Загрузка...

Сообщество преподавателей курса "Основы православной культуры"

Для размещения материалов по новому курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры"
     

Урок 10. Добро и зло. Конспект

23.09.12, 11:35
Автор natalya-shopova

Сидорова Елена Александровнаучитель ОРКСЭ

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»

 

Презентации к уроку

1 / 17

Загрузить презентацию (2,06 МБ)

 

Тип урока:  комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

Цель: формирование этических и культурных ценностей  у школьника.

Задачи:

  • Предметные:
    • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
    • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к предмету;
    • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
    • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
    • развивать творческие способности;
  • Воспитательные:
    • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
    • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
    • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок ОРКиСЭ № 5 Добро и зло. 4  класс.)
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник  «Основы светской этики»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее, 

Начнём скорей урок!

2. Создание проблемной ситуации

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться 

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Ответы детей)

– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО                                ЗЛО

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

3. Введение в тему урока

1.Я просила Вас найти в словаре  Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

Из словаря Ожегова

Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?

Сочинения «Кто такой добрый человек?»

Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)

– Конечно же, это добрые, теплые слова. 

– Какие? (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)

4. Парная работа

 “Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова. (Листочки)

5. Игра «Доскажи словечко»

– Давайте мы немного поиграем. 

– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

И каждый становится добрым, доверчивым, 

И доброе утро продлится до вечера. 

Зазеленеет старый пень, 

Когда услышит: ... («добрый день!»)

Растает ледяная глыба 

От слова доброго ... («спасибо!»)

 Когда бранят за шалости, 

 Мы говорим: ... («прости, пожалуйста!»)

Если больше есть не в силах, 

Скажем маме мы: ... («спасибо!»)

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. 

– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 

– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

6. Работа с пословицами

  • Худо жить без ласкового слова
  • За добро добром платят
  • Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

7. Древняя китайская история (рассказ учителя)

ДОБРО БЕЗ УМА

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Просмотр мультфильма

8. Работа в группах

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

9. Работа на карточках (с экрана)

Учитель.  Закончите предложение.

  • “Я могу простить другого человека, если ….”,
  • “Мне было одиноко, когда ….”,
  • “Я раздражаюсь, если …”,
  • “Я страдаю, когда ….”.

Ученик 3.

Спешите делать добрые дела,

Пока еще не склевана рябина,

Пока береста совести бела

Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,

В больницах так медлительны каталки,

А щель просвета так порой мала,

А ложь святая  столько гнезд свила.

Спешите делать добрые дела

«Спешите делать добро» это изречение выбито на  памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

10. Хочется в заключение урока послушать стихотворение Юрия Шмидта:

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя, 

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив, 

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил, 

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться, 

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся, 

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось, 

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться, 

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица, 

Добро и Зло – их некем заменить.

– Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

11. Игра «Солнышко доброты»

12. Домашнее задание

Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ.  Это могут быть открытки, сувениры, книжки-малышки… 

Источник < http://festival.1september.ru/articles/619984/> 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий