⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перейти на сайт VisitTime
Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"31.01.18, 08:48
Автор
Екатерина Насонова
Министерство образования и науки Хабаровского края Хабаровский краевой институт развития образования
Кафедра теории и методики обучения
Программа метапредметного курса «Учимся мыслить и действовать»
Хабаровск, 2016
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ХК ИРО ББК П
Программа метапредметного курса «Учимся мыслить и действовать». Авторы: Фисенко Т.И., ст. методист ХК ИРО, Насонова Е.А., учитель обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска. Хабаровск: ХК ИРО, 2016 г.
Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить определенные мыслительные операции, понять алгоритмы составления различных моделей конструирования мысли, пути использования их в самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Содержание программы
Ум часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Ум – это не только знание, это и умение пользоваться знанием как следует. В.О. Ключевский, великий историк
Данная программа, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является ориентиром для учителя в организации работы по освоению познавательных метапредметных умений, а именно, познавательной мыследеятельности. Приобретение знаний тесно связано с мыслительной обработкой информации, которая пронизывает все этапы познавательного поиска. От степени его интенсивности зависит глубина понимания усваиваемого материала. Среди факторов, активно влияющих на успешность процесса обучения, ведущая роль принадлежит мышлению учащегося, сформированным приемам умственной деятельности. Активная мыслительная деятельность учащихся связана с такими логическими приемами: - анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); - синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков); выделение главного; - сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); - обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии). В ходе освоения учебного материала логика мыслительного процесса строится следующим образом: - синтез - первое, сжатое «охватывание» новой информации в общем виде, уже на этом этапе из аморфного, нерасчлененного целого начинают выделяться отдельные положения; - анализ - расчленение изучаемой системы на составные элементы и исследование элементов в отдельности, в процессе анализа текст предстает перед учеником уже как совокупность различных по важности положений, что ведет к следующему этапу осмысления материала; - выделение главного, существенного, когда из совокупности информации выделяется наиболее существенное при одновременном отбрасывании несущественного (в данной ситуации). Умение выделять главное состоит из цепочки взаимосвязанных действий: выделение предмета мысли; сортировка материала; нахождение ключевых слов, опорных смысловых пунктов; группировка материала; знаковое оформление выделенного главного; - сравнение, которое уже происходило в процессе анализа, синтеза, выделения главного, так как учащийся постоянно сравнивает между собой различные части информации, старые и новые знания, часть и целое, общую известную закономерность и конкретный факт и т. д. Недаром К. Д. Ушинский считал сравнение основой всякого мышления, всякого понимания, - синтез (вторичный, более глубокий, расчлененный) и обобщение. Для развития мышления чрезвычайно важно, чтобы знания усваивались не как механическое собрание разрозненных частей, а как стройная система взаимосвязанных компонентов. Сформированные приемы мыследеятельности, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых ступенек знаний. Если учащийся умеет анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и обобщать, это значит, что он сумеет при выполнении задания он сможет сущность изучаемого и подняться от репродукции к творчеству. Творческим уровнем освоения знания учащимися является разработка различного рода моделей с выделением главного в материале. На основе таких моделей возможна разнообразная творческая работа по конкретизации, расширению и применению знаний. Особенно возрастает роль модельного подхода к структурированию при обобщении и систематизации знаний. Обучение на моделях с выделением главного позволяет актуализировать этапы мыслительной деятельности учащихся (В. И. Паламарчук). Знания, структурированные в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности учащихся, прочно и надолго запоминаются, служат базой для разнообразной познавательной и практической деятельности. Заметим, что не каждый путь структурирования удовлетворяет этому последнему требованию, а только один: моделирование на основе выделения главного. Творческая же деятельность требует совершенства всего операционного аппарата. Этим и обусловлена актуальность данного курса. Программа метапредметного курса, направленная на развитие у учащихся мыслительных операций в процессе освоения знаний, рассчитана на учащихся среднего звена. Она имеет практико-ориентированный характер, так как большая часть учебного времени отведена на освоение логических приемов и способов работы со знанием. Цель программы: обеспечить учащимся возможность развития мыслительных операций, применимых в рамках самостоятельной познавательной деятельности. Планируемые результаты курса: Личностные результаты: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - развитие осознанного и ответственного отношения к самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметыми результатами являются следующие умения: – выделять главное, сравнивать, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; – определять и объяснять понятия, отношения между предметами типа «род» - «вид», выявлять функциональные отношения между понятиями; – системно мыслить; – систематизировать, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; – представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов). Программа строится на основе общего способа формирования основных способов умственной деятельности, предложенного В.П.Паламарчук, который включает в себя 5 этапов: 1-й этап - кумуляции (накопления) опыта применения и констатации наличного уровня способов умственной деятельности. 2-й этап - диагностики - выяснение наличного уровня сформированности того или иного приема у школьников (путем проведения контрольной работы). 3-й этап - создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности учащихся в овладении главными приемами умственного труда. 4-й этап – осмысление приемов умственной деятельности (продуктивная деятельность, конструктивный уровень усвоения знаний). 5-ый этап - применение умений на продуктивном уровне (частично-поисковом, проблемном и творческом). 6-й этап - формирование приема, его обобщение и перенос на другие темы и предметы, внеклассную и внешкольную деятельность. Наилучший способ организации учебной работы учащихся — рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм планирования, осуществления, обсуждения и оценивания самостоятельной работы. Система оценки планируемых результатов В данном курсе планируемые результаты будут оцениваться на основе использования следующих видов диагностического тестирования: - входное тестирование проводится в начале учебного года с целью определения исходного уровня развития метапредметных УУД у учащихся; - текущие тестирования проводятся в конце полугодия для оценки личностного продвижения каждого учащегося в области освоения метапредметных УУД; - итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью определения достигнутого уровня развития метапредметных УУД у учащихся. - портфолио творческих работ учащегося. Использование резерва учебного времени: обобщающе-развивающие интеллектуальные игры. Оборудование: Мультимедийный проектор, АРМУ, ватманы, маркеры, компьютерный класс с возможностью выхода в интернет. Возможности применения программы: программа рассчитана на изучение в основной школе (5-6 классах) в рамках краткосрочного междисциплинарного курса (30 – 34 часов). II.Содержание курса
Ш.Учебно-тематический план курса «Учимся мыслить и действовать»
Ш. Методические указания к проведению занятий метапредметного курса «Учимся мыслить и действовать» Занятие №1 Введение (1 ч.). Мысль — начало всего. У меня есть мысль, и я её думаю (мультфильм: «38 попугаев») Цель: учащиеся определят сущность логических умений и осознают их значимость.
Ход занятия
Занятие №2,3 Анализ и синтез (2 ч.)
Цель занятия: обучающиеся освоят приемы и техники анализа и синтеза (интеграции и дифференциации) как основных способов познания Материалы для учителя:
Занятие №4-7 Выделение главного (4 ч.)
Цель: учащиеся освоят алгоритм и основные приёмы выделения главного
Примечание: К этой теме учителю предлагаем использовать следующие дидактические приемы выделения главного: дидактические игры, подбор эпиграфов, составление заголовков к тексту, планов, тезисов, опорных конспектов, схем, моделей; конструирование кратких выводов и обобщений; включение в общую систему знаний (умений). При осмыслении учащимися нового материала учитель формулирует вопросы типа: «О чем идет речь в этом параграфе (статье)?»; «Какова, по-вашему, главная мысль?»; «Выделите (подчеркните) ключевые слова»; «Какие положения являются производными, второстепенными?»; «Обозначьте в тетрадях смысловые опорные пункты для пересказа - кому как удобнее: в виде пунктов плана, тезисов, рисунков, схем, формул и т. д.»; «Почему именно эти мысли мы выделили как главные?»; «Кратко перескажем статью по опорным вехам»; «К какой теме (закону, теории) относится изученный нами материал?».
Занятие № 8-13 Понятие как основа логического мышления (6 ч.). Цель: учащиеся научатся самостоятельно понимать и определять понятия. Занятие 8-9: Цель: учащиеся научатся обобщать и ограничивать понятия Ход занятия
Занятие 10-11: Признаки понятий Цель: учащиеся научатся выделять существенные и несущественные признаки объектов и явлений Ход занятия
Занятие 12-13: Определение понятий Цель: учащиеся научатся давать определение понятию на основе его родовых и видовых признаков. Ход занятия
Занятие № 14-17 Сравнение (4 ч.). Цель: учащиеся научатся пользовать приемом сравнения в самостоятельной познавательной деятельности
Примечание: К этой теме учителю предлагаем использовать следующие дидактические приемы формирования умения сравнивать: составление сравнительных таблиц, схем, графиков. В учебниках приводится достаточно материала такого рода, например: графики экологических факторов (биология), схемы распределения температур, осадков в различных климатических зонах (география) и т. д. Полезным дидактическим приемом является коллективное и самостоятельное составление подобных схем, помогающих конкретизировать сравнение, объединяющих чувственные и рациональные компоненты учебного познания. Занятие № 18-21 Обобщение и систематизация (4 ч.) Цель: учащиеся освоят способы обобщения и классификации понятий. Ход занятия:
Занятие № 22-25 Доказательство и опровержение (4 ч.) Цель: учащиеся овладеют умением осуществлять прямое и косвенное доказательство и опровержение Ход занятия
Занятие № 26-29 Моделирование (4 ч.) Цель: учащиеся научатся различным приемам моделирования информации. Ход занятия
Занятие № 30 Итоговое занятие Цель: учащиеся определят степень развития своих логических умений по сравнению с первоначальными и наметят пути дальнейшего саморазвития. Ход занятия
Литература:
Цифровые образовательные ресурсы: http://edu.direktor.ru/ http://www.develop-kinder.com/katalog-razviv/category-middle_pupils-4_5_class_1.html http://festival.1september.ru/articles/524330/ http://festival.1september.ru/articles/504253/ http://www.slideshare.net/ssusera1d829/ss-11591088 http://5fan.ru/wievjob.php?id=80422 КомментарииОгромное спасибо автору за представленный материал! Давно искала подобный курс Мне, как учителю даны практические рекомендации по организации работы освоению учащимися познавательных метапредметных умений. На следующий учебный год обязательно приступлю к реализации представленной программы курса! Спасибо, Вам большое за отзыв. если бужут возникать вопросы обращайтесь, 892420762317, мой сот. Спасибо! Внимательно прочитала Ваш методический материал. Считаю его актуальным, своевременным. Он соответствует требованиям и вызовам современного образовательного процесса. Спасибо большое за отзыв, очень приятно! Коллеги мой телефон 89242076317, звоните, всегда помогу чем смогу! Часто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
Екатерина Насонова
Была давно
Рубрики сообщества
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||