Загрузка...

Сообщество учителей ОБЖ и физической культуры ХК

Обмен мнениями и опытом, обсуждение актуальных проблем предметной области и вопросов преподавания учебных предметов "Физическая культура" и "Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности" в Хабаровском крае
     

Курсы повышения квалификации учителей, преподавателей -организаторов ОБЖ

07.03.18, 04:46

Добрый день, коллеги! Очень рада видеть вас на курсе и в нашем сообществе! Будем работать, рассмотрим проект Концепции преподавания ОБЖ, что происходет с предметом? Конечно, не забудем и про  ФГОС.

Посмотрите ссылки, интересно! 

Жду вашего мнения в комментариях. 

Комментарии

Я веду предмет ОБЖ с 5 по 11 класс. + по 1 часу, если старшеклассники выбирают оборонно- спортивный профиль, также 2 часа кружковой работы и 1 час внеурочной деятельности военно-патриотической направленности + 2 часа туристской направленности, которая также входит в сферу ОБЖ. Из 5-ти летнего опыта могу сказать, что 1 часа в неделю, для полноценного освоения предмета ОБЖ мало. Сложности возникают в практических работах. Большинство часов отдано под теорию, но пока не попробуешь, ничего не усвоишь. Хорошая практика по военной подготовке проходит у 10-ти классников. Особенно, если сборы проходят на базе воинских частей. Но в современное время в старшую школу приходят немногие. 2 урока в неделю, достаточно для освоения материала выше среднего уровня. При том, что существуют многочисленные мероприятия под эгидой Министерства образования и других структур, в которых демонстрируются учащимися знания ОБЖ (например: “Безопасное колесо”, “Школа безопасности”, “Фестиваль молодежи допризывного возраста” и пр.), выигрывают команды, представляющие ДОП образование, где узконаправлено изучается данная тематика. Увеличение количества часов, позволит учащимся ОУ на равных соревноваться со специализированными командами. Более того, практические занятия могут показать психологическую подготовленность учащихся к действиям в экстремальных ситуациях. В теории ученик может отвечать на “5”, а в экстремальной ситуации “заступориться”. Дополнительные часы ОБЖ могут позволить подготовить ученика к любому развитию событий.

А, может, подумать не об увеличении часов,а о повышении эффективности? Например, увеличении практикоориентированности в преподавании предмета? Почему вы пишете, что много часов отдано на теорию? Разве не вы, как педагог выбираете сколько часов отдать, не вы решаете, как организовать деятельность на уроке?

В любой практике, сначала проводиться теория. Причем, в некоторых случаях, несколько раз. Повторение ТБ, повторение “болеющим” и тем, кто не понял. При практических занятиях, например с индивидуальным оборудованием, требуется много времени, особенно, если оборудование одно на весь класс. Даже при наложении повязки, когда у всех есть бинты, провести занятие в полном объеме не удается.

ОБЖ-1
Вопрос1. На наш взгляд наиболее значимым, что предмет оставляют в учебном плане. Что предмет по прежнему направлен на закрепление навыков защиты жизни и здоровья обучающихся, формирует необходимые волевые и морально-нравственные качества.
Вопрос 2. Противоречия.
Сокращение в ВУЗах кафедр по подготовке учителей, преподавателей ОБЖ приведет к утрате специалистов.
Сокращение до 17 часов с 5 по 7 класс ведет к снижению мотивации изучении предмета.
Корректировать курс НОО “Окружающий мир” не следует. Это можно изучить во время внеурочной деятельности любого направления.
Вопрос 3. Провести Всероссийский опрос в общеобразовательных учреждениях по вопросу значимости предмета среди учеников, учителей и родителей.
Вопрос 4. Пункт 3, Пункт 6. можно оставить без изменений.

ВОПРОС- ОТВЕТ:
1.Что показалось вам наиболее значимым? Запишите, кратко обоснуйте, почему именно так.
С самого рождения детей, родители несут за них ответственность и с первых дней обучают их безопасности (не трогай чайник, мой руки, не сиди близко к телевизору и пр.). Поэтому ввести предмет ОБЖ или его элементы (дошкольное образование, начальная школа и пр.) скажется положительно на безопасности детей и их окружения.
2. Какие противоречия, точки риска вы видите в проекте? Запишите их.
В современное время дети стали более статичными. И “выход в свет” для них более опасен, т.к. они живут чужой жизнью, которую выбрали в интернете. Если приглашать различных специалистов для проведения уроков, то ребенок не сможет усвоить материал правильно из-за того, что он не привык работать с данным лектором, а на это требуется несколько уроков. второй фактор, что каждый специалист говорит по своему и нет единого решения. А переубедить опытного специалиста МЧС, что надо делать так а не иначе очень сложно. И что странно, что каждый специалист прав, но ребенок не сможет определить кто из них прав более. Учитель же дает несколько вариантов с пояснениями, помогая ученику самому выбирать то или иное действие в данной ситуации.
3. Сформулируйте ваши дополнения к тексту, предложите формулировки, которые кажутся вам необходимыми к каждому пункту проекта концепции.
При оснащении материально – технической базы необходимо учитывать, что многие материалы имели место быть еще во времена СССР. Необходимо передавать списанные элементы оборудования или средств защиты из министерства обороны в образовательные учреждения. (противогазы, ОЗК, РХБЗ, гашеное оружие и пр.)

Коллеги, а каких результатов опроса вы ожидаете?

Нужен ли данный предмет в школе и насколько он важен в жизни каждого человека.

Четко и грамотно сформулирована задача изучения ОБЖ как обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (далее – КБЖ),что способствует выработке у школьников умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Так же делается акцент на практическую направленность преподавания ОБЖ . Обозначена проблема материально- технического и методического обеспечения. Почему важно- если проблема четка видна – можно и грамотно предложить пути ликвидации , имеющихся пробелов
Данная концепция может привести к значительному сокращению часов преподавания ОБЖ , это приведет к нежеланию получать специализированного глубокого образования преподавания ОБЖ . Предмет будут вести неквалифицированные преподаватели и предмет перестанет выполнять свои задачи
Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются: внесение изменений в ФГОС среднего общего образования в части выделения учебного предмета ОБЖ в отдельную предметную область; дополнение внутреннего структурно-содержательного стандарта предмета ОБЖ новой линией по основам военной безопасности государства; включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в предметы ЕГЭ (география, химия, физика, биология, обществознание, информатика); совершенствование содержательной базы и технологии проведения Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ; введение предмета ОБЖ в качестве обязательного в набор ЕГЭ при приеме на обучение по ряду направлений подготовки. По данному вопросу хотели бы дополнить следующее : перед тем как включать предмет ОБЖ в ЕГЭ надо четко сформулировать критерии оценивания , что на сегодняшний день отсутствует В концепции хорошо и грамотно прописаны цели и задачи ОБЖ , проблемы , с которыми сталкиваются преподаватели , но ничего не сказано о путях решения данных проблем

Войдите, чтобы оставить комментарий