Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Выступление: Насонова Е.А.учитель обществознания МБОУ кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

Тема: «Развитие познавательных универсальных учебных действий на основе карт понятий»

Цель: обеспечить условия для передачи опыта по развитию метапредметных умений графической интерпретации текстового материала и применения их в процессе изучения предмета.

1 этап: Актуализация способа

Задача: Обеспечить осознание значимость развития метапредметных умений

         В современных условиях жизни стремительно расширяется предметно-информационная среда. Если ранее основным источником знаний был учебник, то в настоящее время содержание предмета вышло за  его рамки: телевидение, Видео, Интернет, журнальные и газетные публикации, новые монографии, сборники документов. Начиная с формирования мотивационной базы учащегося с учетом его возрастных психологических особенностей, учитель должен вывести ученика на путь самопознания мира и самосовершенствования. В этой ситуации важна работа учителя с учеником, которая не должна сводиться к простой передаче знаний, а работа, связанная с формированием у учащегося научной картины мира через овладение методикой познания, стратегиями и способами познания и учения.

        Я не буду много говорить о значении метапредметных результатов, мы о них сегодня достаточно уже поговорили. А начну с того, что явилось основанием для выбора тех приемов и техник, которые мы используем в своей работе. Это диагностика метапредметных результатов. По результатам диагностики был выявлен недостаточный уровень  сформированных следующих  метапредметных  умений:

  • умение определять смысловую структуру текста (сколько главных мыслей в тексте);
    •  умение выделять  ключевые слова (главное);
    • умение интерпретировать информацию, аргументировать;
    • умение отличать факт от мнения.

Поэтому мы стали целенаправленно осваивать приемы и техники работы с информацией для того , чтобы обучающиеся могли изучать любой научный текст. В своей работе я использую разные техники работы с информацией такие как ЛСМ, карты понятий.

 

 

 2 этап: Теоретический этап

Задача: представить технологию  развития  умений составлять карты

            Сегодня я остановлюсь на таком способе, как карта понятий, потому что карта понятий  является основой любого знания, обеспечивает системное видение курса, раздела, явления, процесса, т.е. научной картины мира.

Что такое карта понятий? Карта понятий – один из графических методов отображения информации в виде семантических сетей. Карта понятия составляется по тексту научному, понятие мы изучаем не на эмпирическом, а на теоретическом уровне , поэтому источники должны быть научные. Я использую учебники, словари, энциклопедии.

Структура карты понятия:

1.Выделение ключевых слов из текста, которые помещаются в рамки.

2.Иерархически располагаются понятия

4.Установление связей (линки) в направлении от общего к частному.

 

 

 

 

3 этап: Практический этап

Задача: создать условие для освоения техники составления карты понятия

         Давайте сейчас рассмотрим ключевое понятие «Общество». У вас в рабочем листе есть текст и задания к нему. Для удобства и экономии времени я подготовила вам  модель карты понятий, определите ключевые слова, установите связи между ними.

Задание 1. Прочтите текст, выделите в нем ключевые слова по понятию «Общество».

Задание 2. Составьте карту понятий по понятию «Общество», воспользуйтесь, если считаете нужным, предложенной моделью карты понятий.

 

         Давайте сравним, что у нас получилось?

 

Область применения.

1.Вводный урок в тему, раздел, курс(Самостоятельное изучение ключевых понятий всей темы, курса, раздела, это как проект, навигатор)

2.Расширение карты понятий в процессе изучения темы

3.Обобщающий урок

4.Контроль системных знаний ( как  ученики видят темы целиком, как целостно могут  характеризовать понятие).

 

 

Преемственность.

           

Класс

Способы

6-8

Дерево понятий, схемы, кластер, модуль (системный оператор)

Опорный конспект, интеллект карты

8-9

Дерево понятий, схемы, кластер, модуль (системный оператор)

Опорный конспект, интеллект карты

Логико - смысловые модели

Карты понятий

10-11

Дерево понятий, схемы, кластер, модуль (системный оператор)

Опорный конспект, интеллект карты

Логико - смысловые модели

Карты понятий

                            

Из опыта работы: листаю слайды с картами понятий.

 

Результат работы с картами понятий.

Видео ролик выступление ребят, что они говорят о работе с картами понятий.

 

 

4. Рефлексивно оценочный

Задача: обеспечить возможность для оценки нового способа

 

 Итог обыденной работы –

 Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

 

Рефлексия

- уже использую, могу поделиться  опытом;

- использую, но есть находки;

- увидел(а) ценность ;

- не вижу возможности использования в собственной деятельности.

 

                 Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества