)
М.«Просвещение», автор А.В.Кураева при изучении темы «Культура и религия» в рабочей тетради к данному модулю предлагается поработать с рисунком, где изображено мощное дерево с крепкими, сильными корнями. Выполняя задание ученикам необходимо распределить слова по составным частям дерева. Само дерево — это образ культуры. Ствол — культура, у дерева есть веточки: ответвления — живопись, музыка, литература. А еще есть корни, без которых дерево не только расти не будет, оно просто погибнет. Корни — это религия! Одним из культурообразующих религиозных корней нашей культуры является православие.
Вот этот Ключ, который открывает тайну, наполняя великим смыслом уроки литературы, помогает найти методы и приемы для анализа произведений.
Нестандартные подходы к анализу произведений, вызывают у детей практически потерянный интерес к чтению русской классической литературы.
Программа пятого класса предлагает к изучению повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. В прошлом учебном году изучение произведения со школьниками среднего звена выстроились таким образом. Один класс работал традиционно, опираясь на рекомендации методического пособия, другой искал смыслы, через призму вопроса: «Вопросы на которые будем искать ответы в соседнем храме». В контрольном классе уроки шли более напряженно, и как следствие интереснее.
Вопросы, составленные детьми, заставили меня по-другому посмотреть на произведение, найти более глубинные смыслы.
- Кто такой богобоязливый человек?
- Что такое правый притвор в церкви, где Вакула намалевал картину?
- Кто такой святой Пётр( его нарисовал кузнец Вакула), от какой двери в руках его ключи?
- Что такое ад?Почему Петр изгоняет из ада злого духа?
- Почему Рождественская ночь самая особая?
- Кто такой дьяк?
- Солоха наряжается на праздник в церковь, почему? Какие праздники есть в Церкви? Как они празднуются?
- Кто такой черт и ведьма?
- Тымиш Коростявый рассказывал, что летом, перед самыми Петровками наблюдал определённые события. Что такое Петровки?
- Что такое колядки?
- Что такое крестное знамение? Почему при помощи его Вакула победил черта?
- Что значит, отправить душу в самое пекло?
- Что такое панихида?
- Что значит отпустить душу на покаяние?
- Что такое кутья?
- Кто такие кум и кума?
На итоговом уроке в день памяти Николая, архиепископа Мир Ликийского (Николая Чудотворца, так этот святой известен большинству) мы отправились в храм по соседству (приход Блаженной Матроны Московской), чтобы задать волнующие нас вопросы. Пятиклассников глубоко волновали вопросы, связанные с душой. Они очень долго разговаривали со священником о выборе пути добра и зла.
По изучению раздела Древнерусской литературы (агиография) ученикам восьмого класса предстоял зачетный урок в форме квеста. В храме среди икон мы отыскивали героев наших произведений, вспоминали События их жизни. История становилась живой и близкой, благородство души святых вызывало восхищение ребят.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Библиографический список
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-033553-9
(Стандарты второго поколения) (ФГОС)
- Митрофанова А. Дмитрий Бак: Восемь строк Фета изменят ваш мозг / А. Митрофанова // Фома. — 2014. —№6 (134). — С. 50-54.
- Митрополит Хабаровский Игнатий: «Школьному учителю мы обязаны всем, потому что школьный учитель создаёт личность» // Православное образование : сайт. — 2014 — URL: https://pravobraz.ru/mitropolit-xabarovskij-ignatij-shkolnomu-uchitelyu-my-obyazany-vsem-potomu-chto-shkolnyj-uchitel-sozdayot-lichnost/ (дата обращения 7.10. 2019)