Загрузка...

Учителя-логопеды, учителя-дефектологи Хабаровского края

Объединение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
     

«Создание коррекционно-развивающей среды образовательной организации в целях успешной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением слуха»

03.12.19, 05:52
Автор askovaolga39

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 6»

 

 

 

 

 

«Создание коррекционно-развивающей среды образовательной организации в целях успешной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением слуха»

 

 

 

 

                                              Автор: Аськова О.В.,

                                              учитель-дефектолог ВКК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

  ГЛОССАРИЙ

ЗУА – звукоусиливающая аппаратура.

ИСА – индивидуальный слуховой аппарат.

Кохлеарно имплантированный обучающийся – обучающийся с нарушением слуха, перенёсший операцию по кохлеарному имплантированию.

КИ - кохлеарный имплант.

Полисенсорная основа обучения – использование во время обучения  всех сохранных анализаторов (зрение, тактильные и тактильно-двигательные ощущения).

Слухо-речевая среда – совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обеспечивающих процесс речевого  развития детей с нарушением слуха, обязательных для всех участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей),  сотрудников  ОО.

 

Цель  статьи  - помочь педагогам,  работающим  с детьми, имеющими нарушения слуха как в коррекционном, так и в инклюзивном образовательном пространстве, ориентироваться во всём многообразии специальных методов и приёмов обучения, коррекционной составляющей уроков и внеклассных  занятий.

 

 

 

 

 

 

 

        Наше образовательное учреждение по-своему уникально и изначально инновационно: в 1980 году слабослышащие  и позднооглохшие обучающиеся, проживающие  в дальневосточном регионе,   впервые получили возможность обучаться отдельно  от  неслышащих по программам, разработанным именно для данной категории детей.  Школа-интернат для всех её педагогов стала малой родиной, которой в течение многих  лет они отдавали  свои знания, любовь, труд. В первую очередь, ими руководило стремление помочь детям с нарушением слуха успешно социализироваться, быть востребованными гражданами современного общества.

        В настоящее время    государственная политика в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья  даёт им возможность обучаться как в общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в     обычной   школе.   При этом специальная школа   является ресурсом инклюзивного образования, помогая  ориентироваться во всём многообразии специальных методов и приёмов обучения, коррекционной составляющей уроков и внеклассных  занятий.

   Хотим поделиться опытом организации    коррекционно-развивающего  пространства в процессе  обучения детей с нарушением слуха.         

         Исследования психологов,  сурдопедагогов  показывают, что воспитание у школьников   с нарушением слуха познавательной активности, интереса к учебной деятельности связано с трудностями их умственной деятельности, недостаточным развитием мыслительных операций (анализ, синтез, конкретизация, сравнение, классификация и систематизация, обобщение, абстракция, установление логических зависимостей и др.), приёмов запоминания (смысловое соотнесение, классификация запоминаемых объектов, выделение опорных пунктов, составление плана и др.), приёмов изображения (воссоздания образа предмета по описанию, на основе текста, по рисунку, чертежу и др.)

     Что является  причиной, порождающей  эти трудности? Прежде всего  -  это речевое недоразвитие детей с нарушениями слуха и речи, и преодолеть его – наиважнейшая задача всего учебно-воспитательного процесса.

  Е.П. Кузьмичёва отмечала, что «основным условием развития речевого слуха является создание слухо-речевой среды» [2]. Эту же мысль развивает Л. Головчиц,  утверждая, что «речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому надо создать условия, обеспечивающие этот процесс, и в первую очередь, организовать слухоречевую среду» [1] .  В  АООП  НОО слабослышащих и позднооглохших (в редакции от 19.10.15г  прописано, что «весь образовательный процесс должен иметь образовательно-коррекционный характер, строиться на основе коммуникативно - деятельностного и личностно –ориентированного подходов  при  особом структурировании содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию (социальной) жизненной компетенции, применении как общих, так и  специальных методов и приемов обучения.

Одним из важнейших условий реализации образовательно-коррекционного процесса для обучающихся с нарушением слуха является организация «специально  педагогически  созданной слухо-речевой среды, предполагающей, в том числе, постоянное использование обучающимися звукоусиливающей аппаратуры разных типов (индивидуальных слуховых аппаратов; беспроводной аппаратуры, например, на радиопринципе; стационарной аппаратуры коллективного и индивидуального пользования при необходимости с дополнительной   комплектацией вибротактильными устройствами и др.) [3]

В результате создания в школе коррекционно-развивающего слухо-речевого пространства (слухо-речевой среды) осуществляется формирование речевого слуха  обучающихся, развивается слухо-зрительная основа восприятия устной речи; происходит активизация навыков устной коммуникации, формируется речевое  поведение, являющееся  важнейшим  условием и средством  для успешного освоения АООП НОО, дальнейшей социализации.  

В связи с тем, что в соответствии с АООП НОО ««весь образовательный процесс должен иметь образовательно-коррекционный характер» [3], все его участники (обучающиеся, педагоги, родители (законные  представители,  сотрудники  ОУ) должны соблюдать положения  слухо-речевого  режима,  творческая группа педагогов школы разработала  локальный  акт  «Порядок организации коррекционной работы на уроках и во внеурочной деятельности в КГБОУ ШИ 6».

В документе описываются условия создания коррекционно-развивающей среды, основные требования, предъявляемые к её организации:     

- «максимальное использование и развитие у обучающихся нарушенной слуховой функции и формирование устной речи на полисенсорной основе;

- совершенствование ритмико-интонационной структуры речи, её звукового состава, темпа и слитности, соблюдения правил орфоэпии;

- постоянное мотивированное общение с ребенком в процессе практической деятельности,  формирование потребности в общении словесными средствами, в том числе,  со слышащими людьми,   побуждение детей  к активному   использованию устной речи; 

- соблюдение единых требований к речи взрослых;

- постоянный контроль за речью детей;

- особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции;

- применение специальных методов и приёмов обучения» [3]

Одним из условий создания слухоречевой среды является использование  звукоусиливающей аппаратуры.  «Установленное в классах электроакустическое оборудование должно быть постоянно задействовано в ходе учебно-воспитательного процесса; индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты  должны использоваться учащимися в течение всего дня. Допускается отсутствие аппаратов, кохлеарных имплантов  у  учащихся во время соревнований, спортивных праздников и во время активных игр на прогулках». [3]

 Каждому педагогу необходимо знать порядок включения и   выключения аппаратуры, следить за расстоянием от микрофона до рта говорящего, чередовать работу со звукоусиливающей стационарной аппаратурой и индивидуальными слуховыми аппаратами, выдерживать длительность работы с ЗУА.

«Одним из основных компонентов слухо-речевой среды является речь взрослых, которая должна быть образцом для подражания, характеризоваться выразительностью, эмоциональной окрашенностью, соответствовать нормам литературного произношения»; речевой  материал должен  произноситься голосом нормальной высоты и силы; предъявляться в естественном темпе (речь не должна быть скандированной, с утрированным  произношением) [1], «не рекомендуется перегружать фразы - они должны быть чёткими по структуре; изменять порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?»; вместо «Где ты была летом?» - «Летом где ты была?». Если в некоторых случаях взрослый   вынужден прибегнуть к замедленному темпу проговаривания, позже надо воспроизвести речевой материал в нормальном темпе, соблюдая все нормы русского литературного языка» [1]

Коррекция дефекта слуха и связанных с ним особенностей речевого развития у школьников с нарушенным слухом – обязательная  задача каждого сотрудника школы, неотъемлемая часть (коррекционная составляющая) каждого  урока и внеклассного занятия. «Взрослые должны контролировать устную речь детей, используя разнообразные способы коррекции произношения, особенно широко – фонетическую ритмику. Кроме того, можно предложить ребёнку повторить сказанное («Повтори правильно»).»[1],

Педагог должен владеть методами  и приёмами развивающей и коррекционной работы:

1. планировать:

- цель урока/занятия с речевой составляющей ( например, цель урока  русского языка можно сформулировать следующим образом: «к концу урока каждый обучающийся правильно пишет буквосочетания ШИ-ЖИ, проговаривая правила их написания»;

- объём  речевого материала, предъявляемого на слух;

         - фонетическую/речевую зарядку;

- ситуации, способствующие активизации  речевого общения; 

2. оречевлять все действия обучающихся, основываясь на предметно-практическую деятельность;

3.  использовать

- метод «сквозного» планирования (учитель планирует речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности своего класса и знакомит с ним  всех педагогов, работающих на классе);

- специальные приёмы активизации устной  коммуникации, предполагающие опору на сохранные анализаторы (наглядность, письменную речь, контекст, ситуацию для уточнения значений слов, неправильно понимаемых учащимися, сменные речевые клише для обучения построению оценочных суждений, аргументации выводов, других сообщений,  сменные   алгоритмы   для   правильного   построения развёрнутого ответа на  вопрос  (например: дать  характеристику сложного предложения);  

- диалоги;

- приём показа образца речи (устной и письменной);

- виды речевой работы (хоровое проговаривание, проговаривание в парах);

- планы урока, внеклассного занятия (алгоритмы выполнения процедуры: что буду делать, что делаю, что сделал);

3. проводить:

- на каждом уроке, занятии  проверку режима усиления ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры): «ПА_ПА_ПА. Как ты слышишь?», ИСА (индивидуального слухового аппарата);

- речевую  зарядку (на первом уроке в начальной школе, в средних и старших классах - на каждом общеобразовательном уроке или занятии;

- словарные и терминологические диктанты с учётом слуховых возможностей учащихся (на слух, слухо-зрительно);

4. проверять понимание значений слов, составляющих обязательный минимум, путём толкования, введения слова в словосочетание и предложение;

5. учить

- воспринимать незнакомый речевой материал слухо-зрительно, на слух;

- формулировать выводы   по теме  урока, занятия по  обсуждаемым  вопросам  с  помощью  плана урока,  наводящих  вопросов;

- работать с разными  типами  словарей (толковый, орфографический, фразеологический и др.;

- выступать с подготовленным сообщением и обсуждать его в вопросно-ответной форме (по мере овладения этой формой речевых высказываний доля самостоятельности и объём выступления учащихся должны возрастать);

-  отвечать полным ответом на поставленный вопрос и использовать вариативные  ответы (варианты ответов педагог может подготовить заранее);

6. поддерживать речевое общение с детьми независимо от уровня их возможностей;

 7. предъявлять на слух знакомый  речевой материал (опрос домашнего задания, повторение, закрепление материала);

9. исправлять:

- ошибки в произношении звуков, речевые и грамматические ошибки   обучающихся на протяжении всего урока;

10. формировать у слабослышащих и позднооглохших обучающихся самоконтроль за речью, побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок и неточностей в речевом высказывании, развивать у слабослышащего и позднооглохшего обучающегося навык контроля за речью товарищей;

11. учитывать при выставлении оценки правильность речевого оформления ответа (произносительные навыки, наличие связного высказывания, речевую активность учащихся на уроке,  культуру речевого общения);

12 стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять  и поддерживать даже самые минимальные успехи;

13. соблюдать орфоэпический  режим (нотировать весь речевой материал - проводить его фонетическую обработку ( ударения,  правила орфоэпии, паузы)

Организация работы учителей начальных классов и учителей-предметников.

Основной коррекционной задачей учителей начальных классов, учителей-предметников  являются:

- развитие речи  обучающихся с нарушением слуха (накопление словаря, формирование грамматического строя языка и т.д.);

-  контроль  за реализацией их  произносительных возможностей;

- включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс;

-  повышение коммуникативной функции речи.

 Учитель заранее планирует речевой материал, предъявляемый на слух за экраном, что   отражено в календарно-тематическом планировании, конспектах уроков, занятий.

  С целью закрепления вновь сформированных произносительных навыков и на удержание уже имеющихся педагоги   планируют речевую   зарядку. В  начальной школе она проводится в начале первого урока и направлена на автоматизацию или дифференциацию тех или иных групп звуков. При составлении речевой зарядки используется знакомый ребёнку речевой материал.

 Учителя-предметники  (5-12  классы) проводят речевую зарядку на каждом уроке, используя предметный речевой  материал (труднопроизносимые слова, термины).

 Организация работы обслуживающего персонала  ОУ

  Каждый сотрудник должен общаться с обучающимися и воспитанниками устной речью, требовать  устный  речевой  ответ  на поставленные вопросы.

 Организация работы родителей

 Педагогам, работающим на классе (в том числе узким специалистам),  следует так организовать работу с родителями (законными представителями обучающихся, чтобы они знали слухоречевые возможности своих детей, поддерживали  тесную связь с педагогами, выполняли все  рекомендации специалистов.  

 Родителям необходимо контролировать в домашних условиях произносительные навыки ребёнка, развивать обиходно-разговорную речь в практических бытовых ситуациях.

 Кроме того, в обязанности родителей входит:

- контролирование  технического  состояния  индивидуальных слуховых аппаратов или КИ,  обеспечение запасными аккумуляторами;

 контролирование систематичности использования ребёнком индивидуального слухового аппарата или КИ;

- отработка   дома речевого материала, предложенного педагогом и т.д.

Взаимодействие сотрудников школы в ходе организации слухоречевой среды:

В целях  активизация навыков устной коммуникации,  формирования активного речевого поведения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся устанавливается тесное взаимодействие между  всеми педагогами, работающими с конкретным ребёнком:

- при планировании занятий и внеклассных мероприятий   используется метод «сквозного» планирования, т.е. работа педагогов проводится примерно   на одном речевом материале;

- учитель-дефектолог доводит до учителя класса и воспитателя  сведения о состоянии произношения и слуха каждого обучающегося; консультирует   педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися;

- на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты наблюдений за каждым обучающимся и  вырабатываются   совместные, единые  для всех участников образовательного процесса обоснованные рекомендации  по основным направлениям работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми;

- при  подготовке к внеклассным мероприятиям речевой материал заранее подбирается учителем либо воспитателем и не менее, чем за 3 недели до выступления, отдаётся на отработку учителю-дефектологу (текст выступления, даже если это отдельные реплики,  должен быть фонетически обработан), речевые репетиции проводятся не менее,  чем за 10 дней до выступления;

- после   проведения любого речевого праздника, открытого занятия    тематического вечера подводятся  итоги: оценивается качество речи каждого ребёнка (отмечаются сильные и слабые стороны в подготовке речевых выступлений);

- контроль за использованием индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов осуществляют  все педагоги, работающие на классе, по окончании рабочего дня, смены  запись о наличии/отсутствии,  сохранности  слухового аппарата вносится в тетрадь связи.

Только при соблюдении  всех этих  требований к организации коррекционно-развивающего пространства мы можем говорить о наличии в школе эффективной  «живой слухоречевой среды», предполагающей наличие радостного, мотивированного ребёнка, заинтересованного в его успехе взрослого рядом с ним.

 

 

 

Литература

  1. Л. Головчиц . Слухо-речевая среда в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха как компонент коррекционно-развивающего пространства// Развитие и коррекция. 1998. № 3
  2. Кузьмичёва. Е.П. Развитие слухового восприятия учащихся 2 класса: пособие / И.Ф. Федосова – М.: Просвещение 1992 – 239 с.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная  программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся в редакции от 19.10.2015 года.

 

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий