Загрузка...

Сообщество учителей ОРКСЭ Хабаровского края

Сообщество для учителей, преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
     
присоединились 2 участника bogdanovskaya1963, olga-amursk27
26 мая, 14:39
присоединилась участница Ольга Завистяева
9 марта, 11:27
18 декабря 2019, 3:02
присоединились 2 участника krievs2011, sve1779
28 октября 2019, 14:56
15 октября 2019, 6:11
присоединилась участница konyushenko.lyudmila
8 августа 2019, 14:11
Все обновления

29 мая 2020 г. в дни славянской письменности и культуры проведена  онлайн-конференция «Реализация духовно-нравственного компонента ФГОС».

Конференция проходит каждый год в рамках краевых  Кирилло-Мефодьевских чтений уже 8 раз. И не теряет своей значимости. И в этот раз конференция собрала более 100 участников из 17 муниципалитетов края и г. Москвы.

На конференции  рассмотрены вопросы реализации современных практик духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, потенциал регионального содержания в воспитании школьников.  

В пленарном заседании участвовали с презентацией проектов  люди, искренне заинтересованные в деле сохранения нашей культурно-исторической  традиции, в воспитании молодежи, которая будет готова эту традицию сохранять и развивать: ученые, представители системы образования и культуры, Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.    

Особым гостем  конференции стала ССклярова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета, профессор кафедры общей и социальной педагогики, профессор кафедры педагогики
и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва

 

Материалы пленарного заседания,  интерактивных  площадок, проект плана мероприятий по реализации духовно-нравственного компонента  ФГОС в Хабаровском крае  размещен на http://npk-duhovno-nravst.komponent.tilda.ws.
Приглашаем Вас на страницу конференции!

 

 

Уважаемые коллеги!

24 марта 2020г. в 16.00  для участников конкурса отделом Епархии и ХК ИРО проводится информационно-методический вебинар "Об участие в ежегодном XV всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми  и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя"". Приглашаются все желающие.

За нравственный подвиг учителя омсу.doc


«Духовно-нравственное воспитание учащихся  на материале занятий по Основам православной культуры и Светской этики» - такое название носил научно-методический семинар,  прошедший  13 декабря 2019 года в Хабаровской духовной семинарии, по адресу: ул. Тургенева, 26.

Участники семинара, а это были  педагоги школ, гимназий, педагогического университета, представители духовенства, подвели итоги исследовательской  и практической деятельности в течение года по поиску лучших путей донесения высоких смыслов православной культуры и светской этики до подрастающего поколения.
Проведенный семинар стал итоговым занятием, на котором его участники поделились своим педагогическим опытом, обсудили востребованные сегодня методики проведения занятий по Основам православной культуры и Светской этики; отметили единую природу нравственных смыслов, заложенных в этих предметах; высказали свои мнения по решению насущных морально-нравственных проблем, затрагивающих юношество в современном обществе.
Особый интерес у присутствующих вызвали вопросы, поиск ответов на которые перешел в дискуссию:
- Как заложить семена Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты в сердца детей на школьных уроках?
- Какие приемы для этого можно использовать на уроках?
- Что такое духовность в вашем представлении? Удается ли вам трансформировать её в общение с детьми?
С большим интересом педагоги-участники семинара восприняли демонстрацию урока «Сердце матери», проведенную Игорем Николаевичем Пробатовым – атаманом хуторского казачьего общества «Хутор Дьяченковский»Уссурийского казачьего войска, учителем истории средней школы №6 г. Хабаровска. Присутствующие единодушно оценили увиденное как «Мастер-класс» высокого педагогического качества.
Иерей Евгений Сергеев продолжил тему материнской любви и ответственности, поделившись опытом своей деятельности священника и педагога, чем вызвал интерес аудитории.
 Подводя окончательно итоги работы за год, педагоги отметили, что семинарские встречи помогли им:
-  освоить  соответствующую православную терминологию, необходимую для компетентного преподавания Основ православной культуры в школе;
- находить нужные способы реализации нравственно-педагогических принципов  при преподавании Основ православной культуры  и Светской этики;
- выстраивать индивидуально-ориентированный  подход к личности ребенка, к решению его проблем.
В итоговой части семинара педагоги высказали свои предложения по выбору тематических направлений и форм сотрудничества.
Педагогам, представившим наиболее удачные презентации уроков, были вручены Сертификат участника семинар и подарок – книга.
Семинар был проведен при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019» и Фонда «Соработничество».

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи уроков ОДНКНР и ОРКСЭ с уроками литературы, необходимости развития современного национального воспитательного идеала, какие цели и задачи он преследует, а также описание практического опыта.

Ключевые слова: воспитание, литература, православная культура, ОДНКНР, ОРКСЭ.

 

На сегодняшний день ключевым аспектом развития системы образования в России является ее модернизация и реформирование, вызванные изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Светская школа, как и образовательная система в целом, остро ощутила на себе последствия отказа от ориентации на традиционные духовные ценности в предшествующий период нашей страны. Культурная составляющая России долгие годы формировалась под воздействием православия, многие произведения искусства были тесно связаны с ним. Изучение православной культуры является необходимой областью социально-гуманитарного знания и воспитания молодого поколения.

 

Задачи  воспитания и образования  молодёжи являются первостепенными в любом обществе: от сознания человека, его духа и душевного настроения зависят здоровье и будущее нации, поэтому настоящее образование всегда было духовным. Согласно Я. Д. Данилюку современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1]

Основным приоритетом является воспитание высоконравственного, инициативного, компетентного гражданина России. Вложить в ученика крепкую основу высокоморального и компетентного представителя общества — это цель, которую преследует педагог, выполняя ряд следующих задач:

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установки  личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать.

Собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Ценности имеют смысл  лишь тогда, когда суть нравственной жизни    предстает пред взором четко, как чеканная мысль Эммануила Канта о том, что «есть две основополагающие  вещи в мире: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

Сегодня  особая ответственность за  духовно-нравственное формирование школьников  возложено на учителей социально-гуманитарных знаний. Одним из таких знаний является литература. Литература – это не просто предмет, который изучается в школе, это искусство, наследие предыдущих поколений.   Митрополит Игнатий называет литературу особым предметом, областью  которого является «соприкосновение души педагога — большой, сильной, мудрой души и души ребенка, школьника, которому то, что вы имеете сами, вам необходимо передать». [3]

Учитель литературы имеет за плечами не просто личный, но многовековой опыт, аккумулированный   в русской литературе. Общеизвестно, что «молодым не хватает опыта, но в них нет лжи и лукавства» считал Паисий Святогорец-афонский старец, не так давно прославленный в лике святых. И этот бесценный опыт необходимо передать молодому поколению, действуя  осторожно,  тихо и ненавязчиво. Зерно, которое удастся заронить  сегодня на уроках литературы, когда-нибудь прорастёт  в душе ребёнка, и принесёт свои плоды. Уроки литературы- это постоянный, не прекращающийся поиск  своего пути преподавания.

Российский литературовед, профессор Российского государственного гуманитарного университета Д. П. Бак как никто другой смог понять суть поиска: «Основная педагогическая ошибка — это пытаться воспроизвести стандарты, придуманные другими людьми. То есть не идти по пути по пути поиска, не открывать для себя что-то новое, а говорить то, что кто-то за тебя уже сформулировал. Это попытка спрятаться за чужие мысли». [2]

Как учитель литературы в школе и преподаватель  дисциплины «Литературоведческий анализ текста в школе»  вузе (ПИ ТОГУ),   в процессе преподавания  акцентирую внимание на глубоких корнях, на которых основывается русская литература — это Православная культура. К сожалению,  память о  ней в нашей стране долгое время пытались уничтожить. Выплеснув, вместе с водой Младенца, мы не заметили, что  из наших уроков стал уходить и воспитательный потенциал, который несла русская литература. Как это ни печально, но мировоззрение великих писателей, поэтов стало тайной за семью печатями не только для школьников.

Поэтому, являясь еще  учителем курса ОРКСЭ, ОДНКНР, и литературы  вместе с детьми в школе  стараюсь выстраивать единое смысловое поле, основанное на духовно-нравственные ценностях  нашей культуры   через  создание предметно-развивающей среды учебного заведения.

Предметы  ОРКСЭ (Православие), ОДНКНР, Основы нравственности готовят почву для раскрытия глубинных смыслов литературы, и возвращения к своим культурным истокам.

Так в учебнике «Основы православной культуры»(4-5 класс)

 М.«Просвещение», автор А.В.Кураева при изучении темы «Культура и религия» в рабочей тетради к данному модулю  предлагается поработать с рисунком, где изображено мощное дерево с крепкими, сильными корнями. Выполняя задание ученикам необходимо распределить слова по составным частям дерева. Само дерево — это образ культуры. Ствол — культура, у дерева есть веточки: ответвления — живопись, музыка, литература. А еще есть корни, без которых дерево не только расти не будет, оно просто погибнет. Корни — это религия! Одним из культурообразующих  религиозных корней нашей культуры  является православие.

Вот этот Ключ, который  открывает тайну, наполняя великим смыслом уроки литературы, помогает найти методы и приемы для анализа произведений.

Нестандартные подходы к анализу произведений, вызывают у детей практически потерянный интерес к чтению русской классической литературы.

Программа  пятого класса предлагает к изучению повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. В прошлом учебном году  изучение произведения  со школьниками среднего звена выстроились  таким образом. Один класс работал традиционно, опираясь на рекомендации методического пособия, другой искал смыслы, через  призму вопроса: «Вопросы на которые будем искать ответы в соседнем храме». В контрольном классе уроки шли более напряженно, и как следствие интереснее.

Вопросы, составленные детьми, заставили меня по-другому посмотреть на произведение, найти более глубинные смыслы.

  1.  Кто такой богобоязливый человек?
  2. Что такое правый притвор в церкви, где Вакула намалевал картину?
  3. Кто такой святой Пётр( его нарисовал кузнец Вакула), от какой двери в руках его ключи?
  4. Что такое ад?Почему Петр изгоняет из ада злого духа?
  5. Почему Рождественская ночь самая особая?
  6. Кто такой дьяк?
  7. Солоха наряжается на праздник в церковь, почему? Какие праздники есть в Церкви? Как они празднуются?
  8. Кто такой черт и ведьма?
  9. Тымиш Коростявый рассказывал, что летом, перед самыми Петровками наблюдал определённые события. Что такое Петровки?
  10. Что такое колядки?
  11. Что такое крестное знамение? Почему при помощи его Вакула победил черта?
  12. Что значит, отправить душу в самое пекло?
  13. Что такое панихида?
  14. Что значит отпустить душу на покаяние?
  15. Что такое кутья?
  16. Кто такие кум и кума?

На итоговом уроке в день памяти Николая, архиепископа Мир Ликийского (Николая Чудотворца, так этот святой известен большинству) мы отправились в храм по соседству (приход Блаженной Матроны Московской), чтобы задать волнующие нас вопросы. Пятиклассников глубоко волновали вопросы, связанные с душой. Они очень долго разговаривали со священником о выборе пути добра и зла.

По изучению раздела Древнерусской литературы (агиография) ученикам восьмого класса предстоял  зачетный урок в форме квеста. В храме среди икон мы отыскивали героев наших произведений, вспоминали События их жизни. История становилась живой и близкой, благородство души  святых  вызывало восхищение ребят.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. 

 

Библиографический список

 

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-033553-9
    (Стандарты второго поколения) (ФГОС)
  2. Митрофанова А. Дмитрий Бак: Восемь строк Фета изменят ваш мозг / А. Митрофанова // Фома. — 2014. —№6 (134). — С. 50-54.
  3. Митрополит Хабаровский Игнатий: «Школьному учителю мы обязаны всем, потому что школьный учитель создаёт личность» // Православное образование : сайт. — 2014 — URL: https://pravobraz.ru/mitropolit-xabarovskij-ignatij-shkolnomu-uchitelyu-my-obyazany-vsem-potomu-chto-shkolnyj-uchitel-sozdayot-lichnost/ (дата обращения 7.10. 2019)

 

Уважаемые коллеги!
Отдел образования Хабаровской епархии планирует провести итоговый научно-практический семинар из цикла семинаров: «Методическое сопровождение преподавания Основ православной культуры в общеобразовательной школе» для педагогов модуля ОРКиСЭ. Данный научно-практический семинар станет завершением обучающего процесса, начатого в апреле на научно-методическом семинаре профессором кафедры социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ольгой Леонидовной Янушкявичене.
Семинар «Духовно-нравственное воспитание учащихся на материале занятий по Основам православной культуры и Светской этики» состоится 13 декабря (пятница) 2019 года в 15:00 в Хабаровской духовной семинарии (ул. Тургенева, д. 26). Начало регистрации участников в 14:30.
К участию приглашаются руководители методических объединений и преподаватели ОРКиСЭ по модулям: «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур».
 
Для тех, кто приготовится к семинару и содержательно выступит на семинаре и/или будет участвовать на обсуждениях в семинаре, приготовлен подарок  – книга.
Тем, кто принимал участие в семинаре в течение года, будет вручен сертификат участника семинара.

16 ноября 2019 года на базе МБОУ СОШ № 2 г. Амурска состоялся научно-методический семинар по теме: «Духовно-нравственное воспитание в рамках предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР, знакомство с содержанием и методической работы по УМК «Основы православной культуры» для педагогов Амурского муниципального района

Семинар организован Отделом образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви с участием специалиста Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Лектор семинара – Янкушкевичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических и математических наук, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ, автор многочисленных учебников для общеобразовательной и для высшей школы, методических рекомендаций для учителей, автор многочисленных статей и исследований по вопросам нравственного воспитания.

 В работе Семинара приняли участие заместители руководителей образовательных организаций, педагоги Амурского муниципального района, реализующие программы курсов "Основы религиозной культуры и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В Хабаровской семинарии завершился трехдневный научно-методический семинар 

15 ноября 2019 года в Хабаровской духовной семинарии завершился трехдневный научно-методический семинар «Особенности методики преподавания модуля « Основы православной культуры предметной области ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся» в рамках апробации дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Духовно-нравственное воспитание и преподавание предмета «Православная культура» в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в контексте требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО». Его вела Ольга Янушкявичене, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Семинар проводился при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».   В его работе приняли участие около 70 хабаровских педагогов. По окончании им были вручены сертификаты.

Этот семинар дал уникальную возможность хабаровским учителям не только услышать лекции и побывать на мастер-классе Ольги Янушкявичене, но и пообщаться с этим уникальным специалистом, напрямую задать ей вопросы, как автору учебников по Основам Православной культуры, разобрать ряд уроков с ней, как с опытным методистом.

И один из главных вопросов, который волнует многих педагогов,  как говорить с  родителями, относящимися негативно к предмету «Основы Православной культуры»? Как их убедить  в значимости этого предмета?

Как сказала Ольга Янушкявичене, безусловно, решать придется каждому педагогу на месте, но главный довод – без знания основ Православной культуры нельзя понять ни классическую музыку, ни литературу, ни живопись:

-  Вся европейская и русская культура глубинно христианские. Если мы возьмем классическую живопись, то ее не понять, если ты не знаешь Православную культуру. Если мы возьмем классическую музыку, прекрасные произведения того же Баха, Моцарта, других композиторов, – они, в основном, писали именно для церкви. Если читать классическую русскую литературу Достоевского, Толстого, Тургенева, а у них очень много христианских мотивов, то тоже просто не понять, почему говорится так, почему такой поворот сюжета.

Своим протестом против предмета такие родители протестуют против культуры. Если выбросить всю классическую живопись, литературу, музыку, то с чем придется остаться, на чем тогда учить детей?

Семинар завершился, но занятия будут продолжаться. В декабре хабаровские педагоги  вновь соберутся в Хабаровской духовной семинарии для того, чтобы защитить свои проекты.

 
 
 
Отдел образования Хабаровской епархии, при поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края 13, 14 и 15 ноября 2019 года проводит научно-методический семинар «Особенности методики преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы православной культуры».
         Лектор семинара – Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, доктор математических наук, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ, автор многочисленных учебников для общеобразовательной и для высшей школы, методических рекомендаций для учителей, автор многочисленных статей и исследований по вопросам нравственного воспитания.
Семинары будут проходить в Актовом зале Хабаровской духовной семинарии.
13 ноября состоится семинар «Духовно-нравственное воспитание в исторической ретроспективе и в современных условиях».
14 и 15 ноября  - семинар «Методика преподавания в рамках предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России по авторскому учебнику «Основы православной культуры». Обсуждение практического опыта применения».
         Начало регистрации в 9-00, начало семинаров в 10-00, окончание в 16-00.
         Участникам семинара будут выданы сертификаты ПСТГУ.
         Приглашаем принять участие в семинарах учителей ОРКСЭ, ОДНКНР, заместителей руководителей учебных заведений по УВР, ВР.
 
 
 
 

  

Участники V международной  научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения» обсудили проблему «Воспитание на традиционных ценностях: миф или реальность?»

 

Одним из событий V международной  научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения» (г. Хабаровск)  стала дискуссионная площадка «Воспитание на традиционных ценностях: миф или реальность?».  Она состоялось в первый день конференции.

Данное событие  организовано при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета, Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира», инициирующих на территории Российской Федерации ряд образовательных мероприятий, направленных на   повышение эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

На встрече присутствовали представители региональных органов управления образованием,   религиозных организаций,  вузов и институтов развития образования,  педагогической  общественности из разных субъектов  Российской Федерации, представители средств массовой информации. 

 Елена Осеева, кандидат педагогических наук, проректор по научно-исследовательской работе КГБОУ ДПО ХК ИРО  начала дискуссию с основного вопроса всей конференции: «Насколько дети поколения Z, рожденные после 2000 года, дети цифрового поколения,  могут воспитываться на традиционных ценностях?»

О том, что вневременные ценности есть, и они для человека крайне важны, говорила Надежда Оглоблина, руководитель культурно-духовного центра св. Татианы при ФГБОУ ВО «АмГПГУ». 

Вернуться к традициям в воспитании, которое основывалось на духовно-нравственных ценностях, иерей Димитрий Карагодин. «Если ребенка учить труду, уважению к старшим, послушанию, то ребенок станет достойным членом общества, тем человеком, который сможет сохранить государственность»,  –  отметил он.

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ МПГУ  в процессе дискуссии подчеркнул необходимость  рассматривать (и подавать детям и молодежи)  понятие традиционные российские ценности в широком общекультурном смысле, а не  только в аспекте принадлежности их к религиозной культуре. 

В ходе дискуссии анализировались также задачи и проблемы, возникающие в процессе реализации в предметных областей  «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ),  Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), а также иных  предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

Так, было обозначено, что духовно-нравственное развитие должно начинаться с дошкольного уровня общего образования. Ведь именно  в дошкольном возрасте  ребенок более открыт к восприятию  какие-то знаний, истин, а осознанная  потребность к принятию духовных ценностей созревает только к возрасту 9-10 лет.

Органично входя в содержание игры,  созданной педагогом воспитывающей ситуации, беседы,  образцы приемлемого поведения не требует дополнительных образовательных программ, но должно быть выстроено системно всеми социальными институтами,  которые  в этом заинтересованы. А это и церковь, и школа, и семья.

 Пигуль Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент профессор кафедры педагогики и психологии КГБОУ ДПО ХК ИРО подчеркнула необходимость включать в  воспитательный процесс семью обучающихся, организовывать  психолого-педагогического просвещение родительства, в рамках семейного воспитания.

В целом, отмечалась, что  деятельность по духовно-нравсвенному воспитанию детей и молодежи должна строиться на системной основе,  »  через совместный труд, социально значимую деятельность  и сотворчество, в тесном взаимодействии семьи, школы, общественных организаций, реализующих проекты патриотической направленности и представителей религиозных конфессий.

В ходе работы дискуссионной площадки также состоялась презентация газеты Пединститута ТОГУ «Учитель». Это издание, подчеркнул сотрудник газеты,  является важным  инструментом информирования педагогического сообщества Хабаровского края о передовом опыте педагогов региона и готово к сотрудничеству со всеми школами и организациями дополнительного образования.

ПОСТ-РЕЛИЗ

V международная  научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения»

Межрегиональное мероприятие, направленное на повышение эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России

 

 29. 10. – 30. 10. 2019 года в  г. Хабаровске состоялась V международная  научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения». Целью конференции является обсуждение  современного состояния теории и практики воспитания в контексте педагогической науки,   актуальных вопросов воспитания детей и молодежи в современном мире,  социокультурный контекст современного воспитания контексте международного образовательного пространства.

На конференции в рамках государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета, Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира»  рассматривались вопросы повышения эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

В межрегиональном мероприятии принимало участие более 100 человек: члены Правительства Хабаровского края, представители духовенства, органов местного самоуправления, научные работники, специалисты региональных институтов развития образования и институтов повышения квалификации, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, представители общественных организаций из 10  субъектов  Российской Федерации.

На мини-пленарном заседании «Ценностные основания современного образования в контексте государственной политики»  участники рассматривали проблемы и перспективы духовно-нравственного  образования в аспекте приоритетных государственных  задач,   презентовали опыт духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также подготовки педагогов к реализации предметов, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

С приветственным словом к  участникам обратилась Хлебникова Виктория Георгиева, заместитель министра образования и науки Хабаровского края.

С интересными практиками духовно-нравственного развития, сложившимися в   Российской Федерации, познакомили участников гости конференции: Осеева Елена Ивановна, проректор по научно-исследовательской деятельности КГБОУ ДПО ХК ИРО,   Широбоков Сергей Николаевич, начальник отдела информационной политики, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, к. п. н., Николай,  Епископ Амурский и Чегдомынский, Оглоблина Надежда Михайловна, руководитель культурно-духовного центра св. Тианы при ФГБОУ ВО «АмГПГУ», к. фил. н.,  Иерей Андрей Бузук,  руководитель отдела религиозного образования и катехизации  Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви.

Основной идеей выступлений  пленарного заседания стала идея особой значимости  реализации предметов, курсов и проектов духовно-нравственной направленности   в воспитании,   формировании   готовности подрастающего человека к созидательной деятельности на благо Родины.

В рамках мероприятия  в течение двух дней состоялась серия мастер-классов.

 На  мастер-классе Остапенко Андрея Александровича, профессора Кубанского государственного университета, д.п.н.,  «Как обеспечить со-бытийную и со-дружескую полноту социального окружения подростка» участники проанализировали  особенности негативных сценариев развития подрастающего человека в современно мире и определили пути их преодоления.

  Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ МПГУ (г. Москва)  в процессе активной лекции вызвал дискуссию участников на тему приоритета ценностных оснований  образования современных детей.

Кричкин Алексей Владимирович, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО МПГУ показал  возможности ИКТ при реализации предметов духовно-нравственной направленности, на его мастер-классе участники смогли попробовать себя в создании дидактических и контрольно-измерительных материалов с помощью одного из  Интернет-ресурсов.

Климкова Анастасия Александровна,  старший преподаватель кафедры педагогики и психологии  ГБОУ ДО  «Институт развития образования Сахалинской области, Шульга Ирина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой петушок», г. Корсаков,  Сахалинская область показали значимость   и особенности реализации программы «Социокультурные истоки» в ДОО,  включили участников в активное занятие с детьми дошкольного возраста с использованием технологии ресурсный круг.

Баукова Раиса Михайловна, учитель АНОО «Православная гимназия»,  г. Владивосток, Приморский край вместе с гостями мероприятия  проанализировала возможности использования авторской печатной рабочей тетради на уроке ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).

Дымина Елена Викторовна, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 1514», приглашенный эксперт ФГБОУ ВО МПГУ,  продемонстрировала приемы конструирования урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС, сделав акцент на важности определения цели урока в аспекте  раскрытии ценностных аспектов содержания предмета.

Мастер-класс Павловой  Галины Ивановны, учителя  МБОУ СОШ № 1 п. Березовка, г. Хабаровска был посвящен православной культуре как основе раскрытия духовно-нравственных смыслов русской литературы; на мастер-классе  участники попробовали прием сопоставительный анализ текстов с точки зрения заложенных в нем ценностных аспектов (анализировали главы произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

 На мастер-классе Васильевой Оксаны Николаевны, учителя истории и обществознания, ОРКСЭ МБОУ СОШ № 7 г. Биробиджана,  Творческая деятельность обучающихся в реализации модуля «Основы православной культуры» предметной области  ОРКСЭ педагоги смогли  освоить технологию изготовления пасхальной открытки.

В рамках  работы мероприятия, интервьюирования, рефлексивного пленума участники высказали свое отношение к событиям конференции и к  духовно-нравственному образованию в целом, подчеркнули высокий организационный  и содержательный уровень проведения мероприятия, актуальность представленных докладов и мастер-классов, высказали благодарность организатором и участникам.

В рамках конференции состоялась дискуссионная площадка с представителями средств массовой информации,  спикерами которой являлись светские и религиозные лидеры Российской Федерации. На площадке  обсуждались следующие вопросы: «Современные дети: кто они? Другие дети: миф или реальность? Являются ли традиционные ценности основой воспитания современных детей? Есть ли место религиозной культуре в современной школе?»

Не менее значимым событием, стала выставка информационно-методических  материалов по реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России и религиозных артефактов,  фотовыставка православного журнала «Фома», организованные Хабаровской духовной семинарией.

          ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

Участники международной  V  научно-практической конференции «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения», состоявшейся 29. 10. – 30. 10. 2019 года в  г. Хабаровске, пришли к следующему.

 Перспективы развития цивилизации в третьем тысячелетии определяется переходом к новому этапу развития производительных сил: от индустриального производства к   постиндустриальному,  где приоритетным является нематериальное производство – сфера услуг, наука, образование, культура и др.  Поиск наиболее эффективных путей развития и обеспечения конкурентных преимуществ  в стремительно развивающемся экономическом пространстве заставляет переосмыслить роль человека (личности) как основной движущей силы  прогресса,   и системы образования как среды,  его развивающей и воспитывающей.

 Ключевыми целями Национального  проекта «Образование»   являются  обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, воспитание гармонично развитой социально ответственной на основе духовно-нравственных ценностей  народов России, исторических  и национально-культурных традиций.

Это делает особенно актуальным необходимость  разработки содержательных аспектов  образования с учетом общекультурных мировых и собственных традиционных  ценностей, поиска  путей  развития эффективных технологий и практик воспитания в современном глобальном  мире.

Время, в которое мы живем сейчас, является периодом глобальной цивилизационной трансформации, эпохой, которая изменений человека и его мировоззрения. Поэтому наша задача  заключается в осмыслении, чего ждет от нас будущее, и в проектировании системы образования исходя из этого понимания.

Сегодня становится очевидным, что как никогда  в образовательной деятельности важно ориентироваться не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту,   на развитие личности человека нового времени — сложного человека,  на его  индивидуальное  развитие. Важно   развитие социальных и коммуникативных навыков современного молодого человека, которые помогут ему лучше ориентироваться в многогранном информационном мире, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, продуктивнее сотрудничать с людьми независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, языка, культуры, осмысленно выбирать свой жизненный путь в поисках счастья и успешной самореализации для себя и окружающих  людей.

В содержании образования при этом должны закрепиться  такие ценности, как духовность, патриотизм, нравственность, права и обязанности человека, активное участие в жизни общества, ответственность, мир, межкультурная коммуникация, уважение к человеку независимо от его расовой, национальной, культурной и иной принадлежности.

Образовательные организации являются фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи. Это нацеливает образовательную систему на реализацию своей воспитательной функции, на усиление и качественную перестройку воспитательной компоненты образовательной организации.  

Воспитательная компонента деятельности «школы»  должна охватывать стать системообразующей и охватывать  все составляющие образовательной системы.  Только тогда она может  стать неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства.

При выстраивании воспитательных систем следует учитывать, что в современной действительности образование может быть  эффективным, только на основе синергии ресурсов различных образовательных организаций и  социальных партнеров, прежде всего родителей (семьи) обучающихся, сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, религиозных организаций, системы образования и др.

Наиболее эффективно такое взаимодействие может быть организовано в процессе событийных  детского-взрослых сообществ, в которых  развитие продуктивного социокультурного опыта происходит  посредством непрерывного творческого взаимодействия взрослых и детей,  сотрудничества и совместного обучения; их добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки в процессе  разнообразных социокультурных практик,  а также мотивирующих интерактивных образовательных сред и пространств. 

Материалы большого пленарного заседания 

Praesentation_Vortrag.

Остапенко А.А. Хабаровск Условия нормального взросления подростков

НевзоровМ.Н.  

Материалы межрегиональной НПК

ОсееваЕИ

Бузук

Павлова

Климкова

Кричкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все записи
О сообществе
логотип сообщества

Сообщество учителей ОРКСЭ Хабаровског...

77 участников, открытое
Сообщество для учителей, преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
Join_network
Календарь
июль 2020
июнь 2020
май 2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5