Загрузка...

Единый мир

Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Почему так много страданий на земле? Как выйти из кризиса? Что такое человек? Если вы задаете себе такие вопросы, то вам сюда.
     

Идеальная бизнес-модель: "За красивые глаза"

02.09.09, 13:34
Автор sameh.vav

Деловой подход в сетевом мире во многом отличается от традиционных схем. Интернет – царство  даровых угощений, не признающее заведенных порядков ценообразования. Разобраться с рынком виртуальных товаров решил Крис Андерсон, писатель и журналист, главный редактор прославленного журнала "Wired", обладатель Национальной журнальной премии (National Magazine Award) и автор бестселлера "Длинный хост". Его новая книга называется: "Бесплатно: будущее радикальной цены". 

Автор настроен вполне оптимистично, полагая, что на смену экономике дефицита грядет экономика изобилия, девиз которой  состоит всего лишь из одного слова: "Бесплатно". Видимо, чтобы избежать обвинений в голословности, Андерсон разместил свою книгу в свободном доступе. Правда, она продается и в магазинах, однако ее можно свободно скачать в аудиоформате авторского исполнения. "Вишенкой" в этой линейке продуктов является резюме книги, также зачитанное автором и имеющее цену, отличную от нуля. 

Само послание, несмотря на бравурный тон, звучит вполне резонно. Вопреки общепринятому  мнению, бесплатные обеды все-таки существуют. Андерсон цитирует исследования Дана Ариэли, указывающие на огромное различие между "почти бесплатно" и "совершенно бесплатно". Нас манит именно второй вариант, нулевая цена. 

В эпоху технологических  новшеств некоторые секторы даже на фоне кризиса переполнены (почти) бесплатным изобилием. Сегодня наблюдается избыток в информации, в новаторстве, в любопытстве, в творческом подходе. Стоимость обработки, хранения и передачи данных быстро падает, в то время как важность этих элементов постоянно растет. В результате, часто за них не взимают плату – они слишком дешевы, чтобы измерять их денежный эквивалент. 

Андерсон приводит многочисленные примеры опадающих  цен в самых различных областях: от музыки, книг и лекций до авиабилетов, автомобилей, биржевых операций и столовых принадлежностей. В мире снижающейся себестоимости, утверждает Андерсон, бесплатность превращается в самую выгодную бизнес-модель. 

У "дармовщины" много обличий. Некоторые товары субсидируются рекламой – например, поисковые веб-сервисы, в которые интегрированы рекламные объявления. Газеты, книги и развлечения черпают часть средств из того же источника. Они все еще не бесплатны, но расходы несет далеко не только конечный потребитель. 

Некоторые бесплатные "вкусности" призваны раскрутить продажи других товаров. Когда-то мужчинам раздавали бритвы, чтобы создать  спрос на лезвия. По той же схеме, фотоаппараты подстегивали спрос на фотобумагу. Сегодня принтеры по символической  цене обеспечивают реализацию картриджей, а игровые приставки становятся платформой для индустрии самих игр. 

Расцветает "бесплатномика" (freeconomics) – экономика подарков и  свободного обмена. Получает развитие концепция freemium – фриварный базовый  пакет и взимание платы только за дополнительные услуги или добавочный функционал. Самый известный пример – Flickr, сетевой сервис для хранения и обработки цифровых фотографий. Платные возможности там предусмотрены только для серьезных пользователей, которые, в сущности, и финансируют "праздник" всем остальным. 

Новая экономика нацелена не на барыш в чистом виде. Ее прибыль – понятие более емкое, оно включает выгоду потребителя, не заплатившего ни копейки, и более того, не собирающегося платить за предоставленные услуги. Это уже не язык денег, принятый до сих пор, а нечто более человеческое, чистосердечное. Современные дети растут в твердой уверенности, что интернет-индустрия в основе своей бесплатна. Они больше никогда не согласятся заплатить за привычные услуги. Для них хранить фотографии в Сети – практически то же самое, что дышать воздухом. 

Отлично понимая  это, бизнес уже признаёт отчасти, что  скупой расчет был перегибом и что хорошие взаимоотношения между нами тоже чего-то стоят. По всей вероятности, они и дальше будут стабильно расти в цене, в отличие от прочих услуг и товаров. 

По материалам издания "Калькалист" 

Олег  Хлебников 

Идеальная бизнес-модель: "За красивые глаза"

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий