Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Занятие метапредметного курса по теме «Логико-смысловое моделирование»

02.02.18, 02:49

Занятие метапредметного курса по теме «Логико-смысловое моделирование»

Учитель: Насонова Екатерина Афанасьевна, учитель обществознания МБОУ кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова                   г. Хабаровска

 

Тема: «Моделирование логико-смысловых моделей на примере  «Права человека»».

Класс:   10 класс

Цель: ученик научится моделированию информации в виде логико-смысловой модели и ценность логико-смыслового моделирования.

Задачи:

  • создать условия для освоения понятия «Права человека» как системы;
  • обеспечить развитие умения моделирования ключевого понятия в технике логико-смыслового моделирования;
  • для развития коммуникативного умения согласовывать свои действия и находить общее решение.

Этапы урока

Содержание

Способы  организации деятельности

Планируемый результат

1 этап

Мотивационно-целевой

 

Задача: Вызвать интерес к теме.

 

 

Учитель: - Что такое моделирование? Моделирование – это метод исследования, который предполагает создание искусственных или естественных моделей, имитирующих существенные свойства оригинала).

Моделирование – это пpoцecc создания моделей и работа с ними.

-Какое значение имеет моделирование в учебном процессе? Моделирование дает возможность четко выделить главное, обобщить материал, сократить время на изучение теории, больше внимания уделить творческим работам.

 

- А что необходимо знать для того,  чтобы создать модель определенного понятия? (алгоритм построения ЛСМ)

-Давайте вспомним алгоритм создания ЛСМ.

Алгоритм создания ЛСМ

Шаг 1  Выбрать  “каркас”  (как правило, восьмилучевого вида)

Шаг 2  Определить круг вопросов (тему, раздел знаний) 

Шаг 3  Разбить тему на подтемы, т.е. сформировать  смысловые группы; 
Шаг 4 Сформулировать  названия смысловых групп, расставить смысловые группы (координаты)

Шаг 5  Провести смысловую грануляцию знаний в каждой группе

Шаг 6  Сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах 

Шаг 7  Выявить смысловые связи между объектами знаний

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся осознают сущность моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выйдут на понимание важности алгоритма для создания ЛСМ по понятию «Права человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  этап

Поисково-операционный

 

Задачи:

-осознание понятия «Права человека»;

-освоить способ работы с понятием «Права человека»,

-составить логико-смысловую модель по понятию «Права человека»

 

 

Задание 1. Прочтите текст, выделите в нем ключевые слова по понятию «Право». (Приложение №1)

Задание 2. Составьте логико-смысловую модель по понятию «Право», воспользуйтесь, если считаете нужным, предложенной моделью ЛСМ.

 

Шаг 1  - Давайте совместно обсудим направления векторов по понятию «Право».

 

Шаг 2  А сейчас в группах самостоятельно заполните все вектора опираясь на текст «Право»

 

Шаг 3 Давайте поучимся через сравнение, сравним результаты другой группы с экспертной картой ЛСМ, ответив на следующие вопросы:

 

1.Соответсвуют ли смысловые узлы тому вектору, на котором находятся?

2.Все ли выделены смысловые узлы на каждом векторе?

3.Есть ли расшифровка отдельным смысловым узлам?

 

 

-работа в микрогруппах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы обмениваются своими работами, происходит обсуждение результатов работы групп по заданным критериям.

 

Учащиеся освоят прием логико-смыслового моделирования и систематизации знаний по понятию «Права человека».

 

 

Составление ЛСМ «Права человека»

 

 

 

 

 

Сравнение своих результатов с экспертной картой  ЛСМ учителя.

3 этап

Рефлексия

Задача: осознание того, что логико-смысловое моделирование систематизирует знания по понятию «Право»

 

 

Задание: «Письмо самому себе». Что бы я себе посоветовал для повышения качества  изучения учебного материала?

 

Что я взял для себя после изучения понятия: («Продолжи предложение)

1.Я понял, что …

2.Логические умения нужны для того, чтобы..

3.Наиболее важным из умений я считаю…

4.Лучше всего я освоил………

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

ЛСМ дает возможность четко выделить главное, обобщить материал, сократить время на изучение теории, возможность системно видеть понятие «Права человека».

Приложение №1

Рабочий лист для составления ЛСМ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Задание 1. Прочтите текст, выделите в нем ключевые слова по понятию «Права человека».

Задание 2. Составьте логико-смысловую модель по понятию «Права человека», воспользуйтесь, если считаете нужным, предложенной моделью ЛСМ.

                                               Текст:  «Права Человека».

            Права Человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать. Права Человека – понятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Притязание - Стремление получить что-нибудь, предъявление своих прав на что-нибудь (словарь Ожегова). Права Человека носят естественный и неотчуждаемый характер.

Права человека подразделяются на: 1.Абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах;2. Относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены  в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

            Основополагающими принципами прав человека являются: принцип нравственности и глобального гуманизма, ценностями которого являются: добро, справедливость. Человечность. Принцип уважения человеческого достоинства, свобода прав человека, принцип равноправия, принцип демократии, который формирует практики политического участия и гражданственности личности, принцип толерантности.

            Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся на концепции «поколений» прав человека. Эта концепция возникла в 70-е годы   века. Права человека по времени их возникновения делятся на три поколения. Первое поколение-это личные и политические права, провозглашенные Великой французской революцией, а также американской борьбой за независимость.  Личные права и свободы называют также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому либо ограничению. К личным правам относят: право на жизнь, право на уважение чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора местожительства, свободу национальности и выбора языка, право на судебное разбирательство, на презумпцию невиновности.  Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Политические права принадлежать исключительно гражданам конкретного государства, с момента достижения гражданином совершеннолетия. К политическим правам относят: право на управление делами государства, свободу передвижения, свободу слова, право на мирные собрания, право на создание союзов и объединений и др. Второе поколение-это социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения в обществе.  Социально-экономические права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. К социально-экономическим правам относят: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на достойный уровень жизни, право  на охрану здоровья и др. Культурные права гарантируют духовное развитие человека помощь каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества. Право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и др.

Третье, новейшее поколение, права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие. К третьему поколению прав относят: право на благоприятную окружающую среду, право на мир, право на развитие, право на владение общим наследием человечества и др. Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека-это не право наций, меньшинств или иных социальных групп, это право отдельных лиц, права «единицы».

            Какие обязанности связаны с правами человека? С правами человека связаны гражданские обязанности: защищать Отечество, платить установленные налоги и сборы, выполнять правовые законы и подчиняться справедливым решениям суда, не нарушать права и свободы других лиц и др.

Существуют Международные договоры, которые направлены на защиту прав человека. К ним относят Международный билль о правах человека, он состоит из 5 документов: Всеобщей декларации прав человека, принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к последнему пакту, Факультативный протокол об отмене смертной казни. Конвенция о правах ребенка, Декларация принципов толерантности и др.

Существует международный механизм в области защиты прав человека. Защита прав человека осуществляется как в мирное время, так и в военное время. В мирное время на международном уровне  решающую роль играет Организация Объединенных Наций. В 1946 году была создана Комиссия по правам человека (сейчас - Совет по правам человека с 1976 г.), который ежегодно проводит свои сессии, это  главный органом по правам человека. систематически собирается Конференция по человеческому измерению СБСЕ(Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе).В Гааге работает Международный суд по правам человека. большую правозащитную работу проводит Международная амнистия - неправительственная организация. Члены, которой собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения. Ведут разъяснительную работу, выступают с протестами против смертной казни. В нашем государстве конституцией Российской Федерации введена должность Уполномоченный по правам человека. В военное время защита прав человека предусмотрена международным гуманитарным правом (МГП). Ключевым в документах МГП являются понятия: «военнопленные», «военные преступления», «военные преступники».

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества