Загрузка...

Учителя информ@тики

Сообщество учителей информатики Хабаровского края
     

Критериальное оценивание

12.07.16, 09:11

С 2010 года в российском образовании реализуются стандарты второго поколения. Вот уже третий год Математический лицей является пилотной площадкой по реализации ФГОС в основной школе.

Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями, при этом условно – формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка.

Основными функциями оценки являются: констатирующая (информационная), контролирующая, регулирующая. Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, можно  сказать, что она не выполняет перечисленные функции. Основные причины этого следует искать не  столько в способе формального выражения результатов оценивания, сколько в подходах к оцениванию.

Недостатки пятибалльного оценивания:

1)Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику

2)Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя

3)Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания

4)Ученик не учится контролировать себя сам

Цели, задачи и принципы оценивания:

1)Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов  обучения в соответствии с учебной программой;

2)Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для  выявления  особенностей организации  учебного процесса и усвоения учебного материала;

3)Внесение корректив в организацию учебного процесса.

Задачи оценивания:

1)Определение уровня  подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.

2)Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция   индивидуальной  траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения

3)Мотивирование   учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

4)Дифференцирование  значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности

5)Отслеживание эффективности учебной программы

6)Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями

Принципы оценивания:

1.Создание условий для достижения учащимися наивысших результатов.

2. Ученик и учитель должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые  должны быть предельно ясными для того и другого.

3.Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

4.Обратная связь между учеником и учителем.

Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения обучающимися единого для всех содержания образования, но и глубины и объёма их индивидуальных знаний, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий учащихся.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах, а учитель видит направления коррекционной работы.

1) Этапы формирования оценочной деятельности:

2) Постановка задачи (что предстоит сделать и где можно использовать данный навык);

3)План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);

4)Критерии оценивания;

5)Оценивание;

6) Выработка дальнейших действий.

Что делает учитель:

1)Выделяет что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;

2)Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;

3)Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;

4)Помогает ученику построить план дальнейшей деятельности.

Что делает ученик:

  • Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;
  •  Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;
  •  Совместно с  учителем определяет критерии оценивания;
  • Оценивает свою работу;
  •  Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.

Алгоритм выработки критериев

1)При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;

2)Выделить формируемое умение;

3)Определить пошаговые операции выделенного умения;

4)Из пошаговых операций выделить критерии;

5)Составить таблицу критериев.

Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями

Измерители качества усвоения предмета

Основные параметры критериального оценивания

Составление рубрики оценивания по предмету

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий