Загрузка...
     

Из опыта работы

10.12.18, 16:14

Из опыта работы воспитателя

       муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения

 г. Хабаровска «Детский сад №138»

 Кравчук Натальи Геннадьевны

 

                                                                     Именно творческая деятельность человека

                                                                     делает его существом, обращенным к будущему,

                                                                    созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

 

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами

 ручного и художественного труда»

 

 

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Раздел программы: образовательная область «Художественное творчество».

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами ручного и художественного труда.

Задачи:

 - выявлять творческие способности детей через овладение навыками работы с различными художественными материалами и инструментами;

 - формировать и развивать у детей взаимосвязь между наблюдением и изобразительным движением, умелостью рук, послушностью их  зрительному представлению, готовить руку к письму;

 - воспитывать художественно – эстетическое восприятие действительности;

 - вызвать у детей интерес к занятиям по ручному и художественному труду.

Актуальность.

        Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе становление личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей полно раскрыть свой внутренний мир.

 

 

 

Ресурсы:

Интеллектуальные – администрация МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №138, воспитатели, дети  старшего дошкольного возраста.

Материальные – набор материалов и оборудования: краски, гуашь, карандаши, восковые мелки, ножницы, шаблоны, иллюстрации, кисти, стеки, схемы изготовления, изделия декоративно - прикладного искусства, бросовый материал, клей ПВА, мука, глина, музыкальные инструменты, методическая библиотека для родителей и воспитателей.

 

Тема ручного и художественного труда давно привлекала меня, возможностью изготавливать поделки из нетрадиционных, бросовых материалов. В личной жизни сама пробовала делать поделки такие, как – домовята (из мешковины, пуговиц, лент); панно (из семян фасоли и кукурузы); подставку под ручки и карандаши (из меха и ниток) и многое другое. Дарила свои поделки близким и родным. Это натолкнуло меня на мысль, а что если в своей работе с детьми делать поделки из бросового  материала и тем самым побудить в детях стремление к творчеству.

Стала сама придумывать эскизы работ, продумывать схемы изготовления поделок, устраивала художественные мастерские по изготовлению поделок, так как программа «Радуга» не предусматривает широкого использования  различного материала  для изготовления детьми поделок средствами ручного и художественного труда.

Для изготовления поделок, мною были подобраны такие материалы, как:  ткань, нитки, пряжа, пуговицы, сухие травы и листья, кора деревьев, деревянные спилы, мех, речные камушки и ракушки, бумажные салфетки, яичная скорлупа, крупы, макаронные изделия, различные семена растений.

В ходе своей работы  по ручному и художественному труду с дошкольниками я ставила перед собой следующие задачи:

- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

- Определение основных направлений и педагогических задач по развитию ручного художественного труда в дошкольном возрасте.

После постановки задач я поняла, что творчество детей это их деятель­ность, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Внимательно рассмотрев поведение детей, их деятельность в любой области, то я выделила  два основных вида их поступков. Одни действия  можно было назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности был, тесно связан с  памятью детей  и его сущность заключалась в том, что ребенок воспроизводил или повторял  уже ранее созданный и выработанный прием поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении детей я обнаружила присутствие творческой деятельности, результатами которой явилось не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этих видов деятельности лежали, их творческие способности -  это стало их итогом  работы с бросовым материалом  - развитие фантазии, изобретательности, стремление к творчеству, познание свойств материалов и  желание экспериментировать с ними.

Итогом моей работы с детьми по развитию творческих способностей средствами ручного и художественного труда стали:

-  вернисаж детских рисунков;

- выставка детских поделок, аппликаций;

-  оформление группы поделками детей;

- обобщенный опыт работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников средствами ручного и художественного труда».

 

Мероприятиями, проводимые мною, по развитию творческих способностей у дошкольников средствами ручного и художественного труда были:

развитие речи: пальчиковые игры, загадки, пословицы;

 дидактические упражнения - «Разноцветные косички», «Воздушные узелки», «Разноцветный коврик», «Собери бусы»;

работа с тканью – «Цветочная поляна», «Масленица», «Ветер-ветерок», «Шкатулка», «Пальчиковый театр», сотворчество детей и родителей, «Волшебный остров» сотворчество;

работа с природным материалом – «Сердитая лохматая собачка», «Медведь стоящий на задних лапках», «Пушистая елочка», «Леший»;

работы из камушек и ракушек – «Бабочки на лугу», «Аквариум», «Обитатели моря», «Черепаха», «Жираф»;

работы из сухих листьев деревьев – «Овощи на блюде», «Осенние деревья», «Морские обитатели», «Осенний букет», «Рыбки»;

изготовление «ежа» - из пластилина, яичной скорлупы, семечек, бумажных салфеток, природного материала, акварели и восковых мелков, клубень картофеля, макаронные изделия, ткань-мех - пряжа (сотворчество детей и родителей).

работа с родителями – консультации: «Формирование творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде» (Приложение 1), «Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка»;

интегрированные занятия по образовательным областям:

- «Развитие речи» и «Художественное творчество» (Приложение 2 «Здравствуй, гостья зима!», приложение 3 «В мастерской художницы осень», приложение 4 «Путешествие капельки», приложение 5 «Ежата на поляне»).

-«Физическое развитие»- «Окружающий мир» - «Художественное творчество».

- «Развитие речи» и «Музыка».

Наблюдая за работой своих детей. У меня сложилось мнение, что творческие способности детей – это их индивидуальные качества, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода.

Элемент творчества  присутствовал в любом виде  деятельности дошкольников. Творческие способности детей  представляют собой соединение многих  качеств. 

Я, считаю, при развитии творческих способностей детей развивается воображение, мышление и развивать их творческие способности  необходимо с са­мого раннего возраста.  Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия детских способностей.

Дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И в этом большое участие принимают родители -  поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление моих детей более сво­бодно, чем мышление нас взрослых. А это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является пе­риодом для разви­тия творческого воображения.

 Дошкольный возраст, по моему мнению,  даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть их творческий потен­циал, когда они станут взрос­лыми.

В процессе своей работы с детьми я пришла к выводу, что одним из важнейших факторов их творческого развития явилось  соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей,  и  я могу сказать, что:

- первым шагом к успешному развитию творческих способностей явилось их раннее физическое развитие: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение, затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами;

- вторым важным условием развития творческих способностей детей являлось создание обстановки, опережающей развитие детей, необходимо, на­сколько это было возможно окружить их такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали  их самую разнообразную творческую деятельность;

- третье  условие эффективного развития творческих способностей вытекало из самого характера творческого процесса, который требовал максимального напряжения сил, поэтому в этот период дети   больше, чем когда-либо, зани­мались творчеством, решали множество совершенно новых для них задач, самостоя­тельно и без предварительного обучения (я позволяла им это делать, а не делала это за них);

- четвертое условие успешного развития  творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда, желание детей, их интересов, эмоциональный подъём послужат надежной  гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению  и пойдет ребенку на пользу.

 Изучение мною теоритических и практических обоснований творческой деятельности дошкольников средством ручного и художественного труда стало актуальным в связи с постановкой перед собой новых задач трудового и художественного воспитания дошкольников. 

Ручной и художественный труд являлся одним из наиболее любимых занятий для моих детей. Мною было отмечено, что на этих занятиях дети проявляли большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевали и, что особенно важно, меньше утомлялись.

Ручной и художественный труд дошкольников стал их конкретной деятельностью, направленной на изготовление реальных предметов, которые они могли использовать в играх, в развлечениях, быту.

Мои познания в теории и практике детского ручного художественного творчества указали мне на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль дошкольного творчества средствами ручного и художественного труда проявлялась в их трудовой деятельности, в их нравственно – эстетическом и патриотическом воспитании.  Я,  как воспитатель детского сада не только формировала и совершенствовала творческие навыки детей, но и постепенно расширяла содержание их творческой  деятельности.

Воспитание детей в традициях народного творчества всегда связывала с изготовлением необходимых и полезных вещей быта. Считаю, что основной предпосылкой эффективного обучения детей являлись условия окружающего быта, материалы и предметная среда, которые я пыталась  создать,  для приобщения детей к творчеству.

По моему , мнению содержание художественного труда дошкольников составляет:

 работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сервировки стола, сувениров);

 работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка);

 работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат);

 работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

 работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

 работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной  проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).

Правильно организованный ручной и художественный  труд в детском саду, в семье, считаю, дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями ремесленного мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, т. е. подготавливает каждого ребенка к последующему обучению в школе. Я считаю, что есть все основания рассматривать ручной и художественный труд как важный элемент содержательного воспитания.

Художественная деятельность взрослого или ребенка рассматривается как деятельность, связанная с каким-либо видом искусства.

Способность понимать прекрасное,  не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда дети являются не пассивными объектами эстетического воздействия, а активно воссоздают художественные образы либо в плане воображения при восприятии произведений искусства, либо участвуют в доступных им  формах художественной  творческой деятельности.

Анализ моего опыта  работы с детьми - дошкольниками, показал,  что художественный ручной труд вошел в жизнь детей, как не отъемлимая часть их души. Традиции народа, традиции национального декоративно-прикладного искусства, традиции ручного художественного ремесла не исчезают, а развиваются, обогащаются новыми формами.  В детских работах прослеживался  характерный признак  национальной культуры, особенности художественных промыслов края. Мои дети с удовольствием выполняют различные поделки из тканей, дерева, фольги, бумаги, бросового материала и других материалов.

В процессе художественного ручного труда я ставлю перед детьми две задачи:

- научиться определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, уметь планировать конечный результат своей работы;

- овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами (бумага, ткань, нитки, клей, игла и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста быстро освоили плетение разноцветных ковриков, салфеток, изготовление образных поделок из природного материала. Они сами увлеченно отбирали самые красивые на их взгляд изделия и украшали ими кукольный уголок, обеденные столы в группе. Изменения в обстановке  в группе радовали их самих и родителей которые приходя каждый день за детьми могли видеть результаты творческой деятельности  своих детей.

Сравнивая работы своих детей, младшего и старшего дошкольного возраста родители видели несомненное развитие творческого потенциала своих детей. У родителей проявляется интерес, творить вместе со своим ребенком. Они охотно откликались на мою просьбу об оказании помощи в материалах для изготовления поделок.

Под термином художественный ручной труд я понимала, что это - труд ребенка с различными материалами с целью создания полезных и эстетически оформленных предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд являлся декоративным, художественно-прикладным, поскольку дети при создании красивых предметов, учитывали, прежде всего эстетические качества материалов, пользуясь ими на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на занятиях по художественному творчеству.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В тоже время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к прекрасному, не понимающее музыку, поэзию, живопись.

Поэтому сегодня есть необходимость в поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс творческого развития дошкольников  в соответствии с их интересами, их потребностями, способностями, и мотивами деятельности.

Свою работу по теме «Развитие творческих способностей дошкольников средствами ручного и художественного труда» я начала в сентябре 2009 года.

Опыт был обобщен и представлен на педагогическом совете воспитателей ДОУ  в мае 2011 г. 

Хотя я и обобщила свой опыт работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников средствами ручного и художественного труда» (Приложение 6), но я продолжаю свою работу с детьми по развитию их творческих способностей: мы изучаем новые техники изготовления поделок из бросового материала например такие, как поделки из компакт дисков, яичной скорлупы и работа с соленым тестом.

Рассказ о своем опыте  работы  хочется закончить словами «Если вы мечтаете оставить после себя след на Земле, не обязательно быть выдающимся человеком. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая творческих детей. Ведь, творение человека – это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство».

 

 

Комментарии

Хорошо. Но почему нет фото или видео, подтверждающих опыт работы ?

Войдите, чтобы оставить комментарий