⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перейти на сайт VisitTime
Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках. Задачи. Образовательные: - дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре; - показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового. Тип урока. Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний. Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого “Детство” (отрывок), наглядные пособия. Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор. Ход урока 1. Организационный момент. (Приложение 1) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние. 2. Проверка домашнего задания. Слайд 2 Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. - Какие свойства человеческой души вы можете назвать? - Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? - Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное) - В православии “добро” - это то, что: - помогает росту души человека; - помогает другим людям; - радует Бога. Дифференцированная работа. - Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой. - Какие словосочетания вы составили со словом “добро”? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро) Слайд 3. Определение “добра”. Учитель: Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья” построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев “Цветик-самоцветик”, героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева “Три товарища”, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей). – Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Ответы детей) Слайд 4 Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей. - Назовите антоним слова “добро”. (Зло) Слайд 5: определение слова “зло”. - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное) - В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех) - В православии грех – это:
Слайд 6 Слайд 7-9: иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”. Учитель: Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом). - По православным понятиям она совершила грех. - Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”) - Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть) - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке) - Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии). Слайд 10: девиз урока. А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”. Слайд 11: “Совесть и раскаяние”. 3. Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”. - Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”. (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере) Слайд 12-15: особенности совести, дела совести. - Проверяем работу. - Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом) Слайд 16: Учитель: - Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке) - Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36. - Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”. Слайд 17 - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа) - Посмотрите на его портрет. - Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех) - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его) - Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился) - Обоснуйте свой ответ. - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть) - Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас. - Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой) - Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно) Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда. Слайды 18 “Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье. - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей) - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка. - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести) - Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха. - Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие. - А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. - Какие важные дела совершает совесть? 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”. - Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке. - Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм. Слайд 19: храм. - Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. 4. Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома. Дифференцированная работа. I группа. Задание 1. - Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? - Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. II группа. Задание на карточках. - Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть. Ответьте на вопрос “Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ”. Что такое совесть? - Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова) Проверка. 5. Работа с понятием “раскаяние”. Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться) Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. Слайд 20: шаги раскаяния. - Сколько шагов существует в раскаянии? (Три) - В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях. - Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? Слайд 21 Учитель: Найди дело, противоположное греху: Украл? – Верни! Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари! Сказал злое слово? – Попроси прощения. Спешите делать ДОБРО! 6. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий 1 и 3. 7. Закрепление. - Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке. (Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть). Учитель читает отрывок из повести: После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости. “Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!” Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление. Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: – Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда. Вопросы учителя по тексту: - Как меняется настроение мальчика? (Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь). - Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство? Слайд 22 8. Работа с репродукцией картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. - Как вам кажется, кто изображен на картине? - В какой момент жизни изображены два человека? - Почему один из них не показан лицом зрителю? - Почему он стоит на коленях? - Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. - Знаете ли вы, как называется картина? - Какой сюжет лёг в её основу? - Из какой книги этот сюжет? Слайд 23 9. Рефлексия. - Наш урок подходит к концу. - Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить: - Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . 10. Домашнее задание. Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние. 11. Итог. Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. Источник < http://festival.1september.ru/articles/607317/> КомментарииЧасто используемые элементы Textile, которые могут вам пригодиться при написании текста:
О дополнительных элементах можно прочитать тут: http://redcloth.org/textile
Войдите, чтобы оставить комментарий
|
natalya-shopova
Была давно
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||