Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Методическая разработка по краеведению

Квест – игра «По следам капитана Дъяченко»

Автор: Хромых Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 9

Область применения – историческое краеведение.

Автор разработки: Хромых Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания

 

Пояснительная записка.

Данная разработка составлена для работы со школьниками 5 -7 классов и направлена на социокультурную адаптацию  школьника, на развитие у участников квеста гражданственности и нравственности.

Изучение истории родного края остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма. Патриотизм - веками закреплённое чувство любви к своему нарду, к своей культуре, языку, родным местам.Любовь к отечеству начинается с малого – любви к родному краю, городу. Этот фактор делает школьное краеведение особо ценным в деле патриотического воспитания школьников, так как позволяет реализовывать данную задачу не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая ребят к культурному наследию «малой родины».

В свете вышесказанного было бы непростительной ошибкой не использовать для знакомства с историей рождения города Хабаровска  такое знаковое событие как 200-летие со дня рождения Якова Васильевича Дъяченко. Именно вопросы  и задания, связанные  с основанием военного поста Хабаровка стали основным содержанием разработанного мероприятия.

Познание культуры родного края через игру, творчество, экскурсии и походы, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы. Именно поэтому, при выборе формы мероприятия, было принято решение об организации квест – игры.

Игровая форма краеведческого занятия содержит в себе большие возможности развития у детей способностей, содействующих активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Квест - игра  позволяет расширить кругозор детей, практические  навыки, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, воспитывает у школьников бережное отношение к историческим  памятникам, к людям, внесшим личный вклад в становление и развитие родного края, страны.

Среди практических навыков, которые формируются у детей, необходимо выделить следующие:

ü планирование этапов прохождения маршрута, выполнения заданий;

ü отслеживание продвижения в выполнении задания;

ü соблюдение правил игры;

ü поиск необходимых ресурсов;

ü распределение обязанностей;

ü ориентирование по карте и на местности.

Таким образом, участие школьников в квест – игре будет способствовать не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит им знать свой город и лучше в нём ориентироваться.

Кроме того, участие школьников в игре создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников,  целенаправленному использованию их энергии.

Данная форма работы даёт возможность охватить большое число школьников социально-позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной культуры.

 

Цель игры:

Воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному городу; развитие познавательного интереса к истории города Хабаровска; развитие практических навыков школьников (поиск необходимых ресурсов, планирование этапов выполнения работы,  ориентация на местности)

Задачи:

  1. Познакомиться с историей основания города Хабаровска.
  2. Вызвать у детей интерес к изучению исторического прошлого родного города.
  3. Совершенствовать навыки ориентации по карте и на местности.
  4. Развивать умения работы с информационными ресурсами, в том числе и  Интернета.
  5. Развитие умения работать в команде, распределять обязанности, продуктивно взаимодействовать для достижения общей цели.

 

Оборудование: планшеты, маршрутные карты, бланки конкурсных  заданий,  бланки творческого задания,  камера и приложение WhatsApp на мобильном телефоне.

Тип прохождения игры: свобода выбора маршрута для выполнения конкурсных заданий.

Порядок проведения игры:

  • Подготовительный этап;
  • Предварительный этап;
  • 1 этап – организационный;
  • 2 этап – квест-игра «По следам капитана Дъяченко»;
  • 3 этап – подведение итогов и награждение победителей.

Этапы подготовки и проведения игры.

Подготовительный этап квест – игры.

На данном этапе определяется сюжет игры, который  объединён  событиями, связанными соснованием Хабаровска, хронологией  времени, а также местом.

  Вариант игры: каждая станция имеет  локальное  задание, но в то же время, все задания объединены конечной целью (найти все данные, места, связанные с закладкой военного поста Хабаровка, получить наибольшее количество баллов).

Готовятся задания:

  • интеллектуальные

(вопросы на знание текста в виде ребуса, кроссворда, головоломки, разгадки закодированного буквенного или числового текста  и  т.д.)

  • ориентировочные

(пройти по чему-либо, найти выход по карте, найти подсказку)

  • комбинированные  (из вариантов предыдущих)
  • Бонусное задание – необязательное, но дает дополнительные очки или время.

(см. Приложение № 2)

 

Предварительный этап.

На предварительном этапе происходит:

  • Погружения в эпоху.

По классам проходят мероприятия ознакомительного характера, посвящённые 200-летию со дня рождения Я. В. Дъяченко, организуется выставка-портрет капитана Я. В. Дъяченко.

  • Определяются участники квеста.

Участники:

- организаторы;

 -  хранители истории и станций (те, кто выдает и проверяет исполнение заданий, контролирует прохождение станции);

 - команды (организованные).

  • Формирование команд.

 - Определяется состав команды (4-5 человек);

 - выдвигаются капитаны команд;

 - разрабатывается символика команд (эмблема, девиз). Символика команды должна отражать тему

 

•   Определение местонахождения станций.  Как подсказывает практика, лучше  чтобы станции располагались в небольшом по площади районе, вдали от транспортных артерий. Это поможет сэкономить время на переходы от «станции» к «станции», поддерживать интерес участников на протяжении всей игры и сделать прохождение квеста безопасным.

Опознавательные знаки:

  •   для организаторов и хранителей – бейджи;
  •   для игроков – название команды, отличительный знак (повязка, значок, наклейки и т.д.).

 

Проведение игры.

1 этап: Организационный.

В назначенный день и час все участники игры собираются в одном месте, где и происходит знакомство с командами, приветствие команд, разъяснение условий игры.

Условия игры

  •   Игра начинается одновременно для всех участников.
  •   Все имеют равные шансы на победу.
  •   Перед началом игры обязательно напомнить о правилах  безопасности (внимательно, с учётом правил дорожного движения, переходить проезжую часть).
  •   Старт  игры начинается с озвучивания  легенды, где уже могут быть подсказки
  •  Далее следует объяснение условий игры.
  •  Объяснение движения по маршрутам и раздача маршрутных карт.

 Маршрут  соответствует  теме, в основе которой  лежит исторический материал

 и достопримечательности  города, связанные с этой темой.Участники команды могут сами выбрать  маршрут из разных предложенных вариантов, но старт и финиш должен быть единым.

  • Контроль прохождения заданий  участникамина каждой станции осуществляется с помощью  отметкио её прохождении хранителями станции (с указанием времени), сэлфи всех участников команды, отправленное организаторам игры.
  • За четким соблюдением правил игры и времени пребывания на «станции» следят «Хранители станции».
  • Возможно применение штрафных санкций за нарушение маршрута,  нарушение правил поведения в общественных местах и правила дорожного движения (штрафы в виде отнимание баллов).

Финиш игры: появление  последней команды на конечном пункте и дальнейший подсчет баллов(и  учёт времени)

6.       Перед началом путешествия каждая из команд получает «маршрутную карту» (см. приложение № 1), фиксирует в нем название команды. В «Маршрутной карте» четко определены  «станции» для посещения каждой из команд. Очередность посещения станций не указана, команда может сама определять удобный для неё маршрут с помощью карты. В бланке  конкурсных  заданий  (см. приложение № 3) имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». Баллы выставляет хранитель и подтверждает их количество личной подписью.

7.       Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила поведения в общественных местах и правила дорожного движения.

Подведение итогов и награждение победителей

После окончания путешествия все команды и «Хранители станций» собираются в указанном месте для подведения итогов игры. Капитаны команд сдают маршрутные листы «Хранителям истории» для подсчета баллов.

Пока идет подсчет баллов, командам предлагается составить синквейн на тему «Мой город» (Приложение № 4)

После того, как итоги игры подведены, происходит награждение команд.

Победителями становятся участники, выполнившие все условия и пришедшие первыми,   заработавнаибольшее количество баллов.

Результаты квест – игры

  1. Участники игры на подготовительном этапе получили возможность развивать умения работы с информационными ресурсами, в том числе и  Интернета, и познакомились с историей основания города Хабаровска.
  2. Подготовка и проведение игры вызвали у детей интерес к изучению исторического прошлого родного города.
  3. Ребята научились выстраивать маршрут продвижения к «станциям», ориентироваться  по карте и на местности.
  4. Участники квеста научились  работать в команде, распределять обязанности, продуктивно взаимодействовать для нахождения всех указанных в маршрутной карте «станций» и выполнения всех заданий.

Все команды полностью выполнили обозначенный маршрут, побывали на всех «станциях»,  о чём  прислали подтверждения в виде фотографий организаторам игры (Приложения № 5, 6, 7), выполнили задания, попробовали свои силы в составлении синквейна на тему «Мой город»

Победителем стала команда «Юные патриоты», набравшая 12 баллов.

 

Источники, используемые при подготовке игры.

  1. Лысунец В. А., Фокин А. М. Дальневосточные вёрсты капитана Дъяченко. В событиях, фактах и документах. Изд.: Хабаровск, 2014.
  2. Морозов П. Хабаровск. История. Современность. Перспективы. Изд.: Хабаровск, 1988.
  3. Муравьёвский век на Амуре. Изд.: Хабаровск, 1991.
  4. Всё о квестах. Сайт о квестах и адвенчурах. - Режим доступа: http://questzone.ru/
  5. Елисеева Ан. Экскурсия-квест в Петропавловской крепости49. Квест – активные экстремальные и интеллектуальные игры. – Режим доступа: http://quest.ua/
  6. Мишина А. Краеведческий квест в библиотеке: [фотоочерк] / А. Мишина. – Режим доступа: http://nlampa.blogspot.ru/2013/05/blog-post_22.html
  7. Морозов П. Хабаровск. История. Современность. Перспективы. Изд.: Хабаровск, 1988.
  8. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Н. В. Николаева. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm
  9. Экскурсия-приключение "городской квест". – Режим доступа:http://www.avextur.ru/content/ekskursiya-priklyuchenie-gorodskoi-kvest

Комментарии

Очень интересная, познавательная игра, для ребят очень увлекательно!

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества