Введение: Данная тема рассматривается в рамках углубленного изучения истории России в профильных классах КГАОУ Краевой центр образования через реализацию курса внеурочной деятельности для учащихся 6-10 классов «Сложные вопросы истории». Проект рассчитан на 4 недели, предусматривает как урочную занятость учащихся, так и их групповую деятельность во внеучебное время. Участники проекта- разновозрастный коллектив учащихся 6,7,8,10 классов. Выбор такого способа комплектования проектной группы позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий . Продуктом проекта будет являться информационный DVD-сборник, составленный на основе результатов деятельности участников.
«Мы – вместе!»
Учебный проект
Авторы: Карамышева Н.М., учитель истории и обществознания КГАОУ Краевой центр образования
Бархатова К.И., учитель истории и обществознания КГАОУ Краевой центр образования
Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов
Цель - формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией, формирование устойчивого интереса учащихся к истории России.
Планируемые результаты:
Предметные:
ü овладение целостными представлениями об истории Крымского полуострова как неотъемлемой части Российского государства;
ü способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого в контексте современной российской истории;
ü умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по истории Крыма;
ü расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деятельности исторических личностей, оказывавших непосредственное влияние на межнациональные отношения народов России.
Познавательные:
ü умение извлекать информацию из различных источников, в том числе из материалов СМИ, статистических и социологических исследований, обобщать ее;
ü на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные:
ü получение навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
ü умение составлять план собственных действий, реализовывать его поэтапно,
ü умение прогнозировать результат;
Коммуникативные:
ü умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме,
ü умение работать в малых группах, развивать партнерское общение,
ü умение представлять результаты своей работы публично;
Личностные:
ü умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы,
ü умение делать осознанный выбор; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией,
ü мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Используемая образовательная технология: проектно- исследовательская
Вид проекта: групповой, информационный
Этапы проекта:
Название этапа
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Погружение в проект
|
Образовательное событие
№1
20 мин
|
ü Актуализирует проблемную ситуацию
ü Организует целеполагание
|
Осуществляют
ü личностное присвоение проблемы;
ü постановку целей и задач.
|
- Организация деятельности
|
Образовательное событие
№1
20 мин.
|
Предлагает:
ü организовать группы;
ü распределить обязанности в группах;
ü спланировать деятельность по решению задач проекта
ü возможные формы по презентации
|
ü разбиваются на группы;
ü распределяют роли в группы;
ü планируют работу
ü выбирают форму продукта проекта
ü начинают заполнять паспорт проекта
|
- Осуществление деятельности
|
Самостоятельная работа
2 недели
|
ü консультирует учащихся по необходимости;
|
ü самостоятельно работают в соответствии с обязанностями и сообща в группе;
ü консультируются по необходимости
ü подготавливают продукт проекта
|
- Предварительная защита проекта
|
Образовательное событие
№2,3
90 мин.
|
ü обобщает и резюмирует полученные результаты;
ü подводит итоги обучения;
ü оценивает умения
|
Демонстрируют
ü понимание проблемы, цели и задачи, умения планировать и осуществлять работу
ü осуществляют рефлексию деятельности и результата;
ü способность оценивания деятельности и её результативности
ü выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
|
- Оформление результатов
|
Самостоятельная работа старшеклассников
1 неделя
|
ü консультирует учащихся по необходимости;
ü помогает в обеспечении проекта
|
ü оформляют проект, изготавливают продукт
ü готовят презентацию общего продукта проекта
|
- Презентация итогов проектной деятельности
|
Общешкольное мероприятие
«Россия и Крым: мы вместе!»
|
|
ü описывают этапы работы над проектом
ü представляют DVD- диск
ü предлагают материалы исследования к распространению
|
- Оценка результатов и процесса проектной деятельности
|
Образовательное событие №4
30 мин.
|
ü Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся.
ü Наблюдает, направляет процесс.
|
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
ü коллективного обсуждения;
ü самоанализа.
|
Сценарий образовательного события №1
Россия и Крым: мы вместе!
Дидактические средства: мультимедийная презентация, видеообращение В.В.Путина, паспорт проекта, памятки для организации проектной деятельности.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Дидактические материалы
|
Деятельность ученика
|
- Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
- «В сердцах, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России…»
Эти слова были сказаны В.В. Путиным в 2014 г., когда произошло воссоединение Крыма с Россией и именно этому событию посвящено мероприятие, собравшее нас сегодня в этом зале.
См. Приложение 1
Без сомнения, можно по разному относиться к воссоединению, и в российском обществе до сих пор не сложилось однозначной оценки.
-А как вы относитесь к создавшейся ситуации?
|
Сл. №1 Заставка, гимн Крыма
Сл. 2 «В сердцах, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России…»
Путин В.В.
(из обращения к Федеральному собранию Р.Ф. 18.03.2014 г.)
Сл.3 Референдум (фото, статистика)
Сл. 4 видео
Обращение Владимира Путина по итогам референдума в Крыму .. https://www.youtube.com/watch?v=pPuCTBHCVpg.
Сл.5 Заставка
|
- занимают рабочие места, приветствуют учителя;
- воспринимают информацию учителя;
- выражают собственное мнение по вопросу учителя
|
- Актуализация знаний
|
А чтобы аргументированно защитить свою позицию, давайте вспомним страницы истории Крыма.
- Что вы знаете из истории Крыма? С какими событиями связаны иллюстрации?
А знаете ли вы:
- Какие названия на протяжении своей истории носил Крымский полуостров?
- Какие великие люди сражались за крымскую землю?
- Какие крымские города носят статус Городов-героев?
- Была ли в новейшей истории Республика Крым самостоятельным государством? Если да, то когда?
Какой вывод можно сделать?
|
Сл.6 Заставка
|
- Ответы учащихся: греческие города- государства, Крымское ханство, присоединение Крыма Екатериной II, Крымская война, оборона Севастополя
- Ответ учащихся: в истории Крыма ещё много малоизвестных страниц и их изучение поможет определить правомерность воссоединения в 2014 г.
|
- Целеполагание
|
- Мы предлагаем решить эту проблему через учебный разновозрастный проект.
Для этого необходимо объединиться в проектные группы.
При входе в зал вы получили пазлы. Сейчас необходимо из этих пазлов собрать картинку, которая объединит вас в проектные группы.
-Группы сформированы.
- Раздаёт техническое задание к общему проекту.
- Давайте вернемся к нашей проблеме. В чем она состоит?
- Необходимо определить цель нашего проекта
- Подумайте, что будет являться продуктом проектной деятельности
- Чтобы всесторонне рассмотреть интересующую нас тему, необходимо определить для себя направление исследования- т.е. тему. Подумайте, что бы вам интересно было узнать о Крыме. Собранная и обобщенная вами информация должна помочь нам решить поставленную проблему.
А когда каждая группа представит результаты своей работы, группа 10- классников должна будет завершить наш общий проект созданием обобщающего продукта- DVD диска, который мы презентуем на общешкольной мероприятии, посвящённом годовщине воссоединения Крыма с Россией.
|
Сл. 7 пазлы
Сл.8 проблема
Сл. 9 – возможные темы
|
Учащиеся собирают картинку из пазлов, создавая проектные группы, рассаживаются за столы.
-Ответы учащихся:
По всему миру развернулись всевозможные дискуссии, в которых стороны рассматривали правомерность подобного воссоединения России и Крыма.
- Учащиеся определяют цель группового проекта:
Доказать, что воссоединение Крыма с Россией в 2014 г. – не случайный эпизод, а исторически обусловленный процесс.
- Предложения учащихся:
Продуктом проекта будет являться информационный DVD-сборник, составленный на основе результатов проектной деятельности, который поможет учащимся города разобраться в сложившейся ситуации в отношении вопроса о воссоединении Крыма с Россией
- Предположительные разделы Проекта:
1. Царский Крым.
2. Крым полиэтнический и многоконфессиональный.
3. Княжество Тмутараканское.
4. Потемкин и русский Крым.
5. Крым в огне гражданской войны.
6. Севастополь- город русской воинской славы.
7. Путеводитель по Крыму.
8. Крым- Таврида, один из очагов становления древнерусской государственности.
9. Никита Хрущёв: Крым- ошибка или расчёт?
10. Крым: факты и мифы
|
- Планирование деятельности
|
Предлагает обучающимся:
-различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
- организовать группы;
-распределить роли в группах;
-спланировать деятельность по решению задач проекта;
-продумать возможные формы презентации результатов проекта;
- продумать критерии оценки результатов и процесса.
|
Сл. 10 заставка
|
Осуществляют:
- выбор конкретной темы группового проекта;
-определение цели и задач группы;
-разбивку на группы;
-распределение ролей в группе;
-планирование работы
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
-принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Используют Памятки- приложения № 2,3
Итогом деятельности 1 урока станет заполнение Паспорта проекта
|
- Рефлексия.
|
Ребята, мы в начале пути! Вы отлично потрудились, наметили цели дальнейшей деятельности, я надеюсь, что те 2 недели, которые вы проведёте в активном самостоятельном поиске, обогатят ваши знания, позволят осознать важность объединения усилий для решения общей задачи.
- Вдохновения вам и плодотворной работы!
|
Сл. 11 достопримечательности Крыма
http://vidoz.pp.ua/video/zIwW-iDBlT1.htm
|
Чтение стихотворения:
О Крыме можно много говорить, Его природой чудной восхищаться, Крым невозможно сердцем не любить, На эту землю стоит возвращаться! Чтобы пройти по пушкинским местам, И ощутить и трепет, и волненье, Как повезло рождённым здесь стихам! Крым был и есть источник вдохновенья!
|
Приложение 1
17 марта 2014 года на основании Декларации о независимости в одностороннем порядке была провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в состав России через два дня после участия 97% в референдуме крымчан, высказавшихся за независимость полуострова от Украины. Руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор в Кремле с Владимиром Путиным о вхождении республики Крым и Севастополя в состав России. Севастополь получил статус города федерального значения, в составе РФ.
Разумеется, Украину не устроил подобный поворот событий! Не удовлетворил он и Соединенные Штаты, явно намеревавшиеся сделать Крым базой НАТО. По всему миру развернулись всевозможные дискуссии, в которых стороны рассматривали правомерность подобного воссоединения России и Крыма.
- Учащиеся распределяют обязанности в группе
Примерное ролевое распределение в группе:
Приложение 2
Распределение ролей в группе
1) Организатор (лидер) – организует работу группы.
2) Секретарь – оформляет решение группы.
3) Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
4) Спикер – представляет результаты работы группы.
5) Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
6) Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Приложение3
Организация работы над проектом
Структурный элемент проекта
|
Вопросы для формулирования
|
Компетентности
|
Проблема проекта
|
Почему?
(Это важно для меня лично, так как….)
|
Обоснование актуальности проблемы (мотивация)
|
Гипотеза или предполагаемый результат
|
Предположение, позволяющее решать проблему
|
Прогнозирование, выдвижение гипотез
|
Цель проекта
|
Зачем?
(Мы делаем этот проект. чтобы…)
|
Целеполагание
|
Задачи
|
Что?
(Для этого мы делаем…)
|
Постановка задач
|
Методы и способы
|
Как?
(Мы будем решать поставленные задачи при помощи…)
|
Отбор методов и способов (планирование деятельности
|
Результат
|
Что получилось?
Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?
|
Самоконтроль, анализ, сравнение
|