Загрузка...

Социальный лифт

Сообщество педагогов, работающих с детьми группы риска
     

Предупреждение эмоционального выгорания педагога с помощью Балинтовской группы (Педагогическая мастерская,как центр проффесионального мастерства)

02.10.18, 06:51
Автор ermvika

Я работаю,в краевом государственном учреждении «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» г.Хабаровске.

       В нашем учреждении действует Педагогическая мастерская – центр профессионального мастерства, где организуется процесс освоения новых знаний по волнующей проблеме, систематизируется педагогический опыт, осуществляется поиск путей решения общих задач на основе взаимообогащающего диалога педагогического сообщества детского дома с использованием групповой формы работы, как балинтовская группа.

       БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА направлена на предупреждение эмоционального выгорания конфликтов и стрессовых ситуаций у педагогов и специалистов работающих в детском доме. Балинтовские группы- эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и профилактика «эмоционального вгорания». Такая техника может успешно использоваться в группе педагогов и других специалистов, работающих в сфере профессиональной коммуникации. Главным приоритетом работы Балинтовской группы является безопасность обсуждений,анализ и эмоциональная поддержка ее участников.

Чем интересна такая работа?

Педагогическая мастерская объединяет педагогов, работающих в разных сферах деятельности детского дома в рамках реализации программы «К новой семье», направленной на решение проблемы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. А согласно постановлению правительства РФ №481 от 24.05.2014 г.  «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся   без попечения родителей», основной целью работы наших учреждений(детские дома), это устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в семьи. 

Педагогическая мастерская создается с целью повышения педагогической компетентности педагога, стимулирования его к самостоятельному и углубленному расширению знаний, полученных в ходе работы.

Задачи:

1.Создание условий для формирования мотивации педагога на преобразование своей деятельности в рамках реализации программы

«К новой семье», направленной на решение проблемы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, использование в педагогической практике эффективных технологий в подготовке детей к проживанию в замещающей семье.

2.Сохранение психо-эмоционального здоровья педагога.

 

 

Организация деятельности педагогической мастерской

1.Темы работы педагогической мастерской определяются в соответствии с заказом, сформированным на основе  целеполагания  реализации проекта «К новой семье», а также на основе индивидуальных образовательных потребностей педагогов детского дома.

2.Продолжительность работы ПМ составляет до 1 учебного года1 раз в месяц с продолжительностью 1,5-2 часа.

       Метод работы балинтовской группы, в нашем учреждении используется как форма профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов.Балинтовская группа-это форма работы, в ходе которой все участники группы представляют те случаи из своей практики,с которыми возникли определенные проблемы.

       Необходимо отметить, что основным условием продуктивной работы балинтовской группы является создание атмосферы доверия,эмоциональной заинтерисованности,сочетающейся с ощущением «безопсности и открытости».

«Балинтовская группа» — это вариант супервизии.

Супервизия -  (в дословном переводе «взгляд сверху»), реализация процесса, за которым существует более знающий, более авторитетный наблюдатель, который понимает все, что происходит, видящий весь процесс коммуникации объемно, масштабно и стремящийся помочь.

      Работа Балинтовских групп должна удовлетворять ряду требований:
- работа группы основывается на реальных случаях из практики членов

группы;
- обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях «педагог-ребенок»,

«ребенок-ребенок», «родитель-ребенок»;
- группа не занимается поиском "единственно верного решения", поиском истины; в ней не может быть борьбы, подавления чужих мнений. Все точки зрения равноправны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно;
- группа закрыта, насколько это возможно;
- члены группы поощряются к высказыванию предположений, гипотез,

версий.

      Недопустимо во ремя работы Балинтовской группы- советы, указания, оценки, поучения.
      Занятия Балинтовской группы структурированы и проводятся в несколько этапов. В группах, как правило 10-12 человек (так называемая "малая

группа") под руководством ведущего, основная функция которого –

 направлять обсуждение и не выходить за рамки темы и предмета дискуссии.
      На одну встречу выносится обсуждение только одного случая.

Технология работы Балинтовской группы:

1 этап 

1.Озвучиваются правилы группы:

- конфиденциальность;

- искренность;

- личная ответственность;

- уважение к мнению других;

- правило «СТОП»;

- работа в круге;

- отключить звук сотовых телефонов.

2.Вносятся «мягкие» ограничения во времения.

 

2 этап 

1. Формируется «заказ» для группы- вопрос к группе выносится на

обсуждение(предъявление коммуникативной проблемы заказчика).

2.Вопросы группы к участнику,представляющего свой случай(все задают по кругу свой вопрос заказчику,не более одного вопроса).

3.Формируется вопрос для группы,который заказчик хочет вынести на

обсуждение группе(если это не прозвучало на предыдущих этапах).

 

3 этап 

1.Каждый участник проговаривает: «В этом случае,я чувствую себя…»
Группа анализирует свои чувства по поводу только что услышанного случая.
2.Участники задают «заказчику»  уточняющие вопросы. При желании

заказчик может сам пояснить какие-то моменты своей ситуации,

формулирует запрос к группе (но запрос не может звучать как  вопрос: «что делать?», «как быть?» и т.п.).

4 этап Обсуждение ситуации, поиск ответа на поставленный вопрос

заказчика.

5 этап «Заказчик» дает информацию о своих ощущениях. Взамен, каждый участник предоставляет свой отлик к предложенной ситуации и свои

ощущения.

      При использовании такого метода работы,большинство участников

Балинтовской группы отмечают эффективность данной деятельности,

связанную со снижением количества негативных установок в отношении своей проффесиональной деятельности  и личности. Участники отмечают снижение профессионального стресса и появление таких ощущений, как поддержка и понимание от коллег.  

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий