Содружество молодых педагогов Хабаровского края
Конкурсы педагогического мастерства – этап профессионального роста молодого педагога или шаг в будущее21.11.14, 04:25
Ситуация, в которой воспиталось нынешнее молодое поколение учителей - конец 90-х годов ХХ века, во многом работала не на престиж профессии педагога, а на его разрушение. Недостойная заработная плата, нерегулярность денежных выплат, отсутствие материально-технического вложения в школу, в рабочее место учителя - все это размывало имидж и престиж профессии учителя. Современная социально-экономическая ситуация в государстве позволяет повышать социальный статус и престиж профессии педагога. Это стало возможным через выполнение комплекса мер принятых на государственном уровне. В 2011-2013 годах произошло значительное преодоление инфраструктурных проблем российской школы. Это стало возможным не только за счет почти 120 миллиардов федеральных средств и 38 миллиардов региональных средств, выделенных на проект модернизации российской системы образования, но прежде всего за счет системы содержательных ориентиров и механизмов, выстроенных на предыдущих этапах работы: в нацпроекте «Образование», «Нашей новой школе», в принятых федеральных государственных образовательных стандартах, в положениях нового закона об образовании. В том числе положительная динамика выстроилась и за счет проведения профессиональных конкурсов, которые как раз направлены на повышение социального статуса и престижа профессии педагога, а также на развитие творческой деятельности педагогических работников, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства учителя. Профессиональные конкурсы имеют свою историю. Конкурсное движение зародилось в России в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.) Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы XX столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР». Конкурс проводится по аналогии конкурса «Национальный учитель года США». Этот конкурс проводится на Американском континенте с 1944 года. 30 декабря 1989 года увидело свет первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты». Будущие финалисты предупреждены: «предусматривается проведение претендентами открытого урока в московской школе (класс по выбору, тема сообщается за два часа)». Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан». Пеликан - символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу, где рассказывалось о птице Онокро-тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. С 1992 года конкурс получил статус Всероссийского и название «Учитель года России». Сегодня существует много конкурсов профессионального мастерства для учителей, в которых могут принимать участие и молодые педагоги. Среди этих конкурсов – Всероссийский конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Учитель года», «Самый классный классный». 2010 год в Российской Федерации был объявлен годом учителя. Для молодого педагога участие в конкурсах дает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями. Самым сложным моментом участия в конкурсе профессионального мастерства является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Конкурсанту необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность провести мастер-класс, открытый урок или классный час и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения профессионального роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе педагог испытывает удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. С одной стороны закрепить успех, с другой победить себя и добиться успеха. Одним из важнейших условий развития мотивации на достижение успеха является создание положительной психологической атмосферы. Учитель много работает над собой, учится концентрировать волю и не терять самообладание. Учителя-участники конкурсного движения отмечают как положительный фактор - возникновение необходимости обращения к психолого-педагогической литературе. С чего начинается конкурсант? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий и наукоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала и т.д. Работая над осмыслением своего опыта, учитель развивает профессиональные умения вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на преподавание учебного предмета и найти свои подходы, отличные от традиционных; определить и сформулировать сущность опыта; ведущую идею; описать сущность собственного опыта; отразить факторы успешности представляемого опыта; определять цели и задачи; описать технологию, последовательность действий; показать результативность и обозначить условия эффективности; показать за счет чего возможно получение высоких результатов. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. Психологи отмечают, что именно на данном этапе учителя сталкиваются с затруднениями в грамотном использовании научных терминов, в структурировании материала, и все это рождает в учителе неудовлетворенность. Но как утверждают психологи, это состояние можно считать в определенной степени исходным условием для развития мотивации. В этот период происходит активизация когнитивных потребностей конкурсанта, которые при определенной поддержке, в первую очередь, ближайшего профессионального окружения, а также методической службы вырастает в мощный мотив дальнейшего профессионального роста. Работа по анализу своего педагогического опыта подводит к анализу своих возможностей. На этапах проведения конкурса осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста учителя. Среди факторов, побуждающих участников конкурса к повышению профессионализма, можно выделить значимость метода сравнения. В первую очередь, участники конкурса сравнивают свои собственные умения до конкурса и после конкурса. Представляя свой опыт, учитель проговаривает его на каждом этапе, тем самым закрепляет и персонализирует основные методические термины и научные понятия. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей и сравнивать свои возможности с достижениями коллег. Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт при защите педагогического опыта, открытом уроке, внеклассном мероприятии, мастер – классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Учитель - конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями: глубокое знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности школьников. Важным условием творческого педагогического процесса является гармоническое единство внутреннего содержания и внешнего его выражения. Исходя из этого, свобода и вариативность в общении, способность чутко воспринимать особенности своего поведения и поведения другого человека должны стать для будущего педагога – конкурсанта предметом развития и совершенствования. Имидж – визитная карточка презентатора, он способствует повышению эффективности воздействия на аудиторию, остается в социальной памяти людей. Имидж – отражение социального ожидания определенных групп общества. Поэтому важно помнить следующие критерии. ü Своеобразие пола. Манера поведения, культура ношения одежды, использования косметики имеют большое значение для создания имиджа педагога. ü Поведение складывается из осанки, пластики движения, жеста, мимики, походки. Известно, что 55% информации о человеке мы получаем, глядя на него. Специалисты по коммуникативным презентациям считают, что выступая перед аудиторией, не следует демонстрировать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами вцепившегося в стол или трибуну; не стоит складывать руки на груди и смотреть в потолок, задрав голову. Эти позы и жесты расшифровываются как оборонительные, они обычно оказывают негативное воздействие на аудиторию, так как свидетельствуют о неуверенности или враждебности презентатора, о слабой подготовленности к представлению им темы. К неудачному положению тела можно отнести: перенос веса тела на одну ногу; разворот одним плечом вперед к аудитории; постепенный отход назад, все дальше от слушателей. Позитивными позами считаются те, при которых оратор стоит прямо, повернувшись лицом к аудитории, и его тело хорошо сбалансировано, устойчиво, в меру расслабленно. ü Культура ношения одежды. Главное – естественность присутствия и гармоничность. Одежда способствует созданию правильного облика выступающего и, хотя нет, каких либо правил по поводу костюма презентатора, она все – таки должна соответствовать следующим критериям: ситуативная уместность; гармония с человеком, его возрастом и обликом; эстетичность; удобность и демократичность; соответствие особенностям аудитории; придание чувства уверенности в себе. В период подготовки и участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства необходимо не забывать о следующих рекомендациях психологов. ü Конкурс – всегда «рывок» в твоей деятельности. Он всегда сопровождается эмоциональным напряжением. Помни: ты не одинок и в любой момент можешь обратиться за помощью к школьному психологу или в группу поддержки. ü Конкурсанту нужна группа поддержки. Полагайтесь на тех, кто приведет Вас к успеху. ü Негативные эмоции отнимают много сил и энергии. Для позитивного настроя используй каждую минуту. Будь оптимистичен. ü Победа – это закономерная случайность. Она значима, но важнее – новые связи, деловое и дружеское общение с коллегами – соперниками и приобретенный опыт. Замкнешься на себе – проиграешь! ü Продумай ораторскую позу, свои жесты, будь доброжелателен, чаще улыбайся. Помни - при любом выступлении 65% информации хранится в жесте. ü Определи заранее, в каком из конкурсных испытаний ты особенно профессионально силён, интересен, самобытен: «Мое педагогическое кредо», «Защита образовательной программы», «Открытое занятие, урок», «Мастер - класс». ü Найди в зале (или среди членов жюри) доброжелательное лицо и обращайся к нему. Веди с ним мысленный диалог. Победа в твоих руках! ü Конкурс уникален тем, что он никогда не повторится для тебя и твоих соперников. Не бойся, проигравших не будет! ü Будь собранным, но умей и расслабляться, рискуй, сопереживай, радуйся, помогай другим. Будь Ребенком и Взрослым. Будь самим собой! Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Так же необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит учителя к переоценке своего опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1994.—479с. 2. Степаненков Н. К. Педагогика: Учебное пособие/Н.К. Степаненков; Бел. гос. педагогический университет. — Минск: Изд. Скакун, 1998. — 448 с. 3. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя//Сов.педагогика. — 1975. — №1. — С. 79–85. 4. Вазина К.Я. Педагогический менеджмент/К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский. — М.: Педагогика, 1991. — 267с. 5. Пуйман, С.А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства /С. А. Пуйман. — Мн: Бел. гос. педагогический университет, 1999. — 153 с. 6. Монахов, В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии— 2000.— №3.— С. 57–71. 7. Поташник, М.М. Управление развитием школы/М.М. Поташник, В.С. Лазарев — М.: Новая школа, 1995. — 464с. КомментарииЧасто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
Ирина Петровна ХАЧКО, irinamh77@bk.ru
Была давно
Рубрики сообщества
Облако тегов
Нет тегов!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||