Загрузка...
     

Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

27.12.18, 03:04

Игра-ведущий вид деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.  Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. Для возникновения игры необходимы следующие условия:

-наличие впечатлений от окружающего мира;

- наличие игрового материала, возобновляющего яркие жизненные впечатления и стимулирующего  возникновение игры;

-общение с взрослыми, в ходе которого игровые ситуации занимают значительное место, формируют у детей навыки положительного  общественного поведения.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру. Оно выражается в ролевом участии в игре, воспитатель участвует в сговоре, в разъяснении, в решении конфликтов, предлагает новую тему, уточняет желания детей, показывает культурные нормы решения спорных вопросов. Прямое руководство игрой  необходимо  для детей младшего возраста. Косвенное руководство происходит без  непосредственного вмешательства в игру, а предполагает внесение нового материала, включение проблемной ситуации, создание игровой ситуации и т. д., совершает действия для обогащения сюжета игры, привлечения новых ролей, привнесение неожиданных ситуаций.  Л. С. Новоселова  предложила комплексный метод руководства игрой. Это система педагогических воздействий, способствующих  развитию самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Для этого метода необходимы следующие условия:

- планомерное активное обогащение жизненного опыта детей;

-совместные обучающие игры;

- своевременное изменение предметно - игровой среды;

- активизирующее общение с  детьми, направленное на побуждение их к самостоятельной игре, требующей новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

В подборе приемов перед воспитателем стоят две основные задачи:

- развивать игру как деятельность;

- использовать игру как средство воспитания;

Соответственно эти задачи конкретизируются в каждом возрасте детей. В младших группах – развитие игровых действий с игрушками, обогащение сюжетов детских игр, обучение игры «рядом», а затем  «вместе». В средней группе – обогащение содержания детских игр на основе содержания сюжетов, обучение игре в небольших группах, формирование дружеских отношений. В старшем возрасте – расширение тематики, углубление содержания игры, развитие самостоятельности и самоорганизации детей в игре. Рассмотрим более подробное поэтапное руководство игрой на примере средней группы.

Руководство игровой деятельностью на примере сюжетно-ролевой игры

1.Начально – диагностический этап

Задачи

Методы

Средства

Формы организации

1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоции)

2.Определить уровень развития игровой деятельности (замысел, предмет, роль)

3.Выявить  уровень самостоятельности в игре, особенности взаимодействий .

- наблюдение за игровой деятельностью;

- беседы с ребенком;

- создание предметно-игровой среды;

- предложение различных игровых ситуаций в ходе наблюдения за игрой;

- предварительная работа с родителями;

игрушки;

- предметы

заместители;

-игровая среда;

- выделение места и времени в режимных моментах для игровой деятельности;

-диалог или речь воспитателя.

- показ, обучение играм

 

 

индивидуальные игры (режиссерские игры)

- мини-группы по 2-3 человека (сюжетно-ролевые игры)

-общение со сверстниками и воспитателем.

- беседа, демонстрация игр родителям.

После наблюдения воспитатель выявляет детей, испытывающих личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные трудности в игре.  Это нужно для дальнейшей работы  воспитателя  по устранению данных трудностей (проведение мониторинга, конструирование  индивидуального маршрута, планирование реализации маршрута).  В процессе наблюдения, воспитатель определяет  уровень развития игровой деятельности каждого ребенка :

1 уровень: играет под руководством взрослого, не вступает в ролевой диалог, воспроизводит ранее обыгранный сюжет, слабо использует предметы-заместители, мешает игровым действиям или не проявляет себя в роли.

2 уровень: активен в общении, включается в ролевые диалоги, проявляет элементы творчества и самостоятельности в игре, дружелюбен.

2 этап - подготовительный.

Задачи

Методы

Средства

Формы организации

1.Обогащать  детей знаниями об окружающей среде и явлениях окружающей действительности, труде людей и  взаимоотношениях между людьми.

2.Развивать эмоциональную сферу, обогащать игровые действия разнообразными средствами выразительности (жесты, мимика, движения).

3. Обогащать  и разнообразить предметно - игровую среду, самостоятельный выбор предметов

1.Наблюдения за  трудом  и взаимоотношениями людей, отношением их к труду;

2. Беседы, чтение  литературных произведений и проигрывание в свободной деятельности.

3. Привлечение родителей к демонстрации трудовых процессов дома;

4. .Изготовление различных пособий, игрушек для игр, обогащение игровой среды игровым материалом;

 

 

1.Иллюстрации, наглядно демонстрационный материал, альбомы с фотографиями о труде взрослых (родителей);

2.Телевизионные и технические средства, книги, иллюстрации, 3.Схемы эмоций, этюды, сценарии произведений.

4.  Игровые зоны, разнообразный игровой материал (конструкторы, строительные кубики, сюжетные игрушки, предметы  - заместители, мебель, модули, коробки, уголок  ряжения и т.д.)

 

 

 

1.Экскурсии по детскому саду, на предприятия родителей;

2.Привлечение  к общественно-полезному труду в режимных моментах.

3.Коллективное чтение и обсуждение книг, просмотр

мультфильмов и передач о труде, взаимоотношениях людей, 

4.Коллективный показ этюдов, драматизация с подгруппой детей.

5.Совместное изготовление с подгруппой детей атрибутов к игре.

3 этап-обучающий

Задачи

Методы

Средства

Формы организации

1.Развивать и обучать игровым действиям,  принимать на себя главную или второстепенную роль, формировать умения создавать целостную игровую картину из нескольких действий.

2. Развивать ролевое взаимодействие в игре (вступать в ролевую беседу с целью активизации ролевого диалога)

4.Продолжать  формировать этические и нравственные нормы взаимоотношений в игре (учить играть вместе, подчиняясь правилам)

5. Обогащать реальный и социальный  жизненный опыт детей (учить отражать в игре увиденное на экскурсии, дома, на прогулках, взятое из книг)

 

1.Обыгрывание, показ, объяснение новых игровых приемов, игр. 2.Воспитатель в роли «играющего ребенка»: направление игровых действий на игрушку, на ребенка, на подгруппу детей, смена ролей по ходу игры.

3..Обучение  общению через персонаж, выбор ролей воспитателем  и детьми  при обыгрывании ситуаций.

4.Включение воспитателя в игру при наличии конфликтной ситуации или создание задач проблемно-нравственного характера,

5. Создание условий для привлечения в игру детей, которые дружат  и объединение с детьми , которые не дружат, предложение ролей неактивным  детям.

1.Игрушки, предметы-заместители, природный материал,

2.Диалог, речь  воспитателя (воспитатель равноправный партнер), сговор детей для распределения ролей.

3. Разнообразные игровые зоны, выделение места и времени для игр.

4. Пример воспитателя в игре от имени литературного героя, разговор с ребенком во время и после игры, подведение итога игры.

5. ТСО, дидактические игры, книги, наглядно-демонстрационный материал, альбомы о профессиях родителей.

6.Мобильные игровые зоны, разнообразные атрибуты для игры (уголки ряжения)

1.Совместная сюжетная игра воспитателя и детей.

2. Драматизация литературных произведений, обыгрывание ситуаций с подгруппой детей.

3.Экскурсии, путешествия, коллективное прослушивание произведений , коллективные беседы о труде и взаимоотношениях, трудовые поручения.

4.Совместная деятельность  с подгруппой детей, рекомендации родителям по совместным играм с детьми и создание игровой развивающей среды дома.

5.Рекомендации по подбору развивающих игрушек.

 

4 этап - самостоятельный этап игры (творческие игры)

Задачи

Методы

Средства

Формы организации

1.Продолжать развивать интерес к окружающей действительности, труду людей, общественной жизни, обогащать содержание игр сюжетами о коллективном труде и разнообразных связях между людьми (семейных, производственных, общественных)

2. Поощрять разворачивание самостоятельных  и совместных  игр.

3.Содействовать формированию игровых мотивов, проявлению творческих способностей, развитию элементов фантазирования (самостоятельное использование заместителей, воображаемых предметов)

4.Воспитывать коллективные взаимоотношения, тактичное улаживание конфликтов

1.Экскурсии реальные и виртуальные с целью обогащения игровыми действиями.

2.Чтение, просмотр передач, наблюдения в окружающей действительности за трудом и взаимоотношениями людей.

3.Создание игровой среды, беседа о перспективах игры, сохранение игрового материала для игры на следующий день, наблюдение и оказание помощи (если требуется) в обсуждении правил,  сюжета, решении конфликта и т.д.

4.Создание игровых ситуаций для побуждения  к самостоятельной творческой игре (придумывание фантастических историй, внесение новых атрибутов, либо применение имеющихся предметов мебели, коробок, игрушек в группе)

1.Литература, наглядно-демонстрационный материал,  рисунки детей, фотоальбомы и презентации детей и родителей о профессиях.

2.Новый игровой материал,  атрибуты к игре созданные самостоятельно с детьми и родителями.

4.Взаимодействия детей друг с другом в игре (совместное творчество)

5.Просмотр фильмов, сказок, чтение  произведений для дальнейшего обогащения игровых ситуаций.

6.Поощрение детей к фантазии, к привлечению в игре необычных предметов, игрушек-заместителей.

1.Коллективное чтение и обсуждение, экскурсии, путешествий, выставки, конкурсы,  вечера встреч с интересными людьми.

2. Сюжетно-ролевая игра, где участие воспитателя на правах партнера.

3.Диалог, монолог воспитателя, рассказы детей.

4.Коллективное обсуждение правил игры, взаимоотношений в игровых действиях.

5. «Разворачивание» фантазийных

игровых действий, драматизация произведений по желанию детей либо предложение

6.Творческая игра

 

Используемая литература:

1. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.» АЙРИС ПРЕСС, Москва 2008

2. В.А. Недоспасова «Растем играя» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2004

 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий