Загрузка...

Учителя русского языка и литературы

Сообщество учителей русского языка и литературы Хабаровского края
     

Технология "Педагогическая мастерская" на примере повести Л.Андреева "Иуда Искариот". 11 класс.

08.01.19, 15:03

Преобладающим в моей педагогической деятельности был проблемный метод (моя система работы по данному направлению размещена в муниципальном банке передового педагогического опыта), который меня вывел на еще одну технологию - «Педагогическая мастерская». Главное отличие этой технологии от проблемного и исследовательского метода я увидела в самостоятельности выдвижения учащимися проблемы.

Эту технологию я считаю эффективной, так как она основана на личностно-ориентированном обучении и позволяет учащимся самим строить свое знание, находить наиболее эффективные пути решения проблем, опираясь на собственный опыт.

Технологию педагогическая мастерская я решила применить при изучении темы «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот», так как материал очень сложный и составить представление о художественном методе писателя необходимо на примере одного произведения.

Учебный предмет:

Класс:

УМК:

Литература

11

Зинин, Чалмаев

Тема урока:

Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя.

Цель урока:

Ученик научится через анализ прозаического текста постигать  замысел автора

 

Задачи:

-создать условия для стимулирования мотивации учащихся с целью изучения художественного метода Л. Андреева;

-организовать работу учащихся по характеристике образов героев, по наблюдению  за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла автора

 

Предметные умения:

-видеть отличительные черты экспрессионизма как литературного направления;

-сопоставлять евангельский сюжет с текстом повести;

-выделять художественные детали и определять их роль в художественном замысле автора;

-анализировать язык художественного произведения

 

УУД

Осуществлять совместную деятельность.

Формулировать цели и задачи урока, определяя зону незнания.

Извлекать нужную информацию из различных источников, в том числе самостоятельно.

Составлять устные и письменные монологические высказывания.

Осуществлять контроль за выполнением учебного действия, замечать допущенные ошибки, исправлять их

Формы и методы обучения

Индивидуальная, групповая, парная

Ресурсы

Повесть «Иуда Искариот», алгоритм, мультимедиа

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Подготовка к восприятию

Несмотря на то, что сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, вечными остаются понятия Добра, Милосердия, Покаяния и человечности. Евангельская тема в литературе берет свое начало еще с житийной древнерусской литературе  и продолжается в творчестве Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Булгакова и Л.Андреева.

Эпиграф:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумление

И равнодушие толпы.

А. А. Ахматова. 1915г.

2.Сообщение темы урока

Выделите ключевые слова в теме и  эпиграфе, определите задачи сегодняшнего урока.

/Определяет план урока./

Методом «мозгового штурма» учащиеся выделяют слова душа, бездна, философский смысл. Самостоятельно формулируют задачи.

3.Работа над   новым материалом

 

 

3.1.Индуктор

/На экран выведен портрет писателя/.

Чем вам кажется необычной внешность писателя?

На что в его образе вы обратили внимание?

/Просмотр учебного фильма «Жизнь и судьба Л.Андреева»/

Отметить в тетради основные этапы творчества, произведения писателя, особенность судьбы.

В форме диалогового общения ребята обмениваются впечатлениями.

 

 

 

 

 

/Обсуждают в парах. Делают записи./

 

 

3.2.Первичная социализация

Обсудите в группах задания, определите план работы.

 

 

3.3.Социализация

Задача для групп:

  1. «Первое знакомство с Иудой»:

Каким образом и что мы узнаем о нем?

Как реагирует природа на появление Иуды?

Какие чувства вызывает описание природы?

Как автор передает это ощущение?

 

 

 

  1. «Портрет Иуды»:

Что можно сказать о герое по описанию его внешности?

Какое чувство вызывает его внешность?

Как называется прием, применимый автором при описании внешности Иуды?

Как называют Иуду герои? Почему?

Каково отношение автора к Иуде?

 

  1. «Иуда и Иисус»

Почему такого человека приблизил к себе Иисус?

Как Иуда относится к Иисусу?

Почему меняется отношение Иисуса к Иуде?

Разбирается ли Иуда в людях?

Почему усилилась размолвка И.И.?

Отмечают, что «он человек дурной славы», «корыстолюбив», «крадет искусно», «его надо остерегаться».

Зачитывают.

Звучит мотив тревоги.

Лексические повторы –«тяжелый», «тяжело»; антитеза – белый, красный, аллитерация. Герой появляется ночью. Это пугает и настораживает.

Противоречивость внешности – двуличие (антитеза).

Тревога нагнетается описанием головы.

Экспрессивная образность.

Ученики – Иудой. Автор – уродина, наказанная собака, насекомое, старый обманщик, серый камень, предатель.

Отношение автора негативное.

Поступками Иисуса руководит любовь к людям.

Любит.

 

Иуда  не любит людей. видит в них источник зла.

4.Творческое задание

 

Групповое выступление учащихся. Заполнение схемы «Идейный конфликт произведения».

Вывод: идейный конфликт произведения представлен в виде столкновения двух мировоззрений.

4.1.Разрыв

Для чего это делает писатель? (проблемный вопрос на доску)

Почему конфликт носит богоборческий характер?

Кто борется с богом?

Как показано отношение учеников к Иисусу? (Схема на экране: в словах  -кротость и послушание,  поступках – двуличие, отсутствие мнения, честолюбие, угодничество, предательство, трусость)

Выступление учащегося (индивидуальное задание повышенного уровня): Сравнительный анализ евангельского текста с повестью Андреева (на уровне сюжета, образов, языка произведения).

Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтобы расположить к себе читателя, но нарушает сюжет.

Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность их христианских воззрений

Письменная работа: Кто же на самом деле Иуда: победитель или побежденный? Аргументируйте свой ответ текстом.

5.Рефлексия

Чтение работ.

Формулировка идея произведения.

В повести отразилсиь противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире.

Комментарии

Елена, спасибо за разработку! Возьму в свою копилочку. Люблю мастерские – всегда эффективно!

Большое спасибо, замечательная работа.

Коллеги, большое спасибо за оценку. Будем стараться!

Коллега, спасибо. Очень интересно.

Войдите, чтобы оставить комментарий