Технологическая карта урока литературы в 9 классе.
Тема «Слово о полку Игореве» и читатель 21 века»
Цели деятельности педагога.
- Совершенствование коммуникативных компетенций обучающихся,
- Формирование личных и гражданских позиций школьников,
- Пополнение опыта работы с информацией: обработка и трансляция.
Задачи.
- Соединить в ходе урока коллективные и индивидуальные формы работы.
- Сочетать научный, исследовательский подход к материалу с эмоциональностью восприятия.
- Ориентировать обучающихся на самостоятельное и качественное выполнение зачётного задания.
Тип урока- обобщающее занятие по теме.
Форма урока- научно-практическая конференция.
Планируемые образовательные результаты
В ходе урока создаются необходимые предпосылки для максимального содержательного и убедительного письменного ответа на вопрос( зачётное задание): «Чем интересен и значителен памятник древнерусской литературы 12 века «Слово о полку Игореве» для русского читателя 21 века?»
Метапредметные УУД:
Познавательные- обучающиеся устанавливают смысловые связи изучаемого произведения с различными областями познания: историей, географией, палеографией, фольклористикой, а также с музыкой, изобразительным искусством, театром, кино.
Регулятивные- в ходе урока учащиеся настраиваются на наивысший возможный уровень выполнения зачётного задания:
Коммуникативные- учатся выделять главное, существенное в потоке информации, работают над убедительностью и содержательностью высказывания;
Личностные- определяются в сфере личностно значимых понятий( достоинство, мужество, честь), а также гражданских позиций.
Методы обучения и формы работы
|
-объяснительно-иллюстративный, практический.
-индивидуально-коллективная, фронтальная.
|
Образовательные ресурсы
|
-древнерусский текст «Слова о пълку Игоревъ, Сына Святъславля, внука Ольгова»
-переводы: Д. Лихачёва, В Жуковского, А Майкова, Н. Заболоцкого.
-комментарии: Д Лихачёва, объяснительный перевод Д.Лихачёва.
- фильм по опере Бородина «Князь Игорь»
|
Наглядно-демонстрационный материал
|
Мультимедийная презентации, подготовленные школьниками для сопровождения сообщений и докладов
|
Оборудование
|
Необходимая ИКТ аппаратура, распечатки программы конференции( на каждого, на столах) с таблицами, заполняемыми в ходе урока.
|
Организационная структура урока.
Этапы урока
|
Обучающие, развивающие компоненты
|
Деятельность педагога
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
время
|
1.
Организация, мотивация, постановка учебных задач
|
Настрой на активную работу, включение в темп и ритм урока, принятие условий зачёта и формы урока.
|
Представляет урок как зачётный, сообщает условия зачёта по теме.
Обращает внимание на постановку вопроса для письменного ответа и формулировку темы урока.
Комментирует выбор формы урока и требования к работе с информацией: докладчики должны убеждать, слушатели- выделять главное, существенное, заполняя таблицы в распечатках программы конференции.
|
Включаются в атмосферу урока, настраиваются на решение поставленных задач и определённый темп работы.
|
Рациональная организация собственной учебной деятельности.
( записи по ходу урока, заполнение таблиц)
|
До 3-х минут
|
2
Сигнал к эмоциональному восприятию материала
|
Установление связи работы на уроке с внеурочной деятельностью
|
Предлагает вниманию класса фрагмент новой программы школьного агиттеатра «Аура»-фрагмент о «Слове о полку Игореве»-поэте в исполнении одноклассников
|
Получают материал к размышлению, настраиваются эмоционально
|
Личностное восприятие материала
|
2 минуты
|
3
Практическая часть- решение поставленных учебных задач
|
Оперативная работа с информацией: трансляция( докладчики), анализ( слушатели)
|
Ведёт мониторинг деятельности обучающихся: отслеживает( обходя класс) ход работы слушателей, фиксирует оценку убедительности сообщений, которая даётся слушателями при помощи сигнальных карточек(« убедительно-зелёная», «не вполне-
синяя»)
Программа урока-конференции
См. приложение1
|
Прослушивают сообщения. Заполняют в программах таблицы опорных слов
|
Анализ информации, выбор существенного, способы фиксации собственных суждений ( в данном случае слова-опоры).
Установление связей с различными сферами познания: история, география, музыка и т.д
|
20 минут
|
4
Установка на оценку результатов собственной деятельности
|
Настрой на самопроверку
|
Предлагает обучающимся задание для самопроверки: прослушав следующий доклад сформировать в 2-3-х предложениях резюме- заключение по его содержанию
|
Продолжают работу с ориентацией на самоконтроль
|
навык рефлексии
|
До 10 минут
|
5
Индивидуальная самопроверка
|
Тренинг к зачётному заданию
|
Продолжает мониторинг хода работы( контроль «слабого звена»)
|
Записывают собственную формулировку заключения, после чего сверяются с заключением, озвученным докладчиком.
|
Изложение собственных выводов и заключений в виде чёткого лаконичного высказывания
|
2-3 минут
|
6
Подведение итогов конференции
|
Коллективная самооценка
|
Предлагает каждому оценить результат собственной работы на уроке, ответив на вопрос: «Накоплен ли вами в ходе урока материал, получен ли опыт и впечатления, достойные для того, чтобы успешно справиться с зачётным заданием?»
Благодарит за работу, предлагает консультацию тем, у кого есть затруднения и вопросы по выполнению зачётного домашнего задания.
|
Отвечают при помощи сигнальных карт.
|
Изложение собственных выводов и заключений в виде чёткого лаконичного высказывания
|
5 минут
|
|
|
|
|
|
|