Загрузка...

Социальный лифт

Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска
     

Техника работы с жизненной историей ребёнка

05.03.19, 04:08
Автор ermvika

Нет ни одного ребёнка, который, рано или поздно, не начал бы расспрашивать своих близких о прошлом. Даже те дети, которые потеряли свою семью в раннем возрасте или никогда её не имели, стараются узнать и понять своё прошлое.

У ребёнка, потерявшего свою семью в возрасте старше двух лет, больше воспоминаний и более сильные чувства в отношении своей кровной семьи. Их травмирующий опыт сильнее, чем у детей без долгой истории жизни в кровной семье. Под «травмой» подразумевается и неблагополучная жизнь в семье, и преждевременное расставание с ней, которое для ребёнка означает невозможность быть любимым. У детей, не имеющих воспоминаний о родителях, у которых они родились, по мере взросления тоже возникают переживания в связи с их происхождением.

Ребенок, который проживает в детском доме очень нуждается в поддержке и психолого-педагогической реабилитации. Методика «Книга жизни» отлично подходит для работы с ребенком оказавшимся в этой ситуации. В ситуации , когда он остался по каким-либо причинам без семьи. Ведь причины этого могут быть не одна, их гораздо больше.

ЧТО такое «Книга жизни»?

  • Это хронологически последовательное изложение жизненной истории ребёнка с момента его рождения.
  • Восстановленная история кровной семьи.
  • История продолжается и после попадания ребёнка в приёмную семью.

Трудная задача «сопровождения» ребёнка по его истории жизни приводит к формированию адекватных представлений о прошлом и сохранению способности к доверию взрослым, которые его окружают.

С технической точки зрения «Книга жизни» — это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию.

 

История жизни ребёнка

  • Ø рассказ о жизни ребёнка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами, включая объяснение, почему и как он остался вне кровной семьи;
  • Ø история жизни ребёнка, начинающая с его рождения, написанная для него;
  • Ø «Книга жизни» предназначена для того, чтобы восстановить хронологию жизни ребёнка, сохранить положительную информацию о семье и событиях прошлого и помочь справиться с негативом.

Структура работы с «Книгой жизни»

Почему? (что вынуждает)

«Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются по мере  взросления. Положение детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимо с состоянием человека, пережившего потерю памяти и сознающего это.

Зачем? (желаемая цель)

Основная задача — помочь ребёнку расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на всё, что с ним произошло.

Функции «Книги жизни»

1. Внесение хронологии в жизнь ребёнка, формирование целостного представления о себе и своём жизненном пути, установление связей между прошлым, настоящим и будущим.

2. Отделение реальности от фантазий, заполнение «пробелов». Преодоление чувства  бессмысленности.

3. Помощь в осмыслении и «обезболивании», насколько это возможно, трудной информации о прошлом, для чего необходимо распознать и разобраться с сильными эмоциями, связанными с прошлыми событиями жизни.

4. Сохранение воспоминаний о позитивных событиях, фактах, людях, признание того хорошего, что было у ребёнка в прошлом, возможность отдать ему дань уважения.

5. Формирование и поддержание отношений привязанности, повышение доверия к взрослым.

6. Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторения негативного семейного сценария. Направление на сохранение, в приемлемом варианте, близости ребёнка с кровной семьей без повторения им плохих поступков родителей.

Структура работы с историей жизни может быть представлена как последовательные ответы на восемь вопросов «кто? где? когда? как? почему? зачем?»

КТО?

Взрослый человек, имеющий информацию о прошлом ребёнка, имеющий представление о том, как работать  «Книгой жизни»

ГДЕ?

«Книга жизни» начинается в учреждении, она по желанию ребёнка хранится либо у него, либо у специалиста учреждения. «Книга жизни» сопровождает ребёнка во всех перемещениях, фактически она является собственностью ребёнка, и читать её могут только самые близкие взрослые.

КОГДА?

«Книгу жизни» можно создавать с дошкольниками от 3-х лет, но от взрослых потребуется особая креативность.

Чем в более раннем возрасте начата такая работа, тем более естественно воспринимает её ребёнок.

Как? Порядок работы

Выбор материала

Альбом для рисования/большая тетрадь. Фотоальбом, в котором можно хранить тексты, фотографии и даже небольшие предметы.

Украшения

Активно используются элементы декорирования. Обязательно создаётся  обложка с надписью «Книга жизни».

Первый лист

Обычно оформляется как личное обращение родителей/специалиста к ребёнку. Например, возможен такой вариант: «Сегодня такое-то число 2018 года, тебя зовут… Мы начинаем составлять «Книгу жизни». Главный смысл личного послания-обращения в подчёркивании значимости самого ребёнка.

На следующей странице можно поместить фотографию ребёнка (в настоящее время).

Три варианта начала ведения книги: с рождения, с описания настоящего времени (жизнь в приёмной семье или жизнь в учреждении) или с планов на будущее (о чём мечтает ребёнок).

В числе первых страниц находится лист, где на одной линии (прямой, ломанной, извилистой) обозначены все перемещения ребёнка до настоящего времени. В качестве условных обозначений могут быть домики, и это будут основные места пребывания: роддом, место, где ребёнок оказался после роддома и т.д.

Следующая важная тема  — это рождение ребёнка, появление его на свет.

Документы на этой странице: копия свидетельства о рождении, данные при рождении ребёнка (рост, вес, состояние здоровья), младенческие фотографии, если есть.

В комментариях обязательно должно быть отражено, что прежде чем малыш рождается на свет, его биологическая мама девять месяцев носит его в животе. Рождение никогда не бывает случайностью или следствием досадно ошибки. Если ребёнок родился — значит, он был нужен.

Следующая тема — кровная семья.

Это информация о матери и отце, всех возможных кровных родственниках.

Задача взрослых — помочь воспитаннику задействовать положительный родовой ресурс и сознательно противостоять слабостям и негативным чертам, которые свойственны кровным родственникам и с которыми может столкнуться сам ребенок.

Обсуждая с ребёнком тему появления на свет, необходимо проговорить, что только благодаря любви, люди, объединённые общей судьбой и самой жизнью, становятся родными, и, что есть два основных пути дальнейшего жизнеустройства детей:

1.Когда ребёнок родился и дальше воспитывается в семье.

2. Когда родители смогли родить ребёнка, но не могут дать ему ту заботу и любовь, которая ему нужна. Тогда либо он попадает в семью, где его принимают другие родители, либо остаётся жить с другими ребятами в детском доме, где о них заботятся воспитатели.

Общие правила при работе с «Книгой жизни»

1. Приоритет положительной информации: позитивную, ресурсную информацию важно предоставить в материализованной форме. Травмирующую информацию лучше подать сдержанно, используя краткие формулировки: «По словам врачей, причиной смерти матери были побои». Ребёнок понимает, что ему говорят официальную информацию.

2. Опора на факты (ксерокопия документов; биометрические данные; всё, что касается значимых людей; фотографии ребёнка, его рисунки, поделки).

3.Принцип последовательности (информация располагается в хронологическом порядке).

4. Принцип собственности. Взрослый инициирует работу с «Книгой жизни», а ребёнок — в приоритете в вопросах декорирования книги.

Важно помнить, что «Книга жизни» создаётся для ребёнка и должна быть такой, какой он захочет её сделать.

 

«Книгу жизни» может вести не только семья с приёмным ребёнком.

 Благодаря этой технике, можно вспомнить то, что мы забыли, проработать семейную историю, которая включает в себя историю жизни супругов, их родителей и прародителей, опыт прежних браков и связей, которые человек привносит в свою нынешнюю семью. В дальнейшем можно перейти и к семейной реконструкции.

Семейная реконструкция — длительный процесс, где идёт поиск информации, связанной с семейной историей (встречи с бабушками, дедушками, родителями, тетями, дядями, и т.д., написание писем родственникам или запросы в учреждения, сбор фотографий или документов):

– интервью с членами семьи (занятия, места жительства, политические взгляды, интересы, хронические болезни, персональные стили общения, беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое);

– семейное пространство;

– семейные фотографии;

– слайды, любительские кино- и видеофильмы;

– семейный архив  (что хранится? как хранится? зачем? для кого? как долго? кто просматривает или «чистит» архив?);

– традиции, приметы, легенды,

– семейная «поваренная книга».

 

Знание о своих предках и своей семье — «чувство корней» — помогает человеку понять, каково его место в истории его семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий