Загрузка...

Сообщество учителей технологии

сообщество учителей технологии Хабаровского края
     
16 ноября, 5:30
11 октября, 10:38
присоединилась участница ЛюдмилаСоловьева
9 октября, 19:32
Wikiha, tushnoLogov прокомментировали С праздником!
2 сентября, 12:25
1 сентября, 13:00
Все обновления

Уважаемы участники сообщества, с 20 по 25 ноября осуществляется прием материалов конкурса "Конкурса профессиональных сообществ по разработке модели повышения престижа педагогической профессии".

Заявка направляется по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,">expert@ippk.ru, конкурсные материалы (модель повышения престижа педагогических профессий, включающая структурные компоненты, их функции и связи, и описание механизма реализации этой модели объемом не более 10 страниц) размещаются на конкурсной странице сайта Хабаровского регионального учебно-методического объединения.

При размещении материалов на конкурсной странице в поле "Введите название материала" необходимо ввести наименование профессионального сообщества-участника конкурса с указанием уровня (краевое,муниципальное или образовательного учреждения; для муниципального и ОО уточняем наименование муниципалитета или учреждения), в свободном поле указываем одну из трех номинаций участника; прикрепляем файлы с моделью и ее описанием; в поле "Укажите, где разместить" выбираем "Конкурсы". 

1.Функции семьи.

2. Классификация покупок по признаку рациональной потребности.

3. Объясните термин «уровень благосостояния».

4. Что такое «прибыль»?

5. Из пяти понятий выбери три, которые наиболее тесно связаны с понятием "бизнес"...

А) собственность

Б) цивилизация

В) предприниматель

Г) прибыль

Д) уклад семьи

6. Существует шесть основных функций семьи, выбери ту, которая отвечает за общение между членами семьи...

А) репродуктивная

Б) рекреативная

В) коммуникативная

Г) экономическая

      Д) регулятивная

7. Соотнеси формулу бюджета и форму бюджета, соответствующую формуле:

1. Д больше Р =

А. сбалансированный

2. Д меньше Р =

Б. избыточный бюджет

3. Д = Р

В. дефицит бюджета (Д- доход    Р – расход)

8. Для характеристики особого товара, служащего всеобщим  эквивалентом стоимости товаров и услуг, используют термин

1.обмен 2. Деньги 3.торговля 4. Налог

9. Что такое "потребность", выбери верное определение...

А) наука о повседневной экономической жизни семьи

Б) инициативная деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия

В) осознанное желание иметь что-то

 

10. Потребности бывают:

а) Материальные и духовные

б) Не материальные и  духовные

в) Материальные

 11. Что называется разницей между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство?

а) Убыль

б) Прибыль

в) Доход

г) Расход

 12. Практичность – это ?

а) способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях

б) соответствие эстетическим вкусам, качество исполнения

в) надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара

г) соответствие моде, современность

 13. Что называется осознанной необходимостью иметь что-либо материальное или духовное?

а) Желание

б) Потребность

в) Жажда

 14. Распредели по уровню возрастания от низшего к высшему потребности в пирамиде А.Маслоу.

А) социальные потребности (в любви, дружбе, общении)

Б) физиологические потребности (еда, питье, жилье)      

В) потребность в самореализации (достижение лучших результатов)

Г) потребность в безопасности

Д)  потребность в уважении

 15. Что является видом  инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров или услуг с целью получения прибыли

а) Предпринимательская деятельность

б) Личная деятельность

в) семейная деятельность

 

16. Ценность - это?

а) Совокупность всех свойств покупки

б) Соответствие ранее купленным вещам

в) Свойство вещи сохранять и даже  увеличивать свою потребительскую стоимость

г) соответствие моде, современность

 17.Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство называется...

А) потребности семьи

Б) предпринимательство

В) прибыль

Г) расход

 18.Основной вопрос, который решает экономика:

А) что производить  

б) как производить

В) для кого производить 

г) все перечисленное

 19.Удобство, комфорт - это?

а) Соответствие ранее купленным вещам

б) способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях

в) соответствие моде, современность

г) надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара

 

20. Источником доходов школьников являются:

а) Предпринимательская деятельность

б) Коммерческая деятельность

в) Индивидуальная трудовая деятельность

г) оказание услуг

 

 

 

 

 

Эссе «Логика формирования УУД в процессе урочной и внеурочной деятельности»

"Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями".

В.А. Сухомлинский.

Формирование УУД на уроках

         В чем заключается роль современной  школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

         Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС второго поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

         Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.       Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • степень владения русским языком;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия на уроке.

         Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД школьника.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики и др.

УУД – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ. Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития.

         Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.

Важнейшим критерием – показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) – является  перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Подводя итог своего исследования, хочу сказать: в результате внеурочной деятельности закладывается основа следующих компетенций: осуществлять сотрудничество с учителем, со сверстниками; устанавливать рабочие отношения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию.

Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Литература

 

  1. Егошина Н.Г.  Использование образовательных технологий в процессе реализации ФГОС.// Справочник классного руководителя. -2013-№4- с.44.
  2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М.: Учитель, 2014, 214 с.
  3.  Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / под ред. С.С. Татарченковой. СПб.: Каро, 2014.-112 с.

 

 

 

 

Эссе «Реализация технологии проблемного обучения»

         Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

         При всем многообразии педагогических технологий существуют два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шей-ман и др.).

         Что же следует понимать под технологией обучения? Когда возникла идея технологизации обучения?

         Такая идея не является новой. Еще Я.А. Коменский ратовал за нее. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой его порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели»[i].

         Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Наиболее известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эр-диев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. Зарубежная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коскарелли и др.

         В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии обучения. Их многообразие связано с тем, что каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, тем самым изменяя технологию.

 

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Л.Н.Толстой

         Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

         Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П.Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

         Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

         Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

         Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

         При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

Цели, задачи и функции технологии проблемного обучения

         Основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать.

В.В. Давыдов

         Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Организация проблемного урока базируется на принципе проблемности.

         Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения.

А что отличает творческий процесс от обычного способа усвоения знаний?

Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

         Различают виды творчества: художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. В познавательной деятельности психологи выделяют творческие способности.

         Познавательная активность предполагает самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы. Такой вид деятельности учащихся способствует возникновению интереса к получению знаний и развитию способности самостоятельно мыслить.

         Активная деятельность ученика в процессе обучения, организованном как проблемное, активизирует его познавательную сферу. Согласно классификации В.М. Максимовой, различают три вида познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.

         Реализация воспроизводящего уровня познавательной активности связана с получением знаний и способами выполнения действий по образцу.

         Для интерпретирующего уровня активности характерно применение знаний и способов деятельности в новых условиях. Для творческого уровня характерно понимание связей между явлениями и самостоятельный поиск решения проблем. Традиционное обучение, сопровождающееся изложением готовых знаний учащимся, направлено на пассивное обучение, при котором ученик является объектом обучения. Поисковые задания при такой организации учебного процесса отсутствуют. Учебный материал чаще преподносится с помощью рассказа учителя, демонстрации, а в старшей школе - лекционных занятий. Проблемное обучение предполагает, что ученик выступает в роли субъекта учебного процесса и выполняет творческие и поисковые задания.

         Познавательный интерес личности направлен на процесс и результат познания. В познавательный процесс включаются волевые процессы личности, которые способствуют организации деятельности, реализации её этапов и завершения. Интерес выступает в роли мотива обучения. Что может вызывать у учеников интерес в процессе учебной деятельности? Это и само содержание учебного материала, и процесс приобретения знаний. А процесс приобретения знаний благодаря внедрению технологии проблемного обучения становится увлекательным для школьников. Дети с удовольствием выполняют лабораторные работы на уроках естественнонаучного цикла. Первые лабораторные работы, например, по биологии, с использованием лабораторного оборудования – микроскопа –  вызывают массу положительных эмоций и желание ещё что-то новое открыть и увидеть. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения. Например, на уроке биологии, сообщение учителя о том, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет на полях 50 тонн хлеба.

         Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

         Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

         К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

         Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задание ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями.

         Рассмотрим другой тип противоречий, ведущих к возникновению проблемных ситуаций на уроке - это противоречия, возникающие с удивлением. Такие противоречия бывают двух типов:

  • между несколькими положениями;
  • между житейским представлением учеников и научным фактом.

         В первом случае для создания проблемной ситуации можно учащимся представить одновременно противоречивые факты, точки зрения, столкнуть разные мнения учеников.

         В случае создания проблемной ситуации, возникающей как противоречие между житейским представлением и научным фактом, можно сообщить научный факт или показать эксперимент как научный факт или использовать другой наглядный пример. Можно также дать практическое задание или задать вопрос, чтобы выявить ошибочное житейское представление.

         Виды проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество и художественное творчество имеют четыре уровня проблемного обучения, выделенные. Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.

1 уровень. Уровень обычной активности.

2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности.

3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4 уровень. Уровень творческой активности.

         Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний учащимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления. Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ученик применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения учащихся – четвёртый.

         Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся.

Организуя урок, следует обращать внимание на уровни активности, на которых находятся ученики класса. Не все учащиеся класса могут справиться с заданиями без помощи учителя. С учетом этого можно использовать дифференцированные задания для учащихся.

         М.Н. Скаткин выделяет следующие три вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод.

         Проблемное изложение знаний, по мнению М.Н. Скаткина, характеризуется постановкой проблемы и показом процесса её решения. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний предполагает выдвижение учителем изложения учебного материала с постановкой вопросов в процессе изложения. Ученики включаются в поиск решения задач.

         Можно выделить два вида проблемного изложения, учитывая содержание материала, который излагается:

1. Проблемное изложение материала, содержащего историю, происхождение научного открытия, эксперимента;

2. Проблемное изложение на основе современных научных знаний.

         Учитель, опираясь на свой опыт и особенности учащихся класса, подбирает тот вид проблемного обучения, который будет наиболее эффективным. Но какой бы вид проблемного обучения не был использован на уроке учителем, важным моментом является развитие самостоятельности мышления, развитие познавательного интереса и качественное усвоение знаний.

Структура проблемного урока

         Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

         Я считаю, что структура проблемного урока - универсальна и подходит для внедрения в педагогическую практику учителя любого предмета.

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.

2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (образовательная система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. – с 3.

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 199к1. – 80

4.А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – С.-Пб., Издательство «Каро», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Читать полностью

 

Эссе «Сущность, содержание и направления деятельности классного руководителя»

 

         Деятельность классного руководителя введена в 1934г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. В наше время деятельность классного руководителя носит особый характер, диктуемый своеобразием гуманистических систем, требованиями, предъявляемыми к педагогам, как к их создателям. Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, формирование ключевых компетенций. Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств. Для успешной работы с классом необходим системный подход к процессу воспитания и управлению этим процессом, который предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе программы воспитания, определяющей цели, задачи и основные направления развития воспитательной работы с коллективом учеников, учителей и родителей.

         Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее, пленительно чарующее…

            С какой из этих стихий можно сравнить работу учителя, классного руководителя? Я думаю, что труд педагога сравним с пламенем костра, горящим в ночи. Это пламя и освещает, разгоняя холодную темноту ночи, и согревает нуждающегося в тепле, и дает возможность приготовить пищу и утолить голод. А разве учитель пламенем своего сердца и разума не разгоняет мрак незнания и невежества? Разве наставник не согревает нас теплом души своей, в час, когда вера в свои силы покидает нас? Разве педагог не дает нам в руки знания, применив которые мы сможем добыть себе пищу для души и тела? Ярко горит костер, негромко потрескивая, и тысячи искр разлетаются во все стороны, взлетая выше костра, породившего их и освещая большее пространство, нежели сам костер. Но разве зажглись бы эти искорки светом и внутренней силой, если бы пламя не отдало бы им часть своего тепла и энергии? И разве не так разлетаются ученики, подобные маленьким искоркам, чтобы, попав в благоприятные условия, окрепнув, дать начало еще одному костру…

Личность классного руководителя

         По мнению А.С. Макаренко, личность самого классного руководителя имеет огромнейшее значение. Немаловажен внешний образ человека, работающего в системе образования, он оказывает мощное психологическое воздействие на школьников. Существует пять основных «точек опоры» внешнего образа: одежда; походка, жесты, позы; мимика, взгляд,  визуальный контакт; прическа, макияж; манера общаться (умение удерживать внимание собеседника, риторические способности).

         Около 80% информации передаётся при помощи невербальных средств.

         Педагог должен иметь эстетический вкус, с тем, чтобы прививать его своим воспитанникам. Замечено, если учитель приходит в школу в неопрятной одежде и от него дурно пахнет, то это вызывает отвращение у учащихся, внимание на уроке снижается, педагог превращается в объект для насмешек. Поэтому классный руководитель, впрочем, как и любой учитель, должен тщательно следить за своей внешностью, создавать себе положительный образ.

         Несомненно, что к самой личности классного руководителя требования не менее жёсткие. Это и профессиональная компетенция, владение основами знаний по общей психологии, грамотность, владение искусством слова, даром убеждения. Но самое главное - порядочность, нравственность, сформировавшаяся гражданская позиция. Прививая эти качества своим воспитанникам, он сам должен владеть ими в полной мере. Личный пример педагога - это самое мощное оружие в педагогической практике. Если проводя классный час и говоря о вреде курения и алкоголя, педагог курит в стенах школы и приходит на работу с запахом алкоголя, то его работа не возымеет никакого педагогического воздействие или оно будет низким. Если на классном часе говорится о бережном отношении к хлебу, а лежащий на полу кусок не поднимет проходящий мимо учитель, то эта работа тоже будет нерезультативной.

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива

         Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

Критерии коллектива: групповая направленность, способность группы к самоуправлению, подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива: интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»); эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе); волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях).

         Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.

         Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. В классе существует актив  (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением. Далее  классный руководитель создает условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса (юноши-девушки), соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, занятие творчеством. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабой

         В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

         Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.

         Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

1) открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

2) осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3) сотворчество (сотрудничество в творчестве);

4) успешность (с использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность на конкретный результат дела;

7) привлекательность деятельности.

         Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности;
  • организация самоуправления;
  • организация перспективы развития коллектива;
  • организация традиций коллектива;
  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе;

         Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся. Стимулируются положительные стороны личности. Таким образом, коллектив становится средством развития социально-важных качеств личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он не обладал.

         Необходимо остерегаться ошибок: одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю; тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях; не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе; не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому (тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

         Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;
  • изучение учащихся;
  • реализация индивидуального подхода;
  • средства индивидуального воздействия;
  • выстраивание программы личностного роста ребенка

         Мне посчастливилось стать учителем, классным руководителем, преподавать технологию. Мой путь к школе был последовательным и осознанным. Считаю свою профессию архиважной, так как участвую в формировании полноценной личности человека. Для меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в большей мере, моя задача помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. И неважно, какую дорогу выберет каждый из них, повзрослев, главное - не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. От результатов нашей работы зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, от нас зависит будущее.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.
  2. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.- 386с.
  3. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский - М.: Педагогика, 1990. - 286с.

 

 

Эссе «Место характера в структуре личности. Формирование характера»

Характер и его место в структуре личности

         Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различ­ных видах деятельности. Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т.п.); 4) в характере отражаются воле­вые качества: готовность преодолевать препятствия, ду­шевную и физическую боль, степень настойчивости, са­мостоятельности, решительности, дисциплинированности.

         Какова связь темперамента с характером? Характер че­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от­зывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характе­ра врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при лю­бом темпераменте.

         Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре ха­рактера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его воз­можных поступках в определенных условиях. К первой груп­пе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонно­сти, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуаль­но-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Формирование характера

         Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

  • взрослых с взрослыми,
  • взрослых с детьми,
  • детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

  • доброта-эгоистичность,
  • общительность-замкнутость,
  • отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

  • трудолюбие-лень,
  • аккуратность-неаккуратность,
  • добросовестность-злонамеренность,
  • ответственность-безответственность,
  • настойчивость-малодушие.

Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как само-отношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

  • суждения окружающих людей о жизни,
  • поступки окружающих людей,
  • художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
  • кино и другие медиа-образы,
  • господствующая идеология в обществе.

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб: Питер, 2001.

Курсы повышения квалификации для учителей технологии по теме: "Системные изменения преподавания технологии в условиях реализации ФГОС ОО" проходят с 25.09.2017 г. по 29.09.2017 г. (очно в с. Новотроицкое Нанайского муниципального района).

Дистанционно с 30.09. по 31.10.2017 г., ресурс "Центр дистанционного обучения ХК ИРО", адрес: http://mood.ippk.ru/

Общество

Сергей Роща

Гадости из-за бугра

Фото автора

Хабаровск

         Жить хотелось всем. Я про русских зарубежных фашистов 1920-1930-х годов. По сути, всё немножко не так. Кстати, популярная тема становится в Литве. Будем разбираться, куда кривая выведет.

         Во-первых, показывается символика германского нацизма, которую придумал Адольф Гитлер. Читайте книгу Александра Ушакова "ГИТЛЕР: НЕОТВРАТИМОСТЬ СУДЬБЫ". И, к фашизму указанная символика не имеет никакого отношения.

         Фашизм и Нацизм есть несовместимые понятия по определению. НАЦИЗМ - благополучие одной национальности за счёт других национальностей, проживающих на одной территории. ФАШИЗМ - благополучие всех национальностей за счёт всех национальностей, проживающих на одной территории.

         В переводе с итальянского языка ФАШИ означает связка прутьев. Кстати, связка прутьев в древнерусском языке означает КИТА, поэтому правильно будет говорить станция метро "КИТА-ГОРОД", так как стены первого московского Кремля делались из связки прутьев.

         Что касается фашизма, то это итальянская идеология, получившая полное развитие при Муссолини. Италия долгое время состояла из отдельных территорий, и их надо было объединить. Ранее что-то было, похоже, с германскими племенами, Прусский вариант.

         В продолжение темы, тогда, в 1920-1930-е годы, Гитлер не мог принять идеологию фашизма, а Муссолини идеологию нацизма. И только в 1937 году Гитлер смог подмять под себя Муссолини, а с ним канула в небытие и идеология фашизма.

         Правильно надо говорить ГИТЛЕРОВСКИЙ НАЦИЗМ, а ГИТЛЕРОВСКИЙ ФАШИЗМ - неправильно, так как Гитлер не был фашистом, он был нацистом. Почему говорят немецко-фашистские оккупанты, а не немецко-нацистские оккупанты? Всё просто, Сталин не смог выговорить немецко-нацистские оккупанты, а вот немецко-фашистские оккупанты смог, так и пошло.

         Если рассматривать вопрос государственного устройства, то нацизм предполагает унитарное государственное устройство, то есть, одна национальность - одна страна, а фашизм - федеративное, где все за всех.

         Если фашизм рассматривать в дословном обозначении, то в современной России более приемлемо, как связка прутьев, КИТИЗМ.

         Что касается русских движений за рубежом во времена германского нацизма, то всем хотелось жить, и люди приспосабливались.

         Вспомните, какая очерёдность по уничтожению народов была у Гитлера? Вторыми были поляки, потом украинцы, а уже потом в борьбе за жизненное пространство народы Советского Союза. Такого конкретного понятия, как "русские" у Гитлера не было.

Но первыми стояли евреи, и поставил их на первое место не Гитлер. Да, в биографии есть личный фактор ненависти к евреям, но он мог бы так и остаться в забытьи.

         Просто евреев, а точнее, то их деньги, решили нагнуть американцы. Было время Великой депрессии. И здесь подвернулась Германия. К власти в Германии рвались коммунисты, которых на то время не поддерживал Сталин, который был занят индустриализацией Советского Союза, и всё технологическое оборудование в основном шло из Германии в обмен на зерно и нефть.

         Коммунисты при власти - это классовая борьба и потеря собственности. И эту собственность в Германии никто не хотел терять. Единственной силой, кто мог противостоять представителям Теории социального равенства, были нацисты.

         И их поддержали американцы, деньгами, по просьбе германских промышленников. Но, как принято в финансовом мире, долги надо отдавать, и, взамен американцы через поляков намекнули на евреев и территорию Советского Союза. Что и было сделано.

         Получается, что в этой цепочке поляки и есть посредники уничтожения евреев и нападения на СССР.

         Сегодня еврейские деньги составляют огромную часть американского финансового могущества. Есть и государство Израиль, в благодарность за вклады в американские банки.

         Как итог, и сегодня американцы боятся экономического сотрудничества Германии и России, и свидетельством тому две мировые войны.

         Вот теперь возник на повестке дня СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2, и это из той же истории американских гадостей.

         Так что, на самом деле, непонятные зарубежные русские фашисты тогда боролись не за величие России, а за её уничтожение.

         И за своё место под символом Солнца. И кто его займёт сегодня?

06 августа 2017 года.

         

Образование

Сергей Роща

Философия успешности или в поисках меры

Фото автора

Хабаровск

         Само понятие «успешность» в нашем словарном запасе появилось недавно, как только в системе образования Российской Федерации ввели Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС). Потом сразу же был принят Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, и, как следствие Примерная общая образовательная программа основного общего образования» от 8 апреля 2015 года.

         И вот здесь возникают вопросы!

         И первый из них напрашивается сразу: как между собой взаимосвязаны успешность выпускника школы и государственная система образования?

         Отвечать можно долго и нудно, философствовать до бесконечности, забыв об истине, но всегда помнить главное: надо найти механизм реализации между успешностью и государством. Напрашивается формула идея – проблема – цель! А это и есть своеобразная борьба за место под солнцем в современных условиях. Есть борьба за мозги молодого поколения! За наше будущее, и с этим уже никто не поспорит.

         Контроль над сознанием человека! Или манипулирование человеческим сознанием?

         И начнём мы к обращению вот к этим словам одного великого манипулятора человеческими мозгами, о ком, пока и умолчим: «Как это ни неприятно покажется любому из нас, а новое молодое учение, желающее проложить дорогу новым великим принципам, прежде всего, должно обратиться к оружию критики по отношению ко всему старому».

         Интересно, не правда ли? И что мы будем рассматривать как старое в успешности, и в образовании?

         Для начала вспомним Президента Российской Федерации Владимира Путина, когда он говорил о необходимости освоения понятийного аппарата.  Таким образом, успешность есть сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей, к усвое­нию значимой информации и выполнению деятельности.

         Сразу выделяем ключевое слово «сочетание». И тут же добавляем «достижения» и «возможности». Только вот достижения есть социально значимые, а возможности - индивидуальные. И всё это на актуальном уровне необходимо усвоить значимую информацию и выполнить действие. Как промежуточный итог, напрашивается вывод о механизме реализации между государством и личностью.

         И где то мы уже всё это видели. Правильно, в образовательной системе Советского Союза. Но есть одна такая скрытая разница, в шахматной терминологии мы называем скрытый шах. Критикуя советскую систему образования, где не было понятия успешности и в помине, мы находим там одну важную закономерность заставить думать школьников, в общем, иметь цельную картину. Когда же мы рассматриваем современную систему в образовании, то натыкаемся на историческую тайну жрецов Древнего Египта. Проще говоря, три тысячи лет назад было дано другое представление о мироздании, то есть, древнее жречество сумело отделить неотделимые ранее понятия и заставить человека думать не в общем, а в отдельном, оперируя не целым, а частным. Так начался контроль над массовым человеческим сознанием со стороны избранных, коих тогда и назвали пастухами человеческих душ.

         Давайте для наглядности вспомним притчу о слепых и слоне. В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».

                «Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот. «Он больше похож на курительную трубку», – заключил слепой, проведя по бивню.
Они начали горячо спорить, и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне.

         Тогда мудрый человек спокойно объяснил им: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.

         Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины.

         Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко.
Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».

         Ну и что, скажете вы, и где здесь разница между советским и современным российским образованием? В общем, и частном, скажу вам я. В советское время, начиная с седьмого класса, дети сдавали экзамены, как устные, так и письменные. Я до сих пор помню, как 31 мая 1976 года сдавал устный экзамен по русской литературе. И так каждый год по разным предметам. У детей формировалась общая картина мироздания, и все как бы окунулись во времена древнеегипетского жречества общего восприятия мироздания. Что есть сегодня? Есть профильная ориентация, так сказать отделение частного от цельного восприятия мироздания, есть перечень основных письменных экзаменов после окончания девятого класса, и, как итог, есть Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Но нет устных экзаменов! Детей не учат говорить! Они в большей своей массе молчуны! Нет ораторов! Но есть проектная деятельность. Значит, в этом есть определённая идея и выгода для государства.

         Сразу скажу, что в ЕГЭ нет ничего плохого.  Равноправие! И главная его ценность в том, что срок действия результата четыре года, и если выпускник школы ошибся с выбором профессии, или не может освоить профессию по состоянию здоровья или другим причинам, то он может на следующий год сдать ЕГЭ по тому предмету, который он выбрал. Поэтому, лучше сдавать много экзаменов сразу, лишними не будут.

         Как вы уже заметили, мы с помощью наших философских рассуждений начинаем приближаться к главному, каким образом государство с помощью успешности сможет управлять сознанием своих граждан?

         Пора вспомнить о патриотизме. Если говорить кратко, то в глазах государства выпускник образовательной организации будет выглядеть патриотом, когда реализуются две составляющие успеха: налоги и дети. Поясню механизм реализации. Налоги. Здесь формула успеха простая: образование – профессия – работа. И, как итог, платим налоги. Вторая составляющая определяется так: создание семьи мужчина и женщина плюс дети. Государство должно вести свою внутреннюю и внешнюю политику так, чтобы о героизме и преодолении различных трудностей граждане государства забыли! Всё должно быть мирно, честно и без крови. Может ли видеть государство своих граждан успешными по этой формуле. Да, может. Такая постановка вопроса с налогами и детьми выгодна государству? Да, выгодна. Профильное разделение в образовании выгодно для государства Российская Федерация. Да, и в этом случае резко уменьшается количество протестующих граждан по общему признаку против государственной власти с помощью внешнего влияния. Только выборы! А это и есть борьба в самых разных восприятиях мироздания.

         И вот здесь опять уместно вспомнить не только древнеегипетских жрецов, но и нашего тайного сказателя: «В тяжёлой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, поражение потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее и кто не умеет делать практических выводов даже из того немного, что он знает».

         Можем ли мы назвать этот набор слов как механизм реализации успешности в борьбе за управление человеческим сознанием? Да, правильно понимаете, образование, как и религия, есть средство управления людьми. Так что можем.

         В мировой практике, ещё с древнейших времён, люди знают два вида мировоззрения: мозаичное и калейдоскопическое. И здесь мы наблюдаем самую главную тайну жрецов Древнего Египта: подмена понятий и сокрытие истины. В итоге люди вместо мозаичного мировоззрения стали использовать калейдоскопическое. На деле это выглядит так. Скажем, мы имеем определённое количество геометрических фигур, из которых можно составить целостную картинку (мозаику). А можем это же количество составных частей поместить в калейдоскоп и крутить его, ожидая увидеть нечто цельное. Те люди, кто имеет калейдоскопическое мировоззрение (а их подавляющее большинство), видят мир через такую закономерность: а) всё происходит случайно; б) кругом хаос; в) причинно-следственных связей в событиях нет. Сразу же уместно вспомнить знаменитое высказывание Фридриха Ницше: «Нужно долго, долго носить в себе хаос, чтобы потом родить танцующую звезду». Пример есть, скачущая Украина. Тогда как для обладающих мозаичным мировоззрением, всё понятно, потому что для них: а) мир един и целостен; б) всё взаимозависимо и взаимосвязано; в) все процессы и явления в мире носят управляемый характер.

         А теперь вернёмся к слепым и слону, и добавим сюда мозаику и калейдоскоп. Получим образовательную «святую троицу»: материя – информация – мера. Так какую «редиску» приготовили нам древнеегипетские жрецы? А всё просто. Материя была отдана науке, информация – религии, а мера была сокрыта от человечества. Сделано это было в глубочайшей древности – в Древнем Египте. И сделало это древнеегипетское жречество, дав людям неправильное представление об окружающем мире, распространяя и поддерживая через подконтрольную систему образования «калейдоскоп» в головах миллионов людей столетиями.

         Преемником жречества в ведущих мировых религиях – христианстве, буддизме, исламе – стало духовенство. Да, мы знаем о Библии, Коране, буддийских писаниях и так далее. Вот там мера и зарыта, глубоко.

         Как утверждает кандидат технических наук Константин Петров в своей книге «Тайна управления человечеством»: «Это сокрытие и позволило манипулировать сознанием каждого человека в отдельности и всем человечеством в целом на протяжении многих столетий. От человечества была сокрыта мера, благодаря которой каждый человек легко отделял бы ложь от истины и обладал бы методологией самостоятельного (не навязанного) познания мира. Человек ищет истину там, где он её не сможет найти никогда, потому что её там просто нет. Человека поставили перед выбором одной лжи из двух. Именно это лежит в основе принципа «управляемого конфликта», принципа «Разделяй и властвуй!». На этой основе противопоставлены материализм и идеализм. И на всей этой основе построены мировые религии и вероучения. С позиций этих ложных философских учений строят свои идеологии партии и движения».

         Так куда сегодня движется образовательная система Российской Федерации? Как нигде в мире, образовательная система нашего государства находится в поисках этой самой упомянутой сокрытой жрецами меры. До сих пор нет классического определения меры! Это не литры, и не метры, и не граммы! Мера есть философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления, а также, качественная и/или количественная пропорция соотношения истин. И процесс этот мы видим в новой форме обучения, а именно, участия детей в творческих исследовательских проектах, где есть сбор и обработка информации, где по замыслу должны объединиться в единое целое предметные, межпредметные, метапредметные и личностные связи, образовав при этом универсальные учебные действия по определённому профилю. Так мы сможем увидеть только общую картинку (мозаику) в отдельно взятом профильном обучении, например, химико-биологическом, если выпускник школы в будущем хочет стать врачом. Но не более того!

         И вот здесь начинается тупик. Опять вспомним нашего тайного сказателя: «Цельное миросозерцание никогда не согласится делить своё влияние с другим миросозерцанием». Что следует понимать под цельным миросозерцанием? Конечно же, государство! А другое миросозерцание? Правильно, каждый человек в отдельности, или группа людей и так далее.

         Назревает так называемый управляемый конфликт? И вот здесь важно расставить все точки над «и», и с помощью манипуляций в системе образования кардинально решить проблему в интересах всех граждан Российской Федерации, что с большим трудом и пытается сделать наше государство. Уйти от революций и военных конфликтов! Через успешность в системе образования.

         Идея проста, и она лежит на поверхности: при помощи внешних сил не допустить общему в мозгах людей разрушить своё государство! Что это такое?

Укажем на то историческое, что ближе к нам: революции февраля и октября 1917 года в России, украинская Революция Гидности в феврале 2014 года. Везде мы видим внешнее влияние, вожди, покровители и так далее. Принцип один: чтобы прийти к власти, или разрушить государство необходимо назначить одного врага, то есть показать общее в целом. Можно и наоборот: хочешь сохранить власть, разделяй и властвуй. И если начать философствовать, то как-нибудь может, придём и к такому выводу, где в основе выбор решения на действие будет определяться по месту и времени. То есть можно крутить по-разному, и будете правы. То, к чему и толкают древнеегипетские жрецы. К хаосу через калейдоскоп. И здесь, ради сохранения государства и должна сказать своё решающее слово государственная система образования, через успешность.

         Если проводить связь с древнеегипетскими жрецами, то показательным и противоречивым будет вот это высказывание нашего тайного сказателя и величайшего манипулятора человеческим сознанием, главного преступника всего человечества Адольфа Гитлера из его книги «Моя борьба», откуда мы и брали все предыдущие тексты: «Искусство истинно великого вождя вообще во все времена заключается, прежде всего, в том, чтобы не дробить внимания народа, а концентрировать его всегда против одного единственного противника. Чем более концентрирована будет воля народа в борьбе за единую цель, тем больше будет притягательная сила данного движения и тем больше будет размах борьбы. Когда народ видит себя окружённым различными врагами, то для более слабых и нестойких характеров это только даёт повод к колебаниям и сомнениям в правоте собственного дела. Но это уже означает начало паралича собственной силы».

         Этот текст надо читать с пониманием общего в целом. А это не каждому дано. Это и есть та особенная мера в мозаике.

         И как мы можем, увидеть паралич собственной силы, или не увидеть в образовательной системе Российской Федерации?

         Здесь у нас появляется формула: государство – образование – власть. Только образование может сделать государство сильным и наоборот. А в итоге из этой образованной бочки и придут к власти в этом государстве успешные люди. Вот вам и успешность во благо всех граждан Российской Федерации.

         Таким образом, наши философские размышления привели нас к успешности не каждого, но для всех. Успешность в современном образовании пока вынуждена отказываться от общего восприятия мира ради одного, профильного направления. А вот поиск того общего, что даст достойный отпор нашим врагам и будет считаться мера, которую от нас так тщательно скрыли древнеегипетские жрецы, и, которую мы ещё так и не нашли.

                Сегодня образовательная система Российской Федерации не находится в изоляции. Например, в ходу Теория множественного интеллекта Ховарда Гарднера. В чём суть? В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind ), в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ–тестом.

         Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. 

         В книге он выделил семь видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два, итого девять: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. 

                Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других - это исключительно культурная традиция.

         Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты. Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе (школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.

         А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта. Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить. У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.

         Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования. Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта. К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?

         Россия приняла все и сразу!

         Теперь мы пришли к главному, формированию интеллекта личности. И что же по этому поводу пишет преступник № 1: «Те личности, которые превосходят обычный масштаб золотой середины, большей частью сами прокладывают себе дорогу на арене мировой истории». И лучше Адольфа Гитлера об успешности ещё не сказал никто. Почему? Он указал меру: обычный масштаб золотой середины.

         Можете задать вполне законный вопрос: а почему Гитлер? Ответ простой. Ещё никто в мире не смог провести манипулирование человеческим сознанием, и не какими-то там аборигенами, узбеками или украинцами, а самой образованной на то время в мировой истории германской нацией!

         Таким образом, если мы говорим об успешности, то в первую очередь должны научить детей и взрослых противостоять манипулированию человеческим сознанием, каждому отдельно в своём случае.     

         Вывод напрашивается простой: найдём меру, тогда и появится интеллект, а, значит, придёт и успешность. Мы избавимся от манипулирования. И государственная целостность Российской Федерации сохранится.

18 июля 2017 года.           

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Сообщество учителей технологии

57 участников, открытое
сообщество учителей технологии Хабаровского края
Join_network
Календарь
декабрь 2017
ноябрь 2017
октябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3