Загрузка...

Позитивная социализация

Сообщество педагогов, реализующих практики воспитания в образовательных организациях
     
присоединился участник Tarakanovskaya_y
3 апреля, 12:02
присоединилась участница lenkardash
19 февраля, 7:20
Все обновления

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас к участию в  краевом  конкурсе-фестивале методических разработок «Образовательное событие духовно-нравственной направленности с  20 марта  по 20 апреля 2018 г. 

Подробная информация во вложении Фестиваль методических разработок 

 

Цель занятия: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи урока знаний:

  1. Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого обучающегося к деликатной теме урока - теме семьи.
  2. Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
  3. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
  4. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих заданий к уроку

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи

Актуальность темы  обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость  определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Оборудование: компьютер и проектор; схемы; раздаточный материал; учебники: обществознание ( под редакцией Л.Н.Боголюбова)

Ход урока

  1. I.                  Оргмомент:

Видеофрагмент  Подниматели настроения-  показанный  фрагмент  поднимает настроение, но  в нем есть  мораль, кто догадался  какая?  Хорошо  когда есть команда   - школа,  класс,  семья.

В России идет Год семьи. Это не шоу, не череда праздничных мероприятий. Тема семьи стала приоритетной, что отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее — кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
В. Маяковский (слайд 2)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Я предлагаю вам составить «синквейн» со словом «семья». (слайд 3)

Сегодня  во  всех  школах  нашей  страны  проводятся уроки знаний  о семье.   Мы рассмотрим  вопросы  некоторые  аспекты этой  обширной  темы: (слайд 4)

  • Семья как социальный институт
  • Социальный институт брака
  • Традиционные семейные ценности
  • Тенденции развития семьи в современном мире

(слайд 4)

II. Работа над изучением нового материала.

1. Семья как социальный институт (слайд5)

Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

(слайд 6)

  • Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
  • Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
  • Какого поведения от вас ждут?
  • Какие правила, нормы диктует вам общество? Попробуйте охарактеризовать семейные роли:  разделить класс на группы
  • 1 ряд - супружеские (жена, муж)
  • 2 ряд – родительские (мать и отец)
  • 3 ряд – детские (сын, дочь, сестра, брат и т.д.)

Познакомимся  с   видам семей по плану:    презентация Родченковой Марии

  • 1 – число детей
  • 2 – характер распределения домашних обязанностей
  • 3 – родственная структура
  • 4 – тип воспитания

Мы выяснили, что семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время.

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.    Презентация Соколовой Дарьи

Функция

Содержание

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации

Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая

Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная

Передача детям определенного социального положения

Эмоциональная

Психологическая поддержка членов семьи.

Видеофрагмент  Детский  смех

Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:  (слайд 7-8)

  1. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связаннные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Экономическая  (слайд 7)
  2. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой. Социализации
  3. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать. Экономическая или социально-статусная

Однако, далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют свои функции. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как личности и нередко погибающих.

 

2. Социальный институт брака

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Так возник социальный институт брака. На с.105 учебника приведены несколько определений института брака. Какое из них на ваш взгляд наиболее широкое?

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Все более распространенными становятся так называемые «гражданские браки», то есть такие, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам:

- Кто и почему вступает в гражданский брак? (слайд 9)

- Когда такой брак уместен?

- Каковы издержки такой формы брачного союза?

Ответы: В гражданский брак чаще вступают:

- молодые люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние»
школьники);

- те, кто временно устраивает свою жизнь (длительно командированные, стажеры);

- те, кто опасается, что развод повредит их карьере, приведет к значительным имущественным потерям.

Гражданский брак: «за» и «против»

(на доске и в тетрадях заполняем таблицу)

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

- Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

- такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

- Они лишены определенного социального статуса.

- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

- Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

- В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей

3. Традиционные семейные ценности.

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.

На интерактивной доске предлагаю вам  расставить  семейные ценности  по их значимости  от наиболее  важной  к  наименее  важной. (слайд 10)

(верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание)

4. Тенденции развития семьи в современном мире.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.( презентация Захарова Сергея))

Переживает ли современная семья кризис?

Кризис семьи проявляется:

  • в росте числа разводов;
  • в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
  • во взаимном отчуждении членов семьи;
  • в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
  • в увеличении числа неполных семей;
  • в преобладании нуклеарных семей;
  • в замене традиционных ролей, которые играли муж и жена;
  • семья перестает зависеть от социальных норм и санкций, снижается ценность семьи с детьми;
  • в росте количества социальных сирот.

5. Государственная поддержка семьи.

Проанализируйте следующие факты:

Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 . “Негативные проявления в области семьи”- не частный случай. В Германии и Америке проблем на семейном фронте не меньше, чем в неблагополучной России. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения, расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных родителей. Повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т. д. “Естественным ядром” семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” - мать и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество. Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Это закономерный для модернизируемого общества переход к новым формам брачных и семейных отношений, оформление которых еще не закончено. (слайд 11)

Вопросы:

  • Чем вызвана эта тенденция в развитии семейных отношений?
  • Каковы последствия этой тенденции?
  • Какие меры принимаются для предотвращения негативных последствий де популяции и поддержки российской семьи?

Один из возможных вариантов итогов обсуждения.

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
  • регулярное повышение МРОТ и пенсий.

Рефлексия:

Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу. (слайд 12)

«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

 

Уважаемые коллеги! С 19.02 по 06.03 прошли курсы по теме: "Проектирование воспитательной системы детского дома и школы-интерната". О том как мы работали и, что у нас получилось смотрите в ролике https://www.youtube.com/watch?v=mYoSMConK9o&feature=youtu.be

14.02. Продолжаем работу над программами по воспитательной работе. Учимся выбирать социальных партнёров, выстраивать направления, формы совместной деятельности. Создаём модели детско-взрослых сообществ со своими эмблемами, девизами. Наше внимание привлекло создание такой формы, как клуб. Работаем в группах, затем защищаем свои мини-проекты. Кто-то мечтает создать сообщество «Эрудит»  под девизом «Нам в науку путь открыт», кто-то – «Союз юных сердец» и др. У нашей команды родилась идея о создании клуба «Эврика», девизом которого стали слова «Всегда в поиске…», отражающая суть работы педагога, да и всей нашей жизни в целом.

15.02. Сегодня волнительный день. Обмен опытом всегда интересен и нужен! Даём мастер-классы, защищаем программы воспитательной работы.

Со своим мастер-классом выступила заместитель директора по ВР МОУ СОШ №13 Головченко Ольга Александровна. Она представила реализующийся с 2013 года, проект на тему «Школьный двор – территория детства». Он родился в то сложное время, когда людей объединила борьба с наводнением, борьба за спасение города. Созданное детско-взрослое сообщество по облагораживанию пришкольной территории и ландшафтного дизайна школьного двора имеет определённую значимость для всех и сегодня. Сотрудничество  великолепного трио: дети – педагоги – родители - всегда приносит отличный результат, такой нужный и важный как самим участникам процесса, так и обществу, окружению. Недаром проект живёт, развивается и подаёт пример другим людям.

Старшая вожатая МОУ СОШ №32 Тихонова Елена Владимировна продемонстрировала всем нам, как  реализуется  «Программа социальной практики «Школа вожатого». Мы стали активными участниками тренингов, игр на знакомство и сплочение коллектива. Данный опыт работы можно использовать не только в школе, но и в образовательных учреждениях дополнительного образования.

Не менее увлекательной стала для всех нас квест-игра, которую предложила в ходе своего мастер-класса старшая вожатая МОУ гимназии №9 Рыкова Елизавета Юрьевна. Всем было интересно, как же создать, организовать и провести квест, чтобы привлечь внимание всех участников, каким содержанием наполнить игру, чтобы она развивала мышление, память подростков, учила быть собранными и внимательными, добиваться цели, работать в команде. Задания на закрепление знаний по различным школьным предметам, проверка на сообразительность и умение находить выход из непростых ситуаций сплотила и нас, взрослых педагогов, объединённых в команды и двигающихся к цели  с невероятным азартом.

Я также провела для своих коллег мастер-класс на тему «Как брать интервью правильно».  Являясь руководителем объединения «Юный журналист» в Доме детского творчества мне было интересно поделиться опытом, который, надеюсь, пригодится и другим педагогам, учителям, ибо очень важно научить ребят сегодня общаться культурно, вести диалог, уметь ориентироваться в мире  информации. Мне было приятно, когда, благодаря созданной мною ситуации в ходе практикума, многие попробовали себя в роли интервьюера или собеседника, испытали радость общения, а главное, открыли для себя, какие удивительные люди находятся рядом с ними.

Серьёзным и, бесспорно, имеющим свою ценность стало выступление уникального в своём роде специалиста по психосоматике, нейропсихолога, клинического психолога по образованию, педагога-психолога МОУ СОШ №53 Ильиной Татьяны Александровны. Она провела для нас диагностико-релаксационное упражнение «Цветодиагностика признаков нарушения в работе организма». На практике Татьяна Александровна работает с теми детьми, подростками, родителями, которые нуждаются в помощи, имеют различные проблемы со здоровьем, затем  диагностирует их и стремится помочь в преодолении трудностей в обучении и воспитании школьников.

Сегодня нам удалось также попробовать свои силы в не менее сложном деле – искусстве танца. Мастер-класс начался с показательного выступления вожатой Дудукаловой Екатерины Сергеевны, представляющей МОУ СОШ №24. Оказывается, полезную для нашего здоровья гимнастику можно провести прямо на рабочем месте, причём, не нанося ущерба рабочему процессу. Вы удивитесь, но упражнения можно делать, не вставая  со стула. Увенчался мастер-класс зажигательным, объединившим весь коллектив, уроком танца. Испанский вальс закружил всех не на шутку, а русская кадриль, как и положено, взбодрила и зарядила бодростью и отличным настроением.

        Думаю, что курсы стали полезными для каждого по-своему, а главное, воодушевили на новые свершения. Поздравляю всех с окончанием курсов! Всем удачи, дорогие коллеги! От имени учителей, педагогов говорю спасибо нашим преподавателям – Елене Ивановне Осеевой и Ирине Викторовне Сеньчуковой за интересные занятия, плодотворное сотрудничество, поддержку и понимание! Рада, что мы  vsevteme.ru

Мы все такие разные – и это здорово!

Анна Болдырева.

 Февраль 2018г

С 12 и по 15 февраля курсы продолжаются. Теперь лекции для нас проводит Ирина Викторовна Сеньчукова, доцент кафедры ХКИРО.

        Сразу скажу, что Ирина Викторовна – человек активный, скрупулёзно подходящий ко всем вопросам, касающимся  работы современного педагога. Как правильно составить план внеурочной деятельности, грамотно написать программу, с какими направлениями это будет связано… -  вот актуальные темы и вопросы этой недели.

         Говорим о социальных практиках. Огромен опыт работы педагогов нашего региона, ведь именно этот вид деятельности направлен на приобретение школьниками социального опыта. Многие педагоги, учителя Хабаровского края приобщают детей к реальному миру профессий. Ребёнок может на практике «примерить на себя» форму полицейского или халат медсестры, а главное, реально и с большим интересом многому научиться, а затем попробовать себя в роли того или иного специалиста, стремящегося помогать обществу. Дети учатся важным вещам: например, быть милосердными и внимательными к тем, кто в этом особенно нуждается. Так общество «Милосердие» в Хабаровске даёт ребятам возможность пройти подобную практику в одной из больниц города. Дети учатся слышать других и сопереживать, например, человеку преклонного возраста, нуждающемуся не только в уходе, но и в человеческом общении. Подобные ситуации воспитывают подростка. Происходит толчок к взрослению, возможности правильно оценить значимость  истинных ценностей, приобщиться к общечеловеческой культуре и т.д. Включившись в работу, мне тоже захотелось создать нечто подобное - нужное моим юнкорам, нужное людям!

13.02. Сегодня каждый из нас пробует создать программу для реализации какой-либо  социальной практики. Попыталась написать программу на каникулярный период для своего профильного отряда «Юный журналист» с целью формирования основ журналистской этики.  Ирина Викторовна направляет всех нас, помогает разобраться в задачах на всех 3-х уровнях. В общем, думаем о важных составляющих воспитательного процесса: научить ребёнка планировать свою деятельность, представлять результаты, оценивать  самого себя… 

День пятый, 9-е февраля. Ура! Мы в Кванториуме!

Покормить улитку ахатину и узнать, какое чуткое обоняние имеет это удивительное создание, увитдеть 3D -принтер, смастерить своими руками забавную сову из фетра и даже попробовать себя в роли программиста, - всё это мы смогли  сделать, благодаря нашим коллегам - педагогам Детского технопарка "Кванториум"! Большое спасибо им за это! Кванториум - жить умно и со вкусом!

Дневник курсистки
5 февраля 2018г. Сегодня начались курсы повышения квалификации педагогических работников на тему “Проектирование воспитательных систем в соответствии с ФГОС”.
Знакомство проходит своеобразно, ведь в Городской Дворец творчества детей и молодёжи съехались как педагоги дополнительного образования, так и учителя общеобразовательных школ, среди которых завучи по воспитательной работе, вожатые… Ведёт курсы зав.кафедрой педагогики и психологии Елена Ивановна Осеева из г.Хабаровска.
(Анна Нугзаровна Болдырева, педагог дополнительного образования I квалификационной категории МОУ ДО Дома детского творчества, что по ул.Советская,8, руководитель объединения “Юный журналист”).
6 февраля. Становится всё интереснее: практическое погружение в создание своих программ… Елена Ивановна направляет нас. Коллеги работают в группах и только мне пришлось работать одной. Но мне это нужно. Так что корректирую свою программу. Надеюсь, у всех всё получится!
7 февраля. День третий. Наверное, все волнуются, как и я. Сегодня защищаем программы, рассказываем о событиях. Все коллеги стараются, кто- то корректно дополняет, советует. Взаимоподдержка – отличная составляющая педагогического процесса!
Вечер 7 февраля. Сегодня прошла презентация программ воспитательной работы в рамках общеобразовательной школы и системы дополнительного образования. Учимся грамотно формулировать цели и задачи. Включаемся в движение “от педагогики мероприятий до педагогики событий”. Во второй половине дня нам посчастливилось побывать в гостях у музея Дворца творчества детей и молодёжи, где мы не только познакомились с интересным. увлечённым своим делом человеком, ведущим работником музея, методистом Ириной Алексеевной Линник, но и узнали из её уст о том, как создавался музей, имеющий 30-летнюю историю, чем живёт сегодня и постоянно притягивает к себе, словно магнит, любознательные и пытливые умы детей и подростков из разных школ города Юности…

С 05.02 по 15.02 в городе Комсрмольске-на-Амуре проходят курсы повышения квалификации для педагогических работников проектирующих  воспитательную систему современной школы.

В декабре 2017 года ( с 1 по 12 декабра) в Советской Гавани проходили курсы для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста. В ходе курсов  педагоги получали не только теоретико практический материал, но и сами могли  свободно поделиться своим опытом взаимодействия с родителями. который показывает позитивный результат в воспитании детей раннего возраста.  Один из таких опытов представлен вашему вниманию.

Родительское собрание.pptx

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Позитивная социализация

75 участников, открытое
Сообщество педагогов, реализующих практики воспитания в образовательных организациях
Join_network
Календарь
май 2018
апрель 2018
март 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6