Загрузка...
     

методическая разработка .Алгоритм знакомства с арифметической задачей

25.02.19, 13:15

Особенности использования наглядного и практического материала при обучении дошкольников решению и составлению арифметических задач.

Арифметическая задача – это связный лаконичный рассказ, в котором есть несколько величин (в дошкольном возрасте их, как правило, две), и ребёнку предлагается отыскать неизвестную, которая зависит от данных и связана с ними определёнными отношениями, указанным в условии.

Одним из важнейших условий необходимых для понимания структуры задачи,формирования умений выделять числовые данные, устанавливать связи между ними, называть и выполнять арифметические действия, понимания востребованности математики в повседневной жизни являетсяиспользование наглядности.

 Наглядность арифметической задачи может бытьпредставлена различными предметами, иллюстрациями, условно – схематическими изображениями, моделями, которые являются средством для выявления и выделения величин, входящих в задачу, а также средством для установления связи между ними.

По характеру наглядности задачи делятся на:

1.           Задачи-драматизации (Дети самостоятельно составляют сюжет и задачу по собственным действиям с предметами.)

2.           Задачи-иллюстрации (условие изображается на картинках):

а)           картинки, обеспечивающиепредметную    наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладет еще 2 яблока);

б)           парные картинки (на левой — 3 лягушки на кочке, на правой - 2 лягушки на кочке, а 1 лягушка плавает);

в) картинки, обеспечивающиечастичную    наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи);

г)картинки, отражающие   только   жизненную   ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней — 3 книги).

3. Устные задачи (без наглядности).

 

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

 

  • Обучение решению и составлению задачу лучше начинать с объемного материала;
  • По мере усвоения учебного материала необходимо переходить к плоскостной, сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
  • Данная программная задача (обучение решению и составлению арифметических задач) объясняется на большом разно­образии наглядного материала.

 

Подготовительный этап знакомства с арифметической задачей- работа над множествами

Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Для подготовки к решению задач на вычитание – упражнения на выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть – целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…». На данном этапе целесообразно использовать индивидуальные одно и двух полосные карточки, плоскостные геометрические фигуры.

В качестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могут применяться диаграммы Эйлера-Венна, в которых эти отношения изображаются графически:

Известные совокупности, о которых говорится в условии задачи, обводятся черным, а неизвестные - красным цветом.

Обучение решению арифметических задач.

На I этапе нужно учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях.

На первых занятиях предлагаются задачи-драматизации, в которых требуется найти сумму (на основе объединения множеств) или разность (остаток).

 

Задачи – драматизации.Как правило, для их решения используются предметы, над которымидети совершают практические действия.

1 шаг.Первые 1-2 задачи составляет воспитатель, описывая в них те действия, которые дети выполнили по его указанию: Педагог составляет задачу, а дети её решают

Задания и вопросы:

 Ваня поставил на мой стол три пирамидки слева, а Аня одинкубик справа.  Больше или меньше стало игрушек на столепосле того, как Аня поставила ещё один кубик?  (Больше).

По действиям Ани и Ваниможно составить задачу: Ваня поставил на стол три пирамидки, а Аня один кубику. Сколько игрушек стало на столе?  (4).

Числовые данные фиксируются на доске(Фланелеграфе) в виде геометрических фигур, после цифр.


 Воспитатель: «Давайте попробуем составить ещё одну задачу. Ваня поставил на мой стол четыре машинки слева, а Аня одну машинку справа. Кто расскажет, что сделали Ваня и Аня?»(Ваня поставил на стол четыре машинки, а Аня одну)
2 шаг.Дети самостоятельно составляют задачу по выполненным действиям.

Кто скажет, что мы ещё не знаем?О чём можно спросить?  (Дети задают вопросы).

Сколько машинок стоит на столе?

 
На доске фиксируем числовые данные

 

Для самостоятельной работы можно использовать двухполосные карточки и круги разного цвета.


Это создает лучшие условия для установления количественных отношений между числовыми данными. Воспитатель предлагает: "На верхнюю полоску карточки положите 5 кружков, а на нижнюю - 1 кружок. Расскажите о том, что вы сделали" Воспитатель следит за тем, чтобы рассказ получился кратким, связным, конкретным. Это то, что мы знаем. А что можно узнать? О чем спросить?" Ответьте на вопрос задачи. Дети сразу дают ответ: 6
Полезно давать задания одновременно всем детям, предлагать придумать задачу о том, что они сделали

Задачи-иллюстрации

Задачи составляются с использованием наглядного материала (картинки, иллюстрации и т.д.)

Задачи – иллюстрации служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях

Основные требования к картинкам:

- простота сюжета;

- динамизм содержания;

- ярко выраженные количественные отношения между объектами

 

Картинки, обеспечивающие    предметную    наглядность.

Воспитатель демонстрирует изображение и предлагает на его основе составить задачу. Напоминая о том, что нужно рассказать о том, что было сначала, что произошло потом. Спрашивает: каким словом можно назвать то, о чём вырассказали? (Условие). Чего мы не знаем? О чем можно спросить в задаче? Какой вопрос мы можем задать.Просит ответить на вопросзадачи.

Широко используются педагогами панно с динамичными предметными иллюстрациями.Осуществляя действия с динамичными иллюстрациями, дети составляют задачи по манипуляциям. 

Парные картинки 

Широко используется в качестве дидактического наглядного материала при составлении задач парные картинки. Одна часть –иллюстрирует те события, которые были первоначально, другая- демонстрирует динамику (увеличение или уменьшение изображаемых объектов). На основании обеих частей дети составляют условие задачи, учатся правильно формулировать вопрос.

На сложение

 

На вычитание

 

Картинки, обеспечивающие    частичную    наглядность.

Картинки иллюстрирующие частичную наглядность как правило служат подспорьемребёнкуне только в составлении условия задачи, но и в определении с выбором необходимого действия, с помощью которого задача будет решаться.

 

Картинки, отражающие   только   жизненную   ситуацию

Данный иллюстрационный материал учит детей вычленять из окружающей действительности объекты и ситуации, подходящие для составления арифметической задачи и является своего рода подготовкой к составлению и решению устныхзадач.

 

Иллюстрации широко используемые в начале обучения, затем их постепеннодополняют или сменяют различные условно –схематические модели, алгоритмы.

Моделирование – совместная деятельность взрослого и дошкольника, предполагающая замещение реальных предметов условными рисунками, схемами и т.д.

Усвоению структуры задачи и выделению ее частей поможет использование модели арифметической задачи, представленной в виде дома. Данная модель поможет детям не пропустить ни одной части при составлении и решении арифметической задачи.

Условно –схематическая модель составления и решения арифметической задачи.

Решение задачи подразумевает ряд последовательных действий, который наглядно демонстрирует данныйалгоритм.

Порядок действия:

ü  Сформулировать условие задачи,

ü  Задать вопрос,

ü  Определить(рассказать) увеличилось или уменьшилось количество объектов,

ü  Выбор действия, знака,

ü  Записать решение задачи

ü  Дать развернутый ответ на вопрос задачи.

 

          Алгоритм составления и решения арифметической задачи

условие 

вопрос

определение   сложившегося плоложения .Стало больше или меньше

выбор  действия и знака 

решение 

ответ 

Моделирование арифметического действия

Научить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, раскрыть их смысл, и «записывать» их с помощью цифр и знаков в виде числового примера(цель второго этапа) помогут модели арифметического действия.

Решить задачу – значит выполнить арифметическое действие.  Первоначально детям предлагается выкладывать решение задачи с помощью карточек сизображенными на них цифрами и знаками.Далее дети записывают решение задачи цифрами в тетради. При возникновении сложностей можно первоначально выкладывать решение с помощью конкретных множеств, а далее только переходить к действиям с числами. Важно научит детей читать математическое выражение решения задачи.

Решение задач в уме -  это этап работы с арифметическими задачами разного типа без использования наглядности.

Решение зада разного типа без использованиянаглядности наследующем этапе обучения становится возможным, так как по опыту предыдущих занятий ребёнок уяснил себе принцип моделирования, при котором образыносили обобщённый характер.

Комментарии

К сожалению не открылись в тексте иллюстрации демонстрационного материала.

Войдите, чтобы оставить комментарий