ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания.
Её можно сравнить с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию, чтобы понять окружающий мир. Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении.
Причины распространения метода проектов в системах образования:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.)
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Задача педагога — помочь воспитаннику самостоятельно сделать выбор. Это возможно только в том случае, когда педагог помогает ребёнку осознать, или сформулировать, уточнить свои цели, желания, потребности, проблемы, трудности. В этом случае исключается позиция взрослого, владеющего истиной. Педагог организует взаимодействие ребенка с миром, людьми, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего.
Нужно учить учащихся наблюдать, развивать умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы. Например, можно использовать такие задания:
Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?»
Гипотезы: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?»,
«Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указыва¬ют им направление полета»,
«Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».
«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?».
УЗНАЙ, ПОДУМАЙ, ПРЕДЛОЖИ!
Добыча и использование полезных ископаемых приносят колоссальную пользу.
А могут ли они нанести вред природе? Людям?
Можно ли добывать полезные ископаемые бесконечно?
Как нужно относиться к природным богатствам?
Чем мы можем помочь?
В классе начинать работу над проектами нужно поэтапно. Учащимся сообщается тема и предлагается ученикам назвать основные вопросы по этой теме. Вопросы выносятся на доску. Учитель имеет право задавать наводящие вопросы. Далее учитель обобщает вопросы и формулирует 5-6 тем. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать темы. Класс знакомят с этапами проекта и оценкой каждого этапа. Правильно будет вывесить график отчёта по этапам.
Важно вести работу с учащимися над развитием умения экспериментировать. Для этого нужно соблюдать следующую последовательность действий:
• Осознание того что хочешь узнать.
• Формулирование задачи исследования.
• Продумывание методики эксперимента.
• Прогнозирование результатов.
• Выполнение работы.
• Наблюдение и фиксирование результатов.
• Анализ полученных данных.
• Отчет об увиденном.
• Формулировка выводов.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо¬вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
Работая в данном направлении, педагог стремится, чтобы дети росли открытые внешнему миру, отзывчивые и доброжелательные, деятельные и креативные.