Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Программа элективного курса "Уроки Холокоста - путь к толерантности"

19.06.17, 08:07
Автор shipikova-elena

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАССМОТРЕНО:

На заседании

МО гуманитарного цикла

Протокол от 29.08.16  №1

_________Н.В.Наумкина                                          

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

                М.Ю.Любименко

30.08.16

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                               _____________Е.Е.Шипикова

31.08.16

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ИСТОРИИ

«УРОКИ ХОЛОКОСТА – ПУТЬ К ТОЛЕРАНТНОСТИ»

(для учащихся 11 класса)

 

 

 

 

Учитель: Кирьянова Ж.Б., высшая категория

Шипикова Е.Е., высшая категория

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный  год

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. 

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование российской гражданской идентичности.

Основу Программы элективного курса по истории  «Уроки Холокоста - путь к толерантности» составляет  разработанная Центром и фондом Холокост Программа  элективного курса (инвариантный модуль) «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации по накопительной системе «Теория и методика преподавания истории и обществознания в профильной школе». (Москва, 2010 год, http://www.holocf.ru/pages/83). При разработке Программы элективного  курса по истории ее авторы следовали рекомендациям о том,  что «материалы модуля могут быть положены педагогами в основу  разработки элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения».

Взятый за основу элективный курс, созданный  для преподавателей, нами  был адаптирован для учащихся с учетом психологии подросткового возраста; в данном элективном курсе  использованы методики создания атмосферы сотрудничества, доверия и интеллектуального поиска.

         Преподавание курса может быть организовано  в 10-11 классах, изучающих историю как на базовом, так и профильном уровнях: гуманитарном, социально-экономическом, универсальном.

 

       Цели элективного курса:

 

  1. Создание условий для ознакомления учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста и формирования  интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войны;
  2.  Установление ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности,  толерантном сознании и поведении личности в поликультурном мире;
  3. Воспитание личности, способной противостоять жестокости и насилию, с духовно-ответственным типом самосознания, любящей и уважающей свою историю, страну, народ,  а также традиции других национальностей и вероисповеданий.

 

 Задачи:

 

  1. Способствовать  приобретению опыта познания и      самопознания на потрясающих по эмоциональной значимости примерах трагедии Холокоста.
  2.  Совершенствовать  специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках элективного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование критического мышления,  владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
  3. Предлагать образцы использования  полученных знаний  для обогащения социального опыта, для высказывания оценочных суждения и своей точки зрения.

 

Планируемые результаты:

 

         Личностные:

  • способность к эмпатии;
  • готовность и способность к личностному самоопределению;
  • ценностные ориентиры,  отражающие личностные и гражданские позиции как социальные компетенции; 
  • способность к разностороннему самоопределению и самореализации в социокультурных условиях Дальневосточного региона на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Дальний Восток и сопредельные страны.

 

Предметные:

  • овладение знаниями о ключевых фактах и событиях Холокоста как части всемирной истории;
  •  понимание значимости этих фактов для развития мирового исторического процесса в целом;
  •  формирование системных знаний об историческом времени, историческом пространстве, историческом движении; 
  • готовность и способность противостоять фальсификациям истории;
  •  овладение  навыками работы с хронологией, историческими фактами, историческими источниками, версиями, оценками.

 

Метапредметные:

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать, интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, исследовательские и проектные работы); 
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 18 часов

 

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

1

Введение

 

2.

4

История Холокоста.

1.Германия в период прихода нацистов к власти. Политика антисемитизма. Еврейские погромы в Германии.

2. «Окончательное решение еврейского вопроса». Массовая миграция евреев из Германии.

3.Катастрофа европейского еврейства. Нацистский оккупационный режим и Холокост.

4.Гетто: устройство, быт узников, жертвы  и палачи. Религиозная, культурная и духовная жизнь гетто.

3.

2

Концентрационные лагеря и «фабрики смерти».

1.Концентрационные лагеря: цели создания, характеристики, география, устройство, обслуживающий персонал. Наука на службе нацистского режима. Расовая теория.

2.Жизнь и  смерть в Освенциме (статистика ужаса).

4.

3

Украденное детство.

1.Дети в концентрационных лагерях, условиях гетто и на оккупированных фашистами территориях.

2.Холокост глазами детей.  Дневник Анны Франк.

3. Отражение в литературе трагедии детей - свидетелей и жертв Холокоста.

5.

2

Холокост на территории СССР.

1.План «Ост» и его реализация на территории Восточной Европы и СССР. Нацистский оккупационный режим на территории СССР.

2.Программа уничтожения евреев нацистами в СССР. Массовые расстрелы.

6.

2

«Искусство за колючей проволокой».

1.«Музы не молчали»: культура в условиях  несвободы фашистских лагерей. История Холокоста в биографии и литературном творчестве  французской писательницы Шарлотты Дельбо,  произведениях итальянского писателя Примо Леви,  Ильи Эренбурга, Михаила Гефтера.

2.Художники в огне Катастрофы (творчество Давида Олера, Бруно Шульца, Феликса Нуссбаума, Мариана Колоджея и других).

7.

2

Борьба и противостояние. Праведники мира.

1.Борьба обреченных: подпольные организации в гетто, восстания в лагерях. Подвиг  Януша Корчака.

 Мария Кузьмина-Караваева – участница движения Сопротивления.

2.Праведники народов мира: Оскар Шиндлер, Ирэн Сандлер, Рауль Валенберг, Ариадна Скрябина и другие. Цена милосердия

 

8.

2

Итоговое занятие

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

 Введение  (1 час)

    Основные понятия курса: Холокост (Шоа, Катастрофа), фашизм, геноцид, антисемитизм, гетто, концентрационные лагеря, ксенофобия, толерантность, Праведники народов мира.

 

      Раздел I.

           История Холокоста (4 часа)

Германия в период прихода нацистов к власти.

 Политика антисемитизма. Еврейские погромы в Германии. «Окончательное решение еврейского вопроса».

Массовая миграция евреев из Германии. Катастрофа европейского еврейства.

Нацистский оккупационный режим и Холокост.

Гетто: устройство, быт узников, жертвы  и палачи. Религиозная, культурная и духовная жизнь гетто (на примерах Варшавского, Терезинского гетто и других)

 

Основные понятия раздела:

 НСДАП, Нюрнбергские законы 1935 года, «Хрустальная ночь», Ванзейская конференция, «Окончательное решение еврейского вопроса», айнзацгруппы, гетто, депортация, нацизм, расизм, национализм, арийцы.

 

Темы исследовательских и проектных работ:

-Проект «Жизнь еврейской семьи в 30-годы в Европе».

-Кто был кто в «Хрустальной ночи»?

-XVI Олимпийские игры в Берлине.

-Архитекторы «окончательного решения» еврейского вопроса.

-Планы переселения евреев из Третьего рейха.

-Герои восстания в Варшавском гетто.

- Проект «Лайнер «Сент-Луис»: «плавание обреченных».

 

Литература и полезные ссылки:

Брухфельд С. Левин П. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945. М.: Текст, 2001.

ШирерУильям. Взлет и падение Третьего Рейха. Том1. М.: Военное издательство, 1993.

«Хрустальная ночь»: урок истории: Методическое пособие/Составитель: Л.М.Пятецкий; под редакцией А.И.Альтмана. – М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2008.

Гинцберг Л. «Нацизм: 1919-1934годы», газета «Первое сент.», № 28,1998 год.

Каменкович Мария «Терезин: «Фюрер дарит евреям город» http://www.vestnik.com/issues/2000/0801/koi/kamenkovich.htm

План Варшавского гетто http://www.memo.ru/history/getto/plan.gif

 

 

Раздел II.

Концентрационные лагеря и «фабрики смерти» (2 часа)

 Концентрационные лагеря: цели создания, характеристики, география, устройство, обслуживающий персонал.

Наука на службе нацистского режима.

 Статистика ужаса: жизнь и  смерть в концлагерях.

Понятия:

 «Расовая теория», транзитные лагеря, рабочие лагеря, концентрационные лагеря, газовые камеры, «Циклон Б», крематорий,  зондеркоманды,  «марши смерти», «Ночь и туман».

 

Темы исследовательских работ:

            - «Добро пожаловать в ад!» (география «фабрик смерти»).

             - Судьбы спасенных узников фашистских лагерей.

             - Образ узников гетто и лагерей смерти в кинематографе.

             - «Треблинский ад»: очерк В.Гроссмана и свидетельства очевидцев.

               -  Главный врач Освенцима Йозеф Менгеле.

               - «Ангелы смерти» (медицинский персонал «фабрик смерти»).

- «Поезда специального назначения» – билет в один конец.

 

Литература и полезные ссылки:

Черная книга/ составители В.Гроссман , Ил. Эренбург. - Запорожье.,1991.

Освенцим глазами жертв http://www.holocf.ru/pages/37

Гротовский Николай «Освенцим. Несколько портретов на фоне колючей проволоки» http://vip.lenta.ru/topic/victory/auschwitz.htm

http://waralbum.ru/category/stories/internment/oswiecim/ (фотодокументы Освенцима)

Неизвестный Освенцим http://www.youtube.com/watch?v=dPwxvV0e8CQ

 

Раздел III.

Украденное детство (3 часа)

 Дети в концентрационных лагерях, условиях гетто и на оккупированных фашистами территориях.

Отражение в литературе трагедии детей - свидетелей и жертв Холокоста.

Холокост глазами детей.  Дневник Анны Франк.

 

Понятия:

медицинские эксперименты, «расовые эксперименты», депортации, «антипартизанские» операции, «Киндертранспорт».

 

             Темы исследовательских и творческих работ:

- Анализ стихотворений Нателлы Болтянской и Наума Коржавина «Дети из Освенцима»

- Холокост глазами детей (по фильму П. Чухрая «Дети из бездны».

               - Свидетельства малолетних узников лагерей.

- «Киндертранспорт» - уникальная операция по спасению еврейских детей.

 

             Литература и полезные ссылки:

Франк Анна. Убежище. Дневник в письмах. М.: Текст, 1999.

Кирьянова Ж.Б. «Два дневника» (материалы для занятия по теме «Украденное детство» элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности»). Электронный журнал  «Образование на Дальнем Востоке: теория и практика» № 2, 2012 год, DVD-ROM

Дети из бездны (документальный фильм Павла Чухрая) http://www.youtube.com/watch?v=0QF1Kzb_Jgo.

 

Раздел IV.

 Холокост на территории СССР (2 часа)

План «Ост» и его реализация на территории Восточной Европы и СССР. Нацистский оккупационный режим на территории СССР.

Программа уничтожения евреев нацистами в СССР. Массовые расстрелы.

Создание Еврейского Антифашистского комитета в СССР.

 

Понятия:

оккупационный режим, Бабий Яр,  юденраты, Минское гетто, коллаборационизм, полиция, каратели, Еврейский Антифашистский комитет.


Темы исследовательских работ:

-Особенности Холокоста на территории СССР.

-Положения еврейского населения в СССР.

 -Жертвы или свидетели Холокоста – среди  жителей нашего города.

-Судьба евреев -  советских военнопленных.

-Пособники еврейского геноцида на оккупированных территориях СССР.

 

 Литература и полезные ссылки:

Альтман И.А. Холокост и еврейское Сопротивление на оккупированной
территории СССР. Учебное пособие для студентов. М.: Калейдоскоп, 2002.

Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945 гг. М.: Фонд «Ковчег», 2002.

Помнить, чтобы жить! К 65-летию трагедии Бабьего Яра//Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси./Составители: А.Е. Гербер, И.А. Альтман, Л.М. Пятецкий, Е.Э. Беленькая//М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006.

Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие. – М.: Фонд «Холокост», 2001.

Евтушенко Е. «Бабий Яр» (поэма). Любое издание.

Бабий Яр http://www.youtube.com/watch?v=eRZ94ZEuuJw&feature=related

 

Раздел V.

«Искусство за колючей проволокой» (2 часа)

 «Музы не молчали»: культура в условиях  несвободы фашистских лагерей.

 Художники в огне Катастрофы (творчество Давида Олера, Бруно Шульца, Феликса Нуссбаума, Мариана Колоджея и других).

История Холокоста в биографии и литературном творчестве  французской писательницы Шарлотты Дельбо,  произведениях итальянского писателя Примо Леви,  Ильи Эренбурга, Михаила Гефтера.

 

Понятия:

искусство, лагерное существование, человеческая личность, свобода творчества.

 

Темы исследовательских и проектных работ:

         - Отзыв на литературное произведение  авторов, переживших Холокост.

        - Образный  мир художника за колючей проволокой.

Проект «Художники в огне Катастрофы».

 

Литература и полезные ссылки:

Гефтер М.Я. Эхо Холокоста. Серия: Российская библиотека "Холокоста".
Центр и Фонд "Холокост", 1995.

Примо Леви «Канувшие и спасенные», «Человек ли это?», «Передышка» (Любое издание).

Рисунки Давида Олера и других художников http://www.holocf.ru/pages/51

Феликс Нуссбаум – жизнь и творчество http://berkovich-zametki.com/Nomer7/Dima1.htm

Владислав Шпильман «Пианист. Варшавские дневники» http://www.belousenko.com/books/memoirs/szpilman_pianist.htm

 

          Раздел VI.

          Борьба и противостояние. Праведники мира (2часа)

 Борьба обреченных: подпольные организации в гетто, восстания в  лагерях.

                    Подвиг  Януша Корчака.

 Мария Кузьмина-Караваева – участница движения     Сопротивления. 

 Праведники народов мира: Оскар Шиндлер, Ирэн Сандлер, Рауль Валенберг, Ариадна Скрябина и другие. Цена милосердия.

 

      Понятия:

      Праведники мира, музей Яд Вашем, Российский Центр и Фонд «Холокост».

Темы исследовательских и творческих работ:

-Память о Катастрофе: Музей Яд Ва-шем.

-Судьба человека из списка Шиндлера (истерзанные, но не сломленные, исчезнувшие, но не забытые).

-«Кто спасает одну жизнь - спасет весь мир!» (Оскар Шиндлер – Праведник мира).

-Свидетели геноцида: моральный выбор.

-Роль Красной Армии в спасении евреев Европы.

- Гражданское сопротивление фашизму в Германии.

- Борьба и противостояние: участники движения сопротивления.

 

Полезные ссылки:

Праведники мира.  Часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=-whblSYY1rc

Часть 2 http://www.youtube.com/watch?v=BF1L3h3OEro&feature=relmfu

База  данных Праведников народов мира стран бывшего СССР http://db.yadvashem.org/righteous/search.html?language=ru

 

       Итоговое занятие (2 часа)

 

        Темы исследовательских работ:

    - Ксенофобия и антисемитизм в современной России.

     - Неофашизм сегодня.

     -Эхо Холокоста – ксенофобия, расизм и антисемитизм.

     -Холокост и этнонациональные проблемы современности.

     -Отрицание Холокоста как форма неонацизма.

     -О чем  предупреждает нас Холокост?

 

        Литература:

Шипикова Е.Е. Исследование темы Холокоста в воспитании толерантности и нравственности школьников. Электронный журнал «Образование на Дальнем Востоке: теория и практика» № 2 2012, DVD-ROM

 

ВИДЕОТЕКА

Х\ф «Пианист» (режиссер Роман Полански, 2002)

Х\ф «Список Шиндлера» (режиссер Стивен Спилберг, 1993)

Х\ф «Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов, 1974)

Х\ф «Выбор Софи» (режиссер Алан Дж. Пакула, 1982)

Х\ф «Жизнь прекрасна» (режиссер Роберто Бениньи, 1997)

Х\ф «Остров на Птичьей улице» (режиссер Сёрен Краг-Якобсен, 1997)

Х\ф «Мальчик в полосатой пижаме» (режиссер Марк Херман, 2008)

Х\ф «Где бы ты ни был» (режиссер Паоло Соррентино, 2011)

Д\ф «Обыкновенный фашизм» (режиссер Михаил Ромм, 1965)

Д\ф «Шоа» (режиссер Клод Ланцман, 1985)

 

 

 

 

Комментарии

Четвертый год в МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор района имени Лазо ведется разработанный в 2012 году элективный курс “Уроки Холокоста – путь к толерантности” для учащихся 10-11 классов. Данный элективный курс прошел экспертизу, был рекомендован для преподавания в старшей школе и представлен на II Всероссийском съезде учителей истории и обществознания. Я являлась соавтором курса. В настоящее время курс ведет Кирьянова Ж.Б., учитель истории высшей категории. Жанна Борисовна в 2015 году являлась слушателем XV Международной летней сессии преподавателей темы Холокоста в г. Москва. В школе создана целостная система преподавания данной темы. Под руководством Жанны Борисовны стали традиционными: проведение недели Памяти жертвам Холокоста, участие в ежегодном конкурсе “Уроки Холокоста – путь к толерантности”, участие в олимпиаде, школьных и муниципальных научно-практических конференциях.

Данный элективный курс был представлен на Первом краевом съезде учителей истории, обществознания в 2012 году.

Присылайте пожалуйста работы Ваших учеников на Всероссийский конкурс “Человек в истории. Россия – ХХ век”. Информация о конкурсе http://urokiistorii.ru/konkurs. Участие в конкурса бесплатное. Несколько лет назад мы выпустили тематический сборник работ победителей конкурса “Полустертые следы. Российские школьники о еврейских судьбах”.

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества