Загрузка...

Учителя информ@тики

Сообщество учителей информатики Хабаровского края
     
присоединились 2 участника Анна Гашина, Ольга Римша
26 сентября, 13:02
23 сентября, 7:30
присоединилась участница Ирина Сиднина
20 сентября, 12:28
присоединилась участница Елена Веселова
4 августа, 2:35
присоединился участник Михаил Селезнев
2 июля, 17:44
10 мая, 10:54
Все обновления

«Базы данных»

Лекция 1

  • §1. Основные понятия.

Объект - это нечто существующее и различимое. Объектами могут быть материальные предметы, а также абстрактные понятия, например, произведения искусства.

Данное - это некоторый показатель, который характеризует объект и принимает для конкретного экземпляра объекта некоторое числовое или текстовое значение.

Пример: Объектом является продукция, производимая фирмой. Данными вида продукции являются его код, название, показатели, себестоимость и т. д.

NB: Необходимо различать имя данного и значение данного. Имя данного - только одно, а значение данного может изменяться (хотя и необязательно) при переходе от одного объекта к другому.

Пример: Два объекта  «груша» характеризуются данным «вес»; имя данного для них одно и то же, но значение данного будет разным.

 

Информацию об объектах можно и нужно структурировать, т.к. структурированную информацию легче обрабатывать.

Структурирование информации - введение каких-то соглашений о способах представления данных (процесс приспособления форматов и значений данных к нуждам автомата, т. е. устранение произвола в представлении длины и (или) значений).

Структуризация нужна для эффективной обработки данных автоматом, в частности ЭВМ.

  • §2. Информационные системы.

Информационная система (ИС) - совокупность тем или иным образом структурированных данных  и комплекса аппаратно - программных средств для хранения данных и манипулирования ими.

Классификация ИС:

  1. Информационно-поисковые (Ориентация на поиск данных из общего множества по определенному поисковому критерию. Пользователь интересуется не столько обработкой информации, сколько самой извлекаемой информацией).
  2. Обработки данных (Позволяют обрабатывать данные, причем вывод может либо отсутствовать, либо представлять результат обработки данных, а не сами данные):

Функции ИС:

  1. Хранение информации.
  2. Просмотр и поиск.
  3. Выборка.
  4. Ввод и редактирование информации.
  5. Отчеты.
  6. Контроль правильности информации.
  • §3. Части ИС.

ИС условно можно разбить на части:

База данных - поименованная совокупность взаимосвязанных данных, находящихся под управлением СУБД.

Отличительной чертой БД следует считать совместное хранение данных и их описаний (которые называются метаданными). Важнейший компонент ИС - СУБД, которая состоит из ядра и сервисных программ.

СУБД - программно-аппаратный пакет, который позволяет обеспечить пользователю простой доступ к базе данных.

Архитектура СУБД: 

 

 

Более широкое понятие - Банк данных.

Банк данных - система баз данных, программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных (т.е. Банк данных включает в себя БД, СУБД, соответствующее оборудование и персонал).

  • §4. Модели данных СУБД.

Предметная область БД - часть реального мира, подлежащая изучению с целью управления и автоматизации.

При работе с БД СУБД поддерживает в памяти компьютера некоторую модель предметной области, называемую моделью данных, т.е. модель данных определяется типом СУБД.

 

Классификация моделей данных:

  1. Иерархическая модель (Структура в которой исходные элементы порождают другие элементы, причем эти элементы в свою очередь порождают следующие элементы. Каждый порожденный элемент имеет только один порождающий элемент).

Структура института.

Сп1, ... Сп5 - специальности соответствующих факультетов.

 

 

 

  1. Сетевая модель (Отличается от иерархической тем, что каждый порожденный элемент имеет более одного порождающего элемента)

Генеалогическое древо.

 
  1. Реляционная модель. ( От англ. Relation - отношение).

Опр. Пусть даны несколько множеств: D1,D2,...Dn. Тогда множество последовательностей вида < d1,d2,...,dn>, где d1 элемент из D1, d2 элемент из D2, ... , dn элемент из Dn; называется отношением над множествами D1,D2, ... ,Dn. Множества D1,D2, ... ,Dn называются доменами отношения; Последовательности < d1,d2,...,dn> называются кортежами отношения. Имена полученных столбцов называются атрибутами.

Пример:

D1= {001, 002, 003, 004, 005, 006}

D2= {карандаш, ручка, дневник, тетрадь, ластик}

D3= {12, 23, 13, 18, 10, 25, 29}

D4= {США, Германия, Корея, Венгрия, Россия, Болгария}

001

ручка

10

США

002

карандаш

13

Корея

003

тетрадь

23

Германия

004

дневник

18

Россия

005

ластик

12

Корея

Обратите внимание на порядок элементов в кортеже: первый элемент каждого кортежа выбран из D1, второй из D2 и т.д.

  • §5. Реляционная модель.

Атрибут, значение которого идентифицирует кортежи, называется главным ключом. В некоторых отношениях кортежи идентифицируются соединением нескольких атрибутов и наз. составным ключом.

Главный ключ должен обладать двумя свойствами:

  1. Однозначная идентификация записи: запись должна однозначно определяться значением ключа.
  2. Отсутствие избыточности: никакое поля нельзя удалить из ключа, не нарушая при этом свойства однозначной идентификации.

 

Каждое значение главного ключа в пределах таблицы должно быть уникальным.  Указание главного ключа - единственный способ отличить один экземпляр объекта от другого.

Примеры: Отношение служащих небольшой организации, выбрать главный ключ, структуру атрибутов.

 

Операции над данными:

  • Обновление отношения (запоминание новых кортежей, удаление ненужных кортежей).
  • Объединение двух отношений (если они односхемные, т.е. имеют одну и ту же структуру кортежей).
  • Выборка (На входе - отношение, на выходе отношение с такой же схемой, все кортежи которого удовлетворяют условиям выборки).
  • Обработка отношений (создание новых, создание новых на основе существующих, удаление ненужных).

 

  • §6. Реляционные СУБД.

Реляционная БД представляет собой совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД.

Отношение в реляционной теории есть не что иное, как таблица БД, кортеж называются записью, атрибут  - полем.

В простейшем случае БД представляет собой единственную таблицу.

При проектировании для каждого поля таблиц необходимо определить тип хранимого результата. Возможные типы данных определяются используемой СУБД. Возможные типы: текстовый, целый, вещественный, дата, логический, текстовый произвольной длины(memo), двоичный произвольной длины(general).

Примеры таблиц. Таблица, хранящая сведения о студентах: номере дома, номере комнаты проживания, телефоне.

 

  • §7. Проектирование БД.

Прежде чем приступать к проектированию таблиц для БД необходимо выяснить цели проектирования:

  1. Возможность хранить все необходимые данные в БД.
  2. Исключение избыточности данных.
  3. Свести количество хранимых отношений (таблиц) к минимуму.

 

Универсальное  отношение - отношение, в которое включаются все представляющие интерес атрибуты и оно может содержать все данные, которые предполагается разместить в БД в будущем.

Примеры. Таблица заказов, хранятся сведения о заказчике и заказе. Один заказчик может делать множество заказов. Проблемы, связанные с УО (вставка, обновление, удаление).

 

 

Лекция 2

  • §8 Нормализация.

В реляционных БД любые совокупности данных представляются в виде двумерных таблиц. Вся предметная область может быть представлена в виде одной универсальной таблицы. Недостатки этого способа хранения устраняются при помощи нормализации. Процесс представления произвольной структуры данных в виде простых двумерных таблиц называется нормализацией.

Е. Кодд предложил в рамках реляционной теории аппарат называемый нормализацией отношений. Было выделено пять форм нормальных отношений. Был предложен механизм перехода от формы к форме.

 

Достоинства нормализации:

  • Исключение избыточности данных
  • Обеспечение целостности данных

Недостатки:

  • Возможное снижение скорости выполнения операций.

 

  • §9 Пример нормализации отношений.

Задание.

Требуется спроектировать БД, в которой содержится следующая информация:

Номер заказа, дата заказа, заказанные продукты (код и название), общая сумма заказа.

Строим универсальное отношение:

 

Заказ №

Дата

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Товар 4

Сумма заказа

00006

08.04.97

а111

б222

в333

д444

10000

 

 

 

 

 

 

 

 Главным ключом является поле «Заказ №».

Эта структура работает нормально до тех пор, пока клиент не закажет более 4-х видов товаров за раз. Возникает необходимость в первой нормальной форме, в замене повторяющихся полей одним полем, при этом создается несколько записей.

1-ая нормальная форма:

  • Таблица не должна иметь повторяющихся записей.
  • Таблица не должна иметь повторяющихся групп полей.

 

Заказ №

Дата заказа

Код товара

Название товара

Сумма заказа

00006

08.04.97

а111

авторучка

10000

00006

08.04.97

б222

карандаш

10000

00006

08.04.97

в333

тетрадь

10000

00006

08.04.97

д444

альбом

10000

Поле «Заказ №» перестает быть уникальным, значит, требуется введение нового главного ключа. Им становится составной ключ «Заказ №» + «Код товара». Наличие главного ключа исключает повторение записей. Но и здесь структура таблицы далека от совершенства. Возникает необходимость во второй нормальной форме.

2-ая нормальная форма:

  • Таблица удовлетворяет условиям 1-ой НФ.
  • Любое неключевое поле однозначно идентифицируется полным набором ключевых полей.

Для нашей таблицы это не так. Поле «Дата заказа» однозначно идентифицируется лишь частью главного ключа, а именно полем «Заказ №».

Изменим структуру таблиц.

 

Заказ №

Дата заказа

Сумма заказа

 

Заказ №

Код товара

Название товара

Счетчик товара

00006

08.04.97

10000

 

00006

а111

авторучка

0001

00007

23.05.87

20000

 

00006

б222

карандаш

0002

 

 

 

 

00006

в333

тетрадь

0003

 

 

 

 

00006

д444

альбом

0004

 

 

 

 

00007

ж666

фломастер

0001

 

Чтобы связать информацию в двух таблицах, необходимо определить связь между ними, в частности на основе поля «Заказ №».

 Типы связей между таблицами:

  • Один - к - Одному (В одной таблице хранятся сведения о школьниках, в другой сведения о прохождении школьниками прививок).
  • Один - ко - Многим (В одной таблице сведения об учителях, в другой сведения о школьниках, у которых эти учителя - классные руководители).
  • Много - к - Одному (То же что и предыдущий случай, только наоборот, смотря с какой стороны смотреть).
  • Много - ко - Многим (В одной таблице хранятся заказы, в другой - фирмы, исполняющие заказы, причем выполнять один заказ могут корпоративно несколько фирм).

Схемки нарисовать.

В данном случае отношение «Один - ко - Многим», т.к. каждой записи в первой таблице соответствует несколько записей во второй таблице.

Главный ключ первой таблицы - на основе поля «Заказ №»; второй таблицы - на основе связки полей «Заказ №» + «Счетчик товара».

Эта структура тоже не идеал. Поэтому движемся дальше - к третьей нормальной форме.

 

3-ая нормальная форма:

  • Таблица удовлетворяет условиям второй НФ.
  • Ни одно из неключевых полей не идентифицируется с помощью другого неключевого поля.

Обратим внимание на вторую таблицу. Здесь неключевое поле «Название товара» идентифицируется с помощью другого неключевого поля «Код товара». Примем меры.

Первая таблица останется без изменений, а вот вторая преобразуется в две.

 

Заказ №

Код товара

Счетчик товара

 

Код товара

Название товара

00006

а111

0001

 

а111

авторучка

00006

б222

0002

 

б222

карандаш

00006

в333

0003

 

в333

тетрадь

00006

д444

0004

 

д444

альбом

00007

ж666

0001

 

ж666

фломастер

 

Главный ключ второй таблицы остается без изменений: «Заказ №» + «Счетчик товара», главный ключ третьей таблицы: «Код товара». Связь между второй и третьей таблицами осуществляется по полю «Код товара».

Мы сделали это. В смысле, спроектировали!!!

Существуют 4-ая и 5-ая НФ, которые накладывают более жесткие требования на таблицы, но на практике применяют НФ по 3-ую формы включительно.

 

Дополнительной проблемой нормализации является т.н. «ссылочная целостность»(Referential Integrity).

 

 Например, в третьей таблице может не оказаться записи для кода товара, который значится в заказе в таблице второй (его случайно удалили). Это довольно неприятная ситуация. В таких случаях, при удалении из третьей таблицы записи, необходимо проверять: не ссылается ли какая-нибудь запись второй таблицы на ту, которую мы хотим удалить.  Обязанность поддержания этой целостности в зависимости от используемой СУБД ложится либо на систему, либо на плечи программиста.

 

Лекция 3

  • §9 Поиск. Индексация.

Как уже отмечалось ранее, одними из функций ИС являются просмотр и поиск, а также выборка информации. Поиск можно осуществлять по значению конкретного поля. Пример.

Скорость поиска по полю можно увеличить в сотни и тысячи раз, если упорядочить записи в таблице по этому полю. В этом случае используется специальный алгоритм поиска.

Упорядочить записи по выбранному полю можно двумя способами:

  • Физически изменить порядок записей внутри таблицы (т.е. перезаписать таблицу).

Но на перезапись всей таблицы тратится время и дисковое пространство. Поэтому обычно идут другим путем.

  • Виртуальная сортировка при помощи индекса (таблицы мы не трогаем, но создаем для них т.н. «индексы»).

03

 

0001

25

зеленый

19

 

0002

33

красный

25

 

0003

19

белый

33

 

0004

03

рыжий

Индекс                         Таблица

Индекс - таблица, с которой связана процедура, получающая на входе информацию о некоторых значениях атрибутов и выдающая на выходе информацию, помогающую найти запись или группу записей, которые имеют заданные значения атрибутов.

Основной индекс  получает в качестве входной информации главный ключ. Индексный файл - файл, в котором хранится индекс.

Способы поиска в индексном файле:

  1. Последовательное сканирование файла (Самый неэффективный).
  2. Блочный поиск (Определяется величина блока, записи группируются в блоки и каждый блок проверяется по одному разу до тех пор, пока не будет найден нужный блок, затем поиск идет внутри найденного блока).
  3. Двоичный поиск (Рассматривается запись, находящаяся в середине области, в которой выполняется поиск и ее ключ сравнивается с поисковым ключом. Затем поисковая область делится пополам и процесс повторяется).

 При поиске система быстро находит в индексном файле требуемое значение ключа, а затем читает искомую запись по ее номеру.

 

Таблица, для которой существует индекс, называется индексированной. Система индексирования образует мощный аппарат поиска и просмотра в базах данных.

Индексные файлы применяются не только для быстрого поиска конкретных записей, но и для многих других целей. Например, с помощью индексных файлов мы можем просматривать таблицы в любом порядке.

 

  • §10. Запросы.

Запрос(Query) - это ряд вопросов к имеющимся данным, результатом выполнения которого является некоторое подмножество данных. Запросы позволяют просматривать данные из полей одной или нескольких таблиц, отвечающих определенным критериям. 

Например, работая с таблицей, содержащей информацию о продажах, можно задать следующие вопросы:

  • Каков общий объем продаж за неделю, месяц, год?
  • Каких товаров продано больше всего?
  • Как продажи распределяются по штатам?

И многие другие.

Способы создания запросов:

  1. Использование средств QBE (Query By Example), запрос по образцу - способ, наиболее привлекательный для начинающих программистов. QBE - интерактивная среда, в котором запрос формируется в основном при помощи мыши, перетаскивая нужные вам поля в определенные области диалогового окна.
  2. Использование команд SQL (Structured Query Language), язык структурных запросов - стандартизованное ANSI средство манипуляции данными. Различные СУБД поддерживают свои собственные диалекты SQL. К тому же, в зависимости от того, какая СУБД выбрана, существуют различные пути ввода команды SQL в память компьютера.

 

Обзор рынка СУБД:

  1. СУБД, предназначенные непосредственно для разработки локальных пользовательских приложений БД, т.е. приложений, работающих на одном локальном компьютере, либо в компьютерной сети. При этом БД может располагаться на файл-сервере (или нескольких файл-серверах), в качестве которого может использоваться наиболее мощная из ПЭВМ, объединенных в сеть. Функции файл-сервера заключаются, в основном, в хранении БД и обеспечении доступа к ним пользователей, работающих на различных компьютерах. Эти функции обеспечиваются, как правило, той же СУБД, которая работает и на компьютерах пользователей. Эта схема работает при не очень больших объемах данных. При увеличении числа компьютеров в сети или ростом БД производительность резко падает. Это связано с увеличением данных, передаваемых по сети, так как вся обработка происходит на компьютере пользователя. Например, если нужны пара строк в большой таблице на сервере, то сначала вся таблица перекачивается на компьютер пользователя, а затем СУБД отбирает нужные записи.

Примеры:

Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Access, Paradox for Windows, Borland Delphi, dBase for Windows.

 

  1. СУБД, выполняющие функции управления базами данных архитектуры клиент - сервер. Они являются источником генерации и управления нужными данными.

Примеры:

Microsoft SQL Server, Oracle, IBM DB2, Sybase. 

 

Основы технологии клиент - сервер:

Приложение разделяется на две части  Front-End  (клиентская часть) обеспечивает графический интерфейс и находится на компьютере пользователя. Back-End (сервер) обеспечивает управление данными, разделение информации, администрирование и безопасность и находится на специально выделенных компьютерах или мэйнфреймах. При технологии клиент-сервер клиентское приложение (front-end) формулирует запрос к серверу (back-end), на котором выполняются все команды. Результаты команд посылаются затем клиенту для использования и просмотра.

Microsoft SQL Server является на сегодняшний день одним из наиболее мощных серверов БД.

 

Важным этапом в построении приложения клиент-сервер является установка связи клиентского приложения с источником данных, находящимся на сервере БД. Различные средства разработки используют несколько технологий обеспечения доступа к данным. Одним из стандартов является ODBC (Open Database Connectivity) - открытый доступ к данным, общее определение языка и набор протоколов. ODBC позволяет клиентскому приложению, написанному, например на Access, работать с командами и функциями, поддерживаемыми сервером. В качестве сервера может выступать любой сервер БД, имеющий драйвер ODBC(MS SQL Server, Oracle и т. д.). ODBC определяет минимальный набор SQL команд и набор функций вызова, механизм для вызова специфических для сервера возможностей.

 

Язык запросов SQL.

С помощью языка SQL можно создавать запросы к реляционным БД, актуализировать их и управлять ими. Когда пользователь проектирует QBE запрос в окне, Access формулирует на заднем плане соответствующий SQL - запрос.

SQL запрос состоит из последовательности SQL - инструкций. Они задают то, что нужно сделать с входным набором данных   для генерации выходного набора. Результаты запроса можно обработать с помощью специальных анализирующих функций (aggregate functions).

Основные SQL инструкции:

INSERT INTO;

DELETE;

SELECT ... INTO;

UPDATE.

Основа большинства SQL- запросов составляет инструкция SELECT, важнейшие параметры которой приведены в списке:

 

SELECT Список полей

            FROM Имена_таблиц

            WHERE Критерий_поиска

            IN Имя_базы_данных

            ALL, DISTINCT - предикаты

            Таблица1 INNER JOIN Таблица2

            GROUP BY Список_полей

            ORDER BY Список_полей

 

Рассмотрим на примере базы данных «Библиотека».

Таблица «Писатели».

id

sname

name

lname

State

nation

year_b

Note

Счетчик

Фамилия

Имя

Отчество

Страна

Национальность

Год р.

Примечание

 

Таблица «Книги».

id

author

title

year

publisher

Category

Note

Счетчик

Автор

Название

Год

Издательство

Жанр

Примечание

 

Пример1.

SELECT Книги . Title, Книги . year

FROM Книги

WHERE Книги .Title = «Овод»;

 

Пример2.

SELECT Писатели.*

FROM Писатели;

 

Пример3.

SELECT ALL *

FROM Книги;

 

Пример4.

SELECT DISTINCT sname, name, lname

FROM Писатели, Книги

WHERE Писатели . id = Книги . author;

 

Пример5.

SELECT sname, name, lname, title

FROM  Писатели , Книги

WHERE Писатели. id = Книги . author

ORDER BY sname  DESC;

 

Агрегатные функции :

Count - определяет численность:

First/Last - определяет первое и последнее значения:

Min/Max - определяет стандартное отклонение ;

Avg - определяет среднее значение;

Sum - определяет сумму.

 

Пример1.

SELECT Count (*) FROM Книги  

 

Пример2.

SELECT First(year) FROM Книги

WHERE title = «Пятнадцатилетний капитан»;

 

SELECT Last(year) FROM Книги

WHERE title = «Пятнадцатилетний капитан»;

 

Пример3.

SELECT Min(year) FROM Книги

WHERE Title = «20 тысяч лье под водой»;

 

SELECT Max(year) FROM Книги

WHERE Title = «20 тысяч лье под водой»;

 

Пример4.

SELECT Avg(year) FROM Книги WHERE year > 1965;

 

Пример5.

SELECT Sum(year) FROM Книги

WHERE Title = «Серая магия»;

 

Задание 1. Создание БД, таблиц, форм.

 

1. Создать базу данных под названием «Библиотека», состоящую из таблиц:

Таблица «Писатели» содержит личную информацию о писателях (фамилия, имя, отчество, страна проживания, национальность и т.д.).

Таблица «Книги» содержит информацию о написанных ими книгах, в том числе о разных изданиях одного и того же произведения (название, год издания, издательство, жанр книги и т.д.). 

Таблица «Писатели».

id

sname

name

lname

State

nation

year_b

Note

Счетчик

Фамилия

Текст

Имя

Текст

Отчество

Текст

Страна

Текст

Нац-ть

Текст

Год р.

Дата

Прим -е

Memo

 

Таблица «Книги».

id

author

title

year

publisher

Category

Note

Счетчик

Автор

Число

Название

Текст

Год

Дата

Издательство

Текст

Жанр

Lookup W

Примечание

Memo

 

Настроить для них тип и формат полей, подписи, индексацию, обязательное поле и т. д.

 

  1. 2.   Установить связь между таблицами в окне «Схема данных». Связь осуществить : Писатели .id => Книги . author . Связь типа «один - ко - многим».
  2. 3.   Заполнить таблицу «Писатели» 10 записями; таблицу «Книги» 25 записями.
  3. 4.   Создать форму для просмотра базы данных, воспользовавшись Мастером Форм. Создать несколько форм, используя разные стили. Скорректировать внешний вид форм в конструкторе форм. Изменить некоторые записи при помощи созданных форм.

 

Задание2.Создание запросов, отчетов.

  1. Создать следующие запросы :
  • Список всех книг выбранного автора (Список книг).
  • Список фамилий писателей, сведения о которых имеются (Список писателей).
  • Список всех книг выбранного жанра (Выбранный жанр).
  • Вывести список изданий одной книги конкретного автора (Список изданий).
  • Вывести список книг изданных в указанный период (Список п_книг).
  1. Создать следующие отчеты :
  • Список произведений и их авторов с группировкой по жанрам (Каталог по жанрам).
  • Список произведений и их авторов с группировкой по авторам (Каталог по авторам).

 

Примечание : Все отчеты снабдить эмблемой и красиво расположить на странице, нужные места выделить обрамлением и т.д. Посмотреть результаты отчетов в режиме предварительного просмотра.

 

Предлагаю дидактический материал для закрепления действий «Перенос», «Копирование», «Поворот», «Отражение» и понятия «слой» в графическом редакторе. Апробировано на занятиях студии компьютерной графики во 2-3 классах.

Дидактический материал для работы в графическом редакторе.docx 

Предлагаю для закрепления учащимися понятия "слой", умения продумывать этапы создания рисунка, простые графические алгоритмы. Используя подобный прием легко нарисовать, практически, любое животное. 

Апробировано на занятиях студии компьютерной графики во 2-3 классах.

Рисование зверушек.docx

 

Предлагаю для построения различных рисунков в графическом редакторе MS Paint использовать графические алгоритмы. Дети легко и с интересом пользуются алгоритмами-подсказками при создании различных композиций. Апробировано на занятиях студии компьютерной графики во 2-3 классах.

Графические алгоритмы.docx

Уважаемые коллеги, прошу вас ознакомиться с данной вакансией. Подробно вы можете посмотерть на сайте: https://www.superjob.ru/vakansii/uchitel-matematiki-i-informatiki-31224094.html

Обратите внимание, что очень удобно совмещать свою работу в школе с занятиями с ребятами в нашем клубе. Занятия у нас начинаются в 17-00. 

Находимся в центре города - ХИИК, Техникум связи, ул. Ленина, 58. 

По данному напровлению мы проводим обучение Вас как педагога. Для вашей комфортной работы у нас множество готовых уроков, методическая и материальная база полностью опробаваны, внедренны и успешно применяются уже более 3-х лет. 

Подыскиваем инициативных, увлеченных людей. Пунктуальность, ответственность, исполнительность, амбициозность, желание побеждать в конкурсах, любовь к детям, обязательны :).

От вас желание работать, остальному мы научим, не нужно опасаться новшеств, у нас хороший коллектив который поможет включится в работу! 

Все вопросы вы можете задавать по телефону: 93-25-65 или ватсап 8-924-403-25-65.

Электронная почта: robotrack27@gmail.com

Наш сайт: робототехника-хабаровск.рф

Спасибо. 

План- конспект урока

Преподаватель: Мохова Наталья Николаевна

Место работы: МКОУ СОШ с.Калинка Хабаровского края

Предмет: информатика

Тема: «Компьютерная презентация».

Класс: 8

Цели урока:

  • Учащиеся научатся  систематизировать свои знания по теме Компьютерная презентация  и получат возможность научиться создавать гиперссылки в презентации.

Задачи урока:

  • развивать познавательную активность, интерес к информатике;
  • развивать индивидуальные способности учащихся, потребность к самообразованию;
  • развивать патриотизм у учащихся.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация и актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Практикум.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите перед собой, у вас на партах лежат оценочные листы, которые вы будете заполнять на протяжении всего урока. 

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, с каким неотъемлемым понятие в жизни каждого современного человека мы с вами познакомились на прошлом уроке. Правильно! Мультимедиа.

Сегодня на уроке мы приступим к изучению новой темы, но для начала давайте посмотрим, как вы усвоили ранее изученную тему запишите свою фамилию имя и приступаем к ответам на тест. (приложение 1)

Взаимопроверка теста. Выставление оценок в оценочный лист.

А если мы в одном документе объединим мультимедиа, цифровой и аналоговый звук, графику, текст, что мы получим? Что часто учителя используют  на уроках и на этом тоже? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Правильно, компьютерные презентации.

Итак, открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока «Компьютерные презентации».

3. Изучение нового материала.

Как вы считаете, что обозначает слово «презентация»? Слово «презентация» обозначает представление, демонстрацию.

Где вы встречаетесь с компьютерными презентациями? На нашем уроке мой рассказ так же сопровождается презентацией.

Из чего состоит презентация? Презентация состоит из страниц, которые называются слайдами. Давайте запишем в тетради слад-это электронная страница в презентации.

Подумайте и попробуйте сами дать определение презентации.

Теперь мы обобщим все сказанное вами и запишем, что представляет собой презентация.

Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук.

Но презентации бывают нескольких видов.

  1. 1.     Презентация со сценарием – показ слайдов под управлением ведущего. Пример такой презентации мы встречаем на уроках информатики. Есть последовательность слайдов, которые могут содержать «плывущие» по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. Я являюсь ведущим, так как я сопровождаю показ слайдов дополнительным материалом и сама определяю время демонстрации каждого слайда. Все шире эта форма презентации используется в учебной и внеурочной работе школьников.
  2. 2.     Непрерывно выполняющаяся презентация – не предусмотрен диалог компьютера с пользователем и нет ведущего. Такие презентации вы можете встретить на различных выставках. Например, на выставке картин начинающего художника вы можете увидеть мультимедийный проектор, который проецирует на экран небольшой ролик о художнике, содержащий его фотографии, биографию и основные работы. Вы являетесь   зрителем. У этого ролика нет ведущего. Слайды переключатся автоматически через определенный промежуток времени, заданный создателем.
    1. 3.       Интерактивная презентация – предусмотрен диалог между пользователем и компьютером. В этом случаем презентацией управляет не ведущий, а сам зритель (пользователь), т.е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а так же объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации.

Вы, ребята, уже знакомы с программой Microsoft PowerPoint. Вы научились устанавливать дизайн, вставлять картинки, текст, причем все это мы умеем делали соблюдая правила создания презентаций, с которыми я вас знакомила на прошлых уроках. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться создавать гиперссылки между слайдами.

Но тема ваших презентаций не будет связана с информатикой, а будет связана с великим праздником, который совсем скоро будет праздновать вся страна. Какой это праздник, ребята? Правильно день Победы в Великой Отечественной Войне.

4.  Практикум.

Повторим ТБ работы за компьютером. Проходим за рабочие места, на каждом рабочем месте лежит текст лабораторной работы с пошаговой инструкцией. На рабочем столе папка "Герои ВОВ", в которой вы найдете все необходимое для работы.

Лабораторная работа "создание гиперссылок в презентации"

Цели работы: получить возможность научиться создавать кнопки и гиперссылки в программе PowerPoint.

Задание:

Создать в программе PowerPoint презентацию с меню-иллюстрациями и гиперссылками, используя файлы папки «Лабораторная работа».

Порядок выполнения:

1. Запустите программу Microsoft PowerPoint (Пуск- Программы- Microsoft Office- PowerPoint).

2. Титульный лист оформляем по правилам создания презентации (название организации, название презентации, кто выполнил, кто проверил, дизайн). 

3. Вставить пустой слайд сразу после титульного и поместить на него уменьшенные копии иллюстраций так, чтобы  получилось меню. (см.рисунок)

 

4. Возле каждой иллюстрации размещаем кнопки (вставка- Автофигуры- фигура крест- разворачиваем его на 45о,уменьшив и залив цветом).

5. На каждом следующем слайде поместите по одной из иллюстраций с текстом о них (информация расположена в папке "лабораторная работа").

6. Для каждой кнопки второго слайда создайте гиперссылку (Вставка – Гиперссылка – место в документе – слайд, на котором расположена картинка и текст о ней).

7. На втором слайде добавьте надпись «Щелкните по крестику для просмотра репродукции» (или подобную инструкцию).

8. На каждом слайде создайте кнопку "меню". (выполнение по пункту 4- 6, знак выбрать любой) для возврата на второй слайд.

9. Проверьте работу кнопок запустив просмотр презентации.

10. Сохраните презентацию в папку "Лабораторная работа", назвав ее класс_фио.

Демонстрация работ с помощью проектора.

Итак, мне хотелось бы закончить демонстрацию презентаций данным стихотворением.

Никто не забыт (А. Шамарин)

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

5. Подведение итогов.

Давайте подведем итог.

1. Что мы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня на уроке мы изучили тему «Компьютерные презентации» и создали презентацию с применением гиперссылок.)

2. Давайте вспомним:

  1. Для чего нам необходимо изучать данную тему?
  2. Что представляет собой презентация?
  3. Какие бывают виды презентации и чем они отличаются друг от друга?

3. Что необходимо продумать перед созданием презентации? Молодцы! Итак, выставите оценки в оценочные листы.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

§26, составить план презентации на любую тему, и принести на флеш- носителе информацию для нее( картинки, текст, и т.д.).

Рефлексия.

 

 

Скажите, пожалуйста, сколько страниц должно быть в портфолио (без приложений)? Я не могу найти нигде такую информацию.

Данный урок представляю в качестве примера формирования инженерного мышления и технической культуры.

Тема:"Циклические алгоритмы" в 9-ом классе.

На уроке обучающимся предлагается решить техническую задачу обеспечения функционирования технического средства – промышленной швейной машины.

Конспект урока.pdf

Презентация к уроку.pptx

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Учителя информ@тики

312 участников, открытое
Сообщество учителей информатики Хабаровского края
Join_network
Календарь
январь 2019
декабрь 2018
ноябрь 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6