Загрузка...

Сообщество учителей технологии Хабаровского края

сообщество учителей технологии Хабаровского края
     

Марафон творческих идей (Из опыта работы учителя технологии)

28.07.18, 14:59
Автор valent_ant

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Марафон творческих идей педагогов

Из опыта работы учителя

(Выступление на УМС учителей технологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонова Валентина Федоровна

учитель технологии

I категории

 

 

 

 

 

2018

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Слайд 1Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий. Каждая технология создает среду, в которой каждый смог бы с пользой для своего развития на практике применить умения, чтобы появилась мотивация для освоения новых знаний, в настоящее время современный урок направлен на развитие у обучающихся умений эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, приобретение высших ценностей, смыслов, высоких мотивов, субъективности, на освоение новых способов деятельности, рефлексии. Данная проблема актуальна и на  уроках технологии в связи с особенностями форм и методов обучения.

Слайд 2 Современные технологии – это технологии, которые способствуют интеллектуальному прорыву развития мышления. В современных исследованиях предлагаются различные классификации технологий, которые отражают общие приемы, схемы, техники мыслительной работы. При использовании данных технологий используются различные методы и приемы обучения. Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащегося в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач. И. П. Подласый считает, что мотивация – это главная движущая сила дидактического процесса [3].   Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Слайд 3 Рассмотрим ряд методических приемов. Методический прием «З-Х-У». Данный прием был разработан профессором из Чикаго Донной Огл в1986 г. Используется как в работе с текстом, так и для лекционного материала. Графическая  форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Данная методика формирует умения: определять уровень собственных знаний, анализировать информацию и соотносить новую информацию со своими представлениями, используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Данный прием я часто применяю на своих уроках, так например,  при изучении темы «Конструирование швейных изделий». В основной школе  мы изучаем изготовление швейного изделия ( в 5-ом классе – фартук, в 6-классе – юбку, в 7-о классе – ночную сорочку), и для построения  чертежа нам необходимо знать мерки, которые мы начинаем изучать в 5-ом классе. При изучении данной темы в 5-ом классе, я нацеливаю детей, что в будущем нам эта тема очень пригодится, и дети, когда приходят в 6 и 7 классах, они знают данную тему, конечно, не все, но основная масса  знает.(Приложение видеоурок 5 А) И они, некоторые из них смело пишут в колонке «Я знаю», тот, кто сомневается в своих знаниях или не знает данную тему, он пишет «Хочу узнать», а конце урока, практически все пишут с твердой уверенностью «Узнал» (Приложение видеоурок 6 А).

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности,  имеет четко выраженную практическую направленность. И в настоящее время нам, учителям Технологии надо осознать, что основной целью урока является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. Такой подход резко меняет принципы ведения урока; каждый приём можно использовать на разном уровне сложности. Слайд 4 Изделие можно упрощать или усложнять, в зависимости от возможностей ученика. Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. Это часто приводит к оригинальным открытиям. При выполнении одного изделия можно использовать соединение различных ранее изученных технологий.  Поэтому на уроках технологии  школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В современных условиях в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся. Творческий проект – самостоятельная работа, которая показывает, насколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, полученные учащимися и выполняется под руководством учителя, в данном случае учитель выступает в роли тьютера.  Слайд 5 Одной из форм проекта – это интегрированные проекты, которые позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию. Когда мы выполняем проекты, по окончанию изученной темы, так например: Слайд 6 в 8-ом классе, по окончанию изучения темы «Рукоделие», учащиеся выполняют проект «Вышивка гладью», …

Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации Слайд 7 ( Гигиена жилища, Дом моей мечты, Символика моей малой Родины) Метод проектов относится к интерактивному  методу обучения и является одним из основных  методов, применяемых на уроках технологии. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения.  Так, например, учащиеся 8-х классов по окончанию изучения раздела «Технология изготовления швейного изделия» так же выполняют проекты, которые могут быть представлены с помощью презентации Слайд 8,9

В основе современных технологий  лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который и служит формированию мотивации познания у обучающихся и развития самостоятельности.  Ученики становятся главными действующими лицами урока. Современные технологии  стимулируют у учащихся процесс познания нового,  формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности,  формируют устойчивое внимание к предмету. Слайд 10, 11.

На новогодние праздники учащиеся участвовали в конкурсе «Елка РЖД зажигает огни» Слайд 12

Часто в своей практике использую на мой взгляд «мелкие приемчики» Приём “Необъявленная тема”.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. В 5-ом классе, при изучении Тема урока:  Ручные работы. Терминология ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек», я обращаю внимание учащихся на оформление доски (детская юбка, фартук, словарные слова), на оформление стенда, Учащиеся по наводящим вопросам  определяют тему и цели урока. Очень часто в своей практике применяю прием «Да – нет», на этапе актуализации знаний, обычно это 6 – 7 вопросов, на которые нужно коротко ответить, затем тетрадями обмениваются с соседкой по парте, выставляются оценки, тем самым я проверяю знания того, кто отвечал, того кто проверял.

Хорошо зарекомендовал прием  «Отсроченная тема» (Девчата, сегодня мы начнем урок без объявления темы, а в конце урока вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Тем не менее, начнем наше занятие  с хорошо знакомого материала…). При актуализации знаний использую Прием «Согласен - Не согласен», Прием хорошо – плохо (У  меня есть предложение – а может ли кто-то из вас всего за одну минуту убедить своих одноклассниц в том, что изучение этой темы просто необходимо и пригодится если не сейчас, то в будущем?

Рефлексия (от лат. обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в обучении - это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. При рассмотрении приемов и техник задавания домашнего задания начинается работа с обсуждения домашнего задания. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: «Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?». При этом изученный материал еще раз просматривается. Особое домашнее задание на выбор. В классе есть ребята, которым уделяется особое внимание. Раз особое внимание - то и особое задание. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).  Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации

Таким образом, были рассмотрены приемы и техники, предлагаемые современными и на мой взгляд интересными технологиями. Эти техники разнообразны по содержанию и структуре. Они могут применяться на различных этапах и формах урока.

 

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.  Раздача карточек звездочек

- Здравствуйте, ребята! Для сегодняшнего урока вы должны взять входные звездочки и по ним правильно выбрать себе места.  Прежде чем сесть, подумайте, за какой стол вы сядете.  (Уч-ся берут звездочки и садятся по группам: «Одежда», «Туалет», «Силуэт», «Стиль»)

- Все нашли своё место? Молодцы!

 - Итак, ребята, начинаем наш урок. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и наш совместный труд будет плодотворным.

2. Работа с эпиграфом.

- А урок мы начнём с лингвистической разминки. Послушайте высказывание американского философа Ральфа Эмерсона, которое будет эпиграфом сегодняшнего урока. (слайд) (Учитель читает высказывание).

-Какие слова являются ключевыми в этой цитате? (Ответы уч-ся: Совместный труд)  -Как вы можете объяснить смысл этого высказывания? (Ответы уч-ся)

- А в жизни где может пригодиться совместный труд? ( В коллективе, на работе)

-Вспомните пословицы и поговорки, которые подходят к нашему эпиграфу. (Один за всех, и все за одного. Один в поле не воин. Один ум – хорошо, а два- лучше…)

-Молодцы, я думаю, что слова Ральфа Эмерсона подходят и к нашему уроку. Ведь вы сегодня будете работать в группах.  

  II. Повторение пройденного материала.

   На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой…(отвечают дети), какую тему мы изучали на прошлом уроке… ( машинные швы). И сейчас мы проверим – хорошо ли вы усвоили эту тему.

«На ромашке погадаю -

 

 

Слайд 13 Интересный урок праздник посвящёный проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того какого числа празднуется Пасха. В этом году мы отмечаем Пасху 8 апреля, а Масленицу начинаем отмечать с 12 февраля.

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те  далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике. Дети с большим интересом приняли участие в этом празднике. Слайд 14

 

 

 

Библиографический список

  1. Алексеева Л. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Алексеева // Учитель. - 2008. №3. – С.28-29.
  2. Ахренов А. Управление развитием школы через инновационный потенциал педагогического коллектива / А. Ахренов // Учитель. - 2008. №2. – С.29-31.

3. Подласый И.П. Новый курс в 2-х кН.; Кн.I, стр. 576 Общие основы педагогики.

4.Ширшина Н.В. Инновационные процессы в школе. Теоретические, технологические и диагностические аспекты становления и развития нового качества образования / Н.В. Ширшина // Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе/ Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 49-50. Общие основы

5.Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного процесса / Т.И. Фисенко. – М.: Просвещение, 2006 – 258 

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий