Загрузка...

АЗИЯ ДЛЯ ВСЕХ

ВСЕ ИНТЕРЕСНОЕ О СТРАНАХ АЗИИ. ФИЛОСОФИЯ, ТРАДИЦИИ И ВСЕ ОБО ВСЕМ.

Блог

     

Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего.
Пока ты постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий, будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того, твой характер укрепится и мужество возрастет.
На это есть причины. Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним заморозкам - чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от множества обстоятельств.
Если люди подбадривают себя мыслью о долгой жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и заботиться о своих родителях, всякое может случиться - они могут не угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз - и поэтому не можешь оправдать доверия своего хозяина и своих родителей.

Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти.
В каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку. Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям.
Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти.

Когда ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры. Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь помнить о смерти.
Люди из самых разных сословий, высоких и низких, постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти. Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами.
Когда ты постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь сексуальных излишеств и ведешь себя разумно.
Когда ты воображаешь, что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая склонность к накопительству.
Когда же ты постоянно помнишь о смерти, алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения, захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется.
Но возникает вопрос - как помнить о смерти?

Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в "Цурэдзурэгуса" Йосида-но Кэнко, - такое может подходить для монашеских медитаций, но не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя допускать.
Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты, думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноги Масасигэ наказывал ему "всегда быть готовым к смерти". Все это излагается для осмысления молодыми, новообращенными рыцарями.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Воины стоят выше трех других сословий и обязаны быть профессиональными, умелыми администраторами и руководителями. Поэтому им необходимо учиться и приобретать исчерпывающие познания о причинах и первоисточниках всего происходящего в стране.
Однако воины в неспокойные времена обычно участвуют в своем первом сражении в возрасте шестнадцати или пятнадцати лет, выполняя рыцарский долг, так что начинают заниматься боевыми искусствами лет с двенадцати или с тринадцати. По этой причине у них просто нет времени на учебу и они, естественно, довольно необразованны и невежественны.
Во время периода гражданских войн встречались воины, которые не могли даже найти слово в словаре. Виной этому не всегда была их собственная халатность или плохое воспитание в семье - так получилось потому, что на первом месте стояла необходимость сосредоточиться на постижении и совершенствование военного мастерства.

Что касается воинов, рождающихся в настоящее время, когда на земле царит мир, то нет ничего особенного, если они уделяют мало внимания военным навыкам. Но пока нет необходимости идти на войну с пятнадцати-шестнадцати лет, будущие рыцари должны с семи-восьми лет изучать классическую литературу, чтение и письмо. Затем, когда им будет пятнадцать, шестнадцать, они должны учиться мастерству стрельбы из лука, верховой езде и всем другим видам боевых искусств. Это должно стать основной целью воспитания и образования детей воинов в мирное время.
Невежество среди воинов во времена постоянных войн имеет свое объяснение. Но нет законного оправдания для невежества среди воинов в мирное время. Нельзя за это упрекать детей; это только халатность и безответственность их собственных родителей. В конечном счете, так происходит потому, что родители не всегда знают, как следует воспитывать и любить своих детей

 

СЕМЕЙНЫЙ ДОЛГ

 

Для истинных воинов постоянная забота о родителях - основное правило жизни. Если люди не заботятся о своих родителях, их нельзя считать хорошими, даже если они очень обаятельны, ведут умные речи и красивы внешне.
Поясняю. На Пути воина важно делать все правильно от корней до ветвей. Если ты не понимаешь, что есть корни и что есть ветви, тебе не понять своего предназначения, своего долга. Тот, кто не знает своего предназначения, вряд ли может быть назван воином.
Осознание того, что наши родители есть корни наших тел, а наши тела есть ветви тела и костей наших родителей. Только из-за страстного желания детей (тех, кто - ветви) самоутвердиться возникает пренебрежение к родителям, которые - корни. Это происходит из-за неспособности понять, кто есть корни, а кто - ветви.
Имеется два способа хорошо заботиться о своих родителях.
Предположим, родители, обладающие мягким характером, воспитывают и обучают своих детей с искренней доброжелательностью, предугадывают все их желания, удачно выдают замуж (женят) и затем уходят, оставляя их в полном порядке, с соответствующим состоянием и положением в обществе. Нет ничего особенно похвального или производящего впечатление, если дети таких родителей просто заботятся о них.

Даже в отношении незнакомых посторонних людей, когда они доброжелательно обходятся с нами и помогают личным участием или деньгами, мы проявляем чуткость - если они нуждаются, или попали в беду, мы даже готовы бросить свои собственные дела. Насколько же нескромно даже подумать о том, что мы достаточно позаботились о своих родителях, осознавая всю глубину их любви, которую они постоянно дарили нам! По этой причине я и говорю, что в выполнении обычных семейных обязательств нет ничего особенного.
Теперь представьте родителей, которые ведут разгульный образ жизни, злых, раздраженных и склонных к склокам; они принуждают детей к домашней работе и отказываются делиться властью и что-нибудь передавать; они докучливы и опрометчивы, невнимательны к другим и требовательны. И в довершение ко всему они жалуются на неотзывчивость собственных сыновей, тем самым подрывая репутацию своих детей. Гордиться даже такими непутевыми родителями, брать на себя их заботы и потакать им, сокрушаться об их угасании, заботиться о них искренне и внимательно - в этом обязанность почтительных детей, исполненных сознания долга. Когда воин с таким сознанием поступает в услужение к сюзерену и становится чиновником, он верно понимает требования преданности и долга. Когда его хозяин процветает - это дело ясное; но даже когда происходит что-то неожиданное с его хозяином и на него сваливаются все несчастья, воин сохраняет безграничную преданность и не оставит своего господина, даже когда число его соратников сократится со ста до десяти; преданность воина так непоколебима в битве, что он безразличен к собственной жизни.

Родители и господин, семейный долг и преданность - эти понятия отличаются только словами, но здесь нет различия в искренности сердца. Вот почему, как рассказывают, древние говорили: "Ищите преданных министров в домах с приемными детьми". Не бывало такого, чтобы кто-то, кто был непочтителен к своим родителям, впоследствии стал верно служить хозяину.
Если кто-то настолько незрел, что невнимателен к своим родителям, которые породили его собственное тело нет пути, чтобы стать абсолютно преданным слугой своему хозяину, который не является его плотью и кровью.
Если человек, не утруждающий себя дома заботой о родителях, поступает на службу к лорду, он пристально следит за состоянием дел хозяина и, как только видит малейший промах, его поведение меняется - в критической ситуации он убежит или предаст. Подобное случалось раньше и случается сейчас. Это то, чего надо стыдиться и чего надо остерегаться.

 

ВОИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ

 

В кодексе воинов имеются два вида принципов с четырьмя уровнями.
Два вида принципов - это обычные принципы и принципы на случай критической ситуации (война и т.п.). Принципы, которыми руководствуются в обычное мирное время включают в себя нормы поведения рыцарей и правила обращения с оружием. Принципы критических ситуаций определяют поведение воинов в военное время и во время сражений.
Нормы поведения обязывают рыцарей мыть руки и ноги и принимать ванну каждое утро и каждый вечер, сохранять тело в чистоте, бриться и причесываться каждое утро, одеваясь официально в соответствии с временем года и применительно к обстоятельствам, и всегда держать веер за поясом, не говоря уже о длинном и коротком мечах. Принимая гостей, ты уделяешь им внимание соответственно их положению и избегаешь пустой болтовни. Даже когда ешь рис или пьешь чай, всегда старайся быть опрятным и аккуратным.
Когда ты на службе, не шатайся праздно в свободное от работы время; читай, упражняйся в каллиграфии, размышляй над древними летописями или анализируй поведение воинов в старину. Прогуливаешься ли ты, спокойно ли стоишь, сидишь, или прилег отдохнуть, твое поведение и манеры должны выдавать истинного воина. Что касается наставлений в отношении оружия, то первое, что необходимо изучить, - это искусство фехтования, затем обращение с копьем, верховая езда, стрельба из лука, ружейная стрельба и другие боевые искусства. Твой долг изучать военную науку, практиковаться и совершенствовать свое умение в этой области, тогды ты будешь всегда готов применить эти навыки.
Когда освоишь эти два уровня - принципы рыцарства и принципы вооружения, ты уже не упустишь ничего из обычных принципов. В глазах простых граждан ты будешь выглядеть настоящим воином, достойным подходящей службы. Однако воины по природе своей - это люди, предназначенные для действия в критических ситуациях. Во времена общественных потрясений они оставляют в стороне свои обычные рыцарские манеры, усваивают военную терминологию в общении со своими хозяевами, соратниками и подчиненными, сбрасывают официальные гражданские одежды и надевают доспехи, берут оружие и устремляются на врага. Всевозможные способы и хитрости ратного искусства полностью отражены в воинских принципах. Их необходимо знать.
Следующий вопрос - правила поведения в бою. Когда твои враги и друзья сталкиваются в бою, если твоя диспозиция и маневры проходят так, как планировалось, ты одержишь победу; в противном случае ты упустишь преимущество и потерпишь поражение. Имеются традиционные секреты в части разных диспозиций и маневров; они-то и называются принципами боя или правилами ведения боя. Их необходимо знать.
Военные правила и правила боя - это два уровня принципов для критических ситуаций.
Воин, который освоил четыре уровня принципов поведения в обычное время и в критических обстоятельствах, считается рыцарем высшего класса. Если ты усвоил два уровня обычных правил, ты хорош для службы рыцарем, но если не довел до совершенства два уровня принципов для критических ситуаций, ты не можешь стать военным начальником самураев, лидером группы, судьей или кем-нибудь вроде них.
С учетом вышеизложенных различий стать воином во всех смыслах - означает постоянно следовать принципам рыцарства и вооружения так же хорошо, как и тайнам военных и боевых наставлений, предписывающим никогда не ослаблять стремления стать совершенным рыцарем.

НЕ ЗАБЫВАЙ О СРАЖЕНИИ

 

Для воина самое важное - сохранять готовность к бою двадцать четыре часа в сутки, гуляет ли он, стоит, сидит или прилег отдохнуть, и никогда не забывает об этом.
Отличие японских обычаев от принятых в других странах заключается и в том, что даже люди низших сословий, такие как крестьяне, торговцы и ремесленники, хранят как сокровище ржавые короткие мечи. Это японский обычай, но он не делает представителей этих трех сословий профессиональными солдатами.
В домах воинов даже незначительные лица и оруженосцы всегда, как правило, носят короткие мечи; намного более обязательно для истинных рыцарей не расставаться с мечом даже на короткое мгновение. По этой причине серьезные воины, даже отправляясь в баню, берут с собой тупой или деревянный меч.
Если ты так внимателен даже дома, насколько же ты будешь внимательней, когда выйдешь из дома. Нет ничего невозможного в том, что на дороге или в месте назначения ты столкнешься с пьяным психом или каким-нибудь идиотом и ввяжешься в неожиданную драку.
Есть старая поговорка: "Когда ты выходишь за дверь, тебя уже ждет враг". С тех пор как ты стал профессиональным воином и носишь меч на боку, никогда не забывай о военном духе.
Если не забываешь о настрое на битву, значит ты, пусть неосознанно, действуешь, исходя из необходимости постоянно помнить о смерти.
Воин, который носит два меча на боку, но не ощущает в своем сердце готовности к сражению, не кто иной, как крестьянин или торговец, нарядившийся в шкуру воина

 

МОНАХИ-ВОЙНЫ

 

С древних веков ведут свое начало монахи-воины, и это в самом деле что-то среднее между монахами и воинами.
Например, в школах секты Дзэн те, кого называет Библиотекарь, или Предводитель собрания, - все простые монахи, равные по положению рядовым воинам, служащим в провинции.
Следующая ступень - чиновники и помощники учителей - соответствует офицерскому рангу предводителя рыцарского отряда какого-либо поместья (владения, района) или командира пехоты.
Когда же монахи надевают пестрые религиозные одеяния, держат символы власти в руках и возглавляют большие группы людей, их называют Старейшины, или Мастера. Это соответствует статусу воинов, имеющих свой собственный флаг, свою символику и жезл, символизирующий власть; положению командира отряда всадников или пехоты, который может возглавить войска и командовать армиями, или командира лучников.
Однако, когда дело доходит до учебы, практика воинских формирований выглядит далеко не так хорошо по сравнению с методами буддистской братии. Поясним в некоторых деталях. Путь познания у буддистов таков: простой монах покидает обитель своего учителя, чтобы посетить много известных монастырей и священных гор, повстречаться со многими учеными мастерами и просвещенными советчиками и преуспеть в изучении дзэн-буддизма и знаниях; даже если кто-нибудь пройдет через уровни чиновника или помощника учителя, или станет Старейшиной или Мастером, даже если он станет настоятелем главного храма или монастыря, он все еще будет без малейшего колебания продолжать изучение дзэн-буддизма до его полного завершения, ожидая того времени, когда настанет пора появиться перед своим учителем.
Было бы желательно иметь что-нибудь подобное и среди воинов, но и простые воины, занятые на малозаметной службе, получают жалованье даже когда бездельничают. Поскольку они не испытывают недостатка в еде, одежде и жилье, то даже совсем молодые обзаводятся женами и детьми. Они сделали своей работой утренний и послеобеденный сон, и не учатся и не работают над совершенствованием навыков боевых искусств, которые являются обязательными для воинов, еще меньше уделяют внимания постижению расплывчатой сути воинских и боевых принципов.
Растрачивая каждый день по мелочам, так они проводят месяцы и годы, их волосы седеют и выпадают. Достигнув соответствующего возраста, они получают заслуженный статус. Если, например, они станут посланцами или эмиссарами, то как-нибудь с помощью коллег выполнят порученную работу, но если им предстоит необычная миссия в отдаленной провинции, они будут захвачены врасплох и встревожены. Даже во время приготовления к путешествию они получают профессиональные советы от предшественников и усваивают традиционные наставления протокола; если же в конечном счете они выполнят работу, считайте, счастливо отделались. Мы не можем сказать, что такое положение вещей нормально для воина на службе.
Поясним некоторые детали. Официальные обязанности воинского сословия обычно четко определены, и вам надлежит хорошо их изучить, пока не вступили в должность. Когда встречаешься со способным и опытным чиновником, оставь пустой разговор и выясни такие вещи, знание которых может помочь тебе в будущем. Переспрашивай, внимательно слушай и все запоминай. Изучи и усвой древние наставления по служебным обязанностям и протоколу, даже иллюстрации, делай копии для будущих ссылок. И если усвоишь главные обязанности для различных должностей, какой бы пост ты ни занял впоследствии, для тебя будет легко выполнять все необходимое.
Более того, постигая, как надо делать работу, благодари старших и коллег и делай свое дело с их помощью - это образ действий в обычное время. В случае кризиса, напротив, так как вы не можете сами воспользоваться помощью и указаниями других, ничего не остается кроме как принимать решения по своему собственному усмотрению, на благо или во вред.
К примеру, военный инспектор обязан знать количество вражеских войск, боеспособность их формирований и уровень подготовки, систему безопасности укреплений и замков противника, особенности и преимущества местности, в которой они расположены, и перспективы победы в сражении. По этой причине служба военного инспектора традиционно считалась одной из самых трудных. Однако ошибка в расчетах какого-либо военного инспектора может привести всего лишь к неправильному индивидуальному решению.
Когда же ошибка совершается на уровне командующего пехотой и вышестоящих лиц, уполномоченных отдавать приказы, от нее зависит жизнь и смерть вверенных командирам войск; поэтому опозорить отряд воинов неумелым командованием - это высшее преступление.
Это подобно тому, как некий последователь секты Дзэн, который пренебрегал изучением постулатов религии в бытность простым монахом, со временем становится Старейшиной или Мастером, надевающим яркие одежды, носящим символы власти и возглавляющим большую группу просто потому, что состарился и облысел.
Однако шарлатан, подобный этому монаху, допустит какую-нибудь глупость принародно, он становится всеобщим посмешищем; лишь ему одному стыдно, и он может уйти - в этом нет ничего опасного для других членов общины. В противоположность этому, когда командир совершает грубый просчет в руководстве боем, это угрожает жизни его солдат и приводит к большим потерям.
Важно понимать это и последовательно использовать свободное от службы время для совершенствования вашего владения воинскими и боевыми принципами. Учитесь и тренируйтесь так, чтобы на было обязанности, которую вы не сможете выполнить даже если это будет командная должность.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Пока считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет.
Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо - это хорошо, несправедливо - это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать несправедливо и плохо вести себя - дело более забавное и привычное; поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно поступать по справедливости и делать добро.
Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и справедливости и сделть то, что несправедливо - такое поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток выносливости - вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия.
Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости.
Имеются три способа (пути) поступать по справедливости.
Предположим, вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в вашем доме, вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в дороге. Допустим, вы берете золото и прячете его там, где никто не может найти. А сейчас предположим, что ваш товарищ умирает во время путешествия, возможно, от отравленной пищи или удара. Никто другой еще не знает, что друг оставил золото в вашем доме, и никто не знает, что оно у вас.
В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей погорюете о трагедии и сообщите о золоте родственникам погибшего, отослав его им как можно скорее, тогда можно будет искренне сказать, что вы поступили справедливо, сделали хорошее дело.
А сейчас предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому о нем спросить. На какое-то время вы оказались в сложных обстоятельствах, вам улыбнулась удача; почему бы не промолчать о случившемся?
Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли, измените свое решение и вернете золото кому следует, о вас можно сказать, что вы поступили справедливо, избежав бесчестья.
Теперь предположим, что кто-то в вашем доме - может быть, жена, дети или слуги - знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам, чтобы избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть кем-либо в вашем доме, и чтобы не опасаться за правовые последствие. Тогда о вас можно будет сказать, что вы поступили справедливо, чтобы избежать бесчестья других людей.
Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте?
Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто знает, как поступить правильно, и так поступает.
Процесс развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи и слуг; затем переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и осознанное стремление поступать по справедливости из опасения опозориться и быть порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы следуете этому принципу, поступать по совести для вас становится привычным, поэтому в конечном счете вы развиваете такой образ мышления, который отдает предпочтение совершению праведных поступков и не приемлет дела несправедливые.
Применимо к воинскому бесстрашию, те, кто рождены смелыми и не дрогнут под стрелами и пулями на поле брани, все же могут испытывать волнение, ибо направляемые преданностью и долгом, они делают свои тела мишенью. Неустрашимость их стремящегося вперед духа также проявляется и физиски; само собой разумеется, что они великолепны в бою.
Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности, их сердца трепещут и колени дрожат, даже если они идут вперед вместе с храбрецами, решив не подвергать себя риску быть осмеянными позже, так как понимают, что их товарищи увидят, если они останутся. Хотя эти воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они пройдут через это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они привыкнут так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от прирожденных смельчаков.
Поэтому, когда приходит время поступать правильно и буть мужественным, другого выхода нет, иначе - бесчестье и позор. Если вы поступаете несправедливо и вас не волнует, что люди могут осудить вас за это, или если вы трусливы или равнодушны к тому, что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто ничему не сможет научить.

ХРАБРОСТЬ

 

Пока считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет.
Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо - это хорошо, несправедливо - это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать несправедливо и плохо вести себя - дело более забавное и привычное; поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно поступать по справедливости и делать добро.
Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и справедливости и сделть то, что несправедливо - такое поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток выносливости - вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия.
Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости.
Имеются три способа (пути) поступать по справедливости.
Предположим, вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в вашем доме, вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в дороге. Допустим, вы берете золото и прячете его там, где никто не может найти. А сейчас предположим, что ваш товарищ умирает во время путешествия, возможно, от отравленной пищи или удара. Никто другой еще не знает, что друг оставил золото в вашем доме, и никто не знает, что оно у вас.
В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей погорюете о трагедии и сообщите о золоте родственникам погибшего, отослав его им как можно скорее, тогда можно будет искренне сказать, что вы поступили справедливо, сделали хорошее дело.
А сейчас предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому о нем спросить. На какое-то время вы оказались в сложных обстоятельствах, вам улыбнулась удача; почему бы не промолчать о случившемся?
Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли, измените свое решение и вернете золото кому следует, о вас можно сказать, что вы поступили справедливо, избежав бесчестья.
Теперь предположим, что кто-то в вашем доме - может быть, жена, дети или слуги - знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам, чтобы избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть кем-либо в вашем доме, и чтобы не опасаться за правовые последствие. Тогда о вас можно будет сказать, что вы поступили справедливо, чтобы избежать бесчестья других людей.
Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте?
Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто знает, как поступить правильно, и так поступает.
Процесс развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи и слуг; затем переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и осознанное стремление поступать по справедливости из опасения опозориться и быть порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы следуете этому принципу, поступать по совести для вас становится привычным, поэтому в конечном счете вы развиваете такой образ мышления, который отдает предпочтение совершению праведных поступков и не приемлет дела несправедливые.
Применимо к воинскому бесстрашию, те, кто рождены смелыми и не дрогнут под стрелами и пулями на поле брани, все же могут испытывать волнение, ибо направляемые преданностью и долгом, они делают свои тела мишенью. Неустрашимость их стремящегося вперед духа также проявляется и физиски; само собой разумеется, что они великолепны в бою.
Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности, их сердца трепещут и колени дрожат, даже если они идут вперед вместе с храбрецами, решив не подвергать себя риску быть осмеянными позже, так как понимают, что их товарищи увидят, если они останутся. Хотя эти воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они пройдут через это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они привыкнут так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от прирожденных смельчаков.
Поэтому, когда приходит время поступать правильно и буть мужественным, другого выхода нет, иначе - бесчестье и позор. Если вы поступаете несправедливо и вас не волнует, что люди могут осудить вас за это, или если вы трусливы или равнодушны к тому, что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто ничему не сможет научить.

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

 

Верность и семейный долг обязательны не только для воинов; крестьяне, ремесленники и торговцы подчиняются тем же правилам.
Тем не менее, когда молодые люди или слуги проявляют невежливость в разговоре и просто в общении со своим господином или родителями, на это не обращается внимание, пока они искренни в своем уважении к своему господину и родителям. В этом суть понятий верности и семейного долга у трех низших сословий. Для воина не имеет значения, насколько велики верность господину и чувство семейного долга в его сердце. Если эти чувства к господину и родителям выражаются без надлежащих учтивых манер, о вас нельзя сказать, что вы соответствуете своему предназначению воина.
Однако, общаясь с господином, который обходится без слов, или в отношениях с родителями воин может даже быть грубым и невнимательным в их присутствии. Вот когда вы остаетесь внимательным и чутким, даже находясь вне дома, где ваш господин и родители не могут знать, чем вы занимаетесь, и ваше поведение во мраке ночи не отличается от того, как вы ведете себя при свете дня, тогда именно это называется истинной преданностью и сыновней почтительностью воинов.
Где бы вы ни спали, не ложитесь ногами в направлении вашего господина. Когда устанавливаете пучки соломы для упражнений в стрельбе из лука, не допускайте, чтобы стрелы ложились вблизи вашего господина, когда вы кладете копье и меч на подставку, не направляйте их острие на господина.
Кроме того, выпрямьтесь (сядьте прямо), когда вы слышите или говорите что-то, имеющее отношение к вашему господину. Ни к чему хорошему не приведет, если вы будете валяться в неприличном виде, сплетничая о своем господине, или читать письмо от родителей без должного внимания, выбросив его впоследствии или использовав для чистки трубки или лампы.
Когда люди, ведущие себя таким образом, встречают представителей других домов и в других местах, они разглагольствуют о негативных сторонах хозяйства своего господина и его домочадцах. Или, если они встречают кого-либо, кто льстит им, они радостно подхватывают насмешки над родителями, братьями и сестрами, осмеивая их и пороча их репутацию. Из-за этого в один прекрасный день они будут наказаны своим господином или родителями, или столкнутся с серьезными неприятностями, или умрут смертью воина, брошенного судьбой. Даже если они уцелеют, они уже ни на что не будут годиться или на любом уровне не смогут вести достойную жизнь.
В период Кэйтё (1596 - 1615) жил бесстрашный рыцарь по имени Кани Сайдзо. Он командовал пехотой под началом Фукусима Масанори, Гранда императорской стражи Левых. Он охранял Железные ворота замка Хиросимы в Аки. Так как вельможа дежурил круглосуточно, а был уже в преклонном возрасте, он любил подремать.
Однажды рассыльный из личной службы Масанори пришел к Сайдзо, когда он дремал, и принес перепелку, пойманную соколом. Мальчик доложил, что перепелка послана Сайдзо самим лордом Масанори, чей сокол и поймал ее.
Услышав это, Сайдзо поднялся, вновь облачился в официальный костюм, который он снял, чтобы подремать, и повернулся лицом к главной ставке Масанори, чтобы принять дар, говоря, что он немедленно пойдет туда, чтобы выразить свою благодарность. Затем он отругал рассыльного, ворча: "Даже хотя ты всего лишь мальчик, ты полный идиот! Если это послание от лорда, прежде чем объявить о нем, подожди, пока я приведу себя в порядок, и затем официально передай мне послание.
Вместо этого у тебя хватило смелости доложить мне о послании лорда в момент, когда я еще лежал! Если бы ты не бы

16.05.09, 23:24
Автор lord5557

Современная Япония - яркий пример развитой капиталистической страны, в которой высокий уровень экономики, научно-технический прогресс и современный образ жизни сочетаются с хранением религиозных традиций у большей части населения, с наличием большого числа религиозных институтов, оказывающих заметное влияние на общественную жизнь.
Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это прежде всего, синтоизм (синто) - национальная религия японцев; традиционные школы буддизма, сформировавшиеся в периоды раннего и развитого средневековья; христианство, впервые проникшее в Японию в середине XVI века; новые религии (или новые общественно-религиозные движения).
Помимо перечисленных течений, вне рамок организованных религиозных групп, сохраняются многие народные верования, восходящие к глубокой древности. Именно эти верования и связанные с ними суеверия и предрассудки наиболее широко распространены в массе народа.
Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Ни один из элементов, участвовавших в этом процессе, не сохранился в чистом виде до наших дней. Конфуцианство и даосизм ныне вообще не существуют в Японии как отдельные религиозные традиции. Однако современный синтоизм немыслим без заимствований из конфуцианства, а многочисленные народные верования и суеверия сложились под влиянием даосизма. Элементы даосизма и конфуцианства вошли как составная часть в практику японского буддизма. Синтоизм не только стал вместилищем местных культов, но и формировался под сильным влиянием всех трех привнесенных с материка течений, особенно буддизма.
Специфика формирования религиозные представлений японцев предполагает наличие ряда общих черт, характерных для большинства верующих, независимо от того, к какой конфессии каждый из них причисляет себя. Это, в первую очередь, ярко выраженный религиозный синкретизм, проявляющийся в том, что различные религиозные традиции не существуют обособленно, а мирно уживаются в религиозной практике одной и той же семьи или даже одного и того же человека. Для подавляющего большинства верующих характерна принадлежность одновременно к синто и одной из традиционных школ буддизма, хотя нередки случаи, когда приверженец синто-буддистского комплекса является также адептом одной из новых религий. Это обстоятельство приводит к тому, что, согласно официальной статистике, количество верующих оказывается выше численности населения, так как один и тот же верующий учитывается при подсчетах дважды, а то и трижды.
Общими для всех конфессий, за исключением христианства, являются такие черты, как культ предков, представления о преемственности между человеком и божеством, что обусловливает практику обожествления людей после смерти, вера в существование душ усопших. Все религиозные течения придают большое значение обрядности. Широко распространены религиозные по своему происхождению местные праздники и культы, исповедуемые без посредничества священнослужителя.
Отношение японцев к религии сложно и противоречиво. По данным опросов общественного мнения, лица, причисляющие себя к тому или иному религиозному течению, составляют лишь треть населения. В то же время, как правило, более половины опрошенных демонстрируют приверженность к таким понятиям, как вера в сверхъестественное, в загробную жизнь. Наконец, не менее 70% лиц, не причисляющих себяяя ни к одному из религиозных течений, не только не отрицают религию, но и признают за ней важное место в духовной жизни человека.
Самым же существенным является то, что большинство японцев, включая многих их из тех, кто считает себя атеистами, связаны с внешней обрядовой стороной религии и периодически прибегают к посредничеству религиозных институтов, участвуя в их деятельности. Типичными примерами этого служат массовые новогодние паломничества в синтоистские святилища и буддистские храмы, в которых принимает участие до трети населения, обязательные синтоистские обряды при проведении строительных работ, открытии предприятий, магазинов. Значительная часть свадебных обрядов проходит с участием синтоистского священника.
Всего в Японии насчитывается примерно 500 религиозных объединений, зарегистрированных либо в министерстве просвещения, либо властями префектур. Около 5,8 тыс. культовых учреждений не входят ни в одно из объединений, представляют собой самостоятельные "религиозные юридические лица". Среди них - известные храмы и святилища, такие, как, например, Ясукуни. Общее чило культовых сооружений (святилища, храмы, церкви и молельные дома различных конфессий) достигает 230 тыс.
Cамую многочисленную группу религиозных объединений - 40% от общего числа - составляют буддийские, включая новые общественно-религиозные движения, связанные происхождением с традиционными школами буддизма, 36,2% - синтоистские объединения, 16,8% - христианские и 7% - прочие, в число которых входят преимущественно новые общественно-религиозные движения, непосредственно связанные происхождением с буддизмом или синто. В эту же категорию входят несколько небольших групп верующих мусульман.
В противоположность культовым учреждениям синто и традиционных школ буддизма, ориентированным преимущественно на удовлетворение потребностей населения в тех или иных обрядах, организации ряда новых общественно-религиозных движений ориентированы в первую очередь на вовлечение в число своих адептов молодых людей, оказавшихся проигравшими в конкуренции за комфортабельное место в жизни. Такие организации предлагают пути к духовному совершенствованию, к поиску новых символов веры. Именно поэтому идеологи новых общественно-религиозных движений часто пытаются представить свои вероучения в качестве "философии жизни" или "морально-этических" учений, следование которым способно привести к "восстановлению человечности" в обществе и к "духовному спасению личности". Ведущее место среди них занимает необуддийская организация Сока гаккай. Заметную роль также играют Риссё косэй кай, Рэй ю кай, Тэнри кё, Сэйтё-но иэ и некоторые другие.
С 70-х годов прошлого века в стране появились многочисленные группы, делающие упор на мистицизм и различные виды магии. Наибольшей популярностью среди этих групп, получивших в японской религоиведческой литературе название "новые новые религии" ("син син сюкё"), пользуются Агон сю, сочетающая проповедь ранних буддийских текстов с мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов-отшельников (сюгэндо); Сукё махикари (Религия почитания истинного света) и Сэкай махикари буммэй кёдан (Религиозная ассоциация мировой цивилизации истинного света), в культе которых важное место занимает "исцеление" посредством магии. Подобные группы, число приверженцев которых в последние годы заметно растет, спекулируют как на увлечении части населения мистикой, так и на росте эсхатологических настроений, вызванном обострением экологических проблем.
Религиозные организации активно участвуют в таких сферах общественной жизни, как образование, культура, социальное обеспечение. В их ведении находится 30% всех частных детских садов, 56% начальных школ, соответственно 36 и 26% средних школ первой и второй ступеней, 31% колледжей, 25% универститетов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов, домов инвалидов. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями, библиотеками, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. По масштабам издательской деятельностии такие организации, как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Сэйтё-но иэ, стоят в одном ряду с крупнейшими издательскими центрами страны.

 

По численности населения Япония входит в десятку ведущих в этом отношении стран - число жителей архипелага составляет около 130 миллионов человек. Средняя плотность населения страны очень велика - 340 человек на 1 км2 (при этом следует учитывать, что территория суши, пригодной для обитания, составляет менее трети от общей площади и сопоставима по размерам с территорией Московской области; таким образом, реальная величина плотности населения гораздо выше).
Несмотря на высокую численность, население Японии отличается исключительной национальной однородностью. Количество лиц неяпонской национальности здесь исчисляется долями процента. Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы и китайцы. Американцы и европейцы (30-40 тысяч человек) считаются, как правило, временными жителями. Аборигенов Японских островов - айнов, живущих на острове Хоккайдо еще с XI тысячелетия до н.э. - насчитывается не более 20 тысяч. В конце XIX века айны были вытеснены японцами и потеряли свои лучшие земли. В настоящее время они живут в изолированных деревнях, занимаются земледелием, животноводством, нанимаются на рыбные промыслы. Лишь старшее поколение айнов сохраняет еще свой язык и культуру.
С начала двадцатого столетия численность сельского населения Японии неизменно сокращается. В настоящий момент более трех четвертей жителей страны - горожане. 60% городского населения (т. е., фактически основная масса населения страны) сосредоточено в четырех крупных метрополиях, расположенных вокруг городов так называемой "большой четверки" - Токио, Осака, Нагоя и Китакюсю.
Темп прироста населения страны довольно высок - за прошедшее столетие число жителей выросло более чем в четыре раза. Наивысшего уровня число жителей выросло более чем в четыре раза. Наивысшего уровня рождаемость в Японии достигла после Второй мировой войны. "Бум деторождения" продолжался до 1950 года, после чего вновь пошел на убыль, но, учитывая значительные успехи японцев в области медицины и здравоохранения, которые привели к резкому снижению детской смертности, темп прироста населения оставался постоянно высоким. Лишь в последние десятилетия темп прироста населения стабилизировался, а сейчас начинает снижаться. Снизилась смертность и взрослой части населения.
Показатели здоровья населения Японии являются одними из лучших в мире. По данным 1989 года, средняя продолжительность жизни мужчин равнялась 75,9 года, а женщин - 81,8 годам. Благодаря этим факторам (снижение смертности, рождаемости и возрастание продолжительности жизни) характерной чертой японского общества является (и становится проблемой) процесс "старения" населения. В 1970 году доля жителей старше 65 лет превысила 7% - ту отметку, которая принята в международной практике для отнесения стран к категории "старых обществ".
Тендеция старения экономически активного населения является результатом процесс старения всего населения Японии. Однако, по сравнению с ним, она развивается не так быстро. В настоящее время большую часть прироста экономически активного населения составляют жители страны возрастом от 55 до 65 лет. Кроме того, пенсионный возраст, определенный государством, очень высок, и после реформы 1983 года составляет 65 лет и для мужчин, и для женщин.

Территория Японии традиционно разделена на сорок семь префектур. Префектуры делятся на четыре категории: "то" (Токио), "до" (Хоккайдо), "фу" (Киото, Осака) и "кэн" (сорок три остальные префектуры). Различия между категориями префектур состоят в основном в форме управления.
Низшие территориальные единицы страны образуют сельские общины ("мура"), поселки ("мати") и города ("си"). Столица Японии - город Токио - в административном отношении представляет собой двадцать три самостоятельных специальных района ("токубэцу ку"), приравниваемых по статусу к городам "си".
Крупнейшие по численности населения города Японии (от одного до десяти миллионов жителей) - Токио, Осака, Иокогама, Киото, Нагоя, Кобе, Хиросима, Фукуока

Япония - островное государство, расположенное в западной части Тихого океана. Из четырех тысяч островов, входящих в ее состав, основная часть приходится на острова Японского архипелага (372,2 км2). Самые крупные из них - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Территория Японии омывается с севера Охотским морем, с востока и юго-востока - Тихим океаном, с запада - Японским и Восточно-Китайским морями; на юге архипелага острова Хонсю, Сикоку и Кюсю ограничивают Внутреннее Японское море.
Протяженность береговой линии Японии около 30 тысяч километров. Благодаря сильной изрезанности островные берега богаты многочисленными бухтами и заливами.
Япония - горная страна. Три четверти ее территории занимают горные массивы. Подобные особенности рельефа вынуждают отвоевывать пригодные для хозяйственной деятельности участки суши у океана: на искусственных островах и полуостровах, созданных в результате засыпки мелководий, размещаются аэродромы, предприятия, жилые и административные комплексы. Самая высокая точка Японии - гора Фудзи. Ее высота составляет 3776 метров над уровнем моря. Большая часть гор архипелага - вулканы; всего их 150, и 15 из них действующие.
Японские острова - район с повышенной сейсмической опасностью. В среднем в год здесь происходит около полутора тысяч землетрясений различной силы. Сильные землетрясения вызывают значительные разрушения в городах, кроме того, следствием их являются хорошо известные гигантские волны - цунами.
Для жителя средней полосы климат Японии показался бы весьма благоприятным как для проживания, так и для ведения хозяйства. По сравнению с континентальным климатом прилегающих Сибири и Северной Америки погодные условия Японии значительно мягче благодаря действию теплого течения Куросио и муссонов, приносящих летом ливни, а зимой - обильные снегопады.
Реки Японии не отличаются большой протяженностью. Из двадцати четырех самых крупных из них длина только двух - Синано и Томэ (остров Хонсю) - превышает 300 километров. Большинство рек Японии - быстрые горные потоки. Для судоходства они не пригодны, но имеют немалое значение как источники гидроэнергии. Все реки архипелага, даже самые малые, активно используются для водоснабжения и орошения полей.
В Японии имеются озера двух типов: живописные холодные горные глубоководные горные озера, возникшие в горловинах потухших вулканов, и пребрежные мелководные озера лагунного типа. Глубина горных озер иногда составляет несколько сот метров, а высота над уровнем моря - до километра. Лагунные озера, напротив, мелководны (их глубина не более 8 метров), отличаются небольшой площадью и теплой водой. Интересно, что именно такими озерами пользуются для продолжения рода ценнейшие японские промысловые рыбы - дальневосточные лососи. Как и реки, озера Японии играют важную роль в качестве источников пресной воды.
Полезными ископаемыми Япония не богата. Промышленность и энергетика страны существуют в основном за счет импорта топлива и минеральных ресурсов. Практическое значение для разработок представляют залежи медных и свинцово-цинковых руд и каменного угля, а также добыча марганцевых конкреций с океанского дна и извлечение солей урана из морской воды.
Почвы Японии характерны для средней климатической зоны: это торфянистые, слабоподзолистые и бурые лесные почвы. Только на юге архипелага есть участки территории, где встречаются красноземы - элемент субтропического климата.
Территория Японских островов относится к зоне лесов умеренного и субтропического поясов. Действительно, древесные и кустарниковые леса занимают почти 70% площади страны, а число видов деревьев и кустарников превышает 700. Если добавить сюда еще 3000 видов травянистых растений, и множество эндемичных и реликтовых видов, станет ясно, что Япония отличается очень богатой и разнообразной ффлорой, сконцентрированной на небольшой территории.
В отличие от флоры, фауна Японских островов небогата, что легко объясняется фактором островной изоляции. Интересно, что в Японии обитает самый северный в мире вид обезьян - японский макак. Эти стойкие приматы проводят зиму среди заснеженных склонов и безбоязненно пьют воду и купаются в ледяных горных реках.

 

 

Император Цинь Шихуанди видел цветные сны, в которых не было места привычным тревогам и радостям. Все мысли спящего поглотили заботы государственные, недаром наш герой был императором. Однажды ему приснилось, что он взлетел на Луну и оттуда посмотрел на Землю. С заоблачных высот империя казалась крохотной, и душа императора сжалась. Проснулся правитель Цинь в холодном поту и решил соорудить стену, которая спрятала бы империю от жестоких варваров, защитила от непрошеных гостей.
 
   
Дело было в III веке до нашей эры.
 
   
Надо сказать, что в это время в Китае уже существовали оборонительные стены, их строили правители маленьких городов на севере страны. Однако император Цинь считал, что этого недостаточно, что участки разных крепостей нужно непременно соединить, протянув стену от Желтого моря до желтых песков пустыни Гоби.
 
   
В итоге вышла Великая Китайская стена, самое большое в мире оборонительное сооружение, его называют даже восьмым чудом света. А еще - божественной нитью, сшившей лоскутки китайского государства, поскольку параллельно были объединены раздробленные княжества. Одновременно эта Великая стена - стена слез и страданий, а также самое длинное кладбище мира. Дело в том, что для ее сооружения были согнаны сотни тысяч людей. Строили ее каторжники, рабы, подневольные крестьяне и солдаты - трудовую повинность отбывало практически все население страны. Невозможно подсчитать, сколько китайцев полегло на столь грандиозной стройке, ведь стена строилась около полутора тысяч лет. А тела умерших замуровывали в фундамент стены. Их души также должны были охранять границы государства от набегов северных народов, и главное - от их демонов. По поверьям строительство столь масштабных укреплений вызывало ярость и у духов.
 
   
Спускаясь в долины, поднимаясь в горы, стена протянулась более чем на шесть тысяч километров. Ровно столько по легенде проскакал мифический крылатый конь Цинь Шихуанди за один день. Там, где копыта коня касались земли, возникали сторожевые башни. На самом деле расстояние между башнями имеет строго вымеренное расстояние: два полета стрелы, выпущенной из лука. Это сделано специально, чтобы любой участок крепостной стены мог спокойно простреливаться обороняющимися. Через каждые 20 км ставились гарнизонные башни. Еще на стене было множество сигнальных башен. В момент опасности на них зажигались предупредительные огни.
 
   
Высота стены в некоторых местах достигала десяти метров, а ширина вполне позволяла проехать повозке и нескольким конным всадникам в шеренге. Словом, получилось грандиозное фортификационное сооружение, единственное творение человеческих рук, видимое с Луны. Будь жив правитель Цинь, остался бы крайне доволен!
 
   
Однако современные суждения наверняка расстроили бы императора. Оказывается, некоторые историки сомневаются в существовании Великой Китайской стены. По их мнению, непрошеные гости с севера не раз доходили до самого сердца Китая как раз потому, что стены не было. Так, во второй половине XIX века архимандрит Кафаров, возглавлявший Русскую православную церковь в Пекине, отправился на поиски стены. Он увлекался историей и хотел увидеть стену собственными глазами. Однако стены не нашел. Он увидел, конечно, древние сторожевые башни на вершинах каменистых сопок, а по их склонам - отдельные земляные валы. Также он нашел высокий земляной вал протяженностью в сотни километров с густо посаженными ивами. Но известно, что ивовая изгородь сооружена в XVII веке.
 
   
Другой историк, Лев Гумилев, тоже не был уверен в том, что стена существовала. По мнению ученого, военные должны были понимать, что даже самой многочисленной армии не хватит для обороны стены. А крепость без защитников - не крепость. То же, что показывают туристам в окрестностях Пекина, - небольшие участки стены, возведенные вовсе не три тысячи лет назад. А еще говорят, что в этом месте ее удлинили и восстановили по распоряжению Мао Цзедуна в политических целях.
 
   
Так или иначе, сегодня Великая Китайская стена - главная китайская достопримечательность. И она поражает воображение. Стоящему на высокой точке стены открывается удивительная картина: бескрайние просторы, сопки, горы, небо и извилистая каменная крепость, напоминающая очертаниями дракона. В какой-то момент даже кажется, что ты попал в диснеевский мультфильм: вот-вот по стене проскачет на коне древний рыцарь. Или так: небо затянется тучами, а из-за холмов появится чужеземная армия.
 
   
Однако насладиться ощущениями не позволяет суета. Сотни, а может, тысячи китайцев изучают каменные глыбы, кирпичи, прогнувшиеся ступени и крутые дороги на стене. Они фотографируются, смеются, прогуливаются, едят, улыбаются, разговаривают и, похоже, ни один из них не посмеет усомниться в существовании стены. Конечно, она была, есть и будет. Она символ величия и могущества их страны, и этим стоит гордиться.

 

Лошади появились в Японии более трех тысячелетий назад. Их привезли с собой переселенцы с Азиатского континента. Порода была весьма мелкокостной — не крупнее современного осла.
     
Средняя лошадь не превышала в холке 120 см, но японцы сумели использовать этих животных в основном для транспортировки грузов. Более мощные, пригодные для военной службы лошади появились на Японском архипелаге значительно позже — примерно на рубеже нашей эры. И появились, естественно, не сами, а со своими владельцами. У японских историков существует теория о том, что в то время через Цусимский пролив из Кореи переправился отряд всадников. Это были кочевники, чьи родовые корни прослеживаются экспертами до Восточной Маньчжурии.
    
Вооружены и организованы завоеватели были гораздо лучше японцев, поэтому, легко сломив сопротивление местных племен, они не только захватили власть в стране, но и сформировали ее правящую верхушку. Именно с них, а не с легендарных богов, следует начинать отсчет истории формирования государства Ямато. Уже тогда зародилась традиция преподносить лошадей как самый драгоценный подарок синтоистским богам. Традиция сохранилась и до наших дней, хотя теперь храмам преподносят чаще всего не живых коней, а деревянные таблички с их изображением — эма. Без такой таблички молящийся не вправе рассчитывать на серьезное внимание божества к своим просьбам. А вот скачки на лошадях в этой стране стали проводить с начала VIII века. Подобные соревнования также носили ритуальный характер в рамках синтоистского церемониала. Европейский вариант конных соревнований на ипподромах был заимствован японцами лишь в 60-х годах XIX века. Но в некоторых районах Японии сохранились древние ритуалы состязаний всадников. С одним из них можно познакомиться в префектуре Фукусима.
     
В череде июльских праздников — мацури — выделяется Сома-Номаои. Выделяется он своей красочностью, массовостью, пышностью, огромным числом зрителей. Это событие имеет достаточно древние исторические корни. Считается, что все началось более тысячи лет назад. В те далекие годы воинственный феодал, родоначальник клана Сома — Тайра-но Масакадо (?–940) выпустил на волю нескольких лошадей. Произошло это на равнине Коганэгахара в пределах нынешней префектуры Тиба. Решение отнюдь не было вызвано любовью к животным. Дело в том, что амбициозный Масакадо, решивший провозгласить на востоке страны собственную империю, стремился сформировать мощную самурайскую дружину, способную противостоять правительственным войскам. Но для этого воинам необходимо было усиленно тренироваться, оттачивая боевое мастерство. Табун одичавших лошадей служил для самураев Масакадо «условным противником». Всаднику или пешему воину надо было не только догнать дикую лошадь, но и скрутить ее голыми руками, без применения арканов или других подручных средств. А пойманных лошадей, не нанося ущерба здоровью, приводили к храму, где их в ходе торжественной церемонии посвящали Мёкэну, богу военного мастерства.
     
Позднее клан Сома вынужден был перебраться севернее, туда, где ныне располагается префектура Фукусима. Но методику тренировок своих воинов тогдашний глава семьи — Сома Сигэтанэ не забросил. Клан давно отказался от попыток конкурировать с центральной властью, но в период кровавых междоусобиц, охвативших страну в XV–XVI веках (Сэнгоку дзидай — Эпоха воюющих провинций), ухо надо было держать востро. Так, к северу от земель Сома раскинулись владения воинственного клана Датэ, ревниво следившего за жизнью соседей и готового в любой удобный момент нанести удар по более слабому. Поэтому воины Сома продолжили гонки за дикими лошадьми и прочие конные состязания на окраине Намэката (ныне г. Харамати) вблизи от родового замка. Со временем Япония объединилась под властью военного правителя (сёгуна), и в стране наступил долгожданный мир. Но конные ристалища у города Намэката продолжались. Теперь уже не как обязательные упражнения для конных самураев, а как традиционный праздник, вошедший в историю культуры страны под названием Сома-Номаои (гонки за дикими лошадьми Сома). Он ныне считается важным духовным элементом культурного наследия японского народа.
     
Итак, все начинается вечером 22 июля. В городе Харамати на улицах вспыхивают факелы. Они должны освещать дорогу собирающимся сюда со всей округи конникам, одетым в костюмы древних самураев — шлем кабуто и латы ёрои, — вооруженным мечами и луками. Участие в мацури стараются принять все местные жители, в хозяйстве которых есть кони. Этих рыцарей собирается до шестисот человек. Зрелище поистине впечатляющее. Улицы городка, словно под воздействием машины времени, переносятся в далекое прошлое — в XV век. Приметы современности отступают в тень, и повсюду слышны всхрапы лошадей, стук копыт, звон оружия.
     
На следующее утро центр событий смещается к алтарю местного синтоистского храма. Нынешний глава клана Сома, принимающий на период празднеств обязанности главнокомандующего, обращается к богу Мёкэну с молитвой принести успех в предстоящих сражениях. Когда торжественное общение командира с небесным покровителем завершается, раздается рев сигнальных труб, изготовленных из морских раковин, и грохот барабанов. «Армия» клана Сома выступает в военный поход. У каждого воина за спиной прикреплен флаг, обозначающий принадлежность к той или иной семье. По ним воины издавна определяли своих и чужих в бою. Некогда клан был очень сильным и объединял немало семей. Поэтому различных флагов очень много — более сотни. Каждый из них помечен семейным гербом — мон («солнечный диск на черном поле», «полная луна на пурпурном поле», «полумесяц на синем», «семь звезд», различного вида круги, прямоугольники, иероглифы). Недаром мацури Сома-Номаои иногда называют и Фестивалем семейных флагов.
     
Пройдя торжественным парадом по улицам Харамати, конная кавалькада неспешным аллюром переходит к другому городу — Сома, входящему в ареал бывших владений клана. Ныне на бывших землях клана расположены 2 города, 6 поселков и деревень. И каждый их житель вправе ожидать, что своими глазами увидит воплощенную в реальность славу своего рода. Вслед за всадниками от одного населенного пункта к другому перемещаются и толпы восторженных зрителей.
     
Покрасовавшись в течение целого дня перед родственниками, знакомыми и приезжими, участники праздника со следующего утра переходят к более активной части программы. Проводятся скачки самураев, состязания в бадзюцу — воинском умении всадников (нечто вроде джигитовки), соревнования лучников, поражающих цель с несущейся галопом лошади. А 25 июля разыгрывается настоящее сражение. В полном военном облачении, с семейными флагами за спиной, конники борются за обладание госинки (божественным знаменем). Этот священный флаг красного цвета выстреливается с помощью петарды высоко в небо, и все участники битвы, собравшиеся на поле, бросаются к нему, чтобы первым ухватить его древко и, отбиваясь от рук соперников, пронести к алтарю, где его ждут синтоистские жрецы и главнокомандующий. Образовавшийся круговорот из разгоряченных кентавров — сросшихся друг с другом людей и коней, поистине напоминает битву времен Сэнгоку дзидай.
     
В заключительный день мацури — 25 июля — проводится ритуальная церемония номагакэ. Десяток лучших бойцов в белом (священном) одеянии бросаются в погоню за дикими лошадьми, которых надо изловить голыми руками и привести к храму, где они будут переданы в дар божеству. После успешного завершения номагакэ праздник постепенно идет на убыль. Еще продолжаются костюмированные шествия, еще жрецы носят по улицам города священный паланкин микоси, внутри которого временно пребывает дух Мёкэна, еще жители и гости щедро угощают друг друга и всех прохожих чашками рисового вина, но город начинает возвращаться из далекого прошлого в современность. Зрители расходятся по ресторанам, где их потчуют местной кухней, а также по многочисленным гостиницам на источниках, где можно отдохнуть от переживаний, расслабляясь в горячей минеральной воде. Примечательно, что все японцы, относящие себя к клану Сома, на три дня празднеств Сома-Номаои освобождаются от работы. Все это происходит примерно в 250 км к северу от Токио.
16.05.09, 23:06
Автор lord5557

 

Вы когда-нибудь считали, сколько у нас праздников? Особо не задумываясь, можно предположить, что не мало. Но все равно я думаю, что Япония нас в этом вопросе обогнала. Сейчас в Стране Восходящего Солнца празднуется 14 государственных праздников и еще множество традиционных, религиозных и местных праздников и фестивалей.
     
Интересно, что с большинством праздников в Японии поздравлять не принято - они просто отмечаются. Поздравляют японцы друг друга обычно в связи с важными событиями в жизни - с днем рождения, зачислением в старшую школу, поступлением в институт, рождением ребенка. По всем "личным" поводам принято дарить подарки. Также подарки дарят в конце года (осэйбо) и в середине лета, во время праздника Бон (отюгэн).
     
В Японии дарение подарков - целая наука. Во-первых, не принято делать подарок чересчур "личным", указывающим как на отличное знание жизни одариваемого, так и на личность дарителя. Обычно в качестве подарка выступают различные полезные вещи: мыло, полотенца, еда, спиртное, экзотические фрукты. На день Св. Валентина, например, дарят два вида шоколада: гири - "обязательный" шоколад, который дарят коллегам, одноклассникам, друзьям и знакомым, и хонмей - шоколад с "преимуществом". Такой шоколад обычно дорого стоит или делается дома и дарится только тому человеку, который девушке действительно нравится. В ответ на день Святого Валентина мужчины придумали день белого шоколада, когда каждый мужчина должен дарить белый шоколад девушкам, которые ему нравятся, знакомым или своим сотрудницам по работе.
   
Во-вторых, более всего ценится не сам подарок, а его внешний вид - красивая упаковка. Подарки никогда не разворачиваются в присутствии дарителя, чтобы ненароком его не обидеть. И, в-третьих, каким бы ни был подарок, от него не принято отказываться.
     
Один из самых замечательных праздников в Японии, когда все японцы забывают о личном и объединяются в одном благоговейном религиозном порыве - День рождения Будды (Камбуцуэ) или Фестиваль цветов (Хана мацури).
  
Празднуется он 8 апреля. Это буддийский праздник, в этот день буддийские храмы украшаются цветами, а прихожанам раздается особый цветочный чай - аматя. Считается, что он обладает магической силой. Им пишут различные заклинания-обереги. Этим чаем также поливают статуи Будды. По легенде сразу после рождения девять небесных драконов оросили голову малыша водой. Эту легенду и воспроизводит обряд. Цветы же символизируют сад Лумбини, в котором родился Просветленный. Как дань благодарности Великому мудрецу, давшему миру новое учение, празднуется этот праздник всеми верующими прекрасной маленькой страны, затерянной в бескрайних водах океана.
  

 

Первыми японскими поселенцами были рыбаки, охотники и люди, занимавшиеся собирательством, которые переправлялись по узким полоскам суши из Кореи на запад и из Сибири на север. Есть мнение, что частью этноса японских островов являлись также переплавлявшиеся по морю иммигранты из Полинезии. К 300 г. до н.э. царство солнцепоклонников Ямато объединило всю страну путем завоеваний и союзнических договоров. В середине 6-го века из Китая пришёл Буддизм и вскоре стал государственной религией. Соперничество между буддизмом и синтоизмом, традиционной религией Японии, уменьшилось после признания синтоистских принципов в качестве провозглашенных Буддой законов.
   
Имея относительно стабильную державу, особенно после победы над Айну в 9 веке, японские императоры стали посвящать все больше времени досугу и научным изысканиям, чем государственному управлению. Важные посты были заняты благородным, но коррумпированным кланом Фудзивара. В это время в отдаленных районах начал формироваться новый класс, самураи, или "воины"; готовые взять в руки оружие, чтобы защитить свою независимость, они стали готовиться к походу на столицу Хейян (современный Киото). Клан Тайра сменил Фудзивару, за ним в 1185 году пришёл клан Минамото. Получив звание шогум (военный лидер) Миномото Йоритомо основал свой штаб в Камакура, в то время как император оставался формальным правителем в Киото. Так начался длительный период феодального правления, во время которого один самурайский клан сменял другой, пока императорская власть не была восстановлена в 1868 году.
    
Феодальные века можно условно разделить на пять основных периодов. В Период Камакура (1185-1333) происходили постоянные нападения со стороны монгольской армии Кублай Хана. Японцы смогли отразить нападение монголов, но ослабленные войной правители потеряли поддержку самураев. Император Го-Дайго находился у власти с начала Периода Муромачи (1333-1576), пока не произошло восстание под предводительством Ашикага и ему не пришлось бежать в горы. Ашикага и его последователи правили еще более неэффективно, и страна погружалась в гражданскую войну и хаос. Различные враждующие силы были умиротворены и объединены в Период Момойама (1576-1600) усилиями Ода Нобунада и его последователя Тойотоми Хайдеуоши. Быстрое распространение христианства в Период Христианства (1543-1640) было встречено сначала спокойно, а затем стало вызывать все больше и больше протестов, так как христианство стало представлять угрозу традиционной религии Японии. Во время Периода Токугава (1600-1867) правитель Токугава защитил юного наследника Хайеуши и создал свою штаб-квартиру в Эдо (ныне Токио). Император продолжать быть главой страны только номинально, в то время, как Токугава и его сторонники правили страной в национальной изоляции. Японцам было запрещено выезжать за границу, торговать с другими странами, а все иностранцы, проживавшие в стране, находились под строжайшим контролем. Слабое напоминание об этих временах - необходимость беспрекословно подчиняться власти как одно из проявлений лояльности - сохранилось до наших дней.
    
К началу 19 века правительство Токугава переживало упадок и было полностью коррумпировано. Иностранные суда старались проникнуть в Японию все более настойчиво, голод и нищета ослабляли влияние правительства. В 1867 году глава правительства Кейки ушел в отставку, а Император Мейдзи восстановил свою власть и взял направление на индустриализацию и открытость Западу как основной путь выход из кризиса. В 1889 году в Японии была создана Конституция по запанному образцу, содержание которой взывало к национальному самосознанию, одновременно с опорой на традиционные ценности. Всё большая уверенность Японии в своих силах была продемонстрирована во время Китайско-Японской войны (1894-1895), когда Япония с легкостью отразила нападение Китая, и во время Русско-Японской войны (1904-1905). Под руководством сына Мейдзи Йошихито Япония присоединилась к союзникам во время Первой мировой Войны. Не давая втянуть себя в военный конфликт, Япония тем не менее воспользовалась возможностью для развития своей экономики путем расширения торговли. В 1926 году на трон взошёл Император Хирохито. Поднимающаяся волна национализма была усилена мировым экономическим спадом, который начался в 1930 году. Народное недовольство привело к усилению милитаристских настроений: в 1931 году Япония оккупировала Манчжурию и вступила в период полного отчуждении с Китаем, начиная с 1937 года.
     
В 1940 году Япония подписала трёхступенчатый договор с Германией, и когда попытки добиться от США договора о нейтралитете не увенчались успехом, Япония ввергла себя в пучину Второй Мировой Войны, напав 1декабря 1941 года на американскую военную базу Пёрл Харбор. Сначала японские войска действовали успешно, расширяя фронт до Индии, до подступов к Австралии и центру Тихого океана. Во время битвы при Мидвэе американские войска оказали решительное сопротивление, подавив военное превосходство японского флота и повернув войну против Японии. К августу 1945 года Япония терпела поражения на всех фронтах; после объявления войны Советским Союзом и взрыва атомной бомбы над Хиросимой и Нагасаки война для Японии была закончена. Император Хирохито провозгласил безоговорочную капитуляцию. До 1952 года Япония была оккупирована союзными войсками, целью которых была демилитаризация страны и ослабление влияния императора. Программа восстановления позволила начать быстрое развитие экономики, и Япония стала одной из самых развитых экспортирующих стран, накапливая огромные излишки продукции для экспорта и играя доминирующую роль в таких отраслях, как электроника, робототехника, производство компьютеров, автомобилей, а также в банковском деле.
   
С началом 90-х прежняя уверенность, казалось, улетучилась: легендарный японский экономический рост практически остановился, консервативная Либерально-Демократическая Партия (ЛДП) потеряла свою власть, но затем снова вернула её в следующем году; разрушительное землетрясение в 1995 году привело к краху правящего кабинета (правительство слишком медленно отреагировало на случившееся, что сделало последствия стихийного бедствия ещё более гнетущими), и в довершение всего в Токийском метро произошла трагедия с распылением ядовитого газа сторонниками религиозной секты.
   

Положение стало улучшаться с назначением премьер-министром Кейзо Обучи, который сменил на этом посту Хашимото. Хашимото потерял свой пост в результате недовольства избирателей медленным, спиралевидным развитием экономики. Обучи начал период быстрого экономического оживления, но напряжённая работа сыграла свою роль, и он умер, находясь в своем офисе, от обширного инфаркта. Его сменил лидер ЛДП Йоширо Мори, который имел сомнительную репутацию премьер-министра с самым низким за всю новейшую историю Японии рейтингом, в 2001 году он подал в отставку. Его преемник, эксцентричный Джуничиро Койзуми, который выдвинул среди главных японских приоритетов национализм и реформирование экономики. Обещая положить конец процветающей в Японии системе непотизма, он заметно отличается от своих предшественников созданием высокого уровня ожиданий в обществе. Как говориться, время покажет.

 

В настоящее время палочками для еды пользуется около трети населения земного шара: жители Китая, Японии, Юго-Восточной Азии и Корейского полуострова, где традиционно основной пищей является клейкий рис. Но так как китайская и японская кухня становится довольно популярной в наше время и среди жителей Америки и Европы, я думаю, навыки пользования палочками не помешают никому. Палочки довольно трудны в освоении, но для того, кто научился владеть ими в совершенстве, являются удобным и универсальным столовым прибором. Особенности работы палочками определили способ приготовления блюд японской кухни, подающихся преимущественно в виде небольших отдельных кусков, которые достаточно подцепить и положить в рот.
     
Материалом для палочек может служить бамбук, кедр, ива, серебро, железо и алюминий. В последнее время часто используется пластик. Изредка встречаются палочки из таких экзотических материалов, как слоновая кость или олений рог, но это скорее исключение. Металлические палочки используются главным образом при приготовлении блюд, а не как столовый прибор. Японцы особо отмечают, что палочками они едят именно потому, чтобы не царапать зубы железками.
     
Поэтому даже в пунктах общественного питания не подаются практичные и долговечные металлические палочки. Вместо них кладут одноразовые палочки варибаси, которые сделаны из единого, относительно грубо обработанного куска дерева, распиленного вдоль немного не до конца, так что перед употреблением их требуется разломить.
Внешний вид палочек довольно разнообразен: их сечение бывает круглым, овальным, квадратным, с закругленными углами. Они бывают пирамидальной формы, с толстыми или тонкими концами, плоскими...
     
Для палочек в Японии существуют специальные подставки: хасиоки. Это название образовано присоединением отглагольного существительного оки от глагола оку - класть, оставлять. На хасиоки палочки нужно класть тонкими концами, так, чтобы они смотрели влево. Если на столе нет хасиоки - хаси можно положить рядом на край тарелки или на стол. Хасиоки появились в древности, когда во время ритуальных жертвоприношений палочки, предназначенные богам, выкладывались на специальные подставки, дабы не осквернить их.
     
Хасиоки делаются из керамики, дерева и бамбука и зачастую предсталяют художественную ценность. Японские подставки для палочек являются предметом коллекционирования на Западе. Используйте палочки, которые вам наиболее подходят. Точно так же, как каждому человеку нужен свой размер одежды, размер и форму хаси тоже лучше подбирать индивидуально.
     
Раньше длина палочек для еды рассчитывалась на основе среднего роста и размера ладони мужчин и женщин периода Эдо (1603 - 1867 гг.). Сейчас люди стали несколько крупнее, чем тогда, и, соответственно, изменились стандартные размеры хаси. Как же выбрать палочки своего размера? Обычная их длина в полтора раза больше, чем хитоата - длина воображаемой гипотенузы, образующейся, когда вы складываете большой и указательный пальцы под прямым углом. Эта же величина используется при определении, в каком месте брать палочки рукой: для этого расстояние хитоата отсчитывается от тонких концов.
      
Палочки стали неотъемлемой частью японской культуры и истории, пользование ими окружено массой условностей и церемоний. Бесчисленное множество правил и хороших манер поведения за столом в Японии группируется вокруг палочек.
  
В целом свод правил пользования хаси выглядит следующим образом:
   
Не стучите палочками по столу, тарелке или другим предметам, чтобы подозвать официанта.
Не рисуйте палочками на столе, не бродите бесцельно палочками вокруг еды. Прежде чем потянуться палочками к еде, выберите кусок (это табуированное поведение называется "маёибаси").
Берите еду всегда сверху, не ковыряйтесь палочками в миске в поисках лучшего куска.
Если вы дотронулись до еды, ешьте ("сагурибаси").
Не накалывайте еду на палочки ("сасибаси").
Не трясите палочки, чтобы остудить кусок.
Не опускайте лицо в миску и не подносите ее слишком близко ко рту, чтобы затем с помощью палочек запихнуть пищу в рот. Не утрамбовывайте еду, донесенную до рта при помощи палочек.
Не облизывайте палочки. Не держите палочки во рту просто так.
Когда не пользуетесь палочками, кладите их острыми концами влево.
Никогда не передавайте еду палочками другому человеку ("футарибаси").
Никогда не указывайте палочками и не размахивайте ими в воздухе.
Не подтягивайте к себе тарелку при помощи палочек. Всегда берите ее в руки ("ёсэбаси").
Прежде чем попросить еще риса, положите палочки на стол.
Не зажимайте две палочки в кулаке: японцы воспринимают этот жест как угрожающий.
Никогда не втыкайте палочки в рис торчком. Так ставят на алтарь (в том числе домашний) во время поминальной службы. Если за едой так воткнуть палочки, то японцы мрачнеют - по поверью, это значит, что кто-то скоро помрет... ("татэбаси")
Не кладите палочки поперек чашки. После того как вы кончили есть, положите палочки на подставку.
   
Пользоваться хаси с непривычки нелегко, поэтому во время посещения Вами японского ресторана во избежание неудобств не стесняйтесь попросить официанта показать, как правильно пользоваться палочками, а если будет совсем тяжко - принести более привычные приборы - вилку или ложку.
Ближайшие события
июнь 2018
май 2018
апрель 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3