Загрузка...

Учителя информ@тики

Сообщество учителей информатики Хабаровского края
     

Формирующее оценивание

27.04.16, 03:46

Определение уровней формирования образовательных результатов посредством использования технологии формирующей оценки

Для определения уровней формирования образовательных результатов была использована таксономия учебных целей Бенджамина Блума, относительная простота и операциональность которой дает возможность учителю применять ее в процессе собственной целеобразующей деятельности в режиме формирующего оценивания образовательных результатов учащихся.

Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Знание – первая категория целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей.

Понимание как категория таксономии учебных целей отражается, по мнению Б. Блума, в трех типах поведения: трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами), интерпретации (реорганизация идей в сознании человека, выделение значимых идей, их внутренних связей, обобщение, объяснение, краткое изложение), переносе знаний (оценка и предсказание, основанное на понимании направлений, тенденций, правил).

Если овладение знаниями на уровне понимания обеспечивает использование обучаемым абстрактных понятий, правил, принципов по данной теме, то усвоение учебного материала на уровне применения предполагает, что он будет правильно применять это знание в ситуации, отличной от той, в которой учащийся его получил.

Если понимание, по мнению Б. Блума, ориентирует на «схватывание» учебного материала и погружение в него, применение – на установление связей данного материала с соответствующими обобщениями и принципами, то анализ направлен на выделение отдельных частей материала, определение их взаимосвязей и принципов организации, определение предположений, выводов, концепций, которых автор текста придерживается, хотя не высказывает явно.

Категория синтеза обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной, собирая материал из разных источников вместе так, чтобы полученная модель или структура была более понятной, чем исходный материал.

Понимание, применение знаний и анализ материала являются необходимым условием решения задачи синтеза, но они не требуют оригинальности, уникальности решения.

Оценка как категория таксономии обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных), основывается на четких критериях, на адекватном понимании и анализе явлений, что принципиально отличает ее от субъективных мнений.

Принципиальная особенность таксономического подхода в том, что он определяет основную задачу обучения как формирование основы, на которой базируется оценка, путем овладения знаниями на уровне всех категорий учебных целей. Таким образом, оценка, являясь высшей категорией таксономии учебных целей и используя все другие категории, не обязательно становится последним этапом процесса решения задачи, а может быть прелюдией к приобретению новых знаний, новому пониманию или применению, анализу или синтезу.

Преимуществом данного подхода к детализации целей являются унифицированные формулировки образовательного результата учащегося и учебной цели учителя, одинаково понятные всем участникам процесса обучения. Все обозначенные результаты подлежат на каждой ступени обучения как внешней (суммирующей/контролирующей), так и внутренней (формирующей) оценке.

В рамках технологии формирующей оценки используется матрица уровней достижения учащимся образовательных результатов, построенная на принципах таксономии Б. Блума. В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости: каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его.

Данная таксономия целей обучения и составленная на ее основе матрица, охватывает только когнитивную сферу. Матрица адресована в первую очередь учителю, а также администратору, организующего и осуществляющего контроль достижения учащимися уровней образовательных результатов.

Матрица уровней достижения образовательных результатов.docx

Алгоритм деятельности учителя по организации формирующего оценивания

  1. планирование образовательных результатов по каждой теме (формулирует образовательные результаты темы, обозначает, за какое количество уроков каждый образовательный результат должен быть достигнут, вписывает данные образовательные результаты в поурочное планирование; ко всем образовательным результатам темы задает весовые коэффициенты оценивания, которые позволяют учащимся ставить собственные цели и организовывать свою деятельность по достижению образовательных результатов, определенных к освоению в рамках этой темы);
  2. определение «реперных точек» каждой темы (определяет точки контроля, которые дадут ему необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимся; количество «реперных точек», уровень освоения знаний, подлежащий контролю соотносится с важностью этих результатов для освоения темы, курса данного года обучения, предмета в целом);
  3. определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи (тема, подлежащая контролю, содержит материал, крайне важный для реализации задач данного года обучения, материал, без освоения которого учащийся не сможет впоследствии успешно освоить предмет; тема должна быть достаточно большой, содержащей в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в ситуации, отличной от той, в которой эти знания и умения были получены, а также их анализ, синтез и оценку);
  4. предъявление учащимся планируемых образовательных результатов (данный шаг, по усмотрению учителя, может быть выполнен после шага 5);
  5. разработка листов обратной связи для каждой «реперной точки» (формата; числа предъявлений листов обратной связи учащимся (при необходимости символов обратной связи);
  6. использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся:
  • промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания (одно-два);
  • работа учащегося над заданием с учетом комментариев;
  • собеседование с учащимися по поводу образовательных результатов, выбранных ими для освоения;
     7. итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы,          выставление отметки.
 
Задание слушателям:
  1. Определите одну из тем школьного курса (не менее 8-10 час.).
  2. Спланируйте образовательные результаты по данной теме.
  3. Разработайте инструментарий для формирующего оценивания.

Вам поможет наш шаблон: Разработка системы оценивания достижения школьником планируемых предметных.docx

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий