Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

 К важнейшим личностным результатам изучения истории в школе относятся воспитание гражданина и патриота, который уважительно относится не только к  культуре своего, но и других народов.  Толерантность сознания должна стать нормой осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Многогранное содержание курса «история» дает, с одной стороны, огромные возможности для реализации обозначенных целей и задач, но и, с другой стороны, ставит перед учителем проблему – проблему ограниченности во времени. 

Возможный выход из затруднения предоставляют Федеральные государственные образовательные стандарты: основная образовательная программа как основного, так и среднего общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность: секции, кружки, осуществление проектной деятельности и др.

Реализация образовательного проекта «Эхо Холокоста» во внеурочной деятельности  - такое решение было принято на муниципальном методическом объединении учителей истории и обществознания Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Надеюсь, что представленный материал будет полезен коллегам.Образовательный проект Эхо Холокоста.pdfПриложение 1.pdfПриложение 2.pdfПриложение 3.pdfПриложение 4.pdfПриложение 5.pdfПриложение 6.pdf

Уважаемые коллеги!

Продолжается прием заявок на Всероссийский конкурс "История в школе: традиции и новации".

С 12 февраля по 20 апреля 2019 года проходит приём заявок на Всероссийский конкурс «История в школе: традиции и новации». Мероприятие проводится Фондом «История Отечества» и Ассоциацией учителей истории и обществознания и направлено на поддержку и поощрение самых талантливых и опытных педагогов по истории.

Согласно правилам и положению конкурса, к участию допускаются учителя истории общеобразовательных учреждений из всех регионов Российской Федерации с педагогическим стажем не менее трёх лет.

Конкурс проводится в 3 этапа. Участникам испытания нужно представить анкету и эссе, подготовить открытый урок на тему Великой Отечественной войны, а в финале провести мастер-класс и поучаствовать в публичной дискуссии с модератором.

Приём конкурсных материалов второго этапа пройдёт с 13 по 31 мая 2019 года.

Победители определяются экспертным советом из авторитетных представителей педагогического и исторического сообществ по итогам третьего очного этапа конкурса, который состоится 22-24 июля 2019 года в Москве.

Заявки, полученные 20 апреля 2019 года позже 23:00 по московскому времени, к участию в конкурсе не принимаются.

Подробную информацию о конкурсе можно получить здесь и на официальном сайте конкурса.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

(из опыта работы учителя истории и обществознания Севастьяновой Н. А.)

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика»,  невозможно. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.

       Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична.

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

  1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ)

-Составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

  1. Осмысле-ние содержа-

ния

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

  1. Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ:

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

 

            На этапе вызова использую  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».  Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

            Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

 

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

 

            Прием «ЗХУ» можно использовать  в любом классе в зависимости от темы урока.

На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).

            Участвуют в работе (изучают материал, анализируют его, отвечают на вопросы) почти все учащиеся на каждом уроке. Организовать активную деятельность учащихся можно с помощью методического приема «зигзаг». Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Учащиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Учащиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, учащиеся с карточкой №2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно учащихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Учащимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.      

            Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе  предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».

При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.

На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:

- Пушкин, Пушкин, где ты был?

- На Лубянке в ОГПУ.

- Зачем ты им понадобился?

- Выпытывали адрес скупого рыцаря.

            На стадии осмысления можно использовать  литературные произведения. Например, в 11 классе учащиеся читают отрывок из произведения А. Рыбакова «Год тридцать пятый и другие» и выполняют задание к нему:

«Глядя на сидевших в зале молодых людей – строителей метро, на их радостные, веселые лица, обращенные только к НЕМУ, ждущие только ЕГО слова, он думал о том, что молодежь за НЕГО, молодежь, выросшая в ЕГО эпоху, - это ЕГО молодежь, им, детям  из народа, он дал образование, дал возможность осуществить свой трудовой подвиг…Этот возраст, самый романтичный, навсегда будет связан в их памяти с НИМ, их юность будет озарена ЕГО именем, преданность ЕМУ они пронесут до конца своей жизни. Им он должен открыть дорогу к власти, своим возвышением они будут обязаны ЕМУ и только ЕМУ…»

1) О каком явлении в жизни советского общества идет речь?

2) Почему стало возможным обожествление Сталина? Может дело в его личных выдающихся качествах, как до сих пор считают многие?

            При изучении темы «Коллективизация» предлагаю прочитать отрывок из книги А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (часть 1, глава 2, с.48) и ответить на вопросы:

1) Какое историческое событие описывает А.Солженицын?

2) Кого называли кулаками? Подкулачниками?

3) Какие причины расслоения крестьянства называет автор? Согласны ли вы с ним?

4) Как Вы думаете, кто несет главную ответственность за безумную гонку коллективизации?

            На стадии осмысления учащиеся   работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления  «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм  позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.

1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)

4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.

6-я шляпа: зеленая: изобретательская, творческая.

Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них. Все зависит от изобретательности учителя, темы урока и содержания текста (приложение 1).  

            Каждая технология предполагает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы. Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики  и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки  сформированности следующих навыков:

  1. Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
  2. Понимание – интерпретация материала, схем.
  3. Применение понятий, знаний в новой ситуации.
  4. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
  5. Синтез – написание эссе, составление плана и т.д.
  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.

Приведу примеры таких заданий.

  1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

  1. Составить таблицу «тонких» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстых» вопросов (в  чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
  2. Прочитайте текст и составьте кластер «Государственное устройство России».
  3. Тесты с различными видами заданий:

А) Укажите правильный ответ

Б) Укажите лишнее слово

В) Что объединяет ряд

Г) Вставьте пропущенные слова

Д) Соотнесите имена и события и др.

Можно определить перечень ключевых компетенций учащихся и в соответствии с ними составить диагностическую работу по определенной теме (приложение 2).

Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес.

Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проводят большое количество конкурсов и грантов для педагогов. Не станет исключением и 2019 год.

Обращаем ваше внимание  на действующую кнопку «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО:

(картинка кликабельна).

 Теперь вы сможете получать полную и достоверную информацию о грантах для педагогов  на территории страны.

Участие в грантовых программах  — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Тип урока: изучение нового материала, на базе использования ТСО, сообщений уч-ся.

Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность. Учащиеся должны уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.

Задачи урока:

А.) Учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.

Б.) Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, умение слушать и оценивать ответ товарища, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.

В.) Прививать интерес и уважение к событиям отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма.

Вводное слово учителя:

Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения России. Это было первое открытое выступление против царизма с оружием в руках – до этого Россия знала лишь стихийные выступления крестьян. “Пушки Исакиевской площади разбудили целое поколение”, - скажет А.И.Герцен.

Было ли поражение восстания объективно предопределено? К.Ф.Рылеев – один из лидеров декабристов незадолго до восстания написал:

Известно мне погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Эти стихи оказались пророческими.

Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос: почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?

На протяжении нашего урока во время изучения нового материала вы будете должны ответить на этот вопрос и выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока мы подведем итог вашей работы.

Сообщение уч-ся:

19 ноября 1825 года во время поездки по стране в Таганроге неожиданно скончался император Александр1. Члены Тайного общества считали, что наступил “час пробуждения спящих россиян”, что можно наконец совершить то, к чему они стремились много лет. Вся боль и обида заговорщиков за судьбу русского народа, кажется, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью гостпод.
И людями.
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил.
И над нами,
Бедняками
Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут
Мы посеем – они жнут,
И свобода
У народа
Силой бар задушена.

А что силой отнято,
Силой выручим мы то,
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.

А теперь господа
Грабят нас без стыда
И обманом
Их карманом
Стала наша мошна.

Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь:
То дороги
То налоги
Разорили нас вконец.

А под царским орлом
Ядом потчуют с вином
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.

А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами
Ведь с усами
Так мотай себе на ус.

Момент для восстания был подходящий. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомандующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола.

В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: “Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”.

Отречение Константина держалось в глубокой тайне, о нем знал лишь ограниченный круг придворных. Страна присягнула Константину. Были отчеканены монеты с его профилем, в магазине продавались его портреты. Но фактически страна жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось 17 дней до 14 декабря.

При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями. 12 декабря вечером он приказал изготовить манифест о его восшествии на престол; 13 декабря, утром подписал манифест и приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра присягнуть ему, новому императору Николаю I.

Декабристы Батенков и Н. Бестужев в тот же день 13 декабря узнали о новом манифесте и назначении новой присяги – “переприсяги”, как ее называли в народе. Ситуация, кажется, складывается благоприятно для восстания. Переприсяга при живом царе была совершенно не в русском обычае. “Царь от Бога” - это понятие укоренилось в народе еще с допетровских времен. Хороший царь – живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного царя на другого, по своему хотению - не по Божьей воле. И вот живого и здорового Константина собираются менять теперь на Николая.

Члены Северного общества знали, что они могут подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они потребовали объяснений. Под именем Константина, законного царя, декабристы надеялись скрыть свои стремления к Конституции, выборам, гласности, аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения невозможно было объяснить солдатам.

Гораздо больше членов Северного общества волновало отсутствие у них четкого плана действий. Его приходилось изобретать на ходу, сшивать на живую нитку. После жарких споров, которые продолжались несколько дней, было принято следующее решение: Рано утром 14 декабря, в день присяги Николаю, вывести войска к Сенату и сорвать ее. Вместо того, чтобы присягнуть царю, Сенат под давлением восставших должен был принять манифест к русскому народу и опубликовать его во всенародное сведение.

Сообщение нового материала в виде компьютерной презентации: (учащиеся самостоятельно выполняют опережающее задние в виде компьютерной презентации)

Сопроводительный текст:

В этом манифесте царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех сословий перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась 25-летняя военная служба, уничтожалось рекрутство и военные поселения, вводилась всеобщая воинская повинность и учреждалась внутренняя народная стража, отменялась подушная подать, уничтожалась правительственная монополия на соль, водку. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии – предлагалось созвать Великий Собор.

Предполагалось еще захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью, не исключалось и цареубийство.

Рано утром, затемно, декабристы-офицеры отправились в казармы поднимать полки на восстание. Они рассчитывали вывести к Сенату значительную часть войск, расквартированных в Петербурге. Однако реальные результаты усилий оказались скромнее.

Под сенью овеянных славою 1812 года знамен вышли первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе их шел Александр Бестужев (Марлинский).

Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападения со всех сторон. Было не очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул ледяной ветер. Стоять было нелегко. Но настроение у всех было бодрое.

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил два тяжелых известия. Надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания. Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи; Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь восстанию.

Позже выяснилось, что выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, предупрежденный доносами унтер-офицера Шервуда, капитана Майбороды, поручика Ростовцева и агента Бошняка о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска придут на площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь войска стояли перед пустым зданием Сената.

Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли позицию пассивной обороны вокруг Медного всадника. Но и Николай I поначалу был столь же пассивен: получив первые известия о неповиновении Московского полка, царь занялся чтением манифеста о своем восшествии на престол перед толпой народа, собравшегося у Зимнего дворца.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьезные преимущества, упустили безнадежно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Он был смертельно ранен Каховским.

В такой ситуации Николай после некоторых колебаний решил прибегнуть к крайнему средству. Жестокому и беспроигрышному: залпу картечью никому в упор не выдержать. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали число жертв с обеих сторон составляло по разным подсчетам от 200 до 300 человек. В срочно пробитые поруби в Неву сбрасывали не только убитых. Но и раненых участников восстания.

Позже один из рядовых участников восстания Петр Фатеев, ставший участником восстания по приказу офицера-декабриста в составе Московского полка и отправленный за это царем в действующую армию на Кавказ в своем письме родителям так отзывался о событиях на Сенатской площади: “За седьмицу до праздника Рождества Господа Нашего Иисуса Христа великое деяние совершилось в стольном граде С.-Петербурге. Полк, где я верою и правдою служу, не хотел принять святую присягу, а вышел в обмундировании на улицу Сенатской площади и стал стрелять, как на войне все равно, есть и убитые, а присягу святую приняли на верность служить новому Императору Николаю Павловичу. За стрельбу много арестовали начальников разных, офицеров. Я стоял первым на левом фланге и стрелял. Много стреляли. Холодно дюже было, но руки не зябли, ружье было горячо и рукам тепло. Офицера, коих арестовали, все хорошие господа”

После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года), которое было быстро разгромлено.

Учитель:

К следствию и суду над декабристами было привлечено 579 человек, из которых 80 процентов были военными. Процесс проходил тайно и в быстрые сроки. Работу следственной комиссии направлял сам император. Из всех подследственных Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были поставлены “вне разрядов” и приговорены к четвертованию. Однако боязнь прослыть дикарем в просвещенной Европе привела к тому, что Николай заменил эту средневековую казнь повешанием. 13 июля 1826 года пять декабристов были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы не каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был отправлен и весь Черниговкий полк.

Учитель:

Перед тем, как подвести итог нашего урока я предлагаю посмотреть фрагмент фильма.

(отрывок из фильма “Николай I” видеостудия “Кварт”)

На протяжении урока вы отвечали на проблемный вопрос: каковы причины поражения восстания декабристов, давайте подведем итог.

Примерные ответы учащихся:

1. срыв первоначального плана восстания

2. оторванность от народа

3. повндение Трубецкого и Якубовича в момент восстания

4. численное превосходство и лучшее вооружение царских войск

5. недостатки в подготовке восстания

6. выжидательная тактика, нерешительность восставших

Учитель:

В своем предсмертном письме родным руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель написал слова, созвучные, на мой взгляд, сердцам всех декабристов: “…я страстно люблю мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом, я искал этого счастья…”

Звучит песня “Офицерам 1812 года”.

 

Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления

     Тема: Эпоха дворцовых переворотов.

Ход учебного занятия:

На уроке присутствует профессиональная направленность, связанная с развитием банковского дела в России в этот период.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, ограниченная монархия, кондиции, абсолютная монархия.

Цель: развитие обще-учебной познавательной компетенции обучающихся на основе изучения материала по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

Образовательные:

  1. выявить причины дворцовых переворотов;
  2. ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов;
  3. показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающая:

  1. продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы;
  2. работать с иллюстрациями учебника и историческими документами;
  3. продолжить развивать у обучающихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

Воспитательная:

  1. формировать интерес к отечественной истории;
  2. воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству;
  3. повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов.

Оборудование:

  • Проектор, презентация по теме «Дворцовые перевороты»
  • Видеоматериалы по теме   урока 
  • Учебник
  • Генеалогическое древо Романовых
  • Раздаточные материалы для самостоятельной работы обучающихся

Основные даты и события:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I.
1727-1730 гг. -  царствование  Петра II.
1730-1740 гг. -  царствование  Анны Иоанновны.
1740-1741 гг. -  царствование  Иоанна VI Антоновича.
1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.
1761-1762 гг. - правление Петра II.
1762 г. - начало  царствования  Екатерины II.

 

План  урока  №1:

Общая характеристика эпохи.

Причины частых дворцовых переворотов.

Основные события эпохи дворцовых переворотов.

Личностные качества правителей.

Развитие банковского дела в России

Итоговый контроль по теме

Этапы учебного занятия

Цели и задачи

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

1.Организационный

( 1 мин)

Создать рабочую обстановку на учебном занятии

 

Приветствие, представление, организация внимания обучающихся.

Добрый день, уважаемые студенты. Староста назовите отсутствующих студентов (пометить у себя).

Слушают преподавателя

Вступительное слово преподавателя

2.Мотива-ционный

( 3 мин)

 

Постанова темы и целей учебного занятия;

знакомство с требованиями к уровню усвоения темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение пройденного материала

Мотивирует деятельность обучающихся на учебном занятии через создание образно-эмоциональной ситуации о смерти Петра Великого, оставившего страну без названного наследника.

Определяет уровень усвоения темы.

 

(слайд №1)

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

 

Тема нашего урока “Дворцовые перевороты

 

Цели:

  1. выявить причины дворцовых переворотов;
  2. ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов;
  3. показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

 

Основные понятия: дворцовый переворот; абсолютная монархия, ограниченная монархия; кондиции, Верховный тайный совет.

 

Правители и даты правления

Задание во время учебного занятия: на основе получаемых знаний и раздаточных материалов заполнить пропущенные имена и события в таблице.

(таблицы выданы каждому обучающемуся; по ходу учебного занятия, знакомясь с новой темой, обучающиеся самостоятельно заполняют таблицы; преподавателем осуществляется проверка в конце учебного занятия)

 

 

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

 

-Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”?

 

-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

 

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не

был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…

Слушают преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

работа со схемой Генеалогического древа Романовых (у каждого обучающегося на парте)

Презентационные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица, генеалогическое древо Романовых

3.Усвоение новых знаний и умений

(20 мин)

Создание условий для

общей вовлеченности обучающихся;

- развитие внимания и памяти через просмотр фильма с опережающим заданием,

- развитие мышления через проблемные ситуации,

- развитие речи через включение в процесс обсуждения

Создаёт новую образовательную среду

 

Формирование общеучебной познавательной деятельности обучающихся по теме занятия

 

 

Видео и презентационные материалы

схема династии Романовых

3.1. Характеристика эпохи дворцовых переворо-тов

(5 мин.)

Первичное знакомство с основными датами,

правителями эпохи,

основными понятиями темы

 

Комментирует смену правителей с опорой на слайды презентации, выделяя яркие факты, позволяющие создать живые образы правителей

 

(слайд 2)

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

 

 

Запишем в тетрадь:

Дворцовые перевороты - смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на гвардейские полки.

 

Изучают материалы презентации;

Просматривают фильм

 

 

Видео и презентационные материалы

схема династии Романовых

3.2.Причины частых переворотов и общие черты эпохи

( 5 мин.)

формирование умений объяснять причины частых переворотов и определять общие черты эпохи дв. переворотов

 

 

А теперь откройте ваши учебники и самостоятельно прочитайте фрагмент параграфа №21 на стр. 173 и ответьте на вопрос:
- Каковы причины дворцовых переворотов?


После корректировки преподавателем ответов обучающихся, записываем в тетрадь:

Причины дворцовых переворотов:

1. Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).

2. Указ Петра 1 1722 г. о престолонаследии, в котором остав­лял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.

Читают документы, выделяют ключевые мысли,

анализируют, делают выводы

 

обучающиеся определяют эти причины

 

 

Запись в тетради.

Учебник,

раздаточ-ные материалы

3.3.Основные события эпохи дворцовых переворо-тов

( 5 мин)

формирование умений ориентироваться в событиях эпохи, характеризовать

правителей

Освещает основные события эпохи

 

После смерти Петра Великого

правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета.

Петру тогда было только 9 лет. Меншиков, который был фаворитом Екатерины Алексеевны, при поддержке гвардейских полков, возвел ее на престол. Фактически правителем страны стал Меншиков.

 

Однако вскоре Екатерина умирает в 1927 году.

 

Давайте запишем основные события:

 

Основные события периода правления Екатерины (1725-1727):

- 1725 г. – открытие Академии наук

- 1726 г. – создание Верховного Тайного Совета

  • В совет вошли 7 человек («Верховники»): А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, П.А.Толстой, Д.М.Голицын, Г.И.Головкин, А.И.Остерман, А.Г.Долгоруков

- снаряжена экспедиция Беринга

- Россия вступила в союз с Австрией

 

Верховный Тайный совет – это высшее совещательное государственное учреждение России.

 

После смерти Екатерины в 1727 году начинается правление Петра II.

При Петре 2 шла борьба за власть между князьями Долгоруким и Меньшиковым, которая завершилась ссылкой Меньшикова

В 1730г. Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

 

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета (“верховники”). Выбор был сделан в пользу Анны –дочери царя Ивана Алексеевича. Приглашение на царство было при условии исполнения кондиций, чтобы ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета.

 

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной:

  • без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
  • не объявлять войны и не заключать мира;
  • никаких не налагать поборов и налогов;
  • никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
  • беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
  • казенных вотчин никому не дарить;
  • не вступать в брак и не назначать наследника престола.

 

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

 

Анна подписала кондиции и поехала в Москву.

Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.

Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили еепринять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”.Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны.

 

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления, среди них Э.И.Бирон.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

 

Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

 

Запишем:

Основные события времени правления Анны Иоанновны:

- Высшие должности розданы немцам: Бирону, Остерману и др.
- Закрыт Верховный тайный совет.
- Воссоздана тайная канцелярия.
- Возрождение армии.

 

 

Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия, он был арестован. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась.

В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I – Елизавета.

 

Предлагает просмотреть фрагменты фильма о Елизавете Петровне, чтобы иметь визуальное представление о правлении дочери Петра.

 

В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу.

 

А теперь, студенты, подготовившие цитаты о Елизавете, прошу вас выйти к доске и зачитать несколько цитат из источников об этом периоде:

 

Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер.войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

 

 

Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

на бисер, злато и порфиру,

на все земные красоты,

во все страны свой взор возводит;

но краше в свете не находит Елизаветы…

Михаил Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.”.

 

А вот как пишут о Елизавете историки:

-«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при  этом  крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.

 

 Мирная  и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин.

…карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.»

В.О. Ключевский. Исторические портреты.

 

Основные события правления Елизаветы Петровны:

- Восстановила Сенат

- 1744 – 1747 гг. – проведена перепись податного населения

- 1753 г. – открытие Дворянского банка

- Усилился крепостной гнет

- 1743 г. - подписала указ об отмене смертной казни

- 1755 г. – открытие первого российского университета

- 1756 г. – Ф.Г.Волков основал в Петербурге первый общедоступный профессиональный театр

- 1757 г. – учреждение Академии художеств

- 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война

 

А теперь более подробно рассмотрим одно из направлений деятельности при Елизавете и послушаем сообщение студента о развитии банковского дела в России в середине 18 века.

 

 «Начало развития финансово-банковского дела в России в середине 18 столетия

Первая попытка создания в России учреждения подобного банку была предпринята в 1727 году. Была организована Монетная контора при монетных и денежных дворах Санкт-Петербурга для чеканки монет.

Банки начали создаваться в России к середине XVIII в. В то время торговля велась за наличные, промышленность развивалась, главным образом за счет средств государства. По сравнению с Западной Европой распространение банковского кредита в России существенно запоздало. В отличие от других стран, где банки создавались как частные учреждения, банки в России первоначально создавались как государственные.

Первые банки открылись в 1754 г. в Петербурге и в Москве (один из них назывался «Дворянский заемный банк», а другой - «Купеческий банк»). Эти банки проводили политику, отвечающую интересам российского Правительства. Они активно кредитовали земельную аристократию и казначейство. В 1757 г. был издан Указ «О мерах вексельного производства». Медный банк выдавал ссуды под векселя медной монетой и требовал возврата ссуды на 75% серебряной монетой. Это было призвано способствовать концентрации серебра в руках государства. В 1763 г. медный банк был ликвидирован как не выполнивший своих задач по улучшению денежного обращения и накопления в государственной казне серебра.

Во второй половине XVIII в. в России началось интенсивное развитие промышленности и торговли. Металлическое денежное обращение, когда в основном обращались медные деньги, пришло в противоречие с требованиями экономики.При Елизавете Петровне была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом».

 

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича.

25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные, но скорее отрицательные.

28 июня 1762 года произошел последний дворцовый переворот, Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит.

На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

 

“Божию милостью, мы, Екатерина II,
Объявляем верным подданным нашим…
Россия вдоволь натерпелась от чехарды
Вокруг престола. России я обязана всем,
Даже именем – Екатерина!
Стремиться буду к общей цели – сделать всех счастливыми!”

 

Так закончилась эпоха дворцовых переворотов

 

 

 

Просмотр фильма, заполнение таблицы на основе раздаточного материала, запись в тетради основных событий

 

Запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

схема “Генеалогическое древо Романовых”

 

 

 

обучающиеся отвечают на вопросы:

-Как назывался документ?

-Кто обладал реальной властью по этому документу?

-Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлен?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выходят к доске и читают цитаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающийсязаранее подготовлен-ное домашнее задание читает у доски

 

 

 

Презента-ция, видео и раздаточ-ные материалы

 

 

4.Закрепление

( 6 мин)

Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала

Объясняет необходимость усвоения основных дат и понятий для выхода на минимальный уровень оценки.

 

 

-Предлагает всем учащимся восстановить по памяти правильную очерёдность правления на Генеалогическом древе(слайд).

Применяют полученные знания при выполнении практических заданий

Презентационные и раздаточ-ные материалы

4.1.Работа с новыми понятиями

( 3 мин.)

·  Закрепление основных понятий темы урока

· Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами

Предлагает устную работу с глоссарием по формулировке понятий (презентация):

·         Дворцовые перевороты

·         Кондиции

·         Верховный тайный совет

·         Абсолютная монархия

·         Ограниченная монархия

Учащиеся повторяют основные понятия темы

на основе взаимопроверки

Глоссарий «Основные понятия» 1 пол 18 века

4.2.Работа с основными датами темы

( 3 мин)

Закрепление знаний основных дат темы урока

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века” в виде фронтального опроса по датам

 


Работа с таблица-ми

 

5.Контроль

(4 мин)

 

Выявления уровня усвоения знаний, закрепление материала

Предлагает проверить насколько усвоен материал.

Заключительная часть - первичное закрепление материала.

 

1. Текст с ошибками (прочитать, проанализировать, исправить ошибки).

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Елизавета подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции.

 

2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

 А .П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

 

Проверь себя

Выполняют задания, раздел «Итоговый контроль». Проверяют себя по ключу (на доске)

 

текст на парте у каждого ученика

 

 

 

 

 

текст на парте у каждого ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточные материалы. Раздел «Итоговый контроль»

6.Рефлек-сия

( 2 мин)

Подведение итогов

Преподаватель

Оценка усвоения материала:

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 5 баллов.

Усвоил новый материал на уровне первичного усвоения - 4 балла.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 3 балла.

Участвуют в оценке полученных знаний

 

7. Домашнее задание

 

 

Всего на первый этап олимпиады поступила 1643 работы из 38 регионов Российской Федерации (232 населенных пункта), а также работа из Индии. Из присланных работ 26 не соответствуют заявленной форме ответов.

Участниками олимпиады стали обучающиеся 8-11 классов (1403 человека), средних (58 человек) и высших (161 человек) профессиональных образовательных организаций. Средний балл работ: 65,31. Максимальный балл присланных работ: 98. Его набрали 3 человека. Ко второму туру олимпиады допускаются участники, набравшие 90 и более баллов. Задания второго тура будут размещены на сайте 25 марта. Срок выполнения работ — до 8 апреля 2019 года. Всем участникам первого тура будут высланы грамоты на адрес педагога-наставника, указанный в заявке.

Во 2 тур вышли:

Результаты школьников

Петранцова Елизавета Андреевна Брянская область
Бесхлебная Валерия Евгеньевна Брянская область
Дейнеко Софья Сергеевна Тверская область
Синюшкина Снежанна Дмитриевна Владимирская область
Малькова Дарья Романовна Ярославская область
Куликова Кристина Владимировна Республика Мордовия
Лиджиев Бадма Бембеевич Республика Калмыкия
Найминова Эрдена Анджаевна Республика Калмыкия
Церенов Церен Дорджиевич Республика Калмыкия
Парфенчик Кристина Евгеньевна Новоалександровской район 
Щербакова М.С. Белгородская обл
Лозяная Ольга Романовна Владимирская область
Бурова Светлана Сергеевна Тверская область
Белов Павел Сергеевич Ярославская область
Войченко Константин Сергеевич Ставропольский край
Волошин Даниил Максимович Ярославская область
Усачева Алина Алексеевна Владимирская область
Пантюшенко Мария Сергеевна Тверская область
Костин Кирилл Алексеевич Кировская область
Шарашкина Таисия  Хабаровский край
Виноградов Михаил Алексеевич Чувашская Республика
Иванов Николай Вячеславович  Чувашская Республика
Николаев Иван Владимирович Чувашская Республика
Павлов Данил Дмитриевич Чувашская Республика
Фирсов Никита Александрович  Чувашская Республика
Осадчук Диана Сергеевна Еврейская автономная область
Гаврилов Даниил Валерьевич Чувашская Республика
Самуйлова Александра Олеговна Тверская область
Здзярский Лев Вячеславовчи Красноярский край
Яковлев Кирилл Сергеевич Чувашская Республика
Александрова Екатерина Алексеевна Чувашская Республика
Варламова Александра Сергеевна Еврейская автономная область
Кремнева Анастасия Александровна Тверская область
Анисимова Ангелина Андреевна Чувашская республика
Шайдуллина Лилия Ринатовна Чувашская Республика
Лоик Ксения Андреевна Хабаровский край 
Корчака Ева Романовна Ставропольский край
Мальцева Анастасия Александровна Республика Чувашия
Яковлев  Алексей Николаевич Республика Чувашия
Яковлев Никита Александрович Республика Чувашия
Алюнов  Павел Геннадьевич Республика Чувашия
Купташкин Сергей Леонидович Республика Чувашия
Львов Семен Владимирович Республика Чувашия
Московская Анастасия Сергеевна Республика Чувашия
Малыгина Софья Михайловна Удмуртская Республика
Соколов Кирилл Константинович  
Борисова Юлия Михайловна Саратовская область
Мадатов Егор Ставропольский край
Порываева Екатерина Александровна Тверская область
Воронина Дарья Викторовна Владимирская область
Самарина Алина Алексеевна Тверская область
Седова Виктория Валентиновна Тверская область
Шилкина Карина Владимировна Брянская область
Тормышова Елизавета Валерьевна Тамбовская область
Рощина Варвара Валентиновна Республика Чувашия
Макарушина Анастасия Дмитриевна Костромская область
Лецрих Денис Владимирович Красноярский край

Результаты учащихся колледжей

Емельяненко - ?- ?-  Республика Калмыкия
Тутаева Ангелина Сергеевна Ставрапольский край
Березий Аделина Сергеевна Ставропольский край
Данильцева Ирина Владимировна Костромская область
Алексеев Павел Валерьевич Ленинградская область
Лепий Любовь Владимировна Ставрапольский край
Вербенко Роман Владимирович республика Бурятия
Сидорова Екатерина Михайловна Тамбовская область
Александрова Александра Александровна республика Бурятия
Костюкевич Дмитрий Владимирович Уральский
Васильев Максим Евгеньевич республика Бурятия

Результаты студентов

Спицына Татьяна Ивановна Саратовская область

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления информирует о проведении с 15 февраля по 14 мая 2019 г. второго Всероссийского конкурса «История местного самоуправления».

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Подача заявок с 15 февраля по 12 мая 2019 года.

Конкурс проводится по трем номинациям:

- видеоролик на тему: «История местного самоуправления»;

- исследование на тему: «История местного самоуправления»;

- исследование на тему: «Лидеры местного самоуправления» (вклад отдельных исторических личностей края в развитие местного самоуправления).

Дополнительная информация о конкурсе на сайте Института развития местных сообществ www.irazvi.ru и по телефону: (495) 606- 85-31; (495) 606-86-40; 8(925)8516288

Электронная почта: irms.info@yandex.ru

0941.pdf

28 февраля 2019 г. состоится краевой конкурс среди обучающихся 9-11 классов на знание основ избирательного законодательства.

Все обучающиеся, желающие принять участие, должны предварительно зарегистрироваться. Ссылка на регистрационную форму будет размещена на странице краевой олимпиады в сети «Интернет» по адресу: http://www.proobraz27.ru.

Доступ к конкурсным заданиям будет открыт с 9:00 28 февраля 2019 г.

Победители и призеры олимпиады награждаются грамотами.

Уважаемые коллеги!

Сообщаем вам, что Фонд «История Отечества» и Ассоциация учителей истории и обществознания проводят среди школьных учителей истории Всероссийский конкурс «История в школе: традиции и новации» 2019.

Принять участие в конкурсе могут школьные учителя истории из всех регионов Российской Федерации.

О Целях конкурса: Конкурс призван способствовать росту педагогического мастерства школьных учителей во всех регионах Российской Федерации, продемонстрировать профессиональные навыки школьных учителей по работе с т.н. «трудными вопросами», занимающими особое место в системе школьного преподавания Отечественной истории, и оказать государственную финансовую поддержку профессиональным и талантливым учителям истории.

О Задачах конкурса: выявить наиболее талантливых и опытных педагогов, способных хорошо ориентироваться в проблемных темах отечественной истории и организовать работу на уроке, которая будет способствовать приобретению учениками важных навыков и ориентиров в работе с трудными и неоднозначными периодами и событиями отечественной истории.

Прием заявок на Конкурс осуществляется с 12 февраля по 22  марта 2019 года. Заявки, полученные 22 марта 2019 года позже 23.00 по московскому времени, до участия в Конкурсе не допускаются. Список участников, прошедших во второй тур, публикуется 29 марта 2019 года.

Прием конкурсных материалов второго (заочного) этапа Конкурса осуществляется с 29 марта по 21 апреля 2019 года.

Очный этап Конкурса проводится с 19 по 20 июня 2019 года в Москве.

Проезд, проживание и питание участников третьего (очного) этапа Конкурса оплачивает принимающая сторона.

Конкурс проводится по восьми федеральным округам Российской Федерации. По результатам Конкурса от каждого округа определяются три лауреата, между которыми распределяется призовой фонд, установленный организаторами Конкурса

Призовой фонд Конкурса в каждой из номинаций распределяется следующим образом:

  • 1 место: 260 000 (двести шестьдесят тысяч)рублей;
  • 2 место: 215 000 (двести пятнадцать тысяч)рублей;
  • 3 место: 180 000 (сто восемьдесят тысяч)рублей.

Узнать подробности и подать заявку Вы можете на сайте Ассоциации учителей истории и обществознания http://schoolhistorians.ru

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Сообщество учителей истории

442 участника, открытое
методическая поддержка учителям
Join_network
Рубрики сообщества
Календарь
май 2019
апрель 2019
март 2019
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5