⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перейти на сайт VisitTime
Бондаренко Т.Н., зам.директора по ВР, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад» г-к Железноводска Тема: Православное учение о человеке: душа. Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека. Задачи: 1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека. 2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников. 3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры. Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинского для каждого учащегося. Ход урока: 1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу! 2.Актуализация знаний. 1) Опрос (по желанию). Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». 2) Блиц – опрос «Основы православия». -Кто такие христиане? -Что значит быть православным человеком? -Что значит слово «молиться»? -Как по-другому называют Библию? -Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? -Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? -Чем человек отличается от животных? - Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь. 3. «Открытие» нового знания. 1)Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик». Чудный домик. К.Д.Ушинский Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека Эконом – с _ _ _ _е (сердце) Зала – л _ _ _ _ е (легкие) Ставенки – г _ _ _ а (глаза) Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались? - О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке? - Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке». 2) Беседа. - Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии. - Как вы думаете, что такое «тело»? - Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру. - А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
3) Построение информационной карты слова. - Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».
1.Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа, 2.Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный. 3.Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится. 4.Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество. 5.Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок. 6.Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь. 7.Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания? Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем. - Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь? Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали? - Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру. - Давайте подведем итог: что же такое душа? 4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника. - А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя» 4.Первичное закрепление. 1)Выборочный пересказ текста. - Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу. - Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике. - Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом. - Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря. 2)Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника. - Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть? - Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? - Как Библия рассказывает о происхождении души? - Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать? 6. Самостоятельная работа с проверкой в классе. - Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре. - Объясните, как поняли эти предложения. 3.Обобщение изученного на уроке. Работа с текстом К.Д.Ушинского. - А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского: - Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе. «Размышления маленького христианина о человеке» (Текст «Размышлений» перед ребятами на столах). «Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский. - Расскажите о ваших впечатлениях. - Какая главная мысль этих размышлений? - Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями. Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь): •Дар слова •Память •Воображение •Вера в Бога •Желание и возможность сделаться лучше - огласны ли вы с К.Д. Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите? - Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше? - Бог-Творец. Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют? 7. Итог. - Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? 8.Рефлекия. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… 9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру. КомментарииЧасто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
natalya-shopova
Была давно
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||