Загрузка...
     
12 апреля, 12:41
12 апреля, 12:18
5 апреля, 9:15
присоединились 2 участника jul.mironowa, absdi208
5 апреля, 8:43
Все обновления

Методическое пособие. - Волгоград: Учитель, 2019. - 45 с.  

 

Данное пособие предназначено для молодых учителей, учителей- практиков.

В нем показаны методика написания сочинений, различные виды сочинений, которые систематизированы по классам, с планами и подготовительными материалами; представлен обзор современного анализа и оценки детских работ. Крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по развитию речи.   Составлено пособие в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; способствует общему  речевому  развитию; умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 Заказать пособие можно по ссылке 

https://www.uchmag.ru/estore/e2272378/

Г. Хабаровск         

МБОУ СОШ №

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________________.

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________________.

 

«____»____________2015 г.

 

«Утверждено»

Решение педсовета протокол №__

от «___»_______________________

Председатель педсовета

_______________________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По                    окружающему миру   

Ступень обучения (класс)              1 - 4 «В» класс                     

 

Количество часов        270   Уровень             базовый

 

Учитель     Поплавская Алеся Евгеньевна

 

 

Программа разработана на основе Основной образовательной программы в соответствии с примерной ООП НОО (М.: Просвещение, 2011 г.) в соответствии с содержанием указанных учебников

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального образования по окружающему миру, с учетом авторской программы Саплиной Е.В., Саплина А.И., Сивоглазова В.И. «Окружающий мир. 1 - 4 классы» (УМК «РИТМ»)

            В начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а,     следовательно, духовный, нравственный, экономический потенциал общества.

            Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

            Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

            Благодаря интеграции естественнонаучных и социальногуманитарных знаний решаются пропедевтические задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Курс также создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, направлен на дальнейшее развитие личности.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

            Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

            Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурной грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения на природе и в обществе, правила здорового образа жизни. Курс играет значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно -ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

            Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы.

            Содержание и методические особенности курса «Окружающий мир» формируют универсальные учебные действия (УУД), которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

            УМК «Окружающий мир» в полной степени реализует следующие УУД.

            Личностные. Дают представление об образе мира, ценностно -смысловой ориентации и нравственном основании личностного морального выбора. Формируют положительное отношение к школе (например, содержание учебника 1 класса), учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего курса через иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, которая во всех классах направлена на нравственную оценку своих поступков, поступков окружающих людей и исторических персонажей. Показывая взаимоотношения человека с природой, обществом, курс развивает этические чувства - стыда, вины, совести как регулятора морального поведения.

            Установка на здоровый образ жизни проходит через все темы курса.

            Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой прослеживаются в материале учебников 3 и 4 классов.

            Регулятивные. Включают целеполагание, планирование, контроль, оценку своей деятельности. Они формируются через систему дифференцированных заданий, которые предложены в учебниках и рабочих тетрадях (вопросы и задания к иллюстративному материалу, решение тестов, выполнение творческих заданий, когда необходимо спланировать алгоритм своих действий для выполнения поставленной задачи). Задания в рабочих тетрадях позволяют самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, а также проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

            Познавательные. Включают смысловое чтение, умение адекватно, осознанно и произвольно строить поиск информации в дополнительных источниках. Они учат устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать. Формирование данных УУД начинается с 1 класса.

            Коммуникативные. Направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Это система заданий и вопросов, которые направлены на формирование умения работать в паре или группе.

            Одной из задач современного образования является получение элементарных сведений о безопасности жизни в самых различных ситуациях - от поведения на улице до оказания первой помощи при различных травмах. Данные темы являются неотъемлемой частью предмета «Окружающий мир».

            Современное образование дает младшему школьнику всесторонние знания. В программы вводится большое количество научных терминов, чем подчеркивается важность предмета. Однако мышление ребенка еще не способно воспринимать научные термины, гипотезы или доказательства. За стремлением дать научный инструментарий познания мира главное -  не забыть, что ребенку в начальной школе при изучении новых предметов должно быть интересно.

            Развитие интереса к предмету, формирование личностно-ориентированного отношения к природе и обществу в современных условиях насыщенного информационного пространства возможно при тщательном отборе содержания материала. Младшему школьнику важно не просто получить готовые знания об окружающем мире, а показать процесс взаимодействия человека с растительным и животным миром, процесс освоения Земли и расселения на ней. При отборе естественнонаучного и исторического материала для начальной школы мы делали упор на то содержание, которое со временем будет развиваться вместе с учеником, сообщая ему что-то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, нерешенные во время урока.

            Курс призван дать первоначальные сведения о предметах, явлениях и процессах, создающих законченную картину мира, которые подготовят ребенка к восприятию систематических курсов в основной школе.

            Основные дидактические принципы построения курса:

  • принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающем переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа - общество»;
  • принцип историзма. Естественнонаучные и исторические факты и события даются в соответствии со временем, местом и условиями их возникновения;
  • принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей;
  • принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребенка сознательным участником важнейших жизненных процессов.

            Интегрированный курс «Окружающий мир» связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка.

            Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
  • наука как часть культуры, отражающая стремление к истине, к познанию закономерности окружающего мира, природы и социума;
  • семья как основа духовно-нравственного развития личности;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно развитой личности;
  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;
  • здоровый образ жизни, составляющий в единстве здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

1 класс (66 ч)

«Человек и природа»

Человек в коллективе (21 ч)

            Мир, в котором я живу. Природа живая и неживая.

            Я - школьник. Какие знания получает человек в школе. Зачем нужны человеку знания и умения (читать, писать, считать, ориентироваться в окружающем мире).

            Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределение семейных обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Семейные традиции.

            Человек живет в коллективе. Школьный коллектив. Общение в коллективе. Учитель и ученики. Культура поведения в школе, коллективе, общественных местах.

            Новый распорядок дня, который внесла школа в жизнь ребенка. Чередование труда и отдыха в режиме дня.

            Правила личной гигиены в школе и дома. Правила безопасности дома и в школе (вода, электричество, огонь). Телефоны экстренной помощи.

            Место, где я живу (дом, улица, город, страна). Мой адрес. Занятия и профессии людей.

            Правила безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками.

Человек и природа (27 ч)

            Что нас окружает. Природа живая (человек, животные, растения, микробы, грибы). Отличие живой природы от неживой.

            Явления природы (снегопад, дождь, гроза, рассвет, закат, ветер). Погода, ее составляющие (температура воздуха, осадки, облачность). Определение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

            Растения. Культурные и дикорастущие растения. Ядовитые растения и грибы. Редкие и исчезающие растения. Комнатные растения и уход за ними. Деревья, кустарники, травы.

            Домашние и дикие животные. Редкие и исчезающие животные, занесенные в Красную книгу. Заповедники, их роль в охране природы.

            Человек и природа. Значение неживой и живой  природы в жизни человека. Использование человеком богатств природы. Бережное отношение к окружающему миру.

            Вращение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Причины сезонных изменений. Времена года (осень, зима, весна, лето), их характеристики и основные признаки.

Как мы познаем мир (18 ч)

            Как человек познает мир. Органы чувств. Источники информации: устное общение, рассказы взрослых, книги, радиои телепередачи, сеть Интернет. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

            Музеи. История развития письменности. Алфавит.

            Мир, созданный руками человека. Современный человек живет в измененной окружающей среде.

2 класс (68 ч)

«Человек и Вселенная»

Представления людей о Вселенной (20 ч)

            Вселенная в представлении народов древности. Мифы древних народов о строении Земли и Вселенной. Система мира по Н. Копернику.

            Солнечная система, ее строение. Планеты земной группы. Луна. Звезды и созвездия. Солнце - ближайшая звезда. Космические исследования Солнечной системы. Влияние Солнца на живые организмы, на человека. Что такое календарь. От зарубок - к современному календарю. Как люди научились считать время. Сутки, неделя, месяц, год. Механизмы, измеряющие время (солнечные, водяные, песочные, современные часы).

Географические исследования земной поверхности (24 ч)

            Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.

Ориентирование на местности. Компас. Глобус - модель Земли. План, масштаб (на уровне понятия), условные обозначения. Карта (географическая и историческая). Материки и океаны, их на звания, расположение на глобусе и карте. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.

            Дополнительные сведения. Важнейшие географические открытия. М. Поло («Книга чудес»), X. Колумб (открытие Америки), Ф. Магеллан (первое кругосветное путешествие). Русские первопроходцы. Поход Ермака, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (открытие Антарктиды), И. Крузенштерн и Ю. Лисянский (первое кругосветное путешествие русских).

Планета Земля (24 ч)

            Строение Земли (общие представления).

            Суша Земли. Основные формы рельефа суши: горы и равнины. Материки, острова.

            Горные породы. Полезные ископаемые, их добыча и рациональное использование. Почва. Состав почвы. Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почвы.

            Водная оболочка Земли. Вода на планете Земля. Круговорот воды в природе. Три состояния воды. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Как человек использует воду. Охрана воды.

            Воздушная оболочка Земли— атмосфера. Состав и свойства воздуха. Атмосферные явления. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды. Значение воздуха в жизни живых организмов, человека. Охрана воздуха.

            Живая оболочка Земли и ее границы.

3 класс (68 ч)

«Человек и его соседи»

Живые соседи человека (24 ч)

            Многообразие живых организмов. Основные признаки живых организмов. Сходства и различия растений и животных.

            Разнообразие растений. Цветковые, голосеменные, споровые (водоросли, мхи, папоротники). Органы цветкового растения. Жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Общее представление о питании растений и роли этого процесса в природе. Значение растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные растения твоей местности.

            Разнообразие животных (по внешним морфологическим признакам): насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности питания разных видов животных. Размножение животных. Значение животных в природе и жизни человека. Животноводство. Разведение домашних животных.

            Среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

            Природное сообщество (луг, лес, водоем). Организмы в сообществах, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, взаимосвязь организмов.

Природные зоны России (10 ч)

            Климатические условия, растительный и животный мир природных зон. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса. Степи. Пустыни.

Наша страна (10 ч)

Что такое государство. Символы Российского государства (флаг, герб, гимн). Москва — столица России. Красная площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы. Праздники и традиции нашей страны.

            Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребенка. Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык нашей страны.

Материки, их особенности (8 ч)

            Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. Климат. Рельеф. Растительный и животный мир. Знакомство с главными достопримечательностями стран с контрастными особенностями.

Где и как селился человек (16 ч)

            Где и как селился человек. От первого поселения - к городу. Какие бывают города. Древнерусский город. Герб города.

            Город, село, деревня — место, где ты живешь. Улицы рассказывают о прошлом. История дома. Русская изба. Дом горожанина.

            Современный город. Города «Золотого кольца» России.

            Библиотека — хранилище книг. Как передавали и сохраняли знания.

            Музеи города. Что находится в музее, какие бывают музеи (исторический, художественный, политехнический).

           

4 класс (68 ч)

«Человек на планете Земля»

Человек как живой организм (22 ч)

            Человек - часть живой природы. Сходства и различия человека и животных. Человек - живой организм. Строение тела человека. Основные системы органов человека, их функционирование.

            Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве. Предупреждение наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Закаливание организма. Правила измерения температуры тела человека.

            Опорно-двигательная система. Строение и значение скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.

            Пищеварительная система. Продукты питания, их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.

            Органы дыхания. Значение дыхания. Гигиена органов дыхания.

            Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.

            Нервная система, ее значение. Значение головного мозга.

            Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. Режим труда и отдыха.

            Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья человека.

Основные этапы истории России (40 ч)

            Лента времени. Историческое время. Счет лет в истории.

            Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Древнерусские города. Быт и занятия людей, развитие культуры.

            Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

            Московское государство в XV—XVI вв. Быт и занятия людей, развитие культуры. Книгопечатание. Зодчество.

            Российское государство в XVII в. Правление

Петра I. Строительство СанктПетербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни людей.

            Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянства. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобретения. Создание первого университета. М. Ломоносов. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру I— Медный всадник и др.).

            Россия в XIX в. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.

            Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. Древнерусский иконописец (А. Рублев), архитекторы (М. Казаков, В. Баженов, А. Фьораванти, Б. Растрелли), художники (А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов), композиторы (М. Глинка, П. Чайковский).

            «Путешествия» в царский дворец, усадьбу помещика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника.

            Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Развитие страны в 30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Восстановление страны после войны. Освоение космоса. Культурные достижения России в XX в.

            Россия в начале XXI в.

Человек в современном мире (6 ч)

            Россия - многонациональное государство. Народы нашей страны. Традиции, культура, религии.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название раздела

Кол-во часов

1 класс «Человек и природа» (66 ч)

1

Человек в коллективе

21

2

Человек и природа

27

3

Как мы познаем мир

18

2 класс «Человек и Вселенная» (68 ч)

1

Представления людей о Вселенной

20

2

Географические исследования земной поверхности

24

3

Планета Земля

24

3 класс «Человек и его соседи» (68 ч)

1

Живые соседи человека

24

2

Природные зоны России

10

3

Наша страна

10

4

Материки, их особенности

8

5

Где и как селился человек

16

4 класс «Человек на планете Земля» (68 ч)

1

Человек как живой организм

22

2

Основные этапы истории России

40

3

Человек в современном мире

6

 

Итого:

270

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

1 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости изучения данного курса;
  • понимание необходимости соблюдать в коллективе, школе, дома, на улице, в общественных местах правила безопасного поведения;
  • понимание необходимости уважительного и заботливого отношения к членам семьи;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе.

У учащихся могут быть сформированы:

  • ответственное отношение к изучению данного предмета;
  • способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать значение изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Учащиеся могут научиться:

  • планировать свои действия при выполнении разнообразных заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • сравнивать результаты наблюдений за природой на сезонных экскурсиях;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • вести диалог при выполнении заданий;
  • работать в группе;
  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в группе при выполнении разноуровневых заданий.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • узнавать герб и флаг России, называть столицу своей родины;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животных;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • называть основные источники информации об окружающем мире;
  • пользоваться книгой и получать из нее информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (тепло или холодно, облачность, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • называть некоторые отличительные признаки основных классов животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.

2 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости дальнейшего изучения данного курса;
  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • понимание значения взаимопомощи в семье, школе.

У учащихся могут быть сформированы:

  • ответственное отношение к изучению данного предмета;
  • способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия при проведении наблюдений и опытов;
  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  • оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов;
  • оценивать свое поведение и своих товарищей.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать наблюдательность;
  • ставить цель проведения наблюдений и опытов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • читать условные обозначения;
  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы по различным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений погоды;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
  • ставить вопросы друг другу;
  • работать в группе.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении разноуровневых заданий.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • находить стороны горизонта по солнцу и компасу;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • приводить примеры названий приборов и инструментов;
  • рассказывать о механизмах, измеряющих время;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • рассказывать об исследованиях Космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс;
  • рассказывать о нашей планете Земля, звезде Солнце, о спутнике Земли - Луне;
  • показывать на глобусе материки и океаны;
  • рассказывать о значении полезных ископаемых в жизни человека;
  • рассказывать о значении воды в жизни человека;
  • рассказывать о значении природы в жизни человека;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (по продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разное время года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества;
  • называть планеты Солнечной системы;
  • отличать планету от звезды;
  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;
  • рассказывать о происхождении календаря;
  • читать условные обозначения на географической карте;
  • читать условные обозначения на исторической карте;
  • пользоваться компасом и определять стороны горизонта на местности.

3 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • более глубокое понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

У учащихся могут быть сформированы:

  • ответственное отношение к изучению данного предмета;
  • способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы;
  • работать в группе, участвовать в диалоге при обсуждении и выполнении разнообразных заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • характеризовать части растений и их значение;
  • характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности;
  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые;
  • различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
  • приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы;
  • рассказывать о материках и их особенностях;
  • рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • рассказывать о символах страны;
  • рассказывать о государственных праздниках страны;
  • рассказывать о культурных достопримечательностях своего города (села);
  • рассказывать о правах ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • показывать на карте природные зоны России;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • показывать на карте материки;
  • показывать столицу нашего государства, родной город или село;
  • рассказывать об основных символах и праздниках страны;
  • рассказывать о достопримечательностях родного города, села;
  • приводить примеры многообразия растительного и животного мира;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • применять меры безопасности в городе и на природе;
  • пользоваться различными справочными изданиями.

4 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя гражданином России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

У учащихся могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и ее реализацию в своем поведении;
  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • основы экологической культуры;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о строении организма человека;
  • рассказывать о правилах личной гигиены, о значении физической культуры для развития организма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков;
  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
  • показывать на карте границы Российской Федерации;
  • различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте;
  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация);
  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. - образование государства у восточных славян; 988 г. - крещение Руси; 1380 г. - Куликовская битва; 1612 г. - изгнание иностранных захватчиков из Москвы; 1613 г. - начало правления новой династии Романовых; 1703 г. - основание СанктПетербурга; XVIII в. - создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755г. - открытие Московского университета; 1812 г. - изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. - отмена крепостного права; февраль 1917 г. - свержение самодержавия, отречение императора Николая II от престола; октябрь 1917 г.- революция, установление советской власти; 1922 г. - образование СССР; 1941 - 1945 гг. - Великая Отечественная война; апрель 1961 г. - полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. - распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
  • описывать государственное устройство Российской Федерации;
  • называть основные положения Конституции;
  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
  • описывать культурные достопримечательности своего края;
  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком, дату исторического события с лентой времени;
  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о строении организма человека;
  • оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего организма;
  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории России;
  • описывать обычаи народов России;
  • определять последовательность исторических событий;
  • показывать на карте территорию Российского государства, крупные города;
  • пользоваться настенной исторической картой;
  • находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в электронных источниках и контролируемом Интернете;
  • создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов;
  • готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

 

ТРЕБОВАНИЯ К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,

объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карты) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе

 

 

КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
  • отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;      
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

            При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: поиск ошибки; выбор ответа; продолжение или исправление высказывания.

            Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Отметка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Отметка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Отметка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Отметка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

            Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания среднего уровня трудности.  Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися. Как один из вариантов оценивания: 

Низкий уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

0 – 60%

60 – 77%

77 – 90%

90 – 100%

менее 17 баллов

18 – 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

“2″

“3″

“4″

“5″

 В первом классе ведется безотметочное обучение, цель которого сформировать и развить оценочную деятельность учащихся. При использовании безотметочной системы оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1—4 классы. Программа. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2012 г.

Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2012 г.

Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012 г.

Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А. И. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А. И. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012 г.

Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2012 г.

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проходит множество конкурсов и грантов для педагогов. Следите за обновлениями раздела «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО. ЗДЕСЬ доступна полная и достоверная информация о грантах и конкурсах для педагогов на территории страны.

Участие в грантовых программах — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Уважаемые коллеги!

В России ежегодно проводят большое количество конкурсов и грантов для педагогов. Не станет исключением и 2019 год.

Обращаем ваше внимание  на действующую кнопку «Актуальные гранты в сфере образования» на сайте ХК ИРО:

(картинка кликабельна).

 Теперь вы сможете получать полную и достоверную информацию о грантах для педагогов  на территории страны.

Участие в грантовых программах  — мощный стимул для развития педагога и образовательного процесса в целом!

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Сообщество учителей начальной школы

114 участников, открытое
Join_network
Календарь
сентябрь 2020
август 2020
июль 2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6