Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Методический приём "Свасория".

05.07.19, 10:07
Автор ferd

 Юрий Вяземский определил жанр своей книги  «Бедный попугай, или Юность Пилата. Трудный вторник», как роман-свасорию. Книга мне понравилась. Идея свасории тоже, и я решила использовать её на уроках истории. Тем более, что этому методическому приёму, по-видимому, более двух тысяч лет. Маленький Сенека, возможно, на уроках тренировал своё красноречие, выступая от имени Агамемнона, принимающего решение принести в жертву богам свою дочь Ифигению в Авлиде.

Свасория – это вымышленная речь исторического персонажа в реальной сложной ситуации.

Структура свасории:

1. вступление(персонаж представляется и объясняет суть сложной ситуации);

2. рассмотрение ситуации с разных сторон;

3.вывод, выражающий личное отношение персонажа к ситуации.

В формате свасории в 2018-2019 учебном году  был проведён в 8-х  классах урок-зачёт по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Для тренировки, перед выполнением задания мы с детьми составили вместе примерную краткую свасорию  от лица Петра I : Виновен ли я в смерти своего сына?

 1.Я – первый император всероссийский. Моими трудами дикая Россия превратилась во внушающую уважение сильную державу. Колоссальных усилий всего народа стоил этот поворот. И, как ответственный за страну человек, я должен был быть уверен, что оставляю начатое дело в надёжных руках. Но не царевича! – малодушного, робкого, которым будут вертеть разные проходимцы!

2. Он должен был лишиться и жизни, потому что:

Во-первых, он уже опозорил себя бегством к австрийцам. Такому человеку доверить страну нельзя.

Во-вторых, если он бы и постригся, как обещал, в монахи, во что я ни минуту не верил(монах, а сбежал с девкой!), то монаху недолго и «расстричься», как некогда самозванец Отрепьев.

В-третьих, если бы он спокойненько проживал в своё удовольствие в России, или в Европе, то после моей смерти враги реформ принудили бы  его(уговорами, лестью) вернуться, сесть на престол, а там, за его спиной, вершили бы свои зломысленные дела.

С другой стороны, как я мог допустить это злодейство?!

 Ведь он – мой сын, плоть от плоти моей.

К тому же – царская кровь, не какой-то конюх.

Смерть его падёт чёрным пятном на всё моё потомство, на весь мой род, который проклят будет за мою жестокость.

3. Нет! Вся вина – на мне, но не вина это! Не должен государь, отвечающий перед Богом за свою державу, ставить сердечное спокойствие выше государственных интересов. И Великий Иван III ради спокойствия Отечества пожертвовал любимым внуком. Тяжело, небось, было на душе, когда бросал его в темницу. И мне нелегко, но ради России это нужно было сделать.

К зачёту ученики должны были:

  1. выбрать любую из предложенных тем, либо сформулировать свою;
  2. написать речь:
  3. выучить и произнести речь(на практике для устного выступления были выбраны шесть лучших речей, которые были произнесены и обсуждены на уроке).

 

Примерные темы  свасорий:

1. Екатерина I: Трудно ли быть императрицей?

2. Пётр II: На ком бы я хотел жениться?

3. Анна Иоанновна: Почему я разорвала кондиции?

4.Бирон: Мог ли я не настаивать на том, чтобы стать регентом?

5. Анна Леопольдовна: Почему я не арестовала свою двоюродную тётушку Елизавету?

6. Елизавета Петровна: почему я посадила в тюрьму семью своей двоюродной племянницы Анны?

7. Пётр III: почему я помирился с ФридрихомII?

8. Екатерина II:могу ли я считать себя убийцей своего мужа?

Что даёт эта форма работы:

  1. учит оперировать историческими знаниями в заданной практической ситуации:
  2. стимулирует к самостоятельному поиску  исторической информации;
  3. тренирует умение отбирать нужные факты, аргументировать избранную позицию:
  4. даёт возможность для развития креативных способностей: драматических, авторских, актёрских.

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества