Загрузка...

Сообщество учителей истории

методическая поддержка учителям
     

Зачетная работа Мастерских Н.М.

12.11.14, 12:30
Автор mas-nataliay

Обобщающий урок истории  (5 класс) «Первобытное общество»

 

Цели урока:

1. Обобщить  и систематизировать знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;

Задачи урока:

2. Осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

3. Развить познавательную активность и умение работать в группах.

4. Воспитать интерес к прошлому своих предков.

Оборудование:

Интерактивная доска

Оформление класса картинами со сценами из жизни первобытных людей

Костюмы для инсценировки и Хранителя времени

Презентация (стадии эволюции человека)

Изображение вагонов для путешествия

Название станций

Карточки с датами на каждую команду

Карточки с заданиями для капитанов

Конверты с терминами

Натуральные каменные орудия первобытных людей

Слайд на сопоставление терминов и определений

Пластилин

Карточки с заданием «Третий лишний»

Макеты рисунков

Цветные карандаши

 

 

Ход урока

Вступительное слово учителя

 Учитель: Дорогие ребята! Несколько уроков подряд, мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Сегодня мы с вами совершим путешествие в первобытное общество. Тише!  Слышите? Что это за звуки?

 

Звучит музыка, инсценировка с первобытными охотниками

 

  Учитель: Да, первобытные люди сомневаются в ваших знаниях.  Давайте попробуем доказать, что вы овладели основными знаниями о первобытном обществе. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков (команда «Бизоны», и команда «Мамонты»), которые должны будут показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества. Главная наша задача – выяснить, чем первобытный период времени отличается от современного периода, и ответить на главный вопрос – что такое первобытность? (Указывает на доску, на которой плакат с изображением «? ПЕРВОБЫТНОСТЬ?»)

        Но для начала, давайте обратимся к Хранителю Времени.

 

Сообщение ученика с использованием презентации «Стадии эволюции человека»

 

Учитель: Итак, процесс появления современного человека был очень долгим. Для того, чтобы отправить в далекое прошлое и затем без труда вернуть обратно, вам следует приобрести билет туда и обратно. Перед вами, уважаемые Бизоны и Леопарды, на столах лежат карточки с датами. Первая команда покупает билет в прошлое – показывает карточку с датой появления первого предка человека, а вторая команда – покупает билет в обратную сторону - показывает карточку с датой времени, в котором мы сейчас живем.

 

1 команда

2 команда

1 000 000 лет назад

ХХ1 век

500 000 лет назад

Х1Х век

30 000 лет назад

Х век

 

Учащиеся делают выбор, раздача фишек

 

Учитель: Всех поздравляю! Выбор сделан правильно! Команды готовы к испытаниям? Если готовы, тогда мы попадаем на первую станцию «Рассказкино». Приглашаю для выполнения задания выйти капитанов.  Ваша задача – выполнить задания по карточке.

 

1 команда

2 команда

Подготовьте развернутый рассказ, используя следующие вопросы:

  1. От кого произошел человек?
  2. Чем было покрыто тело первобытного человека?
  3. Какие основные занятия были у первобытного человека?
  4. Чем первобытный человек отличается от современного человека?

 

Подготовьте развернутый рассказ, используя следующие вопросы:

  1. Каких животных сумел приручить первобытный человек?
  2. Какую роль животные играли в жизни древнего человека?
  3. Из чего первобытный человек изготавливал орудия труда?
  4. Для чего первобытному человеку служил огонь?

 

Капитаны выполняют задание

 

 Учитель: Пока капитаны работают, мы с вами отправляемся на следующую станцию «Знайка».   Уважаемые знатоки, перед вам на столах лежит конверт с терминами. Каждый участник команды должен дать определение к одному термину. Если кто-то затрудняется, команда помогает, дополняет.

 

1 команда

2 команда

Ремесло

Род

Шаман

Шилья

Мотыга

Плуг

Гарпун

Землянка

Вождь

 

 

Ответы команд, раздача фишек

 

 

Учитель: Итак, команды справились с заданием. Возвращаемся к нашим капитана.

 

Ответы капитанов, дают развернутые ответы, раздача фишек

 

Учитель: Следующая станция на нашем пути «Говорящий камень». Камень нередко называют молчаливым свидетелем древних эпох. Это верно лишь отчасти. Попав в руки археолога, камень обретает свой “голос”. Перед вами на столах лежат каменные орудия труда. Ваша задача, определить, что это за орудия и для чего они применялись первобытным человеком.

 

Ответы команд, раздача фишек

 

Учитель: Итак, продолжаем путешествие. Перед нами следующая станция «Логика».  Работает вся команда. Обратите внимание на доску (слайд). Даны две колонки – в первой указаны вещи, которые использует человек, а во второй, где используются эти вещи. У вас на столах карточки с заданиями. Ваша задача – сопоставить правильные ответы и заполнить карточку.

 

1 команда

2 команда

  1. Глина –         В) посуда

2.   Шкуры -       Г) одежда

                            А) жилье

3. Сухожилия -  Б) веревки

                            Д) нитки

                            Е) тетива для лука

1. Мясо –     Д) еда

2. Огонь –   Б) приготовления пищи

                    Е) обогрев

3. Камни – А) орудия труда

                    Б) оружие

                    Г) амулеты

 

Ответы команд, раздача фишек

 

ФИЗМИНУТКА

 

Учитель: Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов человек научился изготавливать из глины посуду. А как он ее изготавливал? Об этом мы узнаем, посетив станцию «Гончар». От команды приглашаются по одному участнику, которые получают пластилин и должны вылепить любую посуду первобытного времени и объяснить ее предназначение.

        С остальными мы поиграем в игру «Третий лишний». Вашему вниманию представлены тройки понятий, одно из которых является лишним. Ваша задача – найти это слово и объяснить, почему оно лишнее.

 

1 команда

2 команда

  1. Старейшина – рубило – вождь
  2. Собирательство – охота -  рыбалка
  3. Медь – железо – золото 

 

  1. Мотыга – идол – нож
  2. Собака – коза -   кошка
  3. Пещера – землянка - шалаш

 

За правильные ответы раздаются фишки

 

 

Учитель: Первобытный человек умел кроме изготовления глиняной посуды прекрасно рисовать. Его рисунки были самыми разнообразными: сцены охоты, фигуры животных и людей, идолы т.д. Следующая станция, к которой мы приближаемся, называется «Первобытный художник». У вас на столах макеты рисунков первобытного человека, но они черно-белые, а древний человек рисовал красками. Ваша задача раскрасить рисунки в те цвета, которые мог бы использовать первобытный человек.

       

Команды рисуют, рисунки вывешиваются на доску, раздаются фишки

 

 

Учитель: Итак, мы побывали на последней станции нашего путешествия. Давайте вернемся назад в будущее. Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами. Теперь мы можем ответить – что такое первобытность? (Обращает внимание детей на доску, подводит учащихся к общему выводу).

 

Подведение итогов, награждение победителей

 

Домашнее задание:

Команде «Бизоны» - Нарисовать рисунок из жизни первобытного человека (например, сцены охоты, занятия, воспитание и обучение детей).

Команде «Мамонты» - Придумать небольшой рассказ из жизни первобытного человека.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Рубрики сообщества