4. Тест на самооценку (для детей)
Другой выраженный фактор риска связан с таким явлением, как
неадекватная, то есть не соответствующая реальным возможностям
самооценка ребенка. При этом у детей и подростков, входящих в группу
риска, самооценка, как правило, занижена. Оно и понятно: в зависимость
чаще всего попадает человек, считающий себя слабым, не способным к
самостоятельным поступкам, неумным и т.п.
Согласно определению, данному в психологическом словаре,
самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От
самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам".
Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая
фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой -
"Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает
беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других,
неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых
неожиданностях.
Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому
психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к
нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности
(идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних
случаях повысить, в других - понизить.
Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне
доступны любому родителю. Для этого совсем необязательно обращаться к
специалисту. Вот один из таких доступных всем способов. Нарисуйте на
чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это
может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).
Дайте вашему ребенку следующую инструкцию:
- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся
самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все
получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой
нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в
чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети
расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше,
другие ниже. Как, по-твоему, где твое место на лестнице в данный
момент?
Если ваш ребенок поместил себя на одной из 3-х нижних ступеней -
это тревожный симптом. Увидев такую картину, задайте себе вопрос: когда
и за что я последний раз говорил (ла) сыну (дочери) "ты у меня
молодец!"? Если такое случалось давно, либо вы вообще затрудняетесь
вспомнить что-либо подобное - дело плохо. Похоже, назрела необходимость
срочно пересмотреть кое-что в отношениях с ребенком, а быть может, и в
семейном укладе в целом. И немедленно! Иначе можно оказаться в той
самой ситуации, когда близок локоток, да не укусишь!
Как же поправить дело? Первое - ни в коем случае не спешите
переубедить ребенка, уверяя, что он (она) лучше всех на свете.
Результат будет прямо противоположным. Во-первых, вам не поверят.
Во-вторых, увидят в такой реакции подтверждение собственной ничтожности
("видно, меня и впрямь считают недоумком, коль скоро пытаются, как
маленькому, откровенно вешать лапшу на уши и не считаются с моим
мнением даже относительно меня самого"). Не стоит повторять прошлые
ошибки. Как уже сказано, отношения надо видоизменить немедленно. Итак,
примем мнение ребенка. Считаешь себя очень плохим, значит, так оно и
есть - кому и знать, как не тебе. Парадоксальным образом, тем самым не
на словах, а на деле мы даем своему чаду возможность ощутить себя
самого как ценность!
Далее. Если оказалось, что мы давно не говорили сыну или дочери:
"какой ты у меня молодец!" - то перед нами отличный повод сделать это.
Ведь, поставив себя на невысокое место, наш ребенок продемонстрировал
не только низкую самооценку, но и высокую критичность, возможно -
объективность, безусловно - честность и мужество. Разве это не достойно
похвалы? Наконец, естественное желание опровергнуть убеждение дорогого
нам человека в том, что он плохой, тоже можно (и нужно!) использовать с
пользой. Только делать это в нашем случае стоит, не вступая с ним в
противоречие.
- Ты говоришь, что учителя тебя ругают - это правда. А есть ли
кто-либо из учителей, кто ругает меньше других? А может, кто-то не
ругается вовсе? А бывало так, что учителя тебя хвалили? А за что
именно?
Принимая мнение ребенка о себе как о плохом, нужно сосредоточить
его внимание на том хорошем, что, разумеется, в нем есть, на тех
успехах, которые были. Это непросто. Тут не работают готовые схемы.
Недопустима игра и лукавство. Необходим искренний интерес. Чтобы
добиться этого и быть спонтанным, поставьте себе задачу: в беседе
узнать о каком-то новом для вас достижении или неожиданном качестве
ребенка. Обратите внимание на то, как изменится его лицо при приятном
воспоминании. Оно просветлеет в буквальном смысле слова.
Ну а как быть, если наше чадо по-хозяйски обосновалось на одной из 3-х
верхних ступеней? Здесь полезно прежде чем делать какие-либо выводы,
задать несколько уточняющих вопросов (вообще никогда не следует
стесняться задавать вопрос. Любое, даже мелкое, непонимание может
повлечь за собой последствия). Ну, например: какие конкретно данные
подтверждают право на высокое место? В каких областях ты особенно
успешен? Достиг ли ты в них совершенства или есть возможности роста? А
имеются ли у тебя недостатки? Есть ли среди твоих одноклассников или
знакомых кто-то, кто лучше тебя? Что ты думаешь о тех, кто не столь
успешен?
Вы можете задавать и любые другие вопросы. Главное прояснить:
ребенок искренне верит в то, что его объективные достижения дают право
на высокую позицию и при этом способен критично оценить себя, или же он
просто субъективно убежден в собственной исключительности? В первом
случае при уважительном отношении к сверстникам нет причин для
беспокойства, даже если заслуги несколько преувеличены. А вот во
втором, так же, как и при заниженной самооценке - есть повод задуматься
и пересмотреть отношения.
При этом, как и в случае с низкой самооценкой, главное - это не
поддаваться импульсам и не делать резких движений. Вне зависимости от
результатов нашего исследования, в некоторых случаях полезно и даже
необходимо отмечать, что ребенок в чем-то превосходит товарищей. К
примеру, участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах
и веры в победу не обойтись. А чтобы маленький чемпион не возгордился,
необходимо всякий раз напоминать:
- Да, ты молодец, ты действительно лучше многих на беговой
дорожке. Но только на беговой дорожке. И то, что твои сверстники бегут
медленнее, ни в коей мере не означает, что они меньше тебя заслуживают
уважения.
Если же дело все-таки зашло слишком далеко, то наилучшим выходом
из ситуации представляется: дать возможность ребенку убедиться на
собственном опыте в несоответствии столь высокой самооценки реальному
положению вещей. То есть, как бы признав его исключительность,
предоставить возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях,
где такая исключительность необходима для достижения успеха (за
исключением, разумеется, случаев, когда возможна реальная угроза жизни
и здоровью ребенка). Синяки и шишки, в которых некого винить кроме себя
любимого, - лучшее лекарство от излишней самоуверенности и
заносчивости.
Такое практическое вразумление реальной жизнью можно с успехом
дополнять и словесным. Опять-таки не вступая в прямое противоречие. Для
этого даже не очень верующие родители могут с успехом использовать
Священное Писание. Практика показывает, что многие дети неохотно читают
Библию. Вместе с тем, почти все, включая старших подростков, с
интересом слушают устные пересказы Евангельской истории, примеров из
жизни святых. В такой форме нередко воспринимаются взгляды, понятия,
нормы поведения, категорически отвергаемые при обычном общении со
взрослыми. В тех же целях можно использовать сказки, мифы, житейские
истории, не имеющие, на первый взгляд, отношения к ребенку, но
заключающие в себе определенную мораль.