Нет ни одного ребёнка, который, рано или поздно, не начал бы расспрашивать своих близких о прошлом. Даже те дети, которые потеряли свою семью в раннем возрасте или никогда её не имели, стараются узнать и понять своё прошлое. У ребёнка, потерявшего свою семью в возрасте старше двух лет, больше воспоминаний и более сильные чувства в отношении своей кровной семьи. Их травмирующий опыт сильнее, чем у детей без долгой истории жизни в кровной семье. Под «травмой» подразумевается и неблагополучная жизнь в семье, и преждевременное расставание с ней, которое для ребёнка означает невозможность быть любимым. У детей, не имеющих воспоминаний о родителях, у которых они родились, по мере взросления тоже возникают переживания в связи с их происхождением. Ребенок, который проживает в детском доме очень нуждается в поддержке и психолого-педагогической реабилитации. Методика «Книга жизни» отлично подходит для работы с ребенком оказавшимся в этой ситуации. В ситуации , когда он остался по каким-либо причинам без семьи. Ведь причины этого могут быть не одна, их гораздо больше. ЧТО такое «Книга жизни»?
Трудная задача «сопровождения» ребёнка по его истории жизни приводит к формированию адекватных представлений о прошлом и сохранению способности к доверию взрослым, которые его окружают. С технической точки зрения «Книга жизни» — это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию.
История жизни ребёнка
Структура работы с «Книгой жизни» Почему? (что вынуждает) «Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются по мере взросления. Положение детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимо с состоянием человека, пережившего потерю памяти и сознающего это. Зачем? (желаемая цель) Основная задача — помочь ребёнку расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на всё, что с ним произошло. Функции «Книги жизни» 1. Внесение хронологии в жизнь ребёнка, формирование целостного представления о себе и своём жизненном пути, установление связей между прошлым, настоящим и будущим. 2. Отделение реальности от фантазий, заполнение «пробелов». Преодоление чувства бессмысленности. 3. Помощь в осмыслении и «обезболивании», насколько это возможно, трудной информации о прошлом, для чего необходимо распознать и разобраться с сильными эмоциями, связанными с прошлыми событиями жизни. 4. Сохранение воспоминаний о позитивных событиях, фактах, людях, признание того хорошего, что было у ребёнка в прошлом, возможность отдать ему дань уважения. 5. Формирование и поддержание отношений привязанности, повышение доверия к взрослым. 6. Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторения негативного семейного сценария. Направление на сохранение, в приемлемом варианте, близости ребёнка с кровной семьей без повторения им плохих поступков родителей. Структура работы с историей жизни может быть представлена как последовательные ответы на восемь вопросов «кто? где? когда? как? почему? зачем?» КТО? Взрослый человек, имеющий информацию о прошлом ребёнка, имеющий представление о том, как работать «Книгой жизни» ГДЕ? «Книга жизни» начинается в учреждении, она по желанию ребёнка хранится либо у него, либо у специалиста учреждения. «Книга жизни» сопровождает ребёнка во всех перемещениях, фактически она является собственностью ребёнка, и читать её могут только самые близкие взрослые. КОГДА? «Книгу жизни» можно создавать с дошкольниками от 3-х лет, но от взрослых потребуется особая креативность. Чем в более раннем возрасте начата такая работа, тем более естественно воспринимает её ребёнок. Как? Порядок работы Выбор материала Альбом для рисования/большая тетрадь. Фотоальбом, в котором можно хранить тексты, фотографии и даже небольшие предметы. Украшения Активно используются элементы декорирования. Обязательно создаётся обложка с надписью «Книга жизни». Первый лист Обычно оформляется как личное обращение родителей/специалиста к ребёнку. Например, возможен такой вариант: «Сегодня такое-то число 2018 года, тебя зовут… Мы начинаем составлять «Книгу жизни». Главный смысл личного послания-обращения в подчёркивании значимости самого ребёнка. На следующей странице можно поместить фотографию ребёнка (в настоящее время). Три варианта начала ведения книги: с рождения, с описания настоящего времени (жизнь в приёмной семье или жизнь в учреждении) или с планов на будущее (о чём мечтает ребёнок). В числе первых страниц находится лист, где на одной линии (прямой, ломанной, извилистой) обозначены все перемещения ребёнка до настоящего времени. В качестве условных обозначений могут быть домики, и это будут основные места пребывания: роддом, место, где ребёнок оказался после роддома и т.д. Следующая важная тема — это рождение ребёнка, появление его на свет. Документы на этой странице: копия свидетельства о рождении, данные при рождении ребёнка (рост, вес, состояние здоровья), младенческие фотографии, если есть. В комментариях обязательно должно быть отражено, что прежде чем малыш рождается на свет, его биологическая мама девять месяцев носит его в животе. Рождение никогда не бывает случайностью или следствием досадно ошибки. Если ребёнок родился — значит, он был нужен. Следующая тема — кровная семья. Это информация о матери и отце, всех возможных кровных родственниках. Задача взрослых — помочь воспитаннику задействовать положительный родовой ресурс и сознательно противостоять слабостям и негативным чертам, которые свойственны кровным родственникам и с которыми может столкнуться сам ребенок. Обсуждая с ребёнком тему появления на свет, необходимо проговорить, что только благодаря любви, люди, объединённые общей судьбой и самой жизнью, становятся родными, и, что есть два основных пути дальнейшего жизнеустройства детей: 1.Когда ребёнок родился и дальше воспитывается в семье. 2. Когда родители смогли родить ребёнка, но не могут дать ему ту заботу и любовь, которая ему нужна. Тогда либо он попадает в семью, где его принимают другие родители, либо остаётся жить с другими ребятами в детском доме, где о них заботятся воспитатели. Общие правила при работе с «Книгой жизни» 1. Приоритет положительной информации: позитивную, ресурсную информацию важно предоставить в материализованной форме. Травмирующую информацию лучше подать сдержанно, используя краткие формулировки: «По словам врачей, причиной смерти матери были побои». Ребёнок понимает, что ему говорят официальную информацию. 2. Опора на факты (ксерокопия документов; биометрические данные; всё, что касается значимых людей; фотографии ребёнка, его рисунки, поделки). 3.Принцип последовательности (информация располагается в хронологическом порядке). 4. Принцип собственности. Взрослый инициирует работу с «Книгой жизни», а ребёнок — в приоритете в вопросах декорирования книги. Важно помнить, что «Книга жизни» создаётся для ребёнка и должна быть такой, какой он захочет её сделать.
«Книгу жизни» может вести не только семья с приёмным ребёнком. Благодаря этой технике, можно вспомнить то, что мы забыли, проработать семейную историю, которая включает в себя историю жизни супругов, их родителей и прародителей, опыт прежних браков и связей, которые человек привносит в свою нынешнюю семью. В дальнейшем можно перейти и к семейной реконструкции. Семейная реконструкция — длительный процесс, где идёт поиск информации, связанной с семейной историей (встречи с бабушками, дедушками, родителями, тетями, дядями, и т.д., написание писем родственникам или запросы в учреждения, сбор фотографий или документов): – интервью с членами семьи (занятия, места жительства, политические взгляды, интересы, хронические болезни, персональные стили общения, беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое); – семейное пространство; – семейные фотографии; – слайды, любительские кино- и видеофильмы; – семейный архив (что хранится? как хранится? зачем? для кого? как долго? кто просматривает или «чистит» архив?); – традиции, приметы, легенды, – семейная «поваренная книга».
Знание о своих предках и своей семье — «чувство корней» — помогает человеку понять, каково его место в истории его семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути. КомментарииЧасто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
ermvika
Была давно
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||