Календарь развития ребенка от 0 до 1 года
1-й месяц
-Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах
-Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
-Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе
2-й месяц
-Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см)
-Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
-Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются
-Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
3-й месяц
-Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого,
прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на
руках
-В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления)
-Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью
-Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову
-Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность
-В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову
4-й месяц
-По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука (к голосу взрослого или звучащей игрушке)
-Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления)
-Громко смеется, когда с ним заигрывают
-Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки
-Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери
5-й месяц
-Отличает близких от чужих людей (по разному реагирует)
-Различает тон с которым к нему обращаются
-Во время бодрствования подолгу певуче гулит
-Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью
-Удерживает в руке погремушку
-Подолгу лежит на животе поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук
-Поворачивается со спины на живот
-Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышками
6-й месяц
-Начинает произносить отдельные слога
-Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается
-Переворачивается с живота на спину
-Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая
-Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
7-й месяц
-Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слога
-На вопрос "Где?" (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет,
неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
-Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
-Хорошо и много ползает
8-й месяц
-Громко и повторно произносит различные слоги
-По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свиданья", "дай ручки" и т.д.)
-Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
-Сам садится и ложится (из сидячего положения)
-Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается
-Переступает, держась за барьер
-Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке
-Пьет из чашки, которую держит взрослый
9-й месяц
-Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете
-На вопрос "Где?" отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения
-Знает свое имя - оборачивается на зов
-С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: катает
шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую
игрушку
-Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
-Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками
10-й месяц
-Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги
-По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку
-Отвечает на заигрывания "догоню-догоню", на слово "ку-ку" натягивает
на лицо материю, "сорока-ворона" подставляет ладошку и т.д.
-Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами,
подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и
закрывает
-Входит на горку (3-4) ступеньки держась за перила
11-й месяц
-Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай)
-Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный
характер (на вопрос "Где киса?" приносит и дает разных - плющевую,
меховую, резиновую
-По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки)
-Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку
-Стоит самостоятельно
12-й месяц
-Легко подражает новым слогам
-Употребляет около 10 слов
-Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста)
названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена
нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет?
покорми кису и т.д.)
-Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету)
-Пьет из чашки, сам держит ее