Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Конспект урока истории в 7 классе

09.10.17, 18:53
Автор vladikondo

План урока по теме «Русская культура XVII века»

Урок изучения нового материала,7 класс

Цель урока :  рассмотреть особенности русской культуры, познакомиться с мировоззрением человека.

Оборудование: Электронный учебник «Уроки Отечественной истории», урок №45

План:

    1.Основные тенденции культуры

     2.Образование.

     3.Книгопечатание.

    4.Литература.

     5.Архитектура.

     6.Живопись.

Основные понятия: секуляризация (обмирщение), многоярусность, устремленность ввысь многоцветная богатая теремная отделка декоративной резьбой, цветными изразцами, нарышкинское (московское) барокко.

Важнейшие даты:1653 г- школа при Чудовом монастыре,

                               1634г – Букварь;

                                1678г-первая печатная история «Синопсис»;

                                 1687г-Славяно-греко-латынская академия.

Выдающиеся личности: Симон Ушаков, Симеон Полоцкий, Карион Истомин, В Бурцев.

 

Ход урока

  1. Актуализация знаний по карточкам «Термины»
  2. Изучение нового материала

            Вводная беседа учителя.

Вся духовная жизнь находилась под влиянием церкви. В 17 веке религиозное влияние на культуру оставалось. Повышается доля авторских произведений литературы и искусства. Расширяются культурные связи с окраинами славянского мира.

  (Зафиксируют в тетрадях секуляризация- обмирщение)

В 17 веке человечество продолжало накапливать знания о природе и о мире. Появилось необходимость  в грамотных людях. Огромная роль отводилась книге.

1.Книга сама дает образование?- нужны школы.

 Они появляются в городах и деревнях, где грамоте и открывали школы. Дворяне приглашали к детям учителей из-за границы. Началось впервые обучению иностранным языкам (латынь).

  Домашнее образование,  но были ещё школы при монастырях.

Дата 1687 г –вы заметили здесь . Отметьте в тетрадях.

В этом году была открыта первая высшая школа Славяно-греко-латынская академия для выходцев всех сословий, кроме крепостных. Кого готовили?   

Священников и чиновников.

  1. Книгопечатание получило развитие во второй половине века. Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и 150 тысяч церковных учебников. Были изданы учебные пособия: Азбука В.Бурцева, Грамматика Смотрицкого. Обратите внимание на рисунки  на слайдах. Так выглядели книги и печатный станок. Первая книга в России появилась в 1564 г-Иван Федоров.

Фиксируют в тетрадях личностей: Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Крижанич Ю.

   Федотова Кристина рассказывает о С.Полоцком

3 .Выясним, как развивалась литература. Новые явления происходили в литературе. Она перестала быть только церковной- появились светские произведения. В 17 веке в литературе появляются новые жанры, такие, как сатира. Сатирические повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», в которых обличались феодальные порядки, продажность и волокита феодального суда. Повесть о Фоме и Ереме высмеивал нетрудоспособных к труду дворянских детей. Реальных исторических героев сменили вымышленные. Начал формироваться новый жанр – биографическая. Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, переводится иностранная литература, рыцарские романы, юмористические рассказы. Проникает зарубежная литература.

Ученик рассказывает о литературе

  1. Физкультминутка
  2. Архитектура (рассказывает ученица) В архитектуре 17 века наблюдается отход  от церковных правил. Возрождаются традиции древнерусского искусства. Теремной дворец-1635-1636гг, 1647-1650гг.-Церковь Ильи Пророка в Ярославле, 1656-1694гг- Новоиерусалимский монастырь., Декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего  Троице_Сергиевского монастыря.

162401625гг-  Б.Огурцов надстроил ярус па Спасской башне, украсил белокаменными узорами.

В конце 17 века –новый стиль -нарышкинское барокко:

      5.Работа по учебнику стр 82 нарышкинское барокко?

Ответ:  Многоярусность, устремленность, многоцветная богатая отделка.

     5.Живопись –  рассказывает ученица

        Основной вид- иконопись. Наиболее известный художественный центр -Оружейная палата в Москве. Выдающий мастер - Симон Ушаков. Наиболее известные творения «Троица»,  «Спас Нерукотворный», Парсуны. На слайде представлено картина С.Ушакова «Тайная вечеря»

        Записывают значение термина «Парсуны»    

  1. Практическая работа

    Задание для учащихся 

Заполни пустые клетки таблицы  соответствующими терминами:

                     Характерные особенности культуры XVII века:

  Направления культуры:

 Соответствующие термины и понятия

 

 Образование

 

 

Книгопечатание

 

 

Живопись

 

 

Архитектура

 

 

Литература

 

 

Живопись

 

 

Термины и понятия для справок:  Букварь, сатира, поэзия, скомороха, Ушаков С., Грамматика, иконопись, белокаменная резьба, Симеон Полоцкий, Успенская церковь, «Шемякином суде»,Новодевичьий монастырь, Парсуна,Церковь Покрова в Филях, «О Ерше Ершовиче», Славяно-греко-латынское училище, Азбука Бурцева

 

  1. Выводы по уроку
  2. Домашнее задание: п10 стр.75-84
  3. Рефлексия

  Ответить на раздаточный материал:

Тема «Образование  и  культура  в  XVII в.»

Задание 1. Отметьте неверный ответ:

Потребность в широком распространении грамотности  в XVII  в. объясняется:

     а) формированием  всероссийского рынка;

     б) ростом управленческого аппарата в центре и на местах;

     в) расширение международных контактов;

     г) указом царя об обязательном обучении грамоте.

Задание 2. . Отметьте  правильный ответ.

1.Самой распространенной формой получения образования было:

      а) обучение в церковных школах;

      б) обучение в государственных школах;

       в) обучение в университетах;

       г) домашнее обучение.

2. Первым высшим учебным заведение в России был:

        а) Московский университет;

        б) государственная школа при  Заиконоспасском  монастыре;

        в) Славяно-греко-латинское училище (академия).

Задание 3. Соедините стрелками имя  русского  первопроходца и экспедицию, которую он организовал.

Имя первопроходца

Экспедиция

1)С.И. Дежнев

 

2)В.Д. Поярков

 

 

3) Е.П. Хабаров

 

4) М.В. Стадухин

А) В 1643-1646 гг. руководил экспедицией  по реке Амур

Б) В1648 г. предпринял плавание вдоль берегов  Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой

В) В 1641- 1642 гг. организовал экспедицию на реки Оймякон и  Анадырь

Г) В 1649-1653 гг.  Предпринял ряд экспедиций в Приуралье, составил первый «Чертеж реки Амур»

Задание 4. Запишите  название  литературного  произведения в XVII  в., в  котором:

 

а) обличался феодальный суд____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) высмеивалась неспособность дворянских детей к труду____________________________

_____________________________________________________________________________

в) рассказывалось о жизни старообрядцев__________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) была представлена биография ничем не примечательной женщины- дворянки _____________________________________________________________________________

 

Задание 5.   Кем были эти люди  и  какой вклад они внесли в культуру России?

С. Полоцкий - _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Братья Лихуды - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Н. Спафарий- ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Б. Огурцов- __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

С. Ушаков- __________________________________________________________________

Задание 6.  Отметьте  правильный ответ.

Основным персонажем театрализованных представлений на ярмарках был:

а) рыцарь;                       г) боярин:

б) царь;                           д) Петрушка.

в) судья;

Задание  7.  Раскройте значение понятий.

  Московское (нарышкинское) барокко- ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

  Оружейная палата - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

   Парсуна - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

   Придворный театр - __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества