Загрузка...

Сообщество преподавателей курса "Основы православной культуры"

Для размещения материалов по новому курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры"
     

Урок 18. Как христианство пришло на Русь

23.09.12, 15:03
Автор natalya-shopova

Вы узнаете:

- Что такое Церковь

- Что такое крещение 

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:

- Отче, ты не прав!

Старый священник не соглашается:

- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы  ангелов, которые часто молятся вместе со мной.

Юноша попросил священника спросить ангелов  - кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:

- Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

 ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ

Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует для связи людей и поколений: книгу, школу, музыку, живопись, беседы.

Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Церковь живет и растет, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.

Христос жил в той стране, которая сегодня называется «Святая Земля», Палестина или Израиль (а во дни Его жизни на земле это была часть Римской Империи). 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.

Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.

Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся - на небе или на земле!».

И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.

Крещение (не путать с крестным знамением) – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога.

Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.

Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия - принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу они вели на понятном славянам языке. Поэтому высокие призывы Евангелия быстро находили отклик у русских людей.

Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Князь Владимир открыл школы для детей. Он рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. Кстати, в последующие века отличие села от деревни определялось именно наличием в нем храма.

В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру.

Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена  и давала им ощутить себя единым народом. В течение последующей после крещения Руси тысячи лет в нашей стране главным при знакомстве с человеком считалось не определение его национальности, а его отношение к той или иной вере. 

СВЯТАЯ РУСЬ

Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Люди из своей среды выбирали священника и доверяли ему свои исповеди (то есть покаянно рассказывали о своих грехах и принимали советы).

Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почетным и радостным.

Конечно, кто-то оставался равнодушным. Кто-то не мог решиться всерьез изменить свою жизнь по учению Евангелия. Кто-то на время воспламенялся желанием жить в добре, а потом решал, что удобнее все же жить просто ради себя. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был признаваем всеми. Поэтому Русь, вглядываясь в Евангелие, стремилась к святости и укоряла себя же за то, что остается от нее далека. И за это свое стремление она стала именоваться «Святой Русью».

Русский писатель Александр Солженицын так описал эту особенность нашей жизни:

«Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

В каждом поколении и в каждом городе вновь и вновь появлялись люди, которые светились верой и любовью. Около их горящих душ отогревалась народная Русь. Среди тысяч святых  Русской Церкви есть святые священники и святые крестьяне, святые воины и князья, святые женщины и дети. Если присмотреться -  святых людей можно найти в нашем народе и поныне. 

ВРЕЗКА КРЕЩЕНИЕ

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица - Один Бог в Трех Лицах).

Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви. Но креститься можно лишь один раз в жизни. Если после этого есть нужда обновить душу, это возможно уже только через покаяние, которое поэтому называют «вторым крещением». 

ВРЕЗКА

Сегодня  в Русской Православной  Церкви 30 142 храма, в которых служат  около 30 000 священников. Также в нашей Церкви сегодня 788 монастырей (из них – 402 женских). В них несут свое служение около 10 000 монахов и монахинь. Большинство из этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина храмов, находящихся в ведении Патриарха Московского и всея Руси высятся в других странах – Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии, США, Германии,.. а один храм – даже в Антарктиде. 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

4. Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

5. Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения?

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий