«Мало почувствовать себя счастливым библиотекарем, надо, чтобы читатели были счастливы работать с вами» (Мелвин Дьюи). В Международный День школьных библиотек, который ежегодно с 2006 года отмечается в России, хочется поздравить всех школьных библиотекарей края и пожелать им успеха в профессии, новых творческих проектов, признания, которого они заслуживают. Хорошими читателями не рождаются, ими становятся в хороших библиотеках, где много интересных и красивых книг, где библиотека – гостеприимный дом, где уютно и комфортно, где можно не только получить нужную информацию, но и отдохнуть, развлечься, найти свой круг общения и по - настоящему полюбить книгу, где рождаются самые интересные идеи, которые воплощаются в делах. Школьная библиотека, какая она сегодня? Какие изменения должны произойти в её работе, чтобы она выполняла поставленные перед ней задачи последними нормативными документами Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров», «Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования»: формирование у читателей метапредметных навыков и умений, реализация свободного выбора учащимися путей освоения образовательного пространства, создание условий для развития читательских компетенций, создание комфортной библиотечно-информационной и образовательной среды и многое другое. Введение Федеральных образовательных стандартов общего образования делает необходимым творческое переосмысление всех этапов библиотечной работы с учётом современных требований. В современных реалиях нашего времени я бы назвала школьную библиотеку школой, в которой воспитывается читатель. Книга, подлинно художественное произведение, возвышает и гармонизирует душу читателя. А библиотекарь-посредник между автором и читателем. Посредник важный, незаменимый. Школьная библиотека с системой библиотечных уроков, со своими мероприятиями делает важное дело, занимается творчеством душ своих читателей. Школьная библиотека более, чем любая другая, приближена к ребенку. Именно здесь формируется потребность в чтении. Именно поэтому школьный библиотекарь призван играть особо важную педагогическую роль в развитии грамотности, детского чтения и формирования лучших человеческих качеств. Задачу формирования метапредметных результатов у читателей невозможно решить без коренных изменений, без внедрения в работу инноваций, без трансформации библиотечных процессов. Включенность в жизненное пространство и учебный процесс школы делают работу библиотеки в этом направлении особенно важной. Подбирая наиболее эффективные средства библиотечного обслуживания, библиотекарь создаёт условия для достижения учащимися личностных результатов. Разнообразные библиотечные проекты, коллективные творческие дела, игры помогут сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Создание родословной семьи, участие в работе исторического клуба формирует основы российской гражданственности, идентичности, чувство гордости за свою Родину. Производство тематических видеороликов, выпуск плакатов и т.п. формируют установку на здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду. А использование в работе информационно-коммуникативных, исследовательских, проектных технологий, технологий работы с информацией помогают достичь метапредметных результатов, овладеть навыками смыслового чтения. Работа по реорганизация школьных библиотек в информационно-библиотечные центры (ИБЦ) началась еще в 2014 году, когда в крае был запущен проект «Школьная библиотека: сегодня и завтра». Цель проекта: профессиональная поддержка библиотекарей общеобразовательных организаций Хабаровского края в функционировании библиотеки как современного информационно-библиотечного центра школы. В результате реализации проекта планировалось создание и увеличение количества новых моделей библиотек общеобразовательных организаций, расширение спектра библиотечно-информационных услуг, оптимальное использование документальных и информационных ресурсов, как своего центра, так и других организаций, удовлетворение потребностей пользователей в специально разработанных новых видах и формах информационных образовательных средств для самостоятельных занятий по учебным предметам и различным спектрам воспитательного процесса с использованием Интернета, повышение профессиональной компетентности библиотечных работников, улучшение оперативности и комфортности обслуживания пользователей путем использования новых образовательных и информационных технологий. В настоящее время в Хабаровском крае уже функционирует 22 информационно-библиотечных центра в 17 муниципальных образованиях Прошедший в апреле краевой конкурс «Лучший информационно-библиотечный центр - 2016», показал, что в крае успешно идет преобразование традиционных школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Все модели ИБЦ созданы с учетом специфики самих организаций и направлены на решение следующих задач: формирование ресурсов на основе информационных образовательных ресурсов Интернета, создание и размещение собственных ресурсов на сайте организации, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, повышение информационной компетентности библиотечных работников, повышение привлекательности и комфортности библиотек. В результате конкурсного отбора были определены 4 информационно-библиотечных центра (ИБЦ) и региональный ресурсный ИБЦ ( РРИБЦ) на базе библиотеки краевого государственного автономного образовательного учреждении "Краевой центр образования», отвечающих современным требованиям. Победителями и призерами конкурса стали: ИБЦ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №32 г. Комсомольска-на-Амуре (педагог-библиотекарь Блещавцева Елена Валентиновна); ИБЦ гимназии №45 г Комсомольска-наАмуре (педагог-библиотекарь Чурсина Елена Юрьевна); ИБЦ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №6 г Амурска (заведующий библиотекой Шилинцева Лиля Ивановна); ИБЦ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №4 г. Николаевска-на-Амуре (педагог-библиотекарь Павлова Елена Геннадьевна). Все они приказом министерства образования и науки Хабаровского края назначены федеральными стажировочными площадками, где будет аккумулироваться, и распространяться инновационный опыт библиотек края, проводиться семинары, вебинары с участием ведущих специалистов Москвы и других регионов России. Управлять качественно иным содержанием деятельности ИБЦ должен специалист совершенно иной формации. Необходимой становится двойная квалификация данного специалиста «педагог-библиотекарь», который становится одной из ключевых фигур, проводником информационной культуры, осуществляющим дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. Эффективное использование новых технологий – не простая задача для современного библиотекаря. Ее решение требует наличия определенных знаний, умений и навыков. Искать идеи, использовать их, трансформировать их под себя, внедрять и изменять. Необходимым условием изменения кадрового ресурса является повышение квалификации специалистов в сочетании с их мотивацией к изменениям. Именно такой специалист нужен современной библиотеке, информационно-библиотечному центру. КомментарииЛидия Петровна. спасибо за поздравления и за умную содержательную статью. Оставлю её копию у себя в документах. Многие моменты из неё пригодятся в работе с педагогами, родителями и коллегами. Для многих еще не ясен статус и содержание работы педагога-библиотекаря, а у вас он изложен очень компактно и доходчиво. Поздравляю всех кто имеет отношение к профессии школьный библиотекарь! С уважением Елена Валентиновна. Елена Валентиновна, спасибо за добрые слова! Будем сотрудничать. С уважением, Лидия Петровна Часто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
Лидия Кармановская
Был(а) вчера
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||