Загрузка...

Сообщество преподавателей курса "Основы православной культуры"

Для размещения материалов по новому курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры"
     

Урок 9. Православное учение о человеке . Конспект

23.09.12, 10:58
Автор natalya-shopova

 Бондаренко Т.Н., зам.директора по ВР, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад» г-к Железноводска                                                       

Тема: Православное учение о человеке: душа. 

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека. 

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры. 

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке»   К.Д. Ушинского для каждого учащегося.

 Ход урока:

 1.Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

 2.Актуализация знаний.

 1) Опрос (по желанию).

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

2)        Блиц – опрос «Основы православия».

-Кто такие христиане?

-Что значит быть православным человеком?

-Что значит слово «молиться»?

-Как по-другому называют Библию?

-Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

-Чем человек отличается от животных?

 - Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь. 

 3. «Открытие» нового знания.

 1)Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

 Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы:              Домик – т _ _ о  (тело) человека

                             Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

                             Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

                             Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

                             Хозяйка – д _ _ а  (душа) человека

 

- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?  

- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

           2) Беседа.

- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

- Как вы думаете, что такое «тело»?

- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

 - А что же такое душа? Какому Миру она  принадлежит?

 

3) Построение информационной карты слова.

- Давайте вместе составим информационную карту  слова «душа».

 

                   

 

1.Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,

2.Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.

3.Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.

4.Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.

5.Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.

6.Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.

7.Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

 

- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

- Давайте подведем итог:  что же такое  душа?

4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

- А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

4.Первичное закрепление.

1)Выборочный пересказ текста.

- Расскажи,  с чем автор учебника сравнивает душу.

- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

- Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

2)Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

- Как Библия рассказывает о происхождении души?

- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

- Объясните, как поняли эти предложения.

3.Обобщение  изученного на уроке.

    Работа с текстом К.Д.Ушинского.

- А сейчас я предлагаю вам размышлением  на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

 Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.   

- Расскажите о ваших впечатлениях.

- Какая главная мысль этих размышлений?

- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):

•Дар слова

•Память

•Воображение

•Вера в Бога

•Желание и возможность сделаться лучше

- огласны ли вы с К.Д. Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

- Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

7. Итог.

- Какие свойства  человеческой души составляют внутренний мир человека?

8.Рефлекия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе?

Напишите об этом  в тетради сочинение-миниатюру.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий