Загрузка...

Социальный лифт

Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска

Фото

     

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проходит множество конкурсов и грантов для педагогов. Следите за обновлениями раздела «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО. ЗДЕСЬ доступна полная и достоверная информация о грантах и конкурсах для педагогов на территории страны.

Участие в грантовых программах — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Хабаровский краевой институт развития образования информирует о проведении конкурса "Молодое поколение выбирет  ДВС-2019" (далее ‒ конкурс).

К участию в конкурсе приглашаются педагогические работники, все, кто желает рассказать о личном опыте организации и проведения детско-взрослых сообществ в своих образовательных организациях.

Информация об участие в  конкурсе размещена  в сообществе "Event-академия" (http://vsevteme.ru/network/1883/2019/09/16/konkurs-molodoe-pokolenie-vybiraet-dvs/vnimanie-konkurs). Прием, подведение итогов и публикация конкурсных работ осуществляется ежедневно ‒ с 10 сентября по 10 октября 2019 г.

Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым языком, «родительская депривация» – это лишение родительской любви и заботы, которое переживает ребенок. Депривация может быть вызвана разными причинами и бывает разной степени тяжести для ребенка. В зависимости от характера действий родителей и нанесенного ребенку вреда выделяют разные формы жестокого обращения.

Жестокое обращение. Формы насилия

Наряду с ситуациями, где в семьях есть социально-бытовые проблемы при сохранной привязанности между родителями и детьми, встречаются случаи жестокого обращения и насилия по отношению к детям.

Физические травмы проходят быстрее, чем душевные. Для любого взрослого человека очевидно, что ребенок должен быть сыт, одет и здоров. Но это только «внешние» критерии благополучия, и они не являются однозначными признаками благополучия внутреннего. Долгосрочными и серьезными последствиями жестокого обращения становятся нарушения в формировании привязанности и складывающиеся у детей поведенческие модели, изменение которых требует альтернативного жизненного опыта и работы со специалистами.

В настоящее время в реабилитационной практике принято выделять четыре формы насилия.

Пренебрежение нуждами

В случаях, когда взрослые игнорируют жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.), не только нарушается ход его естественного развития, но может возникнуть непосредственная угроза жизни. От пренебрежения нуждами, по статистике, умирает больше детей, чем от прямой агрессии. В то же время если пренебрежение нуждами связано не с эмоциональным отвержением ребенка, а с общим бытовым укладом жизни семьи, то эмоциональная сфера ребенка пострадает меньше, чем его физическое и интеллектуальное развитие. Как уже упоминалось, у детей может даже сохраняться привязанность к семье.

Эмоциональное насилие

Оно возникает в ситуациях, когда ребенка оскорбляют словами, угрожают, издеваются и высмеивают, обвиняют, перекладывают на него ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался. Сюда же относится отсутствие эмоционального тепла: эмоциональное отвержение, игнорирование; угрозы самоубийства с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; вовлечение ребенка в конфликты между замещающими и кровными родителями, вопросы из разряда «Кого ты больше любишь, папу или маму?». Изоляция: установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома. Социальное отвержение детей из детских домов просто за то, что они «детдомовские», также является формой эмоционального насилия. При этой форме насилия в наибольшей степени страдает эмоциональное развитие ребенка. Поведенческие нарушения в этих случаях выражаются в том, что ребенок либо выглядит «забитым», либо склонен проявлять защитную агрессию (усвоение поведенческой модели «жертва-тиран»). Нарушения в области интеллектуальной сферы не обязательно могут быть сильными, это зависит от индивидуальной степени устойчивости к стрессу и от степени эмоционального насилия, которому ребенок подвергался (разовый или хронический характер унижений, наличие эмоциональной поддержки в жизни ребенка, опыт позитивных привязанностей и пр.). Физическое развитие может не пострадать.

Физическое насилие

Это побои и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». Очевидно, что физическое насилие чаще всего включает в себя эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами. Поэтому при физическом насилии страдают прежде всего эмоциональная и интеллектуальная сферы. На поведенческом уровне у большинства детей, подвергавшихся физическому насилию, происходит усвоение агрессивных моделей поведения, которые не так просто изменить. Эти дети легко втягиваются в драки с другими детьми, провоцируют их сами, также могут проявлять агрессию в отношении самих себя, наносить себе телесные повреждения, попадать в ситуации физического риска. Также они могут портить свои личные вещи, одежду, игрушки. Кроме того, эти дети могут рассматривать бытовые обязанности в замещающей семье или в учреждении как что-то унизительное: «Я вам не раб, я вам не шестерка». Это происходит именно в тех случаях, когда пренебрегали эмоциональными потребностями ребенка и часто заставляли делать что-то нежелательное.

Относительно недопустимости физических наказаний в современном обществе происходит активная дискуссия. Многие люди считают, что недопустимо вообще физическое воздействие как форма воспитания. Другие, наоборот, полагают, что иногда просто не обойтись без шлепка или подзатыльника. Когда взрослые воспитывают приемного ребенка, о котором известно, что он подвергался физическому насилию, важно помнить, что:

– вряд ли у приемных родителей получится «впечатлить» ребенка своими мерами физического воздействия, зато он получит полное право думать о них как о таких же взрослых, с которыми он уже имел дело раньше;

– дети склонны провоцировать привычные для них взаимоотношения, и взрослым понадобится умение противостоять этому, чтобы сформировать альтернативные модели отношений – те, которые более желательны с точки зрения самих взрослых.

Взрослым, испытывающим трудности в воспитании ребенка, подвергавшегося физическому насилию, было бы нелишне обратиться к помощи специалистов и воспользоваться литературой о воспитании без физических наказаний.

Сексуальное насилие

К этому виду насилия относят любые сексуальные действия по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся вовлечение ребенка в наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и пр. Сексуальное развращение может не нанести сильного физического вреда ребенку, однако физическое развитие детей в этих случаях может либо затормозиться, либо опередить возраст. Первое происходит в тех случаях, когда для ребенка вовлечение в действия сексуального характера сопряжено с эмоциональной травмой. Ребенок чувствует, что с ним происходит что-то плохое, страдает от этого, ему хочется стать маленьким и незаметным, а иногда даже не хочется жить совсем. В других случаях, когда развращение ребенка происходит постепенно, становится условием «любви» и особых отношений со взрослым, подкрепляется подарками и привилегиями, ребенок становится «партнером» взрослого человека, и его физическое развитие начинает соответствовать происходящему. При этом ребенок в таких отношениях лишается детства, он слишком рано становится «партнером» по взрослым отношениям.

Само по себе опережающее физическое развитие ребенка не является признаком сексуального насилия. Это может быть признаком акселерации или раннего физического развития, свойственного, например, южным народам.

Интеллектуальное развитие при сексуальном развращении также не всегда нарушается, это зависит от особенностей ситуации и субъективного восприятия ее ребенком.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Очевидно, что гораздо проще научить ребенка вести себя приемлемым образом, чем изменить эмоциональные последствия сексуального насилия. Способность доверять другим, вера в то, что ребенка можно любить без сексуальных отношений с ним, понимание семейных ролей и нормальных взаимоотношений в семье, ощущение своей ценности и самоуважение – все это нарушается в результате развращения. Если ребенок подвергался сексуальному насилию со стороны взрослых, подрывается базовая вера в то, что взрослые могут любить ребенка бескорыстно, просто ради него самого.

Зачастую бывает так, что для детей осознать, что с ними происходило, и рассказать об этом становится возможным, когда они вырастают и находятся в эмоционально безопасной обстановке. Например, через несколько лет после попадания в любящую приемную семью дети могут начать вспоминать и говорить о том, что с ними было в прошлом. Работа с последствиями сексуального насилия требует особых терапевтических подходов и проводится привлеченными специалистами профильных центров.

Обобщая тему последствий насилия, можно сказать, что травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере: страдают самовосприятие, отношения с другими людьми, способность к привязанности. На уровне поведения могут сформироваться дурные навыки и негативные модели, которые можно скорректировать сравнительно быстро на уровне «переучивания», но корни этих проявлений находятся в эмоциональной сфере и потребуют более серьезной работы. Интеллектуальное развитие не всегда нарушается серьезным образом в результате насилия как такового. Скорее интеллект тормозится эмоциональными травмами. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать с помощью врачей и психологов, а дурные навыки – перевоспитывать. И то, и другое требует времени. Некоторые негативные последствия жестокого обращения удается исправить до попадания ребенка в приемную семью. Но в тех случаях, когда ребенок получил травматический опыт именно в семье, очень велика вероятность, что там же этот опыт и проявится, только семья уже будет не кровная, а приемная. По мере формирования новой привязанности поведение ребенка начнет меняться. Но в некоторых случаях требуется специальная терапия.

Завершая краткий обзор этой непростой темы, приходится добавить, что вынужденная и, как правило, необходимая мера – отобрание ребенка из семьи, где есть угроза его жизни и здоровью, также является формой родительской депривации.

 Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым языком, «родительская депривация» – это лишение родительской любви и заботы, которое переживает ребенок. Депривация может быть вызвана разными причинами и бывает разной степени тяжести для ребенка. В зависимости от характера действий родителей и нанесенного ребенку вреда выделяют разные формы жестокого обращения.

Жестокое обращение. Формы насилия

Наряду с ситуациями, где в семьях есть социально-бытовые проблемы при сохранной привязанности между родителями и детьми, встречаются случаи жестокого обращения и насилия по отношению к детям.

Физические травмы проходят быстрее, чем душевные. Для любого взрослого человека очевидно, что ребенок должен быть сыт, одет и здоров. Но это только «внешние» критерии благополучия, и они не являются однозначными признаками благополучия внутреннего. Долгосрочными и серьезными последствиями жестокого обращения становятся нарушения в формировании привязанности и складывающиеся у детей поведенческие модели, изменение которых требует альтернативного жизненного опыта и работы со специалистами.

В настоящее время в реабилитационной практике принято выделять четыре формы насилия.

Пренебрежение нуждами

В случаях, когда взрослые игнорируют жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.), не только нарушается ход его естественного развития, но может возникнуть непосредственная угроза жизни. От пренебрежения нуждами, по статистике, умирает больше детей, чем от прямой агрессии. В то же время если пренебрежение нуждами связано не с эмоциональным отвержением ребенка, а с общим бытовым укладом жизни семьи, то эмоциональная сфера ребенка пострадает меньше, чем его физическое и интеллектуальное развитие. Как уже упоминалось, у детей может даже сохраняться привязанность к семье.

Эмоциональное насилие

Оно возникает в ситуациях, когда ребенка оскорбляют словами, угрожают, издеваются и высмеивают, обвиняют, перекладывают на него ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался. Сюда же относится отсутствие эмоционального тепла: эмоциональное отвержение, игнорирование; угрозы самоубийства с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; вовлечение ребенка в конфликты между замещающими и кровными родителями, вопросы из разряда «Кого ты больше любишь, папу или маму?». Изоляция: установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома. Социальное отвержение детей из детских домов просто за то, что они «детдомовские», также является формой эмоционального насилия. При этой форме насилия в наибольшей степени страдает эмоциональное развитие ребенка. Поведенческие нарушения в этих случаях выражаются в том, что ребенок либо выглядит «забитым», либо склонен проявлять защитную агрессию (усвоение поведенческой модели «жертва-тиран»). Нарушения в области интеллектуальной сферы не обязательно могут быть сильными, это зависит от индивидуальной степени устойчивости к стрессу и от степени эмоционального насилия, которому ребенок подвергался (разовый или хронический характер унижений, наличие эмоциональной поддержки в жизни ребенка, опыт позитивных привязанностей и пр.). Физическое развитие может не пострадать.

Физическое насилие

Это побои и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». Очевидно, что физическое насилие чаще всего включает в себя эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами. Поэтому при физическом насилии страдают прежде всего эмоциональная и интеллектуальная сферы. На поведенческом уровне у большинства детей, подвергавшихся физическому насилию, происходит усвоение агрессивных моделей поведения, которые не так просто изменить. Эти дети легко втягиваются в драки с другими детьми, провоцируют их сами, также могут проявлять агрессию в отношении самих себя, наносить себе телесные повреждения, попадать в ситуации физического риска. Также они могут портить свои личные вещи, одежду, игрушки. Кроме того, эти дети могут рассматривать бытовые обязанности в замещающей семье или в учреждении как что-то унизительное: «Я вам не раб, я вам не шестерка». Это происходит именно в тех случаях, когда пренебрегали эмоциональными потребностями ребенка и часто заставляли делать что-то нежелательное.

Относительно недопустимости физических наказаний в современном обществе происходит активная дискуссия. Многие люди считают, что недопустимо вообще физическое воздействие как форма воспитания. Другие, наоборот, полагают, что иногда просто не обойтись без шлепка или подзатыльника. Когда взрослые воспитывают приемного ребенка, о котором известно, что он подвергался физическому насилию, важно помнить, что:

– вряд ли у приемных родителей получится «впечатлить» ребенка своими мерами физического воздействия, зато он получит полное право думать о них как о таких же взрослых, с которыми он уже имел дело раньше;

– дети склонны провоцировать привычные для них взаимоотношения, и взрослым понадобится умение противостоять этому, чтобы сформировать альтернативные модели отношений – те, которые более желательны с точки зрения самих взрослых.

Взрослым, испытывающим трудности в воспитании ребенка, подвергавшегося физическому насилию, было бы нелишне обратиться к помощи специалистов и воспользоваться литературой о воспитании без физических наказаний.

Сексуальное насилие

К этому виду насилия относят любые сексуальные действия по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся вовлечение ребенка в наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и пр. Сексуальное развращение может не нанести сильного физического вреда ребенку, однако физическое развитие детей в этих случаях может либо затормозиться, либо опередить возраст. Первое происходит в тех случаях, когда для ребенка вовлечение в действия сексуального характера сопряжено с эмоциональной травмой. Ребенок чувствует, что с ним происходит что-то плохое, страдает от этого, ему хочется стать маленьким и незаметным, а иногда даже не хочется жить совсем. В других случаях, когда развращение ребенка происходит постепенно, становится условием «любви» и особых отношений со взрослым, подкрепляется подарками и привилегиями, ребенок становится «партнером» взрослого человека, и его физическое развитие начинает соответствовать происходящему. При этом ребенок в таких отношениях лишается детства, он слишком рано становится «партнером» по взрослым отношениям.

Само по себе опережающее физическое развитие ребенка не является признаком сексуального насилия. Это может быть признаком акселерации или раннего физического развития, свойственного, например, южным народам.

Интеллектуальное развитие при сексуальном развращении также не всегда нарушается, это зависит от особенностей ситуации и субъективного восприятия ее ребенком.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Очевидно, что гораздо проще научить ребенка вести себя приемлемым образом, чем изменить эмоциональные последствия сексуального насилия. Способность доверять другим, вера в то, что ребенка можно любить без сексуальных отношений с ним, понимание семейных ролей и нормальных взаимоотношений в семье, ощущение своей ценности и самоуважение – все это нарушается в результате развращения. Если ребенок подвергался сексуальному насилию со стороны взрослых, подрывается базовая вера в то, что взрослые могут любить ребенка бескорыстно, просто ради него самого.

Зачастую бывает так, что для детей осознать, что с ними происходило, и рассказать об этом становится возможным, когда они вырастают и находятся в эмоционально безопасной обстановке. Например, через несколько лет после попадания в любящую приемную семью дети могут начать вспоминать и говорить о том, что с ними было в прошлом. Работа с последствиями сексуального насилия требует особых терапевтических подходов и проводится привлеченными специалистами профильных центров.

Обобщая тему последствий насилия, можно сказать, что травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере: страдают самовосприятие, отношения с другими людьми, способность к привязанности. На уровне поведения могут сформироваться дурные навыки и негативные модели, которые можно скорректировать сравнительно быстро на уровне «переучивания», но корни этих проявлений находятся в эмоциональной сфере и потребуют более серьезной работы. Интеллектуальное развитие не всегда нарушается серьезным образом в результате насилия как такового. Скорее интеллект тормозится эмоциональными травмами. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать с помощью врачей и психологов, а дурные навыки – перевоспитывать. И то, и другое требует времени. Некоторые негативные последствия жестокого обращения удается исправить до попадания ребенка в приемную семью. Но в тех случаях, когда ребенок получил травматический опыт именно в семье, очень велика вероятность, что там же этот опыт и проявится, только семья уже будет не кровная, а приемная. По мере формирования новой привязанности поведение ребенка начнет меняться. Но в некоторых случаях требуется специальная терапия.

Завершая краткий обзор этой непростой темы, приходится добавить, что вынужденная и, как правило, необходимая мера – отобрание ребенка из семьи, где есть угроза его жизни и здоровью, также является формой родительской депривации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный интеллект – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. 

     Эмоции — это, в первую очередь, информация. От того, насколько правильно человек ее воспринимает, зависит результат взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.

     Эмоции несут в себе огромный пласт информации о нас самих и об окружающих нас людях. Ведь это первая сигнальная система, первоначальное предназначение которой – обеспечивать наше выживание. Поэтому наш организм слушается эмоциональных команд в первую очередь, и только потом обращает внимание на рациональные, логические команды.

      Эмоционально компетентный человек использует ту информацию, которую дают ему эмоции, и на основе учета этой информации строит свою деятельность. Поэтому он, в первую очередь, учится осознавать свои эмоции и уметь встраивать их в процесс логического мышления, принятия решений и выбора своего поведения в определенной ситуации.

       !!!!Эмоциональный интеллект,  к счастью, может развиваться в течение всей жизни.

Что это такое?

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за обработку эмоциональной информации и за учет эмоционального фактора во взаимодействии.

Он, например, помогает нам находиться в спокойном состоянии, несмотря на внешние события, успокаивать расстроенного человека или понимать, почему бесполезно что-либо объяснять человеку, который очень зол. Учет эмоционального фактора позволяет людям добиться лучших результатов – именно поэтому эмоциональный интеллект так важен для успешности. Кроме того, он позволяет человеку находиться в ладу со своими эмоциями – проще говоря, быть не только более успешным, но и более счастливым.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков:

- осознание своих эмоций;

- осознание эмоций других;

- управление своими эмоциями;

- управление эмоциями других.

 

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

Эмоциональный интеллект это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции. А также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные.

Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми.

Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. 

 

            Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, что отмечается на всех ступенях развития. У воспитанников детских домов выявляется пассивность во всех видах деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

          Для младших школьников и подростков  характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Это выражается в задержке или отсутствии развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, это приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.          Следует отметить бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счета.

          Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений психическое развитие в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы, т. е. отмечается психическая депривация.

 

Депривация – это deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей»

1.Причины эмоциональной депривации

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ Я. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью - главная причина эмоциональной депривации. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, который необходим для нормального развития личности.

Очевидно, что разрыв или послабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер.

У воспитанников детского дома ограничен жизненный опыт. Главный источник информации - воспитатель. Кинофильмы со сверхсильными героями и нестандартными ситуациями не дают детям адекватного представления о реальных ситуациях, в которые они попадут в жизни.

В детских домах у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании неуспеха. Такие дети не уверены в правильности собственного поведения, своих решений: “всего боятся”, “очень ранимы”, “мнительны”, “повышенно чувствительны” и т. п.

В основе травмирующих переживаний и тревог лежит страх неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого. В учреждениях интернатного типа зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения.

В условиях детского дома у детей могут отмечаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость и чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Особенно отчетливо эти особенности эмоциональных состояний выявляются у детей с психическим недоразвитием.

Один из важнейших факторов развития личности - адекватное формирование самооценки. Знание самооценок необходимо для понимания и управления развитием детей и подростков воспитывающихся в детском доме.

Если ребенок воспитывается в семье, то на формирование его субъективной оценки, прежде всего, скажется оценка родителей, затем учителя. Для воспитанников детских домов наиболее значима оценка воспитателей и учителей.

Сиротство - сложное многоаспектное социально-психологическое явление.

В связи с бедностью эмоциональных проявлений у детей необходимо проводить специальные занятия по развития способности дифференцировать переживания, способности самовыражения, умения объяснить причины и источники переживаний, формировать способность к эмпатии, сопереживанию. Важным аспектом этой работы является обучение детей умению контролировать свои переживания.

Выводы:

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка

1.Осознание своих эмоций

С самого раннего детства помогайте ребенку познавать эмоциональный мир, называя словами эмоции, которые он испытывает и рассказывая о своих. Мы ведь показываем ребенку различные предметы и говорим: «Это люстра! Это ложка!». Точно также называйте то, что ребенок чувствует. «Ты расстроился?»,«Тебе было страшно, когда тебе делали укол». Рассказывайте и о своих эмоциях: «Я очень рада, что сегодня у тебя пятерка!», «Марья Ивановна расстроился, что вы не пришли на встречу».

Когда ребенок становится постарше, можно уже спрашивать его про эмоциональное состояние: «Что ты сейчас чувствуешь?». Используйте простые слова, для начала достаточно распознавать страх, недовольство, грусть и радость. Если ребенок затрудняется ответить, спросите его «На что это похоже?» или «К чему ближе? (из страха, недовольства, печали или радости)».

Продолжайте рассказывать о своих эмоциях в различных ситуациях. Это поможет ему набирать своеобразный банк ситуаций «в этой ситуации люди чувствуют себя вот так», что поможет ему лучше понимать и свои эмоции, и эмоции других в последующем.

Осознание эмоций других

Обсуждайте прочитанные истории или фильмы, которые вы вместе посмотрели, с точки зрения эмоций героев. Помогайте понять не только эмоции, но и то, как они влияют на взаимоотношения: «Почему они поссорились?». Можно спросить и о том, как герои помирились или как это можно было бы сделать – тогда ваш подопечный ребенок будет лучше понимать, как ему действовать в будущих сложных эмоциональных ситуациях.

Тренируйтесь распознавать эмоции на картинках. Есть специальные детские наборы с разными выражениями лица. А можно просто выключить звук у телевизора, включить какой-нибудь незнакомый фильм и спрашивать: «Как ты думаешь, а что чувствует этот герой?». Потом включать звук и проверять, о чем идет речь. Это может быть забавной игрой.

Управление своими эмоциями

Помните, что для того, чтобы управлять эмоциями, важно, прежде всего, их осознать. Поэтому всегда начинайте с того, чтобы помочь воспитаннику понять, что он чувствует.

Сочиняйте  вместе с ребенком истории, где героям нужно как-то справляться с различными эмоциональными событиями в своей жизни. Включайте в повествование способы управления своими эмоциями: «И почувствовал Иван, что разозлился он очень сильно, и понял он, что еще немного, и пойдет он ломать и кромсать все, что ему на пути попадется. И пошел тогда Иван во двор рубить дрова, и рубил он их весь день и всю ночь, и к утру понял, что теперь он готов отправляться в путь со светлой головой на плечах».

Научите ребенка дышать. В ситуациях, когда он расстроился или разволновался, сядьте рядом и предложите вместе подышать. Помните, что чтобы успокоиться, нужно сделать глубокий вдох животом и медленный-медленный выдох через рот.

Научите ребенка визуализировать. Дети любят мечтать и представлять себя в разнообразных ситуациях. Предложите им планировать важные для них ситуации в позитивном ключе: ребенок можно представлять, как хорошо проходит его выступление в классе или в каком-либо кружке, как он уверенно отвечает у доски или забивает важный для своей команды гол.

Для развития позитивного подхода чаще спрашивайте ребенка о том, чем он доволен, что у него получилось? Вечером можно спрашивать о том, что ему больше всего понравилось в этом дне. Так вы с детства сформируете у ребенка привычку концентрироваться на хорошем.

Управление эмоциями других

Научитесь грамотно успокаивать подростка, в этом он будет брать с вас пример. Помните алгоритм: сначала признать наличие эмоции («Это обидно», «Ты ударился, и тебе сейчас больно», «Ты сильно расстроился, что Данил не пошел с тобой»), обнимите ребенка и просто побудьте рядом с ним, пока он успокаивается. Позже можно сказать «Это пройдет» или «Ты смелый парень, и ты с этим справишься», но только когда ребенок уже спокоен.

Научите ребенка не бояться проявления чужих эмоций, тогда ему в будущем будет проще ими управлять. Говорите «Иногда люди сильно злятся, когда у них что-то не получается. Такое бывает», «Когда случилось какое-то горе, люди плачут. Это нормально».

Позволяйте ребенку утешать вас, если вы чем-то расстроены. Расскажите ему, что он вам помог: «мы от сейчас с тобой постояли вот так, и мне стало получше». Или «Вот я рассказала тебе, как все было, ты меня послушал, и теперь мне уже гораздо веселее». Используйте Я-послание в тех случаях, когда из-за действий ребенка вы испытали какие-то не самые приятные эмоции: «Когда ты опоздал с прогулку на полчаса, я начала сильно волноваться, и еще теперь я немного злюсь, ведь мы с тобой договаривались, когда ты вернешься»

технологии Я-послания

Примеры

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

Почему ты все время перебиваешь меня?

Мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной. Если у тебя есть какой-то вопрос — задай его после того, как я договорю. Также, возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Ты меня не слушаешь!

Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь чутче к тому, что я говорю.

Ты ведешь себя просто отвратительно!

В данной ситуации меня очень расстроило твое поведение. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда берешь мои вещи без спросу!

Когда без спросу берут мои вещи, я чувствую раздражение, мне неприятно. Возможно, потому что, когда мне требуется эта вещь, я не могу её найти. Я не против, чтобы ты брал мои вещи, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать, и клади их на свое место.

 

Структура «Я-высказывания»

описание

пример

ЧУВСТВО

- я злюсь…

- меня раздражает…

ФАКТ

- что посуда не вымыта…

- когда опоздывает…

ЖЕЛАНИЕ

-мне хотелось бы порядка в группе…

- я хочу встречаться воаремя…

ПОСЛЕДСТВИЯ

- и тогда мы сможем найти общий язык.

- и тогда наши отношения станут теплыми.

 

«ИГРА с ситуациями»

«Игра наши чувства"

Преимущества «Я-высказываний»

Снижение внутреннего напряжения, регуляция собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;

Передача ответственности за свои действия самому собеседнику, где он сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;

Уверенное и доброжелательно поведение, вместо агрессивного, а также выражение негативных чувств в необидной для собеседника форме, положительно сказывается на дальнейшей коммуникации;

Выражение своих чувств, связывание их с желаниями и прогноз положительных последствий;

Понимание самого себя, своих чувств и того, с какими действиями других людей они связаны.

Грамотное общение и здоровая коммуникация. Говорящий сообщает своему собеседнику о том, что ожидает от взаимодействия с ним и каким желает, чтобы оно было. Таким образом, партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками;

Открытость и искренность в выражении своих чувств, приводит к тому, что и партнёры по общению также становятся искреннее в выражении своих.

Ошибки «Я-высказываний»

1.Обвинения. Выразив свои чувства, начинают ссылаться на собеседника, обвиняя его в произошедшем.

2.Обобщения или «навешивание ярлыков» — приписывание собеседнику качеств, которых у него нет. Например: «Я расстраиваюсь, когда ты жадничаешь и не делишься своими игрушками с братьями! Правильно говорят, что все младшие дети избалованные эгоисты. И ты тому подтверждение!».

3.Оскорбления. Например: «Я злюсь, когда ты оставляешь за собой в раковине груду грязнющей посуды и разбрасываешь свои дурацкие вонючие носки по всей квартире! Я больше не буду за тобой, свиньей, убираться!».

4.Выражение своих эмоций в грубой форме. Например: «Я в ярости! Я готов тебя убить!».

Помните о том, что эмоциональный интеллект, в отличие от познавательного IQ, развивается в течение всей жизни. Развивая эмоциональные навыки ребенка, вы повысите и собственный эмоциональный интеллект. Верно и обратное: научившись лучше осознавать собственные эмоции и управлять ими, вы подадите ребенку пример, как грамотно взаимодействовать со своими эмоциями. Так что, обучая ребенка, не забывайте и про свое развитие.

 

В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав, либо отказавшихся от ребенка. Вторичное сиротство - это отказ выпускников государственных учреждений для детей - сирот от воспитания своих детей. Причиной этого является асоциальный образ жизни самих родителей и их детей.

         Многие выпускники детского дома не способны создать полные счастливые семьи, т.к. у них не сформирован стереотип позитивных семейных отношений, нет опыта проживания в семье. Причинами возникновения вторичного сиротства являются:

-низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;

- семейная неустроенность;

- склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

-медицинские проблемы, в особенности физического и психологического характера;

-отсутствие родственников, близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку.

Статистика демонстрирует, что чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов из-за отсутствия системной работы в сфере подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

         Женщина и мужчина - два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши, а иногда и практически невозможно. Половое воспитание необходимая часть воспитания подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушение традиционного семейного уклада, освоение профессий противоположного пола становятся причиной искажения половой идентичности у подростков.           Пропаганда стиля «унисекс» постепенно вымывает из детского сознания представление о том, кто такие «настоящие» мужчины и женщины.

      В жизни девочек из детских домов отсутствует модель поведения отца и матери, которая является основой для формирования адекватной гендерной идентичности «домашних» детей. Чаще всего дети идентифицируют себя с работниками детского дома и ребятами из одной группы. Частая смена женщин, работающих в детских домах, и невозможность в большинстве случаев эмоциональной близости с ними формирует неадекватные стереотипы женского поведения. В итоге, девушки-подростки детских домов вырастают с высоким уровнем маскулинности.

       Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины). Маскулинность в русском языке отличается от мужественности. Словосочетание «мужественная женщина», например, характеризует не маскулинность женщины (мужеподобность), а стойкость её характера.

      Необходимо отметить, что гендерная дезидентичность влечет снижение уровня готовности депривированных подростков к самостоятельной жизнедеятельности в таких сферах, как психологическая готовность, морально-нравственная, профессиональная, а также готовность к семейной жизни. У девочек-подростков нет потребности подчеркивать черты своего пола ни во внешности, ни в поведении; более того, большинство из них не принимает свое «физическое Я».     

       Также хочется обратить внимание на то, что сопоставление описаний мужчин и женщин, которые дают подростки, воспитывающиеся вне семьи, показало, что у подростков из детского дома повышенная цен­ность семьи и отсутствие опыта жизни в ней приводят, с одной стороны, к идеализации семьи, образа семьянина, а с другой - к гипертрофии отрицательной модели семьи.

 

 

 

Недержание стула (энкопрез) – представляет собой неосознанное выделение кала у ребенка старше 3 лет или неспособность ребенка удерживать каловые массы до появления подходящей для этого обстановки. До 3 летнего возраста это явление считается нормой      .

Группа риска - мальчики.      

    Основными жалобами родителей при обращении становятся указания на то, что ребенок «пачкает белье». В единичных случаях замечается полное освобождение кишечника либо происходит размазывание кала по поверхностям (skatolia).

     Причиной энкопреза, может быть проблемы формировании нервной системы как центральной, так и периферической.

      Психологическая причина энкопреза, т.е. вторичного – это регрессия (обратное возрастное развитие), которое связано со стрессовыми факторами в семье.

Патологическим здесь является то, что ребенок не испытывает желания идти в туалет, он также не замечает, что произошло испражнение. И только по истечению нескольких минут ребенок может почувствовать дискомфорт и запах.

Такие ситуации крайне травматичны для ребенка, он мучительно переживает это, осознавая, что не может контролировать происходящее, всё это он переживает наедине с собой. На этой почве у ребенка развивается идея «неполноценности», накапливается чувство стыда.

       Сложности отношений между супругами могут ярко сказываться на психологическом состоянии ребенка. Когда родители кричат и ругаются, либо ругают и наказывают его, ребенок находится в сильном психоэмоциональном напряжении. А когда человек находится в физическом напряжении, когда его тело напряженно, человек испытывает непонимание того какие потребности у твоего тела он его не чувствует, не слышит физиологические сигналы своего тела. Хочет ли он спать, хочет ли он есть, хочет ли он в туалет… И когда ребенок ложится спать, ночь — это то время, когда он может расслабиться или заиграется, т.е. уйдет из напряжения в некую другую реальность, происходит нормальное физиологическое отправление содержимого, которое в норме и должно выходить из тела. Освобождается то вытесненное, то шоковое напряжение, которое происходило с ним, те эмоции и чувства, которые он не смог пережить сознательно здесь и сейчас и убрал это всё в «рюкзачок памяти», т.е. вытеснил. Всё это, что было вытеснено днем, те чувства, эмоции, слова, которые он не сказал, действия, которые он не сделал, всё то что он не выразил, т.е. своё личное мнение по поводу происходящего в семейной ситуации

      Протест, который также может выражаться в каломазание происходит в семьях где родители не слышат или не хотят слышать потребности своего ребенка, игнорируются какие-то начинания, интересы ребенка. Принудительное занятия спортом, принудительное общение в коллективе где ребенок не желает находиться и поддерживать это общение и так далее.

      Происходит сокращение, либо полное лишение возможности удовлетворять свои потребности. Родители зачастую воспринимают своего ребенка, как «кишечную трубку» - он сыт, одет, есть игрушки, оплачены секции…, да что ему ещё то надо, у других и этого нет! Забывая о чувствах и эмоциональных потребностях ребенка, о потребности в тактильной нежности, о ласковых словах, а принятие его в любом виде и в любом состоянии. И самое интересное, что все взрослые испытывают эти потребности и считают это нормой и необходимостью по отношению к ним, забывая давать то же самое своим детям.

      Момент стеснения в коллективе опорожнения кишечника надуман и является оправданием тех, кто сам испытывает это стеснение. Когда есть принятие родителями ребенка, с самого первого эпизода размазывания каловых масс по кроватке и по собственному телу, что в норме происходит у каждого человеческого существа, познающего мир, когда есть принятие родителями всего того что он «производит» без брезгливости и истерик, когда в семье достаточно благоприятная атмосфера взаимоотношений, то что бы не происходило в детском саду или школе, как бы не реагировали нянечки или одноклассники на акт дефекации ребенка вне дома, для ребенка это никогда не будет проблемой. Просто это не осознается как нечто постыдное, за что есть необходимость стесняться.

     Рекомендации родителям:

1.Ни в коем случае не прислушиваться к рекомендации типа – Заставьте ребенка убрать за собой, постирать трусы. Только представите какие чувства и эмоции будет испытывать ребенок! Прежде всего чувство вины, стыда, унижения и всё это будет исходить от людей, которых он любит, ждет от них защиты и понимания. Произойдет ещё более глубокая травматизация вплоть до психического расстройства.

2.Если это впервые проведите анализ предшествующих событий. Что было накануне, какое воздействие было на ребенка, психологическое давление. Может быть не все гладко в Вашей семье, с супругом или супругой. Может на ребенка вымещалась какая-то злость, какая-то агрессия, либо в детском коллективе он подвергается какому-то неприятному воздействию. Быть более чуткими.

3.Наверное, самое главное из всего, больше любви! Выражайте свою нежность, ласку по отношению к ребенку, это как терапия, действует безотказно. Есть прекрасный метод, который не подводил ни разу. После, того как уложили ребенка спать побыть с ним в течение 20 минут рядом, даже если он уснул. В течение этого времени говорить о том, как любите его, как ждали, как он нужен, как принимаете его, все что подскажет вам сердце. Это необходимо повторять в течение месяца и постепенно сокращать время в течении трех месяцев до поцелуя на ночь и пожелания спокойной ночи.

4.Терпение и поддержка – основное в решении этой проблемы, так как эпизоды каламазания будут происходить до тех пор, пока не закрепиться в бессознательном у ребенка что он нужен и его любят. Обязательно повышение самооценки ребенка, только родители могут создать в детстве позитивные установки в плане уверенности и самооценки. Раз это произошло с Вашим ребенком, значит Вам достался очень чувствительны и ранимый человечек.

5Быть очень близкими со своим ребенком и откровенными. Не избегать тем на интимные, откровенные темы, даже если Вашему малышу три года он все понимает и чувствует. Доступным языком рассказывать о анатомических и физиологических моментах.

Рассказывать о событиях, которые произошли в семье. Он видит, как родителям плохо, какое настроение, отношение, смущение они испытывают, то что он не может выразить свое понимание и не может подобрать слова из-за маленького словарного запаса не говорит о том, что этот маленький человек не в теме. Без условно не стоит вываливать на ребенка все свои проблемы! Но объяснить доступным, детским языком мягкую и «обезболенную» правду можно. Именно правду, а не свою точку зрения, что папа негодяй. Не молчать о том, почему ушел папа, почему мама плачет, почему родители кричали и ругались, иначе ребенок это всё запишет на свой счет и дальше ещё больше будет проблем.            

 С использованием источника: https://www.b17.ru/article/60078/

      На первый взгляд кажется, что самое главное в процессе семейного устройства детей – это найти семью, которая захотела бы принять к себе конкретного ребенка.

       Изначально, ни одна приемная семья не берет к себе ребенка для того, чтобы его вернуть. Но, к сожалению, возвраты случаются не так редко, как хотелось бы. При этом несправедливо было бы считать, что причина заключается либо в том, что родители – плохие и безответственные люди, либо ребенок – крайне проблемный и неблагодарный.

     Правда в том, что процесс семейного устройства – достаточно сложный. В нем изначально содержатся различные риски , которые присутствуют как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Подготовка семьи и ребенка к семейному устройству, а также социально-психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком – работа, которая позволяет эти риски минимизировать. Информирование, работа с психологическими проблемами, социальная поддерживающая сеть, психологическая поддержка, организационная и материальная помощь позволяют родителями чувствовать себя более компетентными, не одинокими и принятыми обществом. Ребенку, который не понимает, что с ним происходит и почему, такая поддержка помогает почувствовать себя защищенным: не «маленьким негодяем», а человеком, который оказался в трудной ситуации и которому взрослые помогут все эти трудности преодолеть.

       Психолого-педагогической поддержкой замещающей семьи и ребенка занимаются Службы подбора,подготовки и сопровождения замещающих семей,которые имеются в практически каждом регионе Российской Федерации.

      Для семьи подготовка заключается в самостоятельном поиске информации и контактов и в прохождении курса обучения граждан,изъявивших стать замещающими родителями в будущем.

Что необходимо семье на этапе подготовки:

1. Юридическая информация: права приемных родителей и приемных детей (имущественные, гражданские и т. д.).

2. Информация о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей (литература, занятия, консультации).

3. Психолого-педагогический тренинг по подготовке к приемному родительству, включающий в себя теоретические и практические занятия, интерактивную форму обучения с применением ролевых игр, индивидуальных упражнений, групповых дискуссий и т. д.

4. Формирование социальной сети для приемных родителей: установление контактов с другими приемными семьями для обмена опытом и психологической поддержки; информация об общественных и государственных организациях, способных оказать помощь приемным семьям; о специалистах, к которым можно обращаться за консультациями (педагоги, психологи, юристы),различные клубы замещающих семей.

5. Полная информация о конкретном ребенке и помощь специалистов в процессе знакомства и устройства ребенка в семью.

     Для ребенка в первую очередь очень важно прояснить вопрос о возможности его возвращения в кровную семью, причем сделать это необходимо до того, как возникнет тема устройства в приемную семью. Это поможет не ставить две семьи в отношения конкуренции, а ребенка – в роль ответственного за выбор. При этом «возврат в семью» никак не должен означать возвращение ребенка в прежнюю ситуацию риска.

     Дети, живущие в учреждениях или приемных семьях в ожидании возвращения в кровную семью, испытывают сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, они скучают по родителям и хотят вернуться к ним, с другой – боятся повторения плохого обращения. Также им могут понравиться взрослые во временной приемной семье или в детском доме, и будет жаль уходить от них. Или наоборот, дети могут весь протест за перемещение вымещать на тех, кто о них заботится. Поведение детей в этот период достаточно неровное, и помощь специалистов Служб сопровождения нужна не только самим детям, но и заботящимся о них взрослым.

      Если возвращение в кровную семью невозможно и речь идет об устройстве ребенка в приемную семью, то одна из главных задач специалистов в учреждении– подготовка ребенка к приемной семье, и начаться она должна с проработки его жизненных травм.

      В первую очередь необходимо оценить степень травмированности ребенка и его актуальные проблемы (психологическое, педагогическое и медицинское обследование), собрать «социальный анамнез» (история семьи, отношения ребенка со значимыми взрослыми, история перемещений и пр.). Это стадия диагностики и сбора информации. Затем, на основе выявленных проблем ребенка и понимания его актуальных потребностей, должны проводиться реабилитация – психолого-педагогическая терапия и коррекция.

     Важно понимать,что чаще всего психологические проблемы являются основным препятствием для благополучной адаптации детей как в приемных семьях, так и в социуме. Этот факт был обнаружен еще в 50-е годы ХХ века английским психологом Джоном Боулби, который впоследствии разработал теорию привязанности

    Невылеченные травмы прошлого не исчезают сами по себе. Человек приспосабливается жить, как бы не думая о произошедшем с ним. Однако внутренняя боль создает внутреннее напряжение, которое прорывается по разным другим поводам, и тогда ребенка характеризуют как «агрессивного», «аффективно неустойчивого», «девиантного» и т. п. Самое печальное, что в большинстве случаев подобные ярлыки обусловлены действительно проблемным поведением ребенка. Но они остаются именно ярлыками, которые начинают сопровождать человека в его социальной жизни и не становятся поводом к работе по поиску проблемы и ее решения. В результате такую работу иногда бывает уже поздно проводить. Кроме того, что травмы прошлого создают негативный эмоциональный фон, они могут периодически бесконтрольно всплывать в сознании человека. Для окружающих людей поведение человека в этом случае будет выглядеть непонятным и неадекватным.

        Стоит отметить,что у детей, переживших утрату биологической семьи, возникает огромное количество вопросов, большинство из которых они не могут озвучить. Эти вопросы связаны с чувством вины, печалью, потребностью в любви и боязнью оказаться предателем, с темами искупления и лояльности к кровной семье, и появляются они практически у всех детей, знающих о своем происхождении. Для разрешения этих вопросов нужна не только помощь взрослых, но и время. При этом если ребенок не получил помощи в проживании горя, то эти острые проявления обрушатся на приемных родителей и помешают адаптации ребенка в приемной семье.

       Чувства ребенка в связи с утратой семьи, должны быть проработаны до появления приемной семьи, поскольку серьезным препятствием к адаптации ребенка в приемной семье являются как раз травматический опыт и его перенос в новую семейную ситуацию.

      Феномен ретравматизации в данном случае состоит в том, что именно попадание в семью приводит к конфликту идентичностей и к «оживлению» старых травм. Это – одновременно неизбежная проблема и в то же время ресурс для «рождения» ребенка в новой семье. Для подлинного исцеления и восстановления жизнеспособности ребенку необходимо пройти через старую боль вместе с новыми родителями, которые могли бы разделить с ним всю его жизненную историю, в том числе за то время, когда их не было рядом.

       При этом важно понимать, что реабилитационная работа с детьми-сиротами является «многоступенчатой»:

       -первый этап – это реабилитационная работа с ребенком в учреждении. Однако, как мы уже говорили, некоторые проблемы возникают только после помещения ребенка в приемную семью – семейная ситуация обладает своей спецификой, значительная часть негативного жизненного опыта детей связана именно с жизнью в семье и может не проявляться во время жизни в учреждении. У детей-«отказников» нет негативного опыта жизни в семье, он подменен опытом жизни в учреждении. Нарушения в формировании привязанности и «учрежденческие» стереотипы поведения затрудняют адаптацию в семье у детей, с рождения живших в домах ребенка.

       -второй этап – это работа по сопровождению ребенка в его новой семье.

       -третий этап – это помощь выпускнику детского дома или приемной семьи в социальной адаптации в начале его самостоятельной жизни. Также существенный момент этого многоступенчатого процесса заключается в том, что некоторые психологические проблемы ребенка невозможно решить однажды и навсегда. По мере взросления человек вновь возвращается к травмам прошлого, переосмысливает и переживает их заново. И ему снова требуется терапевтическая помощь для проработки старых проблем на новом уровне понимания. Такие «откаты» связаны не с плохой работой специалистов или с «неправильным» поведением родителей, а с естественным течением жизни. Ребенок развивается интеллектуально и личностно и на новом жизненном этапе нуждается в новых ответах на старые вопросы. Отдельные проблемы даже при условии терапевтической помощи будут преодолены человеком только во взрослом состоянии. Но если с ними не работать, они не будут преодолены никогда.

Часто родители интерпретируют болезненные симптомы, как варианты нормы, или даже признак гениальности ребенка. И может это продолжаться достаточно длительное время, пока уже действительно не будет поздно и врачам останется только развести руками.

1. "Наш ребенок такой сильный родился. Только принесли из роддома а он уже держит голову когда выкладываешь его на животик. Раз он так быстро развивается, то, наверное, будет одаренным".

То, что ребенок только что,родившись, держит голову, маловероятно. В утробе ему мышцы шеи были не нужны. Большинство детей, рождаясь в головном предлежании, вообще находится вниз головой, что лишает их даже чисто теоретически необходимости держать голову вертикально. Если же ребенок на 4-ый день после родов держит голову, скорее всего это признак ригидности мышц затылка, указывающий на менингеальный синдром. Если сомневаетесь, можете положить малыша на бочок и увидите, что голова у него останется запрокинута. Менингеальный синдром признак не будущей гениальности, а раздражения мозговых оболочек. Это бывает при гипертензионно-гидроцефальном синдроме и менингите, а так же при ряде еще менее приятных расстройств, от которых ребенок может стать только "альтернативно одаренным".

2."Сынок такой милый, и знаете, у него даже от пеленок не мочой пахнет, а как-то необычно... как будто конфетами".

Когда от пеленок пахнет "как-то необычно" - признак нарушения обмена веществ, а не того, что ваш ребенок писает амброзией. У детей эти нарушения обмена имеют генетический характер и весьма серьезны в плане прогноза. Большинство из таких расстройств ведут к слабоумию, так как мозг отравляется продуктами метаболизма. Чем раньше расстройство будет диагностировано, тем лучше прогноз. У нас родителей к генетику не загонишь. Все исследования начинаются ближе к году, когда для всех уже становится очевидным, что ребенок сильно отстает в развитии и уже слишком поздно.

3. "Малыш очень умный. Вот играет-играет и вдруг задумается. И взгляд, как будто куда-то вдаль устремлен. И так бывает задумается, что зовешь его, а он не слышит".

Такие "раздумья" у детей признак абсанса, варианта эпилептического припадка. Нелеченая эпилепсия у детей приводит к отставанию в развитии вплоть до слабоумия. Тоже важно лечение начать своевременно.

4. "Дочка баловаться любит, воображать. Бывает глаза закатит и начнет причмокивать. Очень забавно выглядит".

Вообще, описание эпилептического припадка. У детей часты припадки атипичные и рудиментарные (неполные), то есть развернутой картины судорог может и не быть, однако, это забавное баловство может затянуться на годы и со временем вызывать уже настоящие развернутые припадки. Однако с лечением время бывает сильно упущеным.

5. "Сын - будущий спортсмен. Тренируется каждый день, не смотри, что ему только 4 года. Может часа 3 кругами бегать по комнате, и попробуй его останови, сердится."

Это называется "манежный бег". Ребенок может часами монотонно бегать по кругу. Это не закаление тела, а стереотипия при расстройствах аутистического спектра.

6. "Ребенок у нас практически гений. Может услышать по телевизору список музыкальных исполнителей "топ20" и тут же повторить. Знает таблицу умножения.. и вообще вот дай ему текст, он все повторит слово в слово".

В определенном смысле такая память это одаренность, но у маленьких детей она носит характер чисто механического запоминания и характерна для состояний умственной отсталости или же опять для расстройств аутистического спектра. В последнем случае такие способности развиваются в ущерб другим навыкам и адаптации в обществе. Дети нуждаются в длительной педагогической работе с ними. Чем раньше такие занятия с ребенком начнутся, тем лучше прогноз. Соответственно затягивание обращения к специалисту этот прогноз ухудшает.

7. "Девочка очень умная и одаренная. Знает все про бактерии в свои 5 лет. Ей, конечно, со сверстницами не интересно. Дети в куклы, в песок играют, принцесс рисуют, а ее это все не увлекает. Сидит в сторонке и на песке рисует кишечную палочку".

Это моноувлечение нехарактерной для возраста темой, поглощающее все время ребенка, а так же в сочетании с нарушенной адаптацией признак ранней шизофрении или заболеваний аутистического спектра. Ребенок, как минимум, нуждается в работе с педагогом и психологом, для адаптации в обществе. Чем раньше такие занятия начнутся, тем более вероятен положительный эффект. При отсутствии своевременного вмешательства, дезадаптациянарастает и ребенок выпадает из общества. Чем позже родители на это обращают внимание, тем труднее вернуть ребенка в обычный мир.

Нет ни одного ребёнка, который, рано или поздно, не начал бы расспрашивать своих близких о прошлом. Даже те дети, которые потеряли свою семью в раннем возрасте или никогда её не имели, стараются узнать и понять своё прошлое.

У ребёнка, потерявшего свою семью в возрасте старше двух лет, больше воспоминаний и более сильные чувства в отношении своей кровной семьи. Их травмирующий опыт сильнее, чем у детей без долгой истории жизни в кровной семье. Под «травмой» подразумевается и неблагополучная жизнь в семье, и преждевременное расставание с ней, которое для ребёнка означает невозможность быть любимым. У детей, не имеющих воспоминаний о родителях, у которых они родились, по мере взросления тоже возникают переживания в связи с их происхождением.

Ребенок, который проживает в детском доме очень нуждается в поддержке и психолого-педагогической реабилитации. Методика «Книга жизни» отлично подходит для работы с ребенком оказавшимся в этой ситуации. В ситуации , когда он остался по каким-либо причинам без семьи. Ведь причины этого могут быть не одна, их гораздо больше.

ЧТО такое «Книга жизни»?

  • Это хронологически последовательное изложение жизненной истории ребёнка с момента его рождения.
  • Восстановленная история кровной семьи.
  • История продолжается и после попадания ребёнка в приёмную семью.

Трудная задача «сопровождения» ребёнка по его истории жизни приводит к формированию адекватных представлений о прошлом и сохранению способности к доверию взрослым, которые его окружают.

С технической точки зрения «Книга жизни» — это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию.

 

История жизни ребёнка

  • Ø рассказ о жизни ребёнка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами, включая объяснение, почему и как он остался вне кровной семьи;
  • Ø история жизни ребёнка, начинающая с его рождения, написанная для него;
  • Ø «Книга жизни» предназначена для того, чтобы восстановить хронологию жизни ребёнка, сохранить положительную информацию о семье и событиях прошлого и помочь справиться с негативом.

Структура работы с «Книгой жизни»

Почему? (что вынуждает)

«Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются по мере  взросления. Положение детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимо с состоянием человека, пережившего потерю памяти и сознающего это.

Зачем? (желаемая цель)

Основная задача — помочь ребёнку расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на всё, что с ним произошло.

Функции «Книги жизни»

1. Внесение хронологии в жизнь ребёнка, формирование целостного представления о себе и своём жизненном пути, установление связей между прошлым, настоящим и будущим.

2. Отделение реальности от фантазий, заполнение «пробелов». Преодоление чувства  бессмысленности.

3. Помощь в осмыслении и «обезболивании», насколько это возможно, трудной информации о прошлом, для чего необходимо распознать и разобраться с сильными эмоциями, связанными с прошлыми событиями жизни.

4. Сохранение воспоминаний о позитивных событиях, фактах, людях, признание того хорошего, что было у ребёнка в прошлом, возможность отдать ему дань уважения.

5. Формирование и поддержание отношений привязанности, повышение доверия к взрослым.

6. Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторения негативного семейного сценария. Направление на сохранение, в приемлемом варианте, близости ребёнка с кровной семьей без повторения им плохих поступков родителей.

Структура работы с историей жизни может быть представлена как последовательные ответы на восемь вопросов «кто? где? когда? как? почему? зачем?»

КТО?

Взрослый человек, имеющий информацию о прошлом ребёнка, имеющий представление о том, как работать  «Книгой жизни»

ГДЕ?

«Книга жизни» начинается в учреждении, она по желанию ребёнка хранится либо у него, либо у специалиста учреждения. «Книга жизни» сопровождает ребёнка во всех перемещениях, фактически она является собственностью ребёнка, и читать её могут только самые близкие взрослые.

КОГДА?

«Книгу жизни» можно создавать с дошкольниками от 3-х лет, но от взрослых потребуется особая креативность.

Чем в более раннем возрасте начата такая работа, тем более естественно воспринимает её ребёнок.

Как? Порядок работы

Выбор материала

Альбом для рисования/большая тетрадь. Фотоальбом, в котором можно хранить тексты, фотографии и даже небольшие предметы.

Украшения

Активно используются элементы декорирования. Обязательно создаётся  обложка с надписью «Книга жизни».

Первый лист

Обычно оформляется как личное обращение родителей/специалиста к ребёнку. Например, возможен такой вариант: «Сегодня такое-то число 2018 года, тебя зовут… Мы начинаем составлять «Книгу жизни». Главный смысл личного послания-обращения в подчёркивании значимости самого ребёнка.

На следующей странице можно поместить фотографию ребёнка (в настоящее время).

Три варианта начала ведения книги: с рождения, с описания настоящего времени (жизнь в приёмной семье или жизнь в учреждении) или с планов на будущее (о чём мечтает ребёнок).

В числе первых страниц находится лист, где на одной линии (прямой, ломанной, извилистой) обозначены все перемещения ребёнка до настоящего времени. В качестве условных обозначений могут быть домики, и это будут основные места пребывания: роддом, место, где ребёнок оказался после роддома и т.д.

Следующая важная тема  — это рождение ребёнка, появление его на свет.

Документы на этой странице: копия свидетельства о рождении, данные при рождении ребёнка (рост, вес, состояние здоровья), младенческие фотографии, если есть.

В комментариях обязательно должно быть отражено, что прежде чем малыш рождается на свет, его биологическая мама девять месяцев носит его в животе. Рождение никогда не бывает случайностью или следствием досадно ошибки. Если ребёнок родился — значит, он был нужен.

Следующая тема — кровная семья.

Это информация о матери и отце, всех возможных кровных родственниках.

Задача взрослых — помочь воспитаннику задействовать положительный родовой ресурс и сознательно противостоять слабостям и негативным чертам, которые свойственны кровным родственникам и с которыми может столкнуться сам ребенок.

Обсуждая с ребёнком тему появления на свет, необходимо проговорить, что только благодаря любви, люди, объединённые общей судьбой и самой жизнью, становятся родными, и, что есть два основных пути дальнейшего жизнеустройства детей:

1.Когда ребёнок родился и дальше воспитывается в семье.

2. Когда родители смогли родить ребёнка, но не могут дать ему ту заботу и любовь, которая ему нужна. Тогда либо он попадает в семью, где его принимают другие родители, либо остаётся жить с другими ребятами в детском доме, где о них заботятся воспитатели.

Общие правила при работе с «Книгой жизни»

1. Приоритет положительной информации: позитивную, ресурсную информацию важно предоставить в материализованной форме. Травмирующую информацию лучше подать сдержанно, используя краткие формулировки: «По словам врачей, причиной смерти матери были побои». Ребёнок понимает, что ему говорят официальную информацию.

2. Опора на факты (ксерокопия документов; биометрические данные; всё, что касается значимых людей; фотографии ребёнка, его рисунки, поделки).

3.Принцип последовательности (информация располагается в хронологическом порядке).

4. Принцип собственности. Взрослый инициирует работу с «Книгой жизни», а ребёнок — в приоритете в вопросах декорирования книги.

Важно помнить, что «Книга жизни» создаётся для ребёнка и должна быть такой, какой он захочет её сделать.

 

«Книгу жизни» может вести не только семья с приёмным ребёнком.

 Благодаря этой технике, можно вспомнить то, что мы забыли, проработать семейную историю, которая включает в себя историю жизни супругов, их родителей и прародителей, опыт прежних браков и связей, которые человек привносит в свою нынешнюю семью. В дальнейшем можно перейти и к семейной реконструкции.

Семейная реконструкция — длительный процесс, где идёт поиск информации, связанной с семейной историей (встречи с бабушками, дедушками, родителями, тетями, дядями, и т.д., написание писем родственникам или запросы в учреждения, сбор фотографий или документов):

– интервью с членами семьи (занятия, места жительства, политические взгляды, интересы, хронические болезни, персональные стили общения, беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое);

– семейное пространство;

– семейные фотографии;

– слайды, любительские кино- и видеофильмы;

– семейный архив  (что хранится? как хранится? зачем? для кого? как долго? кто просматривает или «чистит» архив?);

– традиции, приметы, легенды,

– семейная «поваренная книга».

 

Знание о своих предках и своей семье — «чувство корней» — помогает человеку понять, каково его место в истории его семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

  Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

 

«Самое главное, что нужно детям-это чувство мирной,

 стабильной и безопасной жизни вокруг них»

 

Дерево жизни и история семьи есть у любого человека. У каждого из нас есть два деда, две бабушки, отец и мать. Всегда интересно узнать историю своих родителей и прородителей о том, как создавалась их семья. У любой семьи есть свои сокровенные, значимые и очень важные жизненные события.  Эти события напоминают о себе всякий раз, когда люди принимают в свою семью чужих детей. Кто были их родители, бабушки и дедушки? Иной раз кажется, что этого лучше и не знать, а знать нужно и важно. А еще нужно знать, как этого чужого ребенка полюбить.

Поначалу кажется: что может быть проще? Какой симпатичный малыш, ласковый, нежный, сразу стал называть вас мамой и папой, практически с первого свидания в детском доме. Реальные будни приходят позже. Начинаешь удивляться: как в 5 лет ребенок не может самостоятельно выйти из ванны, как в девять лет затрудняется с ходу дать определение слову «этаж»? И вообще, почему, когда ты его ругаешь, он лишь улыбается? Ну все не так, как у наших родных детей.......Очень часто приходилось слышать о проблемах с приемными детьми. Многим трудно принять и полюбить чужого ребенка, т.к. нужна колоссальная, титаническая работа над собой. Никто из родителей, принимающих ребенка в свою семью, не собирается его возвращать в учреждение. Но возвраты-это печальная реальность. Причины возвратов детей могут быть связаны как с родителями, так и с самим ребенком.

Отказы связанные с родителями

Неадекватность заключается в том, что ребенок будет соответствовать их ожиданиям, что он будет обладать теми качествами, которые родители хотят в нем видеть. Или например, источником таких ожиданий может стать неверный мотив приема ребенка в семью, когда приемный ребенок должен что-то восполнить. Очень часто-это создание для себя утешительных ощущений того, что улучшаться супружеские отношения. Или того хуже, как бы «заменит», когда-то  потерянного собственного ребенка.

Приведу случай из практики, показывающий, как созданные иллюзии родителей о приеме ребенка в семью сплотит их разрушающийся брак, который закончился возвратом. Мальчишка поступил к нам в учреждение недавно. В замещающей семье воспитывался с двухлетнего возраста, сейчас ему 12 лет. Из разговора с ребенком:

-Как долго ты прожил со своими приемными родителями? Помнишь ли ты как попал в семью?

Миша: Я живу в семье столько, сколько себя помню. Мне родители говорили, что взяли меня из дома ребенка, когда я был совсем маленький.

- Как ты называешь своих родителей?

Миша: Я называю их как все, мамой и папой.

-Миша скажи, ты хочешь вернуться домой, если да, то почему?

Миша: Да хочу, я вырос дома, рядом школа и мои друзья. Ну еще хочется к маме и папе.

-  Родители рассказывали почему они тебя выбрали в доме ребенка?

Миша: Да они говорили мне, что просто у них не было детей и они решили меня взять, чтобы им было жить интереснее и веселее.

Также,  жалость по отношению к брошенным детям, не сыграют хорошую роль ни для кого в замещающей семье. 13 летняя Алина С.  в замещающей семье воспитывалась с четырех лет, по итогу ребенок в подростковом возрасте оказался в госудасртсвеннном учреждении. Из консультации с  бывшей приемной родительницей:

-Давно ли у Вас появилось намерение отказа?

-Да, давно.

-Вы можете озвучить свой мотив приема ребенка в семью?

-Да могу. Ничего секретного в этом нет. Мы с мужем прожили в браке несколько лет, ну потом выяснилось, что детей у нас своих не будет, мы решили взять ребенка из детского дома.

-Вы вместе принимали данное решение или кто- то из супругов настаивал на приеме ребенка?

-Нет решали мы вместе. Только муж хотел мальчика, а я девочку. Мы долго спорили об этом, но потом решили, кто понравится, того и возьмем. Однажды мы приехали в дом малютки и там увидели девочку. Она была такая маленькая, очень худая, рыжая и страшная.Я сказала мужу: «Давай возьмем ее, посмотри какая она, жалко ведь, что она тут увидет хорошего?»

-Супруг согласился?

-Да, он согласился, но не сразу, сказал: «Ты меня сюда привела, тебе и решать».

-Скажите пожалуйста, а почему после стольких лет совместной жизни с ребенком вы совершили возврат?

-Ну сколько можно уже биться с ней. Она ничего не понимает, ни каких слов ни наказаний. Она скорее всего пойдет по стопам своей неуспешной матери-алкоголички, туда ей и дорога. Хорошего ничего не помит, не слушается. Я была в детстве совсем другая.

Не подойдет и теория родителей о том, что для их кровного ребенка нужен братик или сестричка. Все эти доводы и мысли несут в себе нереалестичные ожидания и как следствие в будущем отказ от ребенка.  Из консультации будущих приемных родителей:

-Озвучте пожалуйста цель своего визита.

-Я решила взять в семью мальчика лет 10-11.

-Вы состоите в браке или живете одна?

-В браке не состою, живу в настоящее время одна.

-У Вас есть дети?

-Да, у меня есть сын, ему 11 лет.

-Вы воспитываете его одна или может кто-то Вам помогает?

-В основном сама конечно, но родители иногда помогают.

-А зачем Вы мне задаете эти вопросы?! Я живу самостоятельно, хорошо зарабатываю, имею квартиру, я и мой ребенок ни в чем не нуждаемся!

-Очень хорошо, что у Вас все сложилось в жизни и Вы большая молодец. Скажите, у Вас имееются  проблемы со здоровьем?

-К чему этот вопрос, у меня все хорошо!

-Я спрашиваю для того, чтобы узнать о том, почему при всех плюсах, которые Вы мне сейчас перечисли, Вы не хотите родить своему сыну брата или сестру?

-Просто мне не хочется возиться с пеленками и детскими болезнями, то животик болит, то еще что-то. Вообще я работаю юристом и мне некогда сидеть в декрете. У меня все давно устаканилось в жизни.

-Какие у вас ожидания от приема в семью ребенка оставшегося без попечения родителей?

-Ну какие желания, просто, чтобы у моего сына был друг. Они бы вместе играли, проводили время. Да и сын этого хочет.

-Так еще одного ребенка в семье хочет сын или Вы?

-Ну мы оба хотим. Ему хорошо будет с одноготкой-ровесником, общие интересы и дела. Мне тоже хорошо, сыну спокойно.

 

 Взрослые, которые не справляются с ролью замещающего родителя могут чувствовать себя обманутыми «не того ребенка подсунули», «я все для него сделал, а он ничего не ценил», «такой же как и его родители»....

Когда у замещающего родителя появляются намерения отказа-это говорит о том, что они не могут его принять не только на психологическом уровне, но и на физическом. Их раздражает в ребенке все начиная от запаха его тела, и заканчивая «не так поставленной» кружкой на стол.

Отказы, связанные с детьми

Приемный ребенок-это человек со своей «тайной» со своей историей, родившийся в другой семье. В период адаптации в приемной семье, ребенок постоянно «испытывает на прочность» своих родителей. Это и проверка личностных границ, и создание коалиций с кем-то из членов данной семьи,  уходы из дома,  личностные нарушения самого ребенка и возрастные особенности в период подростничества. Немаловажную роль играют и причины помещения ребенка в государственное учреждение, а именно в связи с какими событиями в жизни ребенка и его родителей произошла такая жизненная драмма.  Часто дети провоцируют приемных родителей своим «плохим» поведением, вынашивая идею того, что их неприменно заберут к себе жить кровные родственники.

Для ребенка возврат-это прежде всего повторение первичной травмы утраты кровной семьи. Оно актуализирует все последствия старой травмы, пробуждает старые боли и печали. Происходит своеобразное соединение последствий утраты кровной семьи и утраты приемной семьи. В такой период дети испытывают обиду, душевную боль, страх, предательство, самообвинения и многое другое, что сеет в их  израненных душах недоверие к миру. Ребенок, который подвергся повторному возврату считает, что вся проблема в нем и со временем принимает для себя мысль о том, что «у меня такая судьба». Таким образом, для детей, переживших неоднократную утрату семьи, последствиями может стать агрессивное отношение к окружающим и избегание любых близких отношений.

Возврат - это не только травма для ребенка, но ответственность взрослых в том, чтобы максимально взвешенно принимать решение-быть ли им приемными родителями. Когда в замещающей семье начинают появляются специфические проблемы и родители не справляются с возникающими трудностями, то это говорит о том, что они либо недооценили,  либо, переоценили свои возможности и внутренние ресурсы. Поэтому, для гражданина, выразившего желание стать замещающими родителем очень важна подготовка к такому шагу. Психолого-педагогическая подготовка поможет разобраться человеку в нереалистичных ожиданиях, а также поможет сформировать более адекватные представления как о приемном ребенке, так и о возможных совместных проблемных жизненных ситуациях в семье.

Любое дело люди начинают ради того, чтобы оно получилось. Но невозможно заранее гарантировать, получится ли у них стать крепкой приемной семьей. Чтобы справиться с тем, что упомянуто выше, а именно: понимать индивидуально-личностные особенности приемного ребенка,  принять изменение семейной структуры, сглаживать острые моменты в  семье, минимизировать шансы возврата ребенка в государственное учреждение, помогаем мы-специалисты работающие с замещающими семьями. В нашей Службе  мы осуществляем психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, оказываем консультативную помощь, способствуем повышению родительской компетентности в налаживании детско-родительских отношений.

PS: Необходимо отдавать себе отчет в том, что возможны разные варианты развития событий. У каждого человека свой жизненный путь, который не определяется полностью ни кровными, ни приемными родителями. Этот путь индивидуален, влияние семьи, среды, родовой связи-вещи важные и судьбоносные, но личный выбор и уникальность каждого человека определяют неповторимость его жизни.