Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Введение: Данная тема рассматривается в рамках углубленного изучения истории России в профильных классах КГАОУ Краевой центр образования через реализацию курса внеурочной деятельности для учащихся 6-10 классов «Сложные вопросы истории». Проект рассчитан на 4 недели, предусматривает как урочную занятость учащихся, так и их групповую деятельность во внеучебное время. Участники проекта- разновозрастный коллектив учащихся 6,7,8,10 классов. Выбор такого способа комплектования проектной группы позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий .  Продуктом проекта будет являться информационный DVD-сборник, составленный на основе результатов деятельности участников.  

 «Мы – вместе!»

Учебный проект

Авторы: Карамышева Н.М., учитель истории и обществознания КГАОУ Краевой центр образования

                 Бархатова К.И., учитель истории и обществознания КГАОУ Краевой центр   образования

Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов

Цель - формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией, формирование устойчивого интереса учащихся к истории России.

Планируемые результаты:

Предметные:

ü  овладение целостными представлениями об истории Крымского полуострова как неотъемлемой части Российского государства;

ü  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого в контексте современной российской истории;

ü  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по истории Крыма;

ü  расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деятельности исторических личностей, оказывавших непосредственное влияние на межнациональные отношения народов России.

Познавательные:

ü   умение извлекать информацию из различных источников, в том числе из материалов СМИ, статистических и социологических исследований, обобщать ее;

ü  на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные:

ü  получение навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

ü  умение составлять план собственных действий, реализовывать его поэтапно,

ü  умение прогнозировать результат;

Коммуникативные:

ü   умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме,

ü  умение работать в малых группах, развивать партнерское общение,

ü  умение представлять результаты своей работы публично;

Личностные:

ü    умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы,

ü  умение делать осознанный выбор; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией,

ü    мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Используемая образовательная технология: проектно- исследовательская

Вид проекта: групповой, информационный

Этапы проекта:

Название этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Погружение в проект

Образовательное событие

№1

20 мин

ü  Актуализирует проблемную ситуацию

ü  Организует целеполагание

Осуществляют  

ü личностное присвоение проблемы;

ü постановку целей и задач.

  1. Организация деятельности

Образовательное событие

№1

20 мин.

Предлагает:

ü  организовать группы;

ü  распределить обязанности в группах;

ü  спланировать деятельность по решению задач проекта

ü  возможные формы по презентации

ü  разбиваются на группы;

ü  распределяют роли в группы;

ü  планируют работу

ü  выбирают форму продукта проекта

ü  начинают заполнять паспорт проекта

  1. Осуществление деятельности

Самостоятельная работа

2 недели

ü  консультирует учащихся по необходимости;

 

ü  самостоятельно работают в соответствии с обязанностями и сообща в группе;

ü  консультируются по необходимости

ü  подготавливают продукт проекта

  1. Предварительная защита проекта

Образовательное событие

№2,3

 90 мин.

ü  обобщает и резюмирует полученные результаты;

ü  подводит итоги обучения;

ü  оценивает умения

Демонстрируют

ü  понимание проблемы, цели и задачи, умения планировать и осуществлять работу

ü  осуществляют рефлексию деятельности и результата;

ü  способность оценивания деятельности и её результативности

ü  выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

  1. Оформление результатов

Самостоятельная работа старшеклассников

1 неделя

 

 

ü  консультирует учащихся по необходимости;

ü  помогает в обеспечении проекта

 

ü  оформляют проект, изготавливают продукт

ü  готовят презентацию общего продукта проекта

 

  1. Презентация итогов проектной деятельности

Общешкольное мероприятие

«Россия и Крым: мы вместе!»

 

ü  описывают этапы работы над проектом

ü  представляют DVD- диск

ü  предлагают материалы исследования к распространению

  1. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Образовательное событие   №4

30 мин.

ü  Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся.

ü  Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

ü  коллективного обсуждения;

ü  самоанализа.

 

 

Сценарий образовательного события №1

 

Россия и Крым: мы вместе!

Дидактические средства: мультимедийная презентация, видеообращение В.В.Путина, паспорт проекта, памятки для организации проектной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Дидактические материалы

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- «В сердцах, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России…»

Эти слова были сказаны В.В. Путиным в 2014 г., когда произошло воссоединение Крыма с Россией и именно этому событию посвящено мероприятие, собравшее нас сегодня в этом зале.

 

См. Приложение 1

Без сомнения, можно по разному относиться к воссоединению, и в российском обществе до сих пор не сложилось однозначной оценки.

-А как вы относитесь к создавшейся ситуации?   

 

Сл. №1 Заставка, гимн Крыма

Сл. 2 «В сердцах, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России…»

Путин В.В.

(из обращения к Федеральному собранию Р.Ф. 18.03.2014 г.)

 

 

 

 

Сл.3 Референдум (фото, статистика)

 

 

Сл. 4 видео

Обращение Владимира Путина по итогам референдума в Крыму .. https://www.youtube.com/watch?v=pPuCTBHCVpg.

 

Сл.5 Заставка

- занимают рабочие места, приветствуют учителя;

- воспринимают информацию учителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выражают собственное мнение по вопросу учителя

  1. Актуализация знаний

А чтобы аргументированно защитить свою позицию, давайте вспомним страницы истории Крыма.

- Что вы знаете из истории Крыма? С какими событиями связаны иллюстрации?

А знаете ли вы:

- Какие названия на протяжении своей истории носил Крымский полуостров?

- Какие великие люди сражались за крымскую землю?

- Какие крымские города носят статус Городов-героев?

- Была ли в новейшей истории Республика Крым самостоятельным государством? Если да, то когда?

 Какой вывод можно сделать?

Сл.6 Заставка

 

 

- Ответы учащихся: греческие города- государства, Крымское ханство, присоединение Крыма Екатериной II, Крымская война, оборона Севастополя

 

- Ответ учащихся: в истории Крыма ещё много малоизвестных страниц и их изучение поможет определить правомерность воссоединения в 2014 г.

  1. Целеполагание

- Мы предлагаем решить эту проблему через учебный разновозрастный проект.

Для этого необходимо объединиться в проектные группы.

При входе в зал вы получили пазлы. Сейчас необходимо из этих пазлов собрать картинку, которая объединит вас в проектные группы.

-Группы сформированы.

 

- Раздаёт техническое задание к общему проекту.

- Давайте вернемся к нашей проблеме. В чем она состоит?

 

 

- Необходимо определить цель нашего проекта

 

 

 

 

- Подумайте, что будет являться продуктом проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы всесторонне рассмотреть интересующую нас тему, необходимо определить для себя направление исследования- т.е. тему. Подумайте, что бы вам интересно было узнать о Крыме. Собранная и обобщенная вами информация должна помочь нам решить поставленную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

А когда каждая группа представит результаты своей работы, группа 10- классников должна будет завершить наш общий проект созданием обобщающего продукта- DVD диска, который мы презентуем на общешкольной мероприятии, посвящённом годовщине воссоединения Крыма с Россией.

Сл. 7   пазлы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.8 проблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл. 9 – возможные темы

Учащиеся собирают картинку из пазлов, создавая проектные группы, рассаживаются за столы.

 

 

 

 

 

 

 

-Ответы учащихся:

По всему миру развернулись всевозможные дискуссии, в которых стороны рассматривали правомерность подобного воссоединения России и Крыма.

- Учащиеся определяют цель группового проекта:

Доказать, что воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.  – не случайный эпизод, а исторически обусловленный процесс.

- Предложения учащихся:

Продуктом проекта будет являться информационный DVD-сборник, составленный на основе результатов проектной деятельности, который поможет учащимся города разобраться в сложившейся ситуации в отношении вопроса о воссоединении Крыма с Россией

- Предположительные разделы Проекта:

1. Царский Крым.

2. Крым полиэтнический и многоконфессиональный.

3. Княжество Тмутараканское.

4. Потемкин и русский Крым.

5. Крым в огне гражданской войны.

6. Севастополь- город русской воинской славы.

7. Путеводитель по Крыму.

8. Крым- Таврида, один из очагов становления древнерусской государственности.

9. Никита Хрущёв: Крым- ошибка или расчёт?

10. Крым: факты и мифы

  1. Планирование деятельности

Предлагает обучающимся:

-различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

- организовать группы;

-распределить роли в группах;

-спланировать деятельность по решению задач проекта;

-продумать возможные формы презентации результатов проекта;

- продумать критерии оценки результатов и процесса.

Сл. 10 заставка

Осуществляют: 

- выбор конкретной темы группового проекта;

-определение цели и задач группы;

-разбивку на группы;

-распределение ролей в группе;

-планирование работы

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

-принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Используют Памятки- приложения № 2,3

Итогом деятельности 1 урока станет заполнение Паспорта проекта   

  1. Рефлексия.

Ребята, мы в начале пути! Вы отлично потрудились, наметили цели   дальнейшей деятельности, я надеюсь, что те 2 недели, которые вы проведёте в активном самостоятельном поиске, обогатят ваши знания, позволят осознать важность объединения усилий для решения общей задачи.

 

 

 

 

 

- Вдохновения вам и плодотворной работы!

 

 

Сл. 11 достопримечательности Крыма

http://vidoz.pp.ua/video/zIwW-iDBlT1.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения:

 

О Крыме можно много говорить,
Его природой чудной восхищаться,
Крым невозможно сердцем не любить,
На эту землю стоит возвращаться!
Чтобы пройти по пушкинским местам,
И ощутить и трепет, и волненье,
Как повезло рождённым здесь стихам!
Крым был и есть источник вдохновенья!

 

 

 

Приложение 1

17 марта 2014 года на основании Декларации о независимости в одностороннем порядке была провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в состав России через два дня после участия 97% в референдуме крымчан, высказавшихся за независимость полуострова от Украины. Руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор в Кремле с Владимиром Путиным о вхождении республики Крым и Севастополя в состав России. Севастополь получил статус города федерального значения, в составе РФ.

Разумеется, Украину не устроил подобный поворот событий! Не удовлетворил он и Соединенные Штаты, явно намеревавшиеся сделать Крым базой НАТО. По всему миру развернулись всевозможные дискуссии, в которых стороны рассматривали правомерность подобного воссоединения России и Крыма.

 

- Учащиеся распределяют обязанности в группе

Примерное ролевое распределение в группе:

Приложение 2

Распределение ролей в группе

1) Организатор (лидер) – организует работу группы.

2) Секретарь – оформляет решение группы.

3) Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

4) Спикер – представляет результаты работы группы.

5) Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

6) Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

 

Приложение3

Организация работы над проектом

 

 

Структурный элемент проекта

Вопросы для формулирования

Компетентности

Проблема проекта

Почему?

(Это важно для меня лично, так как….)

Обоснование актуальности проблемы (мотивация)

Гипотеза или предполагаемый результат

Предположение, позволяющее решать проблему

Прогнозирование, выдвижение гипотез

Цель проекта

Зачем?

(Мы делаем этот проект. чтобы…)

Целеполагание

Задачи

Что?

(Для этого мы делаем…)

 

Постановка задач

Методы и способы

Как?

(Мы будем решать поставленные задачи при помощи…)

Отбор методов и способов (планирование деятельности

Результат

Что получилось?

Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

Самоконтроль, анализ, сравнение

 

 

 

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества