Православная культура как основа раскрытия духовно-нравственных смыслов русской литературы14.12.19, 00:23
Автор
Галина Павлова
Аннотация Статья посвящена исследованию взаимосвязи уроков ОДНКНР и ОРКСЭ с уроками литературы, необходимости развития современного национального воспитательного идеала, какие цели и задачи он преследует, а также описание практического опыта. Ключевые слова: воспитание, литература, православная культура, ОДНКНР, ОРКСЭ.
На сегодняшний день ключевым аспектом развития системы образования в России является ее модернизация и реформирование, вызванные изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Светская школа, как и образовательная система в целом, остро ощутила на себе последствия отказа от ориентации на традиционные духовные ценности в предшествующий период нашей страны. Культурная составляющая России долгие годы формировалась под воздействием православия, многие произведения искусства были тесно связаны с ним. Изучение православной культуры является необходимой областью социально-гуманитарного знания и воспитания молодого поколения.
Задачи воспитания и образования молодёжи являются первостепенными в любом обществе: от сознания человека, его духа и душевного настроения зависят здоровье и будущее нации, поэтому настоящее образование всегда было духовным. Согласно Я. Д. Данилюку современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1] Основным приоритетом является воспитание высоконравственного, инициативного, компетентного гражданина России. Вложить в ученика крепкую основу высокоморального и компетентного представителя общества — это цель, которую преследует педагог, выполняя ряд следующих задач: • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести; • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать. Собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. Ценности имеют смысл лишь тогда, когда суть нравственной жизни предстает пред взором четко, как чеканная мысль Эммануила Канта о том, что «есть две основополагающие вещи в мире: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Сегодня особая ответственность за духовно-нравственное формирование школьников возложено на учителей социально-гуманитарных знаний. Одним из таких знаний является литература. Литература – это не просто предмет, который изучается в школе, это искусство, наследие предыдущих поколений. Митрополит Игнатий называет литературу особым предметом, областью которого является «соприкосновение души педагога — большой, сильной, мудрой души и души ребенка, школьника, которому то, что вы имеете сами, вам необходимо передать». [3] Учитель литературы имеет за плечами не просто личный, но многовековой опыт, аккумулированный в русской литературе. Общеизвестно, что «молодым не хватает опыта, но в них нет лжи и лукавства» считал Паисий Святогорец-афонский старец, не так давно прославленный в лике святых. И этот бесценный опыт необходимо передать молодому поколению, действуя осторожно, тихо и ненавязчиво. Зерно, которое удастся заронить сегодня на уроках литературы, когда-нибудь прорастёт в душе ребёнка, и принесёт свои плоды. Уроки литературы- это постоянный, не прекращающийся поиск своего пути преподавания. Российский литературовед, профессор Российского государственного гуманитарного университета Д. П. Бак как никто другой смог понять суть поиска: «Основная педагогическая ошибка — это пытаться воспроизвести стандарты, придуманные другими людьми. То есть не идти по пути по пути поиска, не открывать для себя что-то новое, а говорить то, что кто-то за тебя уже сформулировал. Это попытка спрятаться за чужие мысли». [2] Как учитель литературы в школе и преподаватель дисциплины «Литературоведческий анализ текста в школе» вузе (ПИ ТОГУ), в процессе преподавания акцентирую внимание на глубоких корнях, на которых основывается русская литература — это Православная культура. К сожалению, память о ней в нашей стране долгое время пытались уничтожить. Выплеснув, вместе с водой Младенца, мы не заметили, что из наших уроков стал уходить и воспитательный потенциал, который несла русская литература. Как это ни печально, но мировоззрение великих писателей, поэтов стало тайной за семью печатями не только для школьников. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Поэтому, являясь еще учителем курса ОРКСЭ, ОДНКНР, и литературы вместе с детьми в школе стараюсь выстраивать единое смысловое поле, основанное на духовно-нравственные ценностях нашей культуры через создание предметно-развивающей среды учебного заведения. Предметы ОРКСЭ (Православие), ОДНКНР, Основы нравственности готовят почву для раскрытия глубинных смыслов литературы, и возвращения к своим культурным истокам. Так в учебнике «Основы православной культуры»(4-5 класс) М.«Просвещение», автор А.В.Кураева при изучении темы «Культура и религия» в рабочей тетради к данному модулю предлагается поработать с рисунком, где изображено мощное дерево с крепкими, сильными корнями. Выполняя задание ученикам необходимо распределить слова по составным частям дерева. Само дерево — это образ культуры. Ствол — культура, у дерева есть веточки: ответвления — живопись, музыка, литература. А еще есть корни, без которых дерево не только расти не будет, оно просто погибнет. Корни — это религия! Одним из культурообразующих религиозных корней нашей культуры является православие. Вот этот Ключ, который открывает тайну, наполняя великим смыслом уроки литературы, помогает найти методы и приемы для анализа произведений. Нестандартные подходы к анализу произведений, вызывают у детей практически потерянный интерес к чтению русской классической литературы. Программа пятого класса предлагает к изучению повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. В прошлом учебном году изучение произведения со школьниками среднего звена выстроились таким образом. Один класс работал традиционно, опираясь на рекомендации методического пособия, другой искал смыслы, через призму вопроса: «Вопросы на которые будем искать ответы в соседнем храме». В контрольном классе уроки шли более напряженно, и как следствие интереснее. Вопросы, составленные детьми, заставили меня по-другому посмотреть на произведение, найти более глубинные смыслы.
На итоговом уроке в день памяти Николая, архиепископа Мир Ликийского (Николая Чудотворца, так этот святой известен большинству) мы отправились в храм по соседству (приход Блаженной Матроны Московской), чтобы задать волнующие нас вопросы. Пятиклассников глубоко волновали вопросы, связанные с душой. Они очень долго разговаривали со священником о выборе пути добра и зла. По изучению раздела Древнерусской литературы (агиография) ученикам восьмого класса предстоял зачетный урок в форме квеста. В храме среди икон мы отыскивали героев наших произведений, вспоминали События их жизни. История становилась живой и близкой, благородство души святых вызывало восхищение ребят. В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Библиографический список
КомментарииЧасто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
Галина Павлова
Была давно
Рубрики сообщества
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||