Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

«Методики использования произведений искусства на уроках истории как средство формирования УУД учащихся»

14.06.17, 08:12
Автор svetocek12

ИСКУССТВО - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

 В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Сегодня школа должна подготовить ученика, у которого формированы универсальные учебные действия, способствующие самостоятельному освоению новых знаний и умений. 

            Эти действия можно вырабатывать посредствам использования методик, построенных на основе изучения произведений искусства на уроках гуманитарного цикла.

            Виды произведений разнообразны. Это картины, скульптуры, архитектурные сооружения, поэзия, музыка, песни, плакаты, кино.

            Работа с этими источниками информации имеет  множество методических смыслов и значений:  расширение  кругозора учащихся, повышение уровня их культуры; развитие культурологической зоркости;  выявление авторской позиции; формирование собственных смыслов, суждений, оценок;  сравнение авторской и собственной позиции;

- более глубокое и многоплановое осмысление исторических фактов, событий, оценок личностей;  развитие креативности, творческого мышления; видео и аудио сопровождение урока.

            Благодаря применению данных методик деятельность учащихся на уроке в значительной мере активизируется, это вызывает интерес к изучению предмета и делает урок истории ярким и запоминающимся!

Применение методик, связанных с использованием произведений искусства возможно на разных этапах урока:

- Мотивационно – целевой этап: для создания положительной мотивации на изучение темы; для осознания значимости изучаемой темы; для актуализации имеющихся представлений; для образного вхождения в тему; для эмоционального настроя на тему.

- Операционный этап: для организации работы в деятельностном, интерактивном ключе; для повышения познавательной активности учащихся; для создания эмоционального фона при изучении темы; для организации аналитической работы с данным источником информации; для обобщения информации; для погружения в эпоху; для организации дискуссий;

- Рефлексивно – оценочный этап: для актуализации полученных знаний.

 

Формы работы: индивидуальная; парная; групповая;  фронтальная. Необходимое условие: АРМ учителя

 

Примеры заданий:

 

Живописное произведение

 

История России. 10 класс.  В.И. Суриков «Боярыня Морозова» (1887)

Тема: Церковный раскол.

Этап урока: мотивационно-целевой этап. 

Проблема: Церковный раскол – раскол общества?

 

 Задания:

1. Какой исторический процесс иллюстрирует известное полотно В.И. Сурикова?

2. Объясните, куда увозят боярыню? Что означает ее жест?

3. Опишите, как реагируют на происходящее люди.

4. Объясните их реакцию.

5. Сделайте выводы об атмосфере в обществе в период церковного раскола.

6. На чьей стороне симпатии автора? А ваши? Объясните почему?

 

Скульптурное произведение

 

История России. 10 класс. М.О. Микешин. Памятник Екатерине Второй. 1873 год.

Тема: Екатерина Вторая.

Этап урока: операционально-познавательный, работа в группе.

Вариант: творческое домашнее задание или мини-исследование, проект.

 

Проблема: Значение и масштаб деятельности Екатерины Второй.

 

1. Укажите, где находится памятник, время его создания, автора.

2. Объясните  конструктивные особенности памятника.

3. Почему, на ваш взгляд, скульптор выбрал такую композицию?

4. Проведите мини – исследование:

- выясните, кто изображен на пьедестале памятника Екатерине Второй;

- определите, за что эти люди попали на пьедестал, составьте список их достижений.

- кого бы вы добавили в этот список? Почему?

4. Оцените авторский замысел.

 

Комментарий: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский.

 

Архитектурные произведения

 

История России. 10 класс.   Храм Святой Софии (Византия) – реконструкция; Софийский Собор в Киеве- реконструкция.

 

Тема: Правление Ярослава Мудрого.

Этап урока: операционально-познавательный.

 

Проблема: Преемственность византийской и российской культур, формирование «диалога культур» и российской культурной уникальности.

 

- Византия - мировой центр православной  церкви.  Здесь было воздвигнут храм св. Софии (532 – 537 гг.), ставший всемирно известным памятником византийского зодчества и символом «золотого века» Византии.

- В 1037 году по приказу Ярослава Мудрого был воздвигнут Софийский собор в Киеве. Его строили византийские и киевские мастера.

Задания:

1. Сравните конструктивные особенности двух храмов. Можно ли утверждать, что киевский храм является аналогом византийского?

2. Попытайтесь объяснить символику архитектурной конструкции киевского храма. Случайно ли применение многокупольности в русской постройке?

3. Определите, как в 11 веке на примере Софийского собора решался вопрос «Диалога культур»?

 

 

Поэтическое произведение

 

История России. 10 класс. Отрывки из стихотворения Н.М. Коржавина «Иван Калита» (1954)

 

Тема: Возвышение Москвы.

Этап урока: операционально-познавательный.

Вариант: творческое домашнее задание.

 

Проблемный вопрос: Оценка нравственного облика исторической личности.

 

- Известный поэт Наум Коржавин писал об Иване Калите :

 

Мы сегодня поем тебе славу.

И, наверно, поем неспроста, -

Зачинатель мощной державы

Князь Московский — Иван Калита.

 

Был ты видом — довольно противен.

Сердцем — подл…

Но — не в этом суть:

Исторически прогрессивен

Оказался твой жизненный путь.

 

Подавлял повсюду восстанья…

Но ты глубже был патриот.

И побором сверх сбора дани

Подготавливал ты восход.

 

Правда, ты об этом не думал.

Лишь умел копить да копить.

Но, видать, исторически-умным

За тебя был твой аппетит.

 

Славься, князь! Все живем мы так же -

Как выходит — так и живем.

А в итоге — прогресс…

И даже

Мы в историю попадем.

 

Задания:

1. Сопоставьте точку зрения поэта с фактами истории. 

2. Определите свое согласие/ несогласие с авторской оценкой деятельности князя.  Подберите аргументы за или против.

 

Песенное творчество

 

История России. 11 класс. Песня Игоря Талькова «Россия» (1989 г.)

 

Тема: «Духовная жизнь периода ПЕРЕСТРОЙКИ»

Этап урока: операционально-познавательный.

Вариант: творческое домашнее задание.

Проблема: Переосмысления исторического пути России в ХХ веке.

 

Задания:

  1. Какими чувствами проникнут текст песни?
  2. Есть ли связь между временем  создания песни и ее содержанием? Могла ли она быть написана в 70-е или 2000-е годы?
  3. Определите, какие факты истории отобразил автор в  песне. Какую оценку он им дал. Подтвердите авторскими строками.
  4. Зачем автор использовал в качестве музыкального сопровождения звук колоколов?
  5. Разделяете ли вы позиции и чувства  Игоря Талькова?

 

Вашему вниманию представлен не весь спектр возможностей использования произведений искусства на уроках истории.

Анализ собственной деятельности позволяет сделать выводы о ценности данного опыта.

В контексте компетентностной парадигмы образование рассматривается как складывание образа бытия и внутри него – образа человека.

            Молодой человек сегодня должен уметь активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и нравственная составляющая. Предложенные методики -  один их способов работы в направлении нравственного роста и развития ученика. Их общий смысл и значение отражены в словах Д.С. Лихачева: «Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их  происхождение,  процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память».

В статье представлен опыт работы автора по использованию на уроках истории методик, основанных на изучении и анализе, произведений искусства разных жанров. Учащиеся не только изучают историческое событие или личности, но и знакомятся с тем как эти процессии или деятельность повлияли на развитие культуры, какой след оставили в душе многих поколений людей, что нашло отражение в создании произведений искусства.

Работа с этими источниками информации имеет  множество методических смыслов и значений:  расширение  кругозора учащихся, повышение уровня их культуры; развитие культурологической зоркости;  выявление авторской позиции; формирование собственных смыслов, суждений, оценок;  сравнение авторской и собственной позиции;

- более глубокое и многоплановое осмысление исторических фактов, событий, оценок личностей;  развитие креативности, творческого мышления; видео и аудио сопровождение урока. В целом, все это способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Повышает уровень метапредметной и личностной результативности процесса обучения.

Применение данных методик позволяет вызвать интерес к изучению предмета и сделать урок истории ярким и запоминающимся!

Комментарии

Спасибо автору за статью. Могу еще добавить, что на уроках истории также можно широко применять музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

Спасибо за комментарий) Согласна, возможности метода безграничны для творческих исканий.

Актуальным и содержательный материал. Фронтальная же работа продуктивна только для небольшого количества учащихся в классе.

Спасибо, буду использовать на уроках (возможно не только в 10 классе, адаптировав задания).

Методики использования произведений искусства на уроках истории актуальны в условиях внедрения историко-культурного стандарта.

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества