Правило печеньки появилось на свет случайно, но за последние две недели
вошло в мою жизнь так прочно, что не поделиться такой полезной вещью с
друзьями было бы просто безнравственно.
Я сидел на бревне у
костра в Канаде и вполуха слушал концерт, пытаясь не пропустить момент
своего выхода. Сидевшая рядом еще почти незнакомая прекрасная девушка
вдруг повернулась ко мне и сказала: "Хочешь печеньку?"
Печеньку??
Перед выступлением? Чтобы ее крошки забились в каждый уголок моей
несчастной гортани и щекотались во время пения? Хуже этого могут быть
только семечки, от которых голос вообще пропадает.
- Вообще-то не хочу, - сказал я. - Но тем не менее я ее возьму, потому что мне приятно, что мне ее даешь ты.
Помолчав несколько секунд, я добавил:
- Хм, в конечном итоге, значит, получается, что я ее все-таки хочу.
С этими словами я взял печеньку и мужественно ее сжевал.
Это
на первый взгляд незначительное происшествие положило начало длинному
разговору, в котором мы уже в тот самый вечер неоднократно возвращались к
злополучной печеньке. Дело в том, что "Правило печеньки", как
оказалось, очень наглядно иллюстрирует один из типов самообмана, которым
мы все в большей или меньшей степени увлекаемся. Такой самообман
сводится к искусному оправданию собственных поступков диаметрально
противоположными мотивами.
Если вдуматься, это гениальное
изобретение. С помощью несложной манипуляции словами мы спокойно
принимаем рассуждение в стиле "А, следовательно не-А". Я не хочу брать
печеньку, следовательно я ее беру. Как я могу оправдать такое? Очень
просто: "на самом деле", говорю я себе, я не хочу ее брать; но
сложившиеся обстоятельства вынуждают меня делать то, что я не хочу.
Правило печеньки вскрывает несостоятельность этого рассуждения: раз
взял, говорит оно, значит хотел, а остальное - из области
самооправданий, а, следовательно, от лукавого.
Мы, вообще, любим
говорить: "Я хочу, но не могу". Из Правила печеньки неизбежно следует,
что так не бывает. Если я делаю то, что якобы не хочу, значит я этого
хочу - только и всего. А если уж чего-нибудь действительно не хочу - то
тогда и не делаю, даже если мне угрожает гибель. Все остальное - лишь
потуги хорошо выглядеть перед самим собой.
Даже попытки
дискредитировать Правило печеньки, объявив его юношеским максимализмом,
не достигают цели, ибо Правило самой своей сутью опровергает этот
аргумент. Если ты взрослый и умный, говорит оно, это значит только то,
что ты согласен (т.е. хочешь) ради своего выживания делать больше вещей,
чем ты хотел в юности - даже если эти вещи не являются
высоконравственными. Иными словами, готовность пожертвовать своими
идеалами во имя выживания или комфорта - не что иное, как желание ими
пожертвовать. Причем в этом нет ничего плохого - не нужно только
скрывать это свое желание, и притворяться, что делать это тебя
заставляют обстоятельства, к которым ты лично касательства не имеешь.
Правило
печеньки применимо еще ко многим ситуациям, построенным на такого рода
противоречиях. Приведу лишь один пример: "Я тебя понимаю, но я с тобой
не согласен". Следуя Правилу, можно либо понимать, либо не понимать:
настоящее понимание подразумевает согласие.
Правило печеньки
прочно вошло в мой арсенал инструментов по разыскиванию тараканов в
собственной голове. Регулярное применение его сильно облегчает жизнь,
поскольку избавляет от ненужного кривляния перед самим собой, а, значит,
на шаг приближает меня к кипарису во дворе. Надеюсь, что и вам, друзья
мои, оно принесет такую же пользу.
(с) Сергей Коновалов