Загрузка...

Социальный лифт

Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска
     
присоединились 2 участника masha.s.1995, privalovaikt
30 июня, 17:23
присоединились 3 участника turapinae, kop3068, Елена Владимировна Вихарева
20 февраля, 7:21
11 ноября 2019, 7:25
присоединилась участница morevaas
11 ноября 2019, 7:22
16 сентября 2019, 3:16
присоединилась участница tchernikowa.natasha
10 апреля 2019, 13:24
Все обновления

      На основании методических рекомендаций разработанных

Министерством труда и социальной защитой РФ в целях организации режима труда с участием государства в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой короновирусной инфекции

(COVID- 2019), специалистам Службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом 1 было рекомендовано  ограничить прием граждан, общаться в письменной и дистанционной формах.

     В 21 веке, веке информационных технологий, благодаря доступности  интернета и большому количеству различных программ, связаться с человеком не лично, не составляет труда, что даёт возможность получить психологическую консультацию не  выходя из дома.

        ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

- телефонное консультирование (с помощью стационарного или мобильного телефона);

-консультация по Skype (с использованием компьютерной программы Skype, позволяющей при желании не только слышать, но и видеть собеседника);

-консультация по электронной почте.

       Чтобы связаться психологу и клиенту, необходимы две вещи:

- выход во всемирную паутину;

- установленная программа, с поддержкой функции видеосвязи: Skype, Whatsapp и прочие.

      Рассмотрим преимущества удалённого консультирования:

-доступность - большинство программ бесплатны, и доступны для скачивания с официальных сайтов;

-гибкость в выборе времени консультации (раннее утро, вечер - не принципиально), нет временных затрат на дорогу, и опоздать на такую «встречу» практически невозможно;

-выбор специалиста не ограничен рамками вашего населенного пункта, вы можете, получить консультацию от специалиста живущего в другом городе;

-консультация проводится в удобном для клиента месте: не выходя из дома или офиса, избегая стресса в общественном транспорте, пробках, страха опоздать или прийти слишком рано;

-подходит клиентам, которые не могут обратиться к психологу очно, так как «связаны» определенными обстоятельствами: молодые мамы с грудными детьми, люди с ограниченными физическими возможностями, и т. д.;

  Есть и недостаток у удалённого консультирования — это ограниченность психолога в выборе техник, методик в работе, из-за отсутствия визуального контакта в одном пространстве с клиентом.

     Онлайн консультирование в большей степени подходит для стеснительных людей, которым сложно обращаться к кому-либо за помощью или рассказывать «о наболевшем», при личной встрече.
   

         Советы для специалистов, в качестве улучшения самого процесса консультирования:

   - при первой консультации и в начале каждой полезно уделить первые минуты технической стороне: спросить клиента, слышит и видит ли он вас; сказать, что вы тоже его и слышите, и видите; если вдруг что-то не так, то подвигайтесь и настройте свою технику; не бойтесь говорить об этом, ведь вы создаёте фундамент для дальнейшей работы; настройте громкость, спросите, насколько комфортно клиенту, когда он видит вас именно так (может, как-то пересесть, чтобы было лучше видно);

- первые минуты -это установление контакта, поэтому можно спросить "как дела", чтобы поговорить вроде бы "ни о чём", но в то же время привыкнуть к цифровому формату; можно познакомить клиента со своим пространством или что-то спросить о его месте;

- ваша речь должна быть чёткой; учтите это, особенно если вы любите тараторить; будет хорошо, если вы говорите чуть медленнее, с чувством, толком и расстановкой; не уходите в крайность и не роботизируйте свою речь; помните, что иногда может быть задержка аудиоканала от видео (и наоборот), поэтому обращайте внимание на обратную связь: как вас слышит другой человек (кивает, угукает и так далее);

Также в начале можно обозначить альтернативные варианты связи:

-социальные сети или электронная почта в случае обрыва связи или сбоя скайпа; если вы даёте домашние задания, то обмениваться контактами лучше по завершении работы;

-делайте свои движения чуть более явными: лёгкий кивок во время живой встречи не всегда будет виден во время видеосвязи — просто сделайте его более выраженным; то же касается и параметров речи, например, громкости;

если вы работаете только в аудио-формате (без использования видео), то активнее используйте такие методы парафраза, как "угу", "ага", "да", "слышу", "понимаю" и т.д., ведь клиент не будет видеть, как вы киваете; если вдруг вы молчите и раздумываете, то скажите об этом: клиент не будет беспокоиться, что разорвалась связь; также более чётко формулируйте вопросы и инструкции к действиям, просите человека комментировать, что он делает, если вы используете какие-то техники или психологические инструменты;

-обязательно переспрашивайте клиента, правильно ли он понял вас, заданный вопрос, какое-либо задание.

 

Но, как и все средства, консультация психолога в режиме онлайн, имеет свои недостатки.

Недостатки удалённого консультирования:

Как уже упоминалось выше, невозможность реального нахождения в связке «клиент-специалист».

1.Для психолога - ограниченность в телесно-ориентированных методах работы, а также в «расшифровывании» телодвижений, позы, мимики, и т.д. - все, что помогает отслеживать малейшее изменение в эмоциональном состоянии клиента;
2. Иногда, по техническим причинам, возможно отсутствие интернет - соединения, разъединение, помехи, отсутствие видео или звука;
3. Психолог не может обеспечить и гарантировать конфиденциальность.

        При рассмотрении положительных и отрицательных сторон, возможностей дистанционного консультирования, можно сказать, что такой способ подойдёт для многих, особенно сейчас, где каждый должен беречь себя и своих близких, при этом получая возможность профессиональной психолого-педагогической помощи.

 

Является ли семейная медиация примирением рассорившихся между собой, родителей и детей, других членов семьи, выстраиванием между ними отношений с чистого листа и восстановлением семейной жизни?

      Действительно бытует представление о том, что семейная медиация – это некий «ремонт» отношений и сведение вместе отдалившихся друг от друга сторон. На самом деле, этот термин может вводить в заблуждение.

Первой реакцией многих направленных к семейному медиатору клиентов является удивление: «С этим человеком я мириться точно не хочу!». В действительности же содержание и цель семейной медиации заключаются несколько в ином.

  Семейный медиатор является посредником, который помогает спорящим сторонам вести диалог и обсуждать проблемы, чтобы достигать компромиссов и договариваться между собой. Семейный медиатор не принимает решений, не решает проблемы сторон, а всего лишь способствует поиску решения.

   Таких специалистов не стоит путать с семейными терапевтами, ведь это тоже будет неверным толкованием сути деятельности медиаторов.

    Семейная терапия – это вид терапии, в ходе которой терапевт занимается семьей и ее проблемами.

   Системная семейная терапия говорит о том, что семья – это единое целое, которое состоит из подсистем: детей и родителей, и поэтому терапевт занимается семьей в ее нераздельной совокупности.

    Еще одним отдельным понятием является **семейное консультирование. Если семейную терапию и семейную медиацию нельзя проводить только с одним лицом, и предполагается взаимодействие трех сторон: медиатора и примиряемых, то семейное консультирование может получать как вся семья, так и при необходимости только один ее член. Тем не менее, консультации, предоставленные одному родственнику или близкому, могут помочь всей семье.

  Семейная терапия и семейное консультирование, как правило, ориентированы на сохранение семьи. Семейная же медиация занимается парами с момента их разрыва и помогает решать спорные вопросы, которые чаще всего затрагивают жизненный уклад ребенка после расставания родителей.

   Чаще всего решаемые в рамках семейной медиации споры касаются вопросов, связанных с попечением над детьми и их воспитанием, содержанием, местом жительства и жизненным укладом после разъезда родителей (например, выбор детского сада, школы, кружков по интересам), разделом имущества после развода, дальнейшим общением детей с родителями, а также всевозможных иных вопросов, связанных с разводом и жизнью порознь.

 

   К семейному медиатору можно обратиться самостоятельно или же получить соответствующее направление, к примеру, по постановлению суда.

  Итак, семейная медиация – это посредничество, которое помогает достичь консенсуса и ставит во главу угла интересы и потребности детей.

   В ходе семейной медиации медиатор выступает в качестве независимой третьей стороны и оказывает поддержку сторонам, которым трудно найти общий язык. Акцент делается на решении проблем и в будущем, а не на определении правых и виноватых и копании в прошлом.

   Цель такой процедуры заключается не столько в примирении, сколько в достижении действительно эффективных договоренностей.

   Семейная медиация широко применяется в других странах Европы как способ разрешения семейных разногласий во внесудебном порядке. К такой процедуре прибегают до суда добровольно или по судебному постановлению в рамках судебного процесса. Семейная медиация помогает улучшить отношения между сторонами (разводящимися супругами, родителями, бывшими гражданскими партнерами) и обеспечивает достижение более приемлемых для сторон договоренностей. Соглашения, заключенные между сторонами в рамках процедуры семейной медиации, соблюдаются более эффективно, чем какой бы то ни было порядок, предписанный судебным решением или постановлением. В отличие от судебного разбирательства, семейная медиация позволяет быстрее найти решение и сэкономить не только время, но и деньги.

   При принятии решения о целесообразности семенной медиации очень важную роль играют психологические факторы (например, душевное состояние сторон, возможное насилие, в т.ч. психологическое, и пр.). Семейная медиация не подходит в случае домашнего насилия, где одна из сторон была жертвой психологического или физического насилия в близких отношениях, а другая сторона находилась в доминирующем положении. Семейная медиация предполагает равенство участников, которые с помощью медиатора ищут ответы на свои вопросы. Она должна всегда проходить на добровольных началах и равным образом обеспечивать права обеих сторон.

   Попытки восстановить отношения не предпринимаются, если пара этого не желает. Семейная медиация не является терапией или юридическим консультированием. Если медиатор видит, что отношения еще не закончились и их можно восстановить, он должен направить стороны к специалисту по семейной терапии или же при наличии соответствующей квалификации сам оказать терапевтические услуги.

   Цель семейной медиации заключается в выстраивании таких отношений между родителями, которые базируются на уважении интересов ребенка и сотрудничестве.

   Подытоживая, можно сказать, что семейный медиатор является не ангажированным специалистом, который в качестве посредника регулирует общение между несогласными друг с другом родителями, настроенными на достижение договоренности и желающими ради своих общих детей решить, как будет устроена их жизнь в дальнейшем, т.е. после расставания.

    Семейную медиацию можно считать успешной, если она завершается достигнутым между сторонами соглашением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Разрешение детско-родительских конфликтов основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в пред конфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы можно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.

   Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен изменится, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка. Если же отношения с родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот и ждет, что родители изменят свое поведение. Однако никто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта. Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека - самого себя. Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению.

  Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных  участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

    Для оптимизации отношений предлагаю рассмотреть методы разрешения детско-родительских конфликтов такие как:

1. Семейный ритуал. Методика относится к структурным методикам работы в семейных отношениях.

Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены (родители) могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

  Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях работы с родителями. Главное в данной системе - присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею. Работа с семьей как с системой создает новую систему - психокоррекционную, что включает в себя: структурирование процесса (правил игры); эмпатию (соглашение по поводу того, как будет работать новая группа - семья + специалист)

  Специалист(педагог-психолог или социальный педагог) дает родителям знать, что он их слышит, понимает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны.

Структурные методики используются для решения следующих задач:

- Создание движения.

Родители чувствуют, что они «застряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет родителей к дальнейшему движению. Освобождение ребенка от родительской роли может создать пространство для родителя и стимулировать его движение к большей компетентности, принятия на себя родительской роли.

- Изменение перспектив, играя новые роли, родители занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

- Перераспределение власти, присоединяясь к различным субсистемами, специалист может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация. Поддержка родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей ответственности могут выступить в качестве примера подобных альянсов.

- Разрушение коалиций, иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В данном случае необходимо сделать все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.

- Формирование новых альянсов,  родителям можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, они помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.

- Прояснение границ между субсистемами, специалист помогает выяснить родителям, кто, каким образом и в какой функции включен в данную субсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий - вот пример тех вопросов, которые могут служить предметом обсуждения.

  2. Социальный ритуал - это система действий, совместно выработанных членами семьи, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником семейной сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования семьи, координируя поведение каждого для осуществления общей цели. Примерами культурных и семейных ритуалов могут быть дни рождения, свадьбы, годовщины, окончание определенных событий особые для данной семьи.

Повторяющиеся симптоматические стереотипы взаимодействия присутствуют как ритуальные формы поведения.

  Методика семейного ритуала - это своеобразный ритуал, созданный специалистом и предписанный семье без каких-либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.

Методика «семейный ритуал» драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм, как заменителей дисфункциональных паттернов. Ритуал функционирует на уровне мета коммуникаций и аналогии и потому вызывает меньше сопротивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной методики психолог, следуя за семьей (а не противостоя ей), постепенно изменяет качество семейных отношений.

  Методика особенно эффективна в работе с ригидными семьями, в которых семейные связи переплетены и запутанны, а также с такими семьями, одним из членов которой является носителем психической патологии. Ритуалы также могут быть предписаны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семье структуры и общих форм вербального поведения, что способствует внутрисемейной сплоченности. Например, установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жаловаться и т. д. За обедом семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и заранее подготовки к каждому такому событию. Развитие новых обычаев и традиций особенно важно для недавно созданных семей и семей, где имеются приемные дети.

3. Супружеская конференция и Семейный совет.

Методика представляют собой встречи, проводимые регулярно с с семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи.

Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

Выделяют четыре причины, по которым следует проводить семейный совет:

- чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой;

- чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье;

-  для обучения членов семьи (как детей, так и взрослых) демократическим приемам разрешения конфликтов;

-  для поддержания гармонии и мира в семье.

  Специалист(педагог – психолог или социальный педагог) назначает родителям «совет» в качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Родители применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи, как эффективное психокоррекционное средство.

  Время, отведенное для «совета» родителей должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, родители выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается специалистом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.

  Во время «совета» родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

 

     Таким образом, наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда он испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует множество технологий управления конфликтными ситуациями, среди которых особое место занимает медиация.

         Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны  — медиатора. Эта особая форма посредничества призвана содействовать конфликтующим сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит решение в пользу той или иной стороны.

       Медиация является восстановительной технологией, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, и предусматривает восстановление нарушенного вследствие конфликта социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.

       Медиатор, выступая нейтральной стороной в урегулировании конфликтной ситуации, организует и управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному соглашению.        В своей деятельности медиатор использует различные медиативные технологии, облегчая процесс общения между конфликтующими сторонами: проясняет чувства, потребности; способствует пониманию позиций и мнений, которые должны быть услышаны и поняты всеми участниками, направляет процесс переговоров в русло поиска продуктивного решения проблемы, предоставляет возможность сторонам совместно прийти к общему взаимоприемлемому соглашению.

      Цель медиации – создание условий для мирного урегулирования семейных споров и детско-родительских конфликтов с удовлетворением интересов конфликтующих сторон на условиях, выработанных самими сторонами.

    Задачи технологии:

- сохранение или восстановление семейных отношений;

- минимизация негативных последствий семейного спора или

детско-родительского конфликта;

- выработка реалистичного плана будущих действий с учетом интересов конфликтующих сторон(индивидуальный план сопровождения).

    Исходя из вышесказанного, реализация медиации и восстановительного подхода выступают инструментами для решения задачи профилактики и управления семейными конфликтами.

    Медиация с семьями и детьми может осуществляться посредством программ восстановительного разрешения конфликтов: восстановительной медиации (программы примирения) и семейной конференции.

   Восстановительная медиация (программа примирения) – программа, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.     Восстановительная медиация широко используется при разрешении детско-родительских и супружеских конфликтов, которые в силу сложившихся стереотипов поведения не могут быть устранены ими самостоятельно.       Использование восстановительной медиации позволяет конфликтующим сторонам своевременно и эффективно разрешить возникший конфликт, не допустить ухудшения отношений, улучшить их за счет четкого осознания своих истинных интересов и потребностей, выработать удовлетворяющее все стороны решение.

    Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.

    Семейная конференция (семейная восстановительная встреча) – программа, способствующая активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации.

    Семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка (конфликтные внутрисемейные отношения, угроза лишения родительских прав и др.). На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и др. Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации. В процессе семейной конференции медиатор(куратор службы) создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди. Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия с ближайшим окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.

     Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

     Таким образом, программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь членам семьи определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее.

    Несомненным достоинством программ восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.

 

Принципы проведения процедуры медиации

Основными принципами медиации являются:

- добровольность

- конфиденциальность

- равноправие сторон

- беспристрастность и нейтральность медиатора

- сотрудничество.

Подробнее о содержании каждого из них и как они проявляются в реальной процедуре:

Добровольность

     Данный принцип предполагает добровольное участие сторон в процедуре. Желание разрешить конфликт является залогом быстрого разрешения спора, поскольку у субъектов в таком случае отсутствует мотивация на затягивание переговоров, уклонение от участия в них. Добровольность распространяется на вступление сторон в процедуру медиации, на участие в ней, так как участники процедуры могут выйти из нее на любом этапе. Решение принимается также добровольно, без какого-либо давления на стороны.       

    Принцип добровольности должен распространяться только на желание сторон приступить к процедуре медиации, но никак не на участие в ней, тем более не должно влиять на добровольность принимаемого сторонами решения. В рамках непосредственного проведения процедуры медиации участники обязательно должны сохранять право на добровольное высказывание своих мнений, предложений, направленных на урегулирование конфликта, свободу принятия решений, а также право на выход из процедуры на любой ее стадии.

 

Конфиденциальность

   Конфиденциальность является также и отличительным признаком данной процедуры урегулирования споров и позволяет участникам честно говорить о своих истинных интересах в рассматриваемом конфликте и, возможно, быстрее найти взаимоприемлемое решение.

   В отличие от гласности и открытости судебного разбирательства, конфиденциальность медиации позволяет участникам сохранить деловую репутацию, избежать огласки возникшего конфликта. Законодатель уделил особое внимание закреплению данного принципа. В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию:

- о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

- мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

- признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

- готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

 

Равноправие сторон

     Равноправие может рассматриваться в двух значениях: как формальное, так и фактическое.

    При разрешении правовых споров традиционными способами, например, в суде, говорится о формальном равноправии: прежде всего стороны равны в своих возможностях делать заявления, защищать свои права. Представляется, что одной из задач медиатора является обеспечение фактического равенства сторон, равенства их прав и обязанностей при проведении процедуры.      Поскольку уже говорилось об отсутствии в законодательстве четкой регламентации процедуры медиации, процедурных прав и обязанностей ее участников, думается, что равенство участников может быть обеспечено, прежде всего, за счет личных качеств и профессионализма медиатора, его умения «принимать» людей, при этом не обязательно разделяя их взгляды или одобряя поведение. Истинное уважение медиатора к участникам процедуры является необходимым условием медиации.

 

Беспристрастность и нейтральность медиатора

      Важное место отводится независимости и нейтральности медиатора, его

Беспристрастности. Прежде всего речь идет о независимости медиатора от участников конфликта, он не должен быть связан с ними какими-либо другими обязательствами, кроме как обязательствами по проведению процедуры медиации, не должен иметь личной заинтересованности в исходе переговоров.

    Медиатор не имеет права занимать позицию одной из сторон, не должен быть связан с участниками дополнительными обязательствами и не должен быть заинтересован в каком-либо конкретном решении. Также медиатор не выполняет функции третейского судьи или арбитра.

 

Сотрудничество

     Является необходимой составляющей медиации, служит основным вектором в ведении процедуры. Если провозгласить сотрудничество невозможно, медиатор, используя свои умения и навыки, помогает сторонам перейти от конфронтации к форме ведения диалога. Участники конфликта должны осознать, что главная их задача,– это не доказать, кто прав, а кто виноват, а найти оптимальное решение сложившейся ситуации, отвечающее интересам обеих сторон.

     Реализация данного принципа возможна только при соблюдении ряда условий участниками процедуры:

-уважение и терпимость друг к другу, принятие другого человека, способность слышать и слушать,

-допускать иные точки зрения, отличные от собственной, добровольность участия в процедуре,

-соблюдение конфиденциальности, открытость и честность, соблюдение совместно выработанных в процедуре договоренностей и претворение их в

жизнь.

     Практика применения процедуры медиации демонстрирует, что ее успешность во многом обусловлена готовностью самих сторон конфликта к

участию в ней, пониманием целей, стоящих перед ними, желанием выработать оптимальное решение.

 

 

       Конфликты между родителями и детьми неизбежны даже при самых хороших отношениях. Дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться

замять, а в том, чтобы их правильно разрешать. Конфликты учат нас тому, как можно и как нельзя поступать. Конфликты дают возможность ребенку

взрослеть, родителям – мудреть, НО только в том случае, если они разрешаются конструктивно.

      Некоторые родители переживают конфликты как помехи, опасность, неудобство и стараются избегать их. Но это не всегда возможно, и тогда конфликт требует разрешения, а не разрешившись, доходит до такой степени эскалации, что разрешить его становится очень сложно, он доходит до личных оскорблений, обвинений и т. д. Подобная ситуация только подтверждает прежнюю уверенность родителя в негативности конфликта и отнюдь не учит ребенка тому, как вести себя в подобных ситуациях.

      Другие родители воспринимают конфликт как привычку в общении со своими детьми, как нечто неизбежное в воспитательном процессе, и, доведя его до крайней степени напряжения, «гасят» разными способами: уступкой, слезами, «обмороком» или ухудшением самочувствия, простым «закрытием темы» и т. д. Став взрослым, ребенок будет поступать также, не научившись конструктивно разрешать споры.

Уметь конструктивно разрешать конфликты –значит признавать:

1. Конфликты неизбежны. Мир без конфликтов – это оторванная от реальности утопия;

2.  Именно Вы как родитель обязаны научить своего ребенка поведению в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению их. От этого

умения зависит его будущее;

3. Конфликты являются важным сигналом того, что что-то (уже) не в порядке и должно быть изменено.

 ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ КОНФЛИКТА?

 ШАГ 1.Выслушайте ребенка. Уточните, в чем состоит проблема: что он хочет или не хочет, что ему важно, что затрудняет? Делайте это в стиле активного слушания.

 

Пример:

Сын: «Он отнял мою машинку!»

Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него…»

Дочь: «Не буду я носить эту уродскую шапку!»

Папа: «Тебе очень не нравится эта шапка».

Активно слушать ребенка, значит, «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства. Не оставляйте ребенка наедине с его переживанием.

После этого скажите о своем видении проблемы, о своем желании, о своих чувствах и эмоциях, используя форму: «Я-сообщение».

Используйте личные местоимения: «Я…», «МНЕ…», «МЕНЯ…»

 Пример:

Сын испачкался на улице, порвал одежду. Вы идете с работы…

Ваше «Я-сообщение»: «Я не люблю, когда ты ходишь растрепанным, мне стыдно от взглядов соседей».

ВМЕСТО: «Ты весь испачкался, ты грязный, на

тебя смотрят люди!» или «Ну что у тебя за вид?»

Дочь громко включила музыку. Вам это досаждает.

Ваше «Я-сообщение»: «Меня очень утомляет

громкая музыка. Я устала на работе и хотела бы отдохнуть»

ВМЕСТО: «Ты мешаешь мне отдыхать! Ты дума-

ешь только о себе!» или «Ты не могла бы по тише?»

 «Я-сообщение»: когда Вы говорите ребенку о своих чувствах, говорите ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.

 ШАГ 2: Сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса «Как же нам

быть?» или «Как нам поступить?» После этого надо обязательно подождать, чтобы дать возможность ребенку первому предложить решение и только за-

тем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с Вашей точки зрения, предложение не нужно отвергать сразу.

 

ШАГ 3: Оценка предложений и выбор из них самого приемлемого. Совместно обсудите каждое предложение. Вы уже знаете интересы друг друга, а предыдущие шаги помогут создать атмосферу взаимного уважения. Пересмотрите все собранные предложения и выберите то или те, которые устраивают всех.

Теперь это уже не чье-то решение, не того, кто его предложил, а ваше общее решение.

 Форма «Ты-сообщения», хотя она более привычна, не очень удачна при использовании в воспитании детей.

«Ты-сообщения», по сути, содержат выпад, критику, обвинение в адрес ребенка. В ответ на «Ты-сообщение» ребенок обычно дерзит, обижается, защищается. Поэтому в случае любого конфликта их желательно избегать.

 ШАГ 4: Детализация принятого решения Необходимо подробно обсудить, как и кто, в какой последовательности, во сколько и т. д. будет выполнять принятое решение. Важно сохранить взаимное уважение и дружественный тон – обсуждайте вместе каждую деталь по выполнению принятого решения.

 Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

 ШАГ 5: Выполнение решения и оценка.

Важно не только выполнить все действия в том порядке, в каком Вы это обсуждали, но и через какое-то время оценить, как выполнено принятое

решение, а также обратить внимание ребенка на способ принятия решения. Это позволит ему в следующий раз разрешать споры таким же способом –

мирно и конструктивно.

Такой способ разрешения конфликтов НИКОГО не оставляет проигравшим. Он настаивает на сотрудничестве, и все выигрывают! Используйте его чаще: сначала обдуманно, а потом это станет привычкой для Вас и для вашего ребенка!

 ПАМЯТКА КОНСТРУКТИВНОГО ВЫСТРАИВАНИЯ БЕСЕДЫ:

1. Прежде чем начинать беседу, четко определите для себя ее цели.

2.Постарайтесь выяснить позицию собеседника (т. е. что он хочет до Вас донести).

3.Четко определите те моменты, по которым у Вас нет разногласий с собеседником, и те, по которым разногласия есть; затем озвучьте их собеседнику. После этого попытайтесь выяснить с собеседником причины разногласий и возможные способы их преодоления.

4.В беседе очень важно слышать позицию собеседника, постараться понять и принять его аргументы.

5.В беседе важно уметь отличать факты от мнений о фактах – не используйте в беседе данные, услышанные Вами от кого-то другого, кроме собеседника.

6.Свою позицию лучше излагать в виде рассуждений: подавать ее НЕ как единственно правильную, а как один из возможных вариантов.

7.Основной принцип конструктивного ведения беседы – уважительное отношение к собеседнику. Необходимо отделять поступок от  личности: оценивать не собеседника, а его конкретные действия!

8.Необходимо уметь контролировать эмоции. Беседа может вызвать повышенное эмоциональное напряжение, однако избыток эмоций

лишь навредит решению конфликта.

 

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Общаться с ребенком… ТАК:

Правило первое

Безусловно принимать своего ребенка значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а ПРОСТО ТАК,

просто за то, что он есть!

 Правило второе

Главное условие конструктивного общения с ребенком – дружелюбный тон. Прислушивайтесь к тому, как Вы общаетесь со своим ребенком, будьте

дружелюбны, демонстрируйте уважение к нему и понимание.

 Правило третье

Никогда не критикуйте ребенка как личность! Если он сделал что-то не так, то оценивайте его действия, поступки! Исключите из своего обихода фразы «ты плохой», «ты неумеха» и т. д. Лучше скажите: «Я огорчена тем, что ты совершил плохой поступок» или «Ты не сумел завязать шнурки? Я по-

могу тебе». Только от Вас зависит то, каким вырастет ваш ребенок!

 Правило четвертое

Наберитесь терпения!

 Правило пятое

Чтобы избежать различных проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка! Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше измените что-то вне его или свои ожидания.

 

Правило шестое:

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. НО!!! Их не должно быть слишком много, они

должны быть гибкими и, самое главное, ПОСТОЯННЫМИ (т. е. они не должны зависеть от Вашего настроения)!

 

Правило седьмое

Дисциплина очень важна для каждого ребенка и для семьи в целом! НО!!! Призывать ребенка к дисциплине нужно не ДО, а ПОСЛЕ установления доброжелательных отношений! Ребенок и родитель, находясь в состоянии взаимного недовольства, никогда не смогут договориться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проходит множество конкурсов и грантов для педагогов. Следите за обновлениями раздела «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО. ЗДЕСЬ доступна полная и достоверная информация о грантах и конкурсах для педагогов на территории страны.

Участие в грантовых программах — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Хабаровский краевой институт развития образования информирует о проведении конкурса "Молодое поколение выбирет  ДВС-2019" (далее ‒ конкурс).

К участию в конкурсе приглашаются педагогические работники, все, кто желает рассказать о личном опыте организации и проведения детско-взрослых сообществ в своих образовательных организациях.

Информация об участие в  конкурсе размещена  в сообществе "Event-академия" (http://vsevteme.ru/network/1883/2019/09/16/konkurs-molodoe-pokolenie-vybiraet-dvs/vnimanie-konkurs). Прием, подведение итогов и публикация конкурсных работ осуществляется ежедневно ‒ с 10 сентября по 10 октября 2019 г.

Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым языком, «родительская депривация» – это лишение родительской любви и заботы, которое переживает ребенок. Депривация может быть вызвана разными причинами и бывает разной степени тяжести для ребенка. В зависимости от характера действий родителей и нанесенного ребенку вреда выделяют разные формы жестокого обращения.

Жестокое обращение. Формы насилия

Наряду с ситуациями, где в семьях есть социально-бытовые проблемы при сохранной привязанности между родителями и детьми, встречаются случаи жестокого обращения и насилия по отношению к детям.

Физические травмы проходят быстрее, чем душевные. Для любого взрослого человека очевидно, что ребенок должен быть сыт, одет и здоров. Но это только «внешние» критерии благополучия, и они не являются однозначными признаками благополучия внутреннего. Долгосрочными и серьезными последствиями жестокого обращения становятся нарушения в формировании привязанности и складывающиеся у детей поведенческие модели, изменение которых требует альтернативного жизненного опыта и работы со специалистами.

В настоящее время в реабилитационной практике принято выделять четыре формы насилия.

Пренебрежение нуждами

В случаях, когда взрослые игнорируют жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.), не только нарушается ход его естественного развития, но может возникнуть непосредственная угроза жизни. От пренебрежения нуждами, по статистике, умирает больше детей, чем от прямой агрессии. В то же время если пренебрежение нуждами связано не с эмоциональным отвержением ребенка, а с общим бытовым укладом жизни семьи, то эмоциональная сфера ребенка пострадает меньше, чем его физическое и интеллектуальное развитие. Как уже упоминалось, у детей может даже сохраняться привязанность к семье.

Эмоциональное насилие

Оно возникает в ситуациях, когда ребенка оскорбляют словами, угрожают, издеваются и высмеивают, обвиняют, перекладывают на него ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался. Сюда же относится отсутствие эмоционального тепла: эмоциональное отвержение, игнорирование; угрозы самоубийства с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; вовлечение ребенка в конфликты между замещающими и кровными родителями, вопросы из разряда «Кого ты больше любишь, папу или маму?». Изоляция: установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома. Социальное отвержение детей из детских домов просто за то, что они «детдомовские», также является формой эмоционального насилия. При этой форме насилия в наибольшей степени страдает эмоциональное развитие ребенка. Поведенческие нарушения в этих случаях выражаются в том, что ребенок либо выглядит «забитым», либо склонен проявлять защитную агрессию (усвоение поведенческой модели «жертва-тиран»). Нарушения в области интеллектуальной сферы не обязательно могут быть сильными, это зависит от индивидуальной степени устойчивости к стрессу и от степени эмоционального насилия, которому ребенок подвергался (разовый или хронический характер унижений, наличие эмоциональной поддержки в жизни ребенка, опыт позитивных привязанностей и пр.). Физическое развитие может не пострадать.

Физическое насилие

Это побои и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». Очевидно, что физическое насилие чаще всего включает в себя эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами. Поэтому при физическом насилии страдают прежде всего эмоциональная и интеллектуальная сферы. На поведенческом уровне у большинства детей, подвергавшихся физическому насилию, происходит усвоение агрессивных моделей поведения, которые не так просто изменить. Эти дети легко втягиваются в драки с другими детьми, провоцируют их сами, также могут проявлять агрессию в отношении самих себя, наносить себе телесные повреждения, попадать в ситуации физического риска. Также они могут портить свои личные вещи, одежду, игрушки. Кроме того, эти дети могут рассматривать бытовые обязанности в замещающей семье или в учреждении как что-то унизительное: «Я вам не раб, я вам не шестерка». Это происходит именно в тех случаях, когда пренебрегали эмоциональными потребностями ребенка и часто заставляли делать что-то нежелательное.

Относительно недопустимости физических наказаний в современном обществе происходит активная дискуссия. Многие люди считают, что недопустимо вообще физическое воздействие как форма воспитания. Другие, наоборот, полагают, что иногда просто не обойтись без шлепка или подзатыльника. Когда взрослые воспитывают приемного ребенка, о котором известно, что он подвергался физическому насилию, важно помнить, что:

– вряд ли у приемных родителей получится «впечатлить» ребенка своими мерами физического воздействия, зато он получит полное право думать о них как о таких же взрослых, с которыми он уже имел дело раньше;

– дети склонны провоцировать привычные для них взаимоотношения, и взрослым понадобится умение противостоять этому, чтобы сформировать альтернативные модели отношений – те, которые более желательны с точки зрения самих взрослых.

Взрослым, испытывающим трудности в воспитании ребенка, подвергавшегося физическому насилию, было бы нелишне обратиться к помощи специалистов и воспользоваться литературой о воспитании без физических наказаний.

Сексуальное насилие

К этому виду насилия относят любые сексуальные действия по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся вовлечение ребенка в наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и пр. Сексуальное развращение может не нанести сильного физического вреда ребенку, однако физическое развитие детей в этих случаях может либо затормозиться, либо опередить возраст. Первое происходит в тех случаях, когда для ребенка вовлечение в действия сексуального характера сопряжено с эмоциональной травмой. Ребенок чувствует, что с ним происходит что-то плохое, страдает от этого, ему хочется стать маленьким и незаметным, а иногда даже не хочется жить совсем. В других случаях, когда развращение ребенка происходит постепенно, становится условием «любви» и особых отношений со взрослым, подкрепляется подарками и привилегиями, ребенок становится «партнером» взрослого человека, и его физическое развитие начинает соответствовать происходящему. При этом ребенок в таких отношениях лишается детства, он слишком рано становится «партнером» по взрослым отношениям.

Само по себе опережающее физическое развитие ребенка не является признаком сексуального насилия. Это может быть признаком акселерации или раннего физического развития, свойственного, например, южным народам.

Интеллектуальное развитие при сексуальном развращении также не всегда нарушается, это зависит от особенностей ситуации и субъективного восприятия ее ребенком.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Очевидно, что гораздо проще научить ребенка вести себя приемлемым образом, чем изменить эмоциональные последствия сексуального насилия. Способность доверять другим, вера в то, что ребенка можно любить без сексуальных отношений с ним, понимание семейных ролей и нормальных взаимоотношений в семье, ощущение своей ценности и самоуважение – все это нарушается в результате развращения. Если ребенок подвергался сексуальному насилию со стороны взрослых, подрывается базовая вера в то, что взрослые могут любить ребенка бескорыстно, просто ради него самого.

Зачастую бывает так, что для детей осознать, что с ними происходило, и рассказать об этом становится возможным, когда они вырастают и находятся в эмоционально безопасной обстановке. Например, через несколько лет после попадания в любящую приемную семью дети могут начать вспоминать и говорить о том, что с ними было в прошлом. Работа с последствиями сексуального насилия требует особых терапевтических подходов и проводится привлеченными специалистами профильных центров.

Обобщая тему последствий насилия, можно сказать, что травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере: страдают самовосприятие, отношения с другими людьми, способность к привязанности. На уровне поведения могут сформироваться дурные навыки и негативные модели, которые можно скорректировать сравнительно быстро на уровне «переучивания», но корни этих проявлений находятся в эмоциональной сфере и потребуют более серьезной работы. Интеллектуальное развитие не всегда нарушается серьезным образом в результате насилия как такового. Скорее интеллект тормозится эмоциональными травмами. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать с помощью врачей и психологов, а дурные навыки – перевоспитывать. И то, и другое требует времени. Некоторые негативные последствия жестокого обращения удается исправить до попадания ребенка в приемную семью. Но в тех случаях, когда ребенок получил травматический опыт именно в семье, очень велика вероятность, что там же этот опыт и проявится, только семья уже будет не кровная, а приемная. По мере формирования новой привязанности поведение ребенка начнет меняться. Но в некоторых случаях требуется специальная терапия.

Завершая краткий обзор этой непростой темы, приходится добавить, что вынужденная и, как правило, необходимая мера – отобрание ребенка из семьи, где есть угроза его жизни и здоровью, также является формой родительской депривации.

 Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым языком, «родительская депривация» – это лишение родительской любви и заботы, которое переживает ребенок. Депривация может быть вызвана разными причинами и бывает разной степени тяжести для ребенка. В зависимости от характера действий родителей и нанесенного ребенку вреда выделяют разные формы жестокого обращения.

Жестокое обращение. Формы насилия

Наряду с ситуациями, где в семьях есть социально-бытовые проблемы при сохранной привязанности между родителями и детьми, встречаются случаи жестокого обращения и насилия по отношению к детям.

Физические травмы проходят быстрее, чем душевные. Для любого взрослого человека очевидно, что ребенок должен быть сыт, одет и здоров. Но это только «внешние» критерии благополучия, и они не являются однозначными признаками благополучия внутреннего. Долгосрочными и серьезными последствиями жестокого обращения становятся нарушения в формировании привязанности и складывающиеся у детей поведенческие модели, изменение которых требует альтернативного жизненного опыта и работы со специалистами.

В настоящее время в реабилитационной практике принято выделять четыре формы насилия.

Пренебрежение нуждами

В случаях, когда взрослые игнорируют жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.), не только нарушается ход его естественного развития, но может возникнуть непосредственная угроза жизни. От пренебрежения нуждами, по статистике, умирает больше детей, чем от прямой агрессии. В то же время если пренебрежение нуждами связано не с эмоциональным отвержением ребенка, а с общим бытовым укладом жизни семьи, то эмоциональная сфера ребенка пострадает меньше, чем его физическое и интеллектуальное развитие. Как уже упоминалось, у детей может даже сохраняться привязанность к семье.

Эмоциональное насилие

Оно возникает в ситуациях, когда ребенка оскорбляют словами, угрожают, издеваются и высмеивают, обвиняют, перекладывают на него ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался. Сюда же относится отсутствие эмоционального тепла: эмоциональное отвержение, игнорирование; угрозы самоубийства с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; вовлечение ребенка в конфликты между замещающими и кровными родителями, вопросы из разряда «Кого ты больше любишь, папу или маму?». Изоляция: установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома. Социальное отвержение детей из детских домов просто за то, что они «детдомовские», также является формой эмоционального насилия. При этой форме насилия в наибольшей степени страдает эмоциональное развитие ребенка. Поведенческие нарушения в этих случаях выражаются в том, что ребенок либо выглядит «забитым», либо склонен проявлять защитную агрессию (усвоение поведенческой модели «жертва-тиран»). Нарушения в области интеллектуальной сферы не обязательно могут быть сильными, это зависит от индивидуальной степени устойчивости к стрессу и от степени эмоционального насилия, которому ребенок подвергался (разовый или хронический характер унижений, наличие эмоциональной поддержки в жизни ребенка, опыт позитивных привязанностей и пр.). Физическое развитие может не пострадать.

Физическое насилие

Это побои и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». Очевидно, что физическое насилие чаще всего включает в себя эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами. Поэтому при физическом насилии страдают прежде всего эмоциональная и интеллектуальная сферы. На поведенческом уровне у большинства детей, подвергавшихся физическому насилию, происходит усвоение агрессивных моделей поведения, которые не так просто изменить. Эти дети легко втягиваются в драки с другими детьми, провоцируют их сами, также могут проявлять агрессию в отношении самих себя, наносить себе телесные повреждения, попадать в ситуации физического риска. Также они могут портить свои личные вещи, одежду, игрушки. Кроме того, эти дети могут рассматривать бытовые обязанности в замещающей семье или в учреждении как что-то унизительное: «Я вам не раб, я вам не шестерка». Это происходит именно в тех случаях, когда пренебрегали эмоциональными потребностями ребенка и часто заставляли делать что-то нежелательное.

Относительно недопустимости физических наказаний в современном обществе происходит активная дискуссия. Многие люди считают, что недопустимо вообще физическое воздействие как форма воспитания. Другие, наоборот, полагают, что иногда просто не обойтись без шлепка или подзатыльника. Когда взрослые воспитывают приемного ребенка, о котором известно, что он подвергался физическому насилию, важно помнить, что:

– вряд ли у приемных родителей получится «впечатлить» ребенка своими мерами физического воздействия, зато он получит полное право думать о них как о таких же взрослых, с которыми он уже имел дело раньше;

– дети склонны провоцировать привычные для них взаимоотношения, и взрослым понадобится умение противостоять этому, чтобы сформировать альтернативные модели отношений – те, которые более желательны с точки зрения самих взрослых.

Взрослым, испытывающим трудности в воспитании ребенка, подвергавшегося физическому насилию, было бы нелишне обратиться к помощи специалистов и воспользоваться литературой о воспитании без физических наказаний.

Сексуальное насилие

К этому виду насилия относят любые сексуальные действия по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся вовлечение ребенка в наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и пр. Сексуальное развращение может не нанести сильного физического вреда ребенку, однако физическое развитие детей в этих случаях может либо затормозиться, либо опередить возраст. Первое происходит в тех случаях, когда для ребенка вовлечение в действия сексуального характера сопряжено с эмоциональной травмой. Ребенок чувствует, что с ним происходит что-то плохое, страдает от этого, ему хочется стать маленьким и незаметным, а иногда даже не хочется жить совсем. В других случаях, когда развращение ребенка происходит постепенно, становится условием «любви» и особых отношений со взрослым, подкрепляется подарками и привилегиями, ребенок становится «партнером» взрослого человека, и его физическое развитие начинает соответствовать происходящему. При этом ребенок в таких отношениях лишается детства, он слишком рано становится «партнером» по взрослым отношениям.

Само по себе опережающее физическое развитие ребенка не является признаком сексуального насилия. Это может быть признаком акселерации или раннего физического развития, свойственного, например, южным народам.

Интеллектуальное развитие при сексуальном развращении также не всегда нарушается, это зависит от особенностей ситуации и субъективного восприятия ее ребенком.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Очевидно, что гораздо проще научить ребенка вести себя приемлемым образом, чем изменить эмоциональные последствия сексуального насилия. Способность доверять другим, вера в то, что ребенка можно любить без сексуальных отношений с ним, понимание семейных ролей и нормальных взаимоотношений в семье, ощущение своей ценности и самоуважение – все это нарушается в результате развращения. Если ребенок подвергался сексуальному насилию со стороны взрослых, подрывается базовая вера в то, что взрослые могут любить ребенка бескорыстно, просто ради него самого.

Зачастую бывает так, что для детей осознать, что с ними происходило, и рассказать об этом становится возможным, когда они вырастают и находятся в эмоционально безопасной обстановке. Например, через несколько лет после попадания в любящую приемную семью дети могут начать вспоминать и говорить о том, что с ними было в прошлом. Работа с последствиями сексуального насилия требует особых терапевтических подходов и проводится привлеченными специалистами профильных центров.

Обобщая тему последствий насилия, можно сказать, что травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере: страдают самовосприятие, отношения с другими людьми, способность к привязанности. На уровне поведения могут сформироваться дурные навыки и негативные модели, которые можно скорректировать сравнительно быстро на уровне «переучивания», но корни этих проявлений находятся в эмоциональной сфере и потребуют более серьезной работы. Интеллектуальное развитие не всегда нарушается серьезным образом в результате насилия как такового. Скорее интеллект тормозится эмоциональными травмами. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать с помощью врачей и психологов, а дурные навыки – перевоспитывать. И то, и другое требует времени. Некоторые негативные последствия жестокого обращения удается исправить до попадания ребенка в приемную семью. Но в тех случаях, когда ребенок получил травматический опыт именно в семье, очень велика вероятность, что там же этот опыт и проявится, только семья уже будет не кровная, а приемная. По мере формирования новой привязанности поведение ребенка начнет меняться. Но в некоторых случаях требуется специальная терапия.

Завершая краткий обзор этой непростой темы, приходится добавить, что вынужденная и, как правило, необходимая мера – отобрание ребенка из семьи, где есть угроза его жизни и здоровью, также является формой родительской депривации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный интеллект – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. 

     Эмоции — это, в первую очередь, информация. От того, насколько правильно человек ее воспринимает, зависит результат взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.

     Эмоции несут в себе огромный пласт информации о нас самих и об окружающих нас людях. Ведь это первая сигнальная система, первоначальное предназначение которой – обеспечивать наше выживание. Поэтому наш организм слушается эмоциональных команд в первую очередь, и только потом обращает внимание на рациональные, логические команды.

      Эмоционально компетентный человек использует ту информацию, которую дают ему эмоции, и на основе учета этой информации строит свою деятельность. Поэтому он, в первую очередь, учится осознавать свои эмоции и уметь встраивать их в процесс логического мышления, принятия решений и выбора своего поведения в определенной ситуации.

       !!!!Эмоциональный интеллект,  к счастью, может развиваться в течение всей жизни.

Что это такое?

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за обработку эмоциональной информации и за учет эмоционального фактора во взаимодействии.

Он, например, помогает нам находиться в спокойном состоянии, несмотря на внешние события, успокаивать расстроенного человека или понимать, почему бесполезно что-либо объяснять человеку, который очень зол. Учет эмоционального фактора позволяет людям добиться лучших результатов – именно поэтому эмоциональный интеллект так важен для успешности. Кроме того, он позволяет человеку находиться в ладу со своими эмоциями – проще говоря, быть не только более успешным, но и более счастливым.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков:

- осознание своих эмоций;

- осознание эмоций других;

- управление своими эмоциями;

- управление эмоциями других.

 

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

Эмоциональный интеллект это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции. А также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные.

Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми.

Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. 

 

            Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, что отмечается на всех ступенях развития. У воспитанников детских домов выявляется пассивность во всех видах деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

          Для младших школьников и подростков  характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Это выражается в задержке или отсутствии развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, это приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.          Следует отметить бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счета.

          Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений психическое развитие в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы, т. е. отмечается психическая депривация.

 

Депривация – это deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей»

1.Причины эмоциональной депривации

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ Я. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью - главная причина эмоциональной депривации. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, который необходим для нормального развития личности.

Очевидно, что разрыв или послабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер.

У воспитанников детского дома ограничен жизненный опыт. Главный источник информации - воспитатель. Кинофильмы со сверхсильными героями и нестандартными ситуациями не дают детям адекватного представления о реальных ситуациях, в которые они попадут в жизни.

В детских домах у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании неуспеха. Такие дети не уверены в правильности собственного поведения, своих решений: “всего боятся”, “очень ранимы”, “мнительны”, “повышенно чувствительны” и т. п.

В основе травмирующих переживаний и тревог лежит страх неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого. В учреждениях интернатного типа зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения.

В условиях детского дома у детей могут отмечаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость и чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Особенно отчетливо эти особенности эмоциональных состояний выявляются у детей с психическим недоразвитием.

Один из важнейших факторов развития личности - адекватное формирование самооценки. Знание самооценок необходимо для понимания и управления развитием детей и подростков воспитывающихся в детском доме.

Если ребенок воспитывается в семье, то на формирование его субъективной оценки, прежде всего, скажется оценка родителей, затем учителя. Для воспитанников детских домов наиболее значима оценка воспитателей и учителей.

Сиротство - сложное многоаспектное социально-психологическое явление.

В связи с бедностью эмоциональных проявлений у детей необходимо проводить специальные занятия по развития способности дифференцировать переживания, способности самовыражения, умения объяснить причины и источники переживаний, формировать способность к эмпатии, сопереживанию. Важным аспектом этой работы является обучение детей умению контролировать свои переживания.

Выводы:

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка

1.Осознание своих эмоций

С самого раннего детства помогайте ребенку познавать эмоциональный мир, называя словами эмоции, которые он испытывает и рассказывая о своих. Мы ведь показываем ребенку различные предметы и говорим: «Это люстра! Это ложка!». Точно также называйте то, что ребенок чувствует. «Ты расстроился?»,«Тебе было страшно, когда тебе делали укол». Рассказывайте и о своих эмоциях: «Я очень рада, что сегодня у тебя пятерка!», «Марья Ивановна расстроился, что вы не пришли на встречу».

Когда ребенок становится постарше, можно уже спрашивать его про эмоциональное состояние: «Что ты сейчас чувствуешь?». Используйте простые слова, для начала достаточно распознавать страх, недовольство, грусть и радость. Если ребенок затрудняется ответить, спросите его «На что это похоже?» или «К чему ближе? (из страха, недовольства, печали или радости)».

Продолжайте рассказывать о своих эмоциях в различных ситуациях. Это поможет ему набирать своеобразный банк ситуаций «в этой ситуации люди чувствуют себя вот так», что поможет ему лучше понимать и свои эмоции, и эмоции других в последующем.

Осознание эмоций других

Обсуждайте прочитанные истории или фильмы, которые вы вместе посмотрели, с точки зрения эмоций героев. Помогайте понять не только эмоции, но и то, как они влияют на взаимоотношения: «Почему они поссорились?». Можно спросить и о том, как герои помирились или как это можно было бы сделать – тогда ваш подопечный ребенок будет лучше понимать, как ему действовать в будущих сложных эмоциональных ситуациях.

Тренируйтесь распознавать эмоции на картинках. Есть специальные детские наборы с разными выражениями лица. А можно просто выключить звук у телевизора, включить какой-нибудь незнакомый фильм и спрашивать: «Как ты думаешь, а что чувствует этот герой?». Потом включать звук и проверять, о чем идет речь. Это может быть забавной игрой.

Управление своими эмоциями

Помните, что для того, чтобы управлять эмоциями, важно, прежде всего, их осознать. Поэтому всегда начинайте с того, чтобы помочь воспитаннику понять, что он чувствует.

Сочиняйте  вместе с ребенком истории, где героям нужно как-то справляться с различными эмоциональными событиями в своей жизни. Включайте в повествование способы управления своими эмоциями: «И почувствовал Иван, что разозлился он очень сильно, и понял он, что еще немного, и пойдет он ломать и кромсать все, что ему на пути попадется. И пошел тогда Иван во двор рубить дрова, и рубил он их весь день и всю ночь, и к утру понял, что теперь он готов отправляться в путь со светлой головой на плечах».

Научите ребенка дышать. В ситуациях, когда он расстроился или разволновался, сядьте рядом и предложите вместе подышать. Помните, что чтобы успокоиться, нужно сделать глубокий вдох животом и медленный-медленный выдох через рот.

Научите ребенка визуализировать. Дети любят мечтать и представлять себя в разнообразных ситуациях. Предложите им планировать важные для них ситуации в позитивном ключе: ребенок можно представлять, как хорошо проходит его выступление в классе или в каком-либо кружке, как он уверенно отвечает у доски или забивает важный для своей команды гол.

Для развития позитивного подхода чаще спрашивайте ребенка о том, чем он доволен, что у него получилось? Вечером можно спрашивать о том, что ему больше всего понравилось в этом дне. Так вы с детства сформируете у ребенка привычку концентрироваться на хорошем.

Управление эмоциями других

Научитесь грамотно успокаивать подростка, в этом он будет брать с вас пример. Помните алгоритм: сначала признать наличие эмоции («Это обидно», «Ты ударился, и тебе сейчас больно», «Ты сильно расстроился, что Данил не пошел с тобой»), обнимите ребенка и просто побудьте рядом с ним, пока он успокаивается. Позже можно сказать «Это пройдет» или «Ты смелый парень, и ты с этим справишься», но только когда ребенок уже спокоен.

Научите ребенка не бояться проявления чужих эмоций, тогда ему в будущем будет проще ими управлять. Говорите «Иногда люди сильно злятся, когда у них что-то не получается. Такое бывает», «Когда случилось какое-то горе, люди плачут. Это нормально».

Позволяйте ребенку утешать вас, если вы чем-то расстроены. Расскажите ему, что он вам помог: «мы от сейчас с тобой постояли вот так, и мне стало получше». Или «Вот я рассказала тебе, как все было, ты меня послушал, и теперь мне уже гораздо веселее». Используйте Я-послание в тех случаях, когда из-за действий ребенка вы испытали какие-то не самые приятные эмоции: «Когда ты опоздал с прогулку на полчаса, я начала сильно волноваться, и еще теперь я немного злюсь, ведь мы с тобой договаривались, когда ты вернешься»

технологии Я-послания

Примеры

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

Почему ты все время перебиваешь меня?

Мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной. Если у тебя есть какой-то вопрос — задай его после того, как я договорю. Также, возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Ты меня не слушаешь!

Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь чутче к тому, что я говорю.

Ты ведешь себя просто отвратительно!

В данной ситуации меня очень расстроило твое поведение. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда берешь мои вещи без спросу!

Когда без спросу берут мои вещи, я чувствую раздражение, мне неприятно. Возможно, потому что, когда мне требуется эта вещь, я не могу её найти. Я не против, чтобы ты брал мои вещи, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать, и клади их на свое место.

 

Структура «Я-высказывания»

описание

пример

ЧУВСТВО

- я злюсь…

- меня раздражает…

ФАКТ

- что посуда не вымыта…

- когда опоздывает…

ЖЕЛАНИЕ

-мне хотелось бы порядка в группе…

- я хочу встречаться воаремя…

ПОСЛЕДСТВИЯ

- и тогда мы сможем найти общий язык.

- и тогда наши отношения станут теплыми.

 

«ИГРА с ситуациями»

«Игра наши чувства"

Преимущества «Я-высказываний»

Снижение внутреннего напряжения, регуляция собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;

Передача ответственности за свои действия самому собеседнику, где он сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;

Уверенное и доброжелательно поведение, вместо агрессивного, а также выражение негативных чувств в необидной для собеседника форме, положительно сказывается на дальнейшей коммуникации;

Выражение своих чувств, связывание их с желаниями и прогноз положительных последствий;

Понимание самого себя, своих чувств и того, с какими действиями других людей они связаны.

Грамотное общение и здоровая коммуникация. Говорящий сообщает своему собеседнику о том, что ожидает от взаимодействия с ним и каким желает, чтобы оно было. Таким образом, партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками;

Открытость и искренность в выражении своих чувств, приводит к тому, что и партнёры по общению также становятся искреннее в выражении своих.

Ошибки «Я-высказываний»

1.Обвинения. Выразив свои чувства, начинают ссылаться на собеседника, обвиняя его в произошедшем.

2.Обобщения или «навешивание ярлыков» — приписывание собеседнику качеств, которых у него нет. Например: «Я расстраиваюсь, когда ты жадничаешь и не делишься своими игрушками с братьями! Правильно говорят, что все младшие дети избалованные эгоисты. И ты тому подтверждение!».

3.Оскорбления. Например: «Я злюсь, когда ты оставляешь за собой в раковине груду грязнющей посуды и разбрасываешь свои дурацкие вонючие носки по всей квартире! Я больше не буду за тобой, свиньей, убираться!».

4.Выражение своих эмоций в грубой форме. Например: «Я в ярости! Я готов тебя убить!».

Помните о том, что эмоциональный интеллект, в отличие от познавательного IQ, развивается в течение всей жизни. Развивая эмоциональные навыки ребенка, вы повысите и собственный эмоциональный интеллект. Верно и обратное: научившись лучше осознавать собственные эмоции и управлять ими, вы подадите ребенку пример, как грамотно взаимодействовать со своими эмоциями. Так что, обучая ребенка, не забывайте и про свое развитие.

 

В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав, либо отказавшихся от ребенка. Вторичное сиротство - это отказ выпускников государственных учреждений для детей - сирот от воспитания своих детей. Причиной этого является асоциальный образ жизни самих родителей и их детей.

         Многие выпускники детского дома не способны создать полные счастливые семьи, т.к. у них не сформирован стереотип позитивных семейных отношений, нет опыта проживания в семье. Причинами возникновения вторичного сиротства являются:

-низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;

- семейная неустроенность;

- склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

-медицинские проблемы, в особенности физического и психологического характера;

-отсутствие родственников, близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку.

Статистика демонстрирует, что чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов из-за отсутствия системной работы в сфере подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

         Женщина и мужчина - два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши, а иногда и практически невозможно. Половое воспитание необходимая часть воспитания подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушение традиционного семейного уклада, освоение профессий противоположного пола становятся причиной искажения половой идентичности у подростков.           Пропаганда стиля «унисекс» постепенно вымывает из детского сознания представление о том, кто такие «настоящие» мужчины и женщины.

      В жизни девочек из детских домов отсутствует модель поведения отца и матери, которая является основой для формирования адекватной гендерной идентичности «домашних» детей. Чаще всего дети идентифицируют себя с работниками детского дома и ребятами из одной группы. Частая смена женщин, работающих в детских домах, и невозможность в большинстве случаев эмоциональной близости с ними формирует неадекватные стереотипы женского поведения. В итоге, девушки-подростки детских домов вырастают с высоким уровнем маскулинности.

       Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины). Маскулинность в русском языке отличается от мужественности. Словосочетание «мужественная женщина», например, характеризует не маскулинность женщины (мужеподобность), а стойкость её характера.

      Необходимо отметить, что гендерная дезидентичность влечет снижение уровня готовности депривированных подростков к самостоятельной жизнедеятельности в таких сферах, как психологическая готовность, морально-нравственная, профессиональная, а также готовность к семейной жизни. У девочек-подростков нет потребности подчеркивать черты своего пола ни во внешности, ни в поведении; более того, большинство из них не принимает свое «физическое Я».     

       Также хочется обратить внимание на то, что сопоставление описаний мужчин и женщин, которые дают подростки, воспитывающиеся вне семьи, показало, что у подростков из детского дома повышенная цен­ность семьи и отсутствие опыта жизни в ней приводят, с одной стороны, к идеализации семьи, образа семьянина, а с другой - к гипертрофии отрицательной модели семьи.

 

 

 

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Социальный лифт

113 участников, открытое
Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска
Join_network
Календарь
август 2020
июль 2020
июнь 2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2