Загрузка...

Сообщество учителей ОРКСЭ Хабаровского края

Сообщество для учителей, преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
     
присоединилась участница kotlyarova0207
9 января, 6:56
присоединилась участница oksan-zotova
30 августа 2018, 12:11
присоединилась участница larisa19734
1 июля 2018, 17:47
присоединились 2 участника KidAlen, sajina_eva
14 мая 2018, 12:27
присоединилась участница Кокоша Олеся
26 апреля 2018, 9:21
Все обновления

Отчет по духовно-нравственному воспитанию младших школьников  в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы православной культуры».

                                                                             М.А.Котлярова

                                                                             учитель начальных классов

 

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

         Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было радостным.

            Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

            Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

         Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути.»

         В представлениях детей о главных человеческих ценностях (слайд 3 )духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру (слайд 4) .

            В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в другую страну").

        Если мы сегодня, не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

.        Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир.

              Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики – это противоядие от бескультурья. Этот предмет даст ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном мире? Во всех мировых традиционных религиях, в частности в Православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.

             Цель учебного курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании   и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

             Выбор учебного курса Основы православной культуры нас порадовал, потому что он призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

            Если сравнивать тематику мероприятий по нравственному воспитанию в начальной школе и содержание нового курса, то увидим следующее:

 

 

 

 

Темы классных часов

Темы по курсу Основы православной культуры

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Россия родина моя.

 

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

 

 

 

 

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Семь «Я» в одном доме

Мама- лучшая на свете.

Россия – наша Родина

Защита  Отечества. Подвиг.

 

 

 

Зачем творить добро?

Совесть и раскаяние.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

 

 

 

Род и семья – исток нравственных отношений,

 Семейные праздники,

 Семейные традиции,

Сердце матери

    

     Наблюдается общность и преемственность тем, единство целей и задач:

Воспитание патриотизма.

Воспитание  уважительного отношения к родному краю.

Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии.

Формирование понятия  «добро» и «зло».

Углубление понятий о дружбе и её проявлениях.

Развитие понятий  семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

           Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

              Модуль «Основы православной культуры»» учит  любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют, развивает  у детей терпимое  отношение  к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

         Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

            Планируя работу по данному модулю, мы  пришли к выводу, что реализация курса невозможна  без поддержки всех работающих в классе педагогов, родителей, администрации школы,  сотрудничества с Амурской епархией.

            Совместно с Амурской епархией был составлен план по реализации  программы духовно-нравственного воспитания школьников.

            План состоит из практических и теоретических занятий, которые проводятся совместно с отцом Григорием и отцом Филаретом.

            Знакомство с православной культурой проходит  не только в рамках данного урока, но и выходит за его пределы.  Например, на уроках музыки ребята знакомились с духовной музыкой, слушали детские пасхальные песни.

             К празднику Рождество ребята приготовили спектакль «Святая ночь», в котором было много православной музыки, учителя практических искусств подготовили декорации, а родители помогли с реквизитом и костюмами,  (слайд5), многие ребята после спектакля были награждены грамотами епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

           По приглашению Амурской епархии  учащиеся 1-4 классов посетили спектакль «Рождество» во дворце культуры «Авиастроителей», представленный силами творческого коллектива педагогов Воскресной школы при Казанском соборе г. Комсомольска-на-Амуре (автор Т. Инюточкина).

          На уроках изобразительного искусства и художественного труда  ребята познакомились с  историей появления рождественских вертепов, разными техниками их изготовления. Каждая группа изготовила и представила для презентации свои вертепы.(слайд 6,7), победители также были отмечены  грамотами.

              На практическом занятии ребята, вместе с родителями и о.Григорием изготовили рождественское печенье «Святые агнцы», эскизы формочек помогли сделать педагоги практических искусств. (слайды 8,9,10).

              В подтверждение уроков по теме «Милосердие и сострадание» было проведено практическое занятия: посещение детского дома.  Готовясь к посещению, учащиеся 4–х классов и родители приготовили для детей подарки, которые в ходе общения были им переданы.(слайд11)

             Учащиеся 4-х классов,  их родители и преподаватели, вместе с руководителем Отдела образования и катехизации Амурской епархии иеродиаконом  Григорием (Исмаиловым),   посетили храм Казанской Божьей Матери и Ильинский собор. Во время посещения храмов о. Григорий и о.Филарет  провели практические  занятия для учеников, в рамках очередного цикла уроков под названием "Культура и религия". Священнослужители рассказали о появлении книгопечатания на Руси, мире русской иконы, познакомили с основами иконописи..(слайды 12-15)

           12 учащихся 4 Б класса приняли участие в дистационном конкурсе детского  рисунка «Красота божьего мира». За свои работы ребята получили грамоты. (слайды 16,17)

            21 февраля, в рамках урока «Защита Отечества» наши ребята ездили на экскурсию в воинскую часть вместе с о.Филаретом. Нас встретил командир  воинской части, который провел интересную экскурсию, познакомил с историей и традициями части. По окончании встречи ребята вручили молодым военнослужащим  подарки от начальной школы. (слайды 18,19)

              На теоретическом занятии по теме: «Обряды и обычаи Русской Православной Церкви» ребята узнали много нового о празднике Светлой Пасхи. 

             Накануне праздника ребята приготовили поделки пасхальных яиц в разной технике. Лучшие поделки были представлены на выставке в Ильинском храме.(слайды 20-24)

             Так же было проведено практическое занятие по изготовлению творожной пасхи. На этом занятии ребята совместно с родителями под руководством отца Григория, учились делать творожную пасху.  Они её не только делали, но и украшали. Каждый ребенок принял участие в новом и интересном для себя деле. (слайды25-28)

             26 апреля  учащиеся нашей школы познакомились с проведением Пасхального крестного хода, приуроченного ко Дню Светлой пасхи, с участием духовенства епархии, кадетов 7 класса (слайды 29-30).

             7 мая  учащиеся 4-х классов  пригласили в  литературную гостиную писательницу Татьяну Инюточкину . С творчеством писательницы ребята познакомились на уроках литературного чтения, а на уроках изо учащиеся рисовали яркие моменты из произведений. Т.Инюточкина печатает свои произведения в газете «Путь к храму», ведет там детскую страничку.

 (слайды31-32)

            На практическом занятии ребята решали нравственные задачи и инсценировали притчи. (слайд 33)

              Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение основ православной культуры привело к усилению интереса школьников  к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка. Подавляющее число опрошенных родителей отмечает, что курс нравится обучающимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают   материал, предлагаемый учителем.  Дети, обсуждают услышанное  на уроках, с родителями.

               В ходе изучения курса менялись отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим.

              Совместный форум «Семья, общество: традиции и современность» по окончании  курса ОПК в 4 классах прошел   в конце учебного года. Родители учащихся 4 классов в конкурсной программе представили секреты воспитания, учащиеся свои  «классные семьи. Награждение лучших учащихся по итогам занятий курса ОПК и

вручении грамот, значков состоялось 1 июня в день защиты детей. Все учащиеся 4классов в портфолио представили свои творческие работы по курсу ОПК. (слайды34-35).

             26 мая 2014 года  в ходе празднования Дня славянской культуры и  письменности, в библиотеке им.Н.Островского прошел круглый стол педагогов, преподающих данный курс,  научной общественности города и духовенства. Были подведены  итоги изучения предмета ОРКСЭ, выслушаны мнения о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. . Владыка Николай  вручил благодарственные письма и ценные подарки учителям города. (слайд 36).

             Получается, что о нравственности, морали мы говорим не раз и не два, не только на занятиях данного курса, но и на  других предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения,  формируют и развивают ребёнка как личность, обладающую  теми полезными качествами, которые ей (личности)  необходимы для жизни в обществе.  Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

             Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению. Хочется привести выдержки из эссе  ученицы 11 класса Ирины Рыженко:

«У современного человека есть абсолютно все. Он легко может выйти в Интернет, узнать новости, купить книгу, у него есть право голоса и право выбора. Человечество ушло далеко вперед, но прошло мимо того, что нужно каждому – смысл жизни.» (слайд 37)

              Из всего выше сказанного,  можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы православной культуры» способствуют этому. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке , необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни, потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной жизни и применяемы каждым из нас каждый день.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

С  28 августа по 20 октября  2018 года на базе Хабаровской духовной семинарии  состоялись курсы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания модуля «Основ православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».  

Занятия реализовывались в сотрудничестве специалистов кафедры педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования, отдела образования Хабаровской епархии, преподавателей Хабаровской духовной семинарии.

В течение 3 августовских дней педагоги ОРКСЭ г. Хабаровска и  Хабаровского муниципального района, погрузились в духовно-нравственные смыслы и  символы  православной культуры, затем  –  на протяжении двух месяцев рассматривали содержание конкретных тем учебника «Основы православной культуры» для 4 класса А.Кураева,  разрабатывали  и презентовали технологические карты уроков, конспекты,  делились опытом преподавания.

В рамках курсов состоялись и экскурсионные занятия, в рамках которых были раскрыты методические аспекты организации экскурсии по храму.

Организаторы курса поставили себе задачу – развитие педагогами такого сложного предмета, как ОРКСиЭ,   понимания, что содержание данного  предмета –  это прежде всего универсальные  духовно-нравственные ценности, которые служат ориентиром для подрастающего человека в процессе самоопределения в современном мире, а также личностные проблемы, близкие каждому ребенку, а основным метода обучения  является диалог.  В качестве итоговой работы педагоги представили  конспекты занятия, показали фрагменты уроков,  мастер-классы.    

Как отметили слушатели в конце курсов, получился очень интересный, грамотно выстроенный  профессиональный диалог, приводящий педагогов к осознанию своей роли в деле духовно-нравственного развития детей и молодежи. 

Подобные встречи  будут организованы каждый месяц в рамках постоянно действующего семинар, ведь у педагогов еще осталось много важных вопросов, а также желание обсуждать эти вопросы в кругу единомышленников и профессионалов своего дела.

 

 Уважаемые коллеги!  Разработки уроков к учебнику А.В. Кураева "Основы православной культуры" смотрите здесь  http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Сообщество учителей ОРКСЭ Хабаровског...

70 участников, открытое
Сообщество для учителей, преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
Join_network
Календарь
февраль 2019
январь 2019
декабрь 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3