Загрузка...

Социальный лифт

Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска
     

Контакты детей из учреждений с кровными родственниками: почему это важно?

02.10.18, 07:06
Автор ermvika

Для здорового человека нормально иметь привязанности и сохранять постоянство чувств в отношении значимых людей, даже если с ними не видишься. Это естественная потребность человеческой души. Если она нарушена, это говорит о достаточно серьезных проблемах в сфере привязанности. Маленькие дети не могут критически оценивать своих родителей. Они их любят, оправдывают и идеализируют. Только в том случае, если обращение родителей с ребенком принимает очень жестокую форму, инстинкт самосохранения может взять верх над этой потребностью идеализировать родителей. Но и в случае, если ребенок уходит из дома и рассказывает о том, как с ним плохо обращались, – это не столько проявление объективной оценки, сколько попытка вспомнить, что с ними происходило, и актуальное переживание обиды.

При попадании в детский дом дети сначала испытывают шок с характерной для этого периода потерей чувствительности. В это время они не особенно вспоминают своих родственников. Когда начинается фаза «острого горя», дети могут и сильно скучать по ним (депрессия, тоска), и ругать их (обида на недополученную любовь, обвинение, агрессия). Но в конечном итоге все дети начинают ждать прихода своих родителей, хотят видеть их.

 Посещение родителями означает для детей внимание с их стороны. Это подтверждение того, что ребенок для них значим, и возможность для ребенка убедиться в том, что родители живы и здоровы.

У детей может быть разная степень осведомленности о своей кровной семье и разная степень привязанности к ней. В каждой конкретной ситуации специалисты должны оценивать необходимость и возможность сохранения контактов с кровной семьей и планировать форму, в которой они могут происходить. Когда у детей была привязанность к кровной семье и их изъяли по объективным показаниям, они вынуждены смириться со случившимся, однако их кровные родители не перестают иметь для них значение. Детям важно знать, что их родители и родственники живы и не испытывают к ним плохих чувств. Для ребенка то, что его родители приходят к нему и общаются с ним, означает, что он все-таки важен для семьи, в которой родился. Для приемных детей поддержание контактов с кровной семьей означает, что он не стал для родственников «врагом» из-за того, что живет с другой семьей. В конечном итоге все это поддерживает в ребенке внутреннее ощущение права на благополучную жизнь и принятие близкими взрослыми.

В семьях, где родителям была свойственна социальная беспомощность (например, алкогольные семьи), но не было жестокого обращения и сохранялась привязанность между родителями и детьми, дети могут принять на себя «родительскую» ответственность за своих несостоятельных взрослых. Они начинают ощущать себя «маленькими взрослыми» и психологически становятся «родителями» для своих родителей: заботятся о них, переживают, пытаются контролировать. ПРОИСХОДИТ СМЕЩЕНИЕ РОЛЕЙ. Таким детям особенно важно убедиться в том, что с их родителями все хорошо.

Кроме того, под «кровной семьей» подразумеваются не только родители, но и представители расширенной семьи, которые могут быть социально сохранны: бабушки, дедушки, тети, дяди. Эти люди могут в дальнейшем помогать ребенку в жизни. Также это позволяет сохранить семейную идентичность ребенка.

Сохранение родственных связей и позитивных представлений о своей семье в целом позволяет использовать этот ресурс для реабилитации ребенка, дает ему возможность воспринимать себя как хорошего, достойного члена своей семьи, у которого есть в жизни цель – сохранение и поддержание достоинства своего Рода.

Почему родители не навещают своих детей?

Кровные родители, в свою очередь, после изъятия ребенка из семьи в большинстве случаев испытывают,

во-первыхзащитную агрессию по отношению к социальным службам, полиции и в том числе к представителям учреждения, где находится ребенок. Никто из родителей не считает изъятие ребенка из семьи справедливым. Исключение составляют только те проблемные семьи, которые сами в сложной жизненной ситуации обращаются за социальной помощью, в том числе с просьбой о помещении ребенка в учреждение на короткий срок.

Во-вторых, несмотря на то, что кровные родители пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, они все равно чувствуют себя опозоренными (неполноценными, несостоятельными): общество признало их неспособными быть родителями. И поскольку большинство из этих людей – личностно незрелые, им свойственна инфантильная реакция обиды: «Ах, мы недостойны?! Ну и пожалуйста, сами воспитывайте моего ребенка!» Некоторые родители действительно испытывают стыд и вину перед своими детьми, и это – третья причина, по которой родители могут не навещать своего ребенка в детском доме. Некоторые родители искренне могут полагать, что другие люди позаботятся о их ребенке лучше, чем они сами, и даже что их ребенку будет без них лучше.

В-четвертых, они могут думать, что ребенок забыл их и не нуждается в них, особенно если ребенку нашли другую семью.

Пятая причина: эти люди не имеют представления о том, что испытывает ребенок, оставшись без родителей, и какое значение для него имеют сведения о них и их внимание, сохранение контакта с ними.

Это пять подлинных причин того, почему родители не посещают своих детей в детских домах. То, что «родители пьяные, а в пьяном виде их в детский дом не пускают», – это внешняя ситуация, а фактически для родителей это предлог избежать столкновения с реальностью, в которой они действительно виноваты перед своим ребенком.

Общение ребенка с семьей: чем могут помочь или помешать представители детских домов и социальных служб?

Правда состоит в том, что физиологическая зависимость от спиртного у социально неблагополучных родителей является вторичной. Первичны – психологическая незрелость и личностные проблемы, с которыми такие люди предпочитают «справляться» при помощи алкогольного избегания. Это разрушает их жизнь и жизнь их близких, и сильнее всего страдают дети. Проблема не в том, что они не любят своих детей. Они не способны заботиться, быть ответственными, справляться с трудностями – это общая жизненная позиция, и в том числе она выражается в родительской несостоятельности.

Очень важно, как взрослые, которые общаются с ребенком, воспринимают его родителей. В данном случае через отношение к родителям проявляется уважение заботящихся взрослых к ребенку, в том числе к его чувствам. Агрессия по отношению к кровной семье ребенка, по сути, является отвержением его самого и приносит негативный педагогический эффект.

Когда между ребенком и кровными родственниками есть привязанность и когда семья может быть доступна для контакта, конструктивной будет следующая последовательность действий сотрудников детского дома:

1. Сообщать родителям об успехах ребенка, о его положительных чертах, а также подчеркивать, что для ребенка важны их посещения (без излишней драматизации). То есть в целом дать понять родителям, что они имеют значение для ребенка, и что сотрудники учреждения понимают, что для родителей тоже имеет значение, что происходит с их дочерью или сыном.

2. Ставить четкие условия посещений: родители обязаны приходить в установленное время трезвыми и вести себя вежливо по отношению к сотрудникам детского учреждения и к ребенку.

3. Назначать даты прихода для родителей и проявлять в этом инициативу. Например, социальный работник может позвонить, напомнить про договоренность о посещении и спросить, придут ли родители.

Очевидно, что положительная инициатива со стороны сотрудников детского дома адекватна в отношении тех семей, которые относительно социально сохранны и не проявляют агрессии по отношению к сотрудникам учреждения и ребенку.

Последовательное поведение сотрудников должно проявляться в неизменности требований, твердом соблюдении благожелательной линии – и в тоже время они должны удерживать границы при общении с семьями. Не стоит использовать лишение ребенка встреч с его кровными родственниками как дисциплинарный метод воздействия. Это причинит ребенку душевную боль и ожесточит его. Цель сотрудников детского учреждения – добиться, чтобы родственники соблюдали все правила, установленные администрацией, и поддерживали контакт со своим ребенком.

Что делать, если родственники не приходят?

В том случае, если родители забыли или приходить не собираются, социальный педагог должен постараться узнать об этом заранее, тогда он успеет предупредить ребенка, чтобы тот не ждал напрасно. Также важно в этом случае соблюдать вежливость.

Слова «Твоя мама, как обычно, напилась, поэтому не придет к тебе. Водка же ей важнее, чем ты!» ранят ребенка. Кроме того, они дадут ему повод сорвать вызванную ситуацией боль на сотрудниках учреждения. Та же самая информация может быть подана иначе, в сочувственно-уважительном ключе: «Я звонила твоей маме, и по разговору поняла, что она не сможет к тебе в этот раз прийти», – и если ребенок спросит, почему, ответить: «Судя по разговору, может быть, она пьяна. Мне очень жаль». Такое отношение смягчит чувство стыда, которое испытывает ребенок из-за поведения матери, облегчит его огорчение из-за того, что встреча не произойдет, и окажет ребенку возможную в такой ситуации поддержку.

Что делать, если родственники приходят не вовремя или ведут себя агрессивно?

Нарушение установленных правил – это борьба за контроль в ситуации, и, по сути, – конфликтное поведение. Степень агрессивности может варьироваться и зависит от психиатрического статуса, степени алкоголизации и криминальности родственников детей.

В тяжелых случаях, когда родственники ребенка идут на открытый конфликт, употребляют ненормативную лексику и угрожают сотрудникам детского дома, необходимо:

1.немедленно вызвать охрану.

2.Перед тем, как удалить их с территории детского дома, важно вежливо и внятно поставить их в известность о том, что весь ход общения с ними протоколируется, и в дальнейшем эта информация предоставляется в полицию и в органы опеки.

3.В том числе можно сказать, что в учреждении установлены видеокамеры (даже если их нет).

При взаимодействии с агрессивными родственниками нужно периодически напоминать им, что мнение сотрудников учитывается в суде в ходе решения вопроса о восстановлении/лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком.

Кроме того, каждый раз сообщать, что из-за агрессивного поведения родственники могут лишиться возможности общаться со своим ребенком, а за угрозы в адрес сотрудников будут нести уголовную ответственность, поскольку эти угрозы будут зафиксированы и переданы в полицию. В том случае, если агрессивное поведение кровных родственников повторяется дважды и предупреждения не действуют, сотрудники вправе прекратить встречи.

При этом они имеют полное моральное право сказать ребенку о том, что происходило, и что встречи прекращаются по вине самих родственников.

В менее тяжелых случаях кровные родственники могут вести себя как так называемые «контролеры»: высказывать замечания по поводу того, как ребенок одет, что он ест, предъявлять претензии относительно уровня знаний ребенка и выяснять, не обижает ли кто его. Такие родственники могут угрожать сотрудникам, что напишут на них президенту, мэру и т. п. Поэтому очень важно в социально-психологических заключениях отражать состояние ребенка на момент изъятия из семьи и травматические последствия семейной депривации для ребенка – чтобы стало очевидно, какой ущерб был нанесен развитию ребенка в семье и как меняется ситуация за время жизни в детском доме. Также важно очень четко сформулировать условия, при которых родственники смогут встречаться с ребенком; необходимо вести протоколы встреч, писать отчеты по результатам встреч о поведении родителей, фиксируя в них, в числе прочего, позицию сотрудников детского дома. В дальнейшем все эти документы могут подтвердить необоснованность претензий такого рода, если они возникнут. В целом это отразит положение дел, при котором сотрудники детского дома честно действуют в интересах ребенка, а поведение кровных родственников некорректно.

Поддержание связей с кровными родственниками приемлемым и безопасным для ребенка образом – очень важная часть его социальной реабилитации.

Что делать, если ребенок плохо себя ведет после визитов родственников?

Достаточно часто после общения с кровными родственниками дети могут печалиться или вести себя хуже, потому что они переживают за свою семью, и встреча «выводит на поверхность» внутренние переживания утраты. Негативные переживания просто проявляются таким образом, а не вдруг возникают. Если персонал заинтересован в том, чтобы помочь ребенку, то встречи будут сохранены, а с чувствами ребенка должна проводиться отдельная терапевтическая работа.

Задача специалистов – помочь ребенку справиться с чувством утраты и связанными с этим болью и гневом, чтобы ребенок не брал на себя ответственность за происшедшее и не считал, что он «плохой», поэтому его семья от него отказалась.

Когда ребенок видит, что воспитатели стараются сохранить его семейные связи и корректно ведут себя с его родственниками, это укрепляет его доверие к взрослым.

Дети, попав в учреждение, зачастую начинают чувствовать себя «объектом», который перемещают и обезличивают, а социальное окружение они воспринимают как враждебную среду. Личное отношение, внимание к чувствам ребенка показывает ему, что он имеет значение для окружающих.

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий