Загрузка...

Сообщество преподавателей курса "Основы православной культуры"

Для размещения материалов по новому курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры"
     

Проблемные вопросы к ОПК ОРКСЭ А.Кураева

08.03.15, 19:33
Автор МАР

Проблемные вопросы в учебнике ОПК А.Кураева (УМК «Просвещение»)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Урок 1. Россия — наша Родина.

Зачем нужно быть патриотом?

Примерные варианты ответов: Чтобы наша Родина не становилась слабее, сохраняла свою уникальность, красоту, добро… На патриотах  держится страна.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Урок 2. Православие и культура.

 

Проблемный вопрос заложен в самом учебнике: с.7, вопрос 4:  Какие черты русской православной культуры 17в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие… не встретишь?  Хорошо ли это?

Ситуация: 350 лет арабский путешественник  Павел Алеппский так написал о Руси: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Все винные лавки остаются закрытыми с субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян…».

Варианты ответов:  Люди столько не молятся (это очень трудно). Люди в праздники не пьют вино (это полезно).  

Урок 3. Отношения Бога и человека в православии.

Вопрос из учебника:  с.11, вопрос 2: Почему православные люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к детям своим?

Варианты ответов:  Потому что так проще понять отношения человека и Бога -  Он нам как отец, поэтому желает только добра.

 

Урок 4. Православная молитва.

Как вы думаете, зачем православным людям Бог посылает больше испытаний и трудностей?

Ответ: Трудности –  как тренировка, закаляют человека, делают его сильнее, помогают чаще обращаться к Богу за помощью, молиться. 

Урок 5. Библия и Евангелие.

Как вы думаете, почему христиане читают Евангелие каждый день?

Ответ: в этой главной книге христиан Бог дает ответы на разные трудные вопросы,  само чтение книги укрепляет христиан, потому что в ней – благодать Божия (добрый дар).

 

Урок 6. Проповедь Христа.

О чем бы вы спросили Христа, если бы оказались среди слушателей Нагорной проповеди?

 

Урок 7. Христос и Его Крест.

1) Смогли ли бы взять на себя вину другого человека?  Было ли у вас такое?

2) Очень трудный вопрос: Как вы думаете, можно ли было Христу обойтись без страдания, спасая человека?  Почему Он  Сам  решил пройти через все страдания?  Ответ: Он хотел испытать все Сам,  по другому было нельзя.  

Урок 8. Пасха.

Что бы ушло из вашей жизни, если бы не было Пасхи?

Варианты ответа:  куличи, крашеные яйца, возможность позвонить в колокол…  (озвучить возможный ответ христианина:  не было  бы возможности спастись, попасть в Царство Небесное).

Урок 9. Православное учение о человеке.

Вопрос из учебника: с.35:  Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?

Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу.

Урок 10. Добро и зло. Совесть.

Вопрос из учебника, с.39: Объясните полушуточное определение человека: «Человек – это такое животное, которое умеет краснеть».  

Ответ: животные не умеют краснеть, хотя иногда тоже чувствуют стыд, например, когда подросший щенок сделает дома лужу.  А если человек перестает краснеть, если ему не стыдно при плохих поступках, то он уже не настоящий человек.

Урок 11. Заповеди.

 

Вопрос из учебника, с.41: Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный».  Какая?  Объясните. 

Вариант ответа:   Общее в этих словах – «то, что нужно хранить, оберегать».  Заповеди очень важны для христианина, это ему заповедано Богом. По ним Бог видит, нужен ли Он человеку, хочет ли человек жить с Богом, что для этого делает.

 

Урок 12. Милосердие.

Почему для христианина милосердие – путь к Богу? 

Ответ: Потому,  что делая добро другим, человек сам становится добрее, лучше. Таким его хочет видеть Бог,  такие живут в Его Царстве.

Урок 13. Золотое правило этики.

Почему нам трудно не осуждать других?     

Ответ:  Мы так устроены, все плохое нам делать легко, все хорошее требует наших усилий.

 Далее вопрос из учебника, с.47: Как беречься от осуждения других? Придумайте свое правило. 

Урок 14. Храм.

Зачем в Храме нужно соблюдать особые правила?

 Ответ:  чтобы понимать, что в Православии есть некоторые запреты, ограничения, что не все можно делать так, как хочется, а надо слушаться. 

Урок 15. Икона.

Почему так много икон Богородицы?  

Ответ:  Потому что люди Ее очень любят,  хотят иметь Ее изображения. И это еще милость Божия, потому что каждая икона помогает людям.

Урок 16. Зачетные задания.

Урок 17. Обобщающий урок.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Урок 18. Как христианство пришло на Русь.

Вопрос из учебника, с.61: Подумайте, как изменилась жизнь киевлян после крещения. Ответ:  они перестали приносить людей и животных в жертву, стали стараться жить лучше, не делать другим зла, прощать обиды.

Урок 19. Подвиг Христианское отношение к природе

Прочитайте, что сказано о подвижнике в учебнике: «Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ражи главного».    Слова «подвиг» или «подвижник»  имеют между собой много общего.  Подумайте, что общего? 

Ответ: движение.  У подвижника это движение к святости -  к Богу.  Это тоже подвиг – побеждать в себе плохие привычки.

Урок 20. Заповеди блаженств

Как вы поняли: почему нищие духом  приятны Богу?

Ответ: Потому что у них есть смирение, они понимают, что сами, без Бога – ничего хорошего не сделают. Бог им нужен,  и это Ему важно.

Урок 21.  Зачем творить добро?

Ответ на сам вопрос урока.

Возможные варианты: чтобы сделать приятное Богу, это нужно для спасения, это делает человека лучше,  мир становится добрее.

Урок 22.  Чудо в жизни христианина

Вопрос из учебника, с.71: Как связаны вера и верность? 

Ответ: если кому-то веришь, то будешь стараться быть ему верным.   Что значит быть верным – не предавать, не выдавать секретов, не говорить о нем плохое и пр.

Урок 23.  Православие о Божием суде

Почему говорят, что христианин каждый день пишет себе приговор (приговор – решение о наказании)?  

Ответ:  Потому что человек всегда совершает поступки  - дела добрые или злые. Христианину за них нужно перед Богом давать ответ – идти к Нему на Суд в конце жизни. 

Урок 24.  Таинство Причастия

В слове «Причастие» есть слово «часть». Почему это важно

Ответ:  потому что причаститься – стать  при-част-ным Богу, соединиться с Ним.  Он будет помогать христианину  изменять себя в лучшую сторону.

Урок 25.  Монастырь

 Почему люди уходят жить  в монастыри, становятся монахами? 

Ответ: Чтобы быть ближе к Богу, там собираются все, кому дорог Бог, вместе всегда легче.

Урок 26.  Отношение христианина к природе

Почему человека называют «царем природы»?  Что это значит? 

Ответ: То, что он  - как царь - должен заботиться о природе, как о своем царстве: любить, хранить порядок,  помогать…Для христиан – это одна первых заповедей, которые Бог дал человеку еще в Раю.

Урок 27.  Христианская семья

Назовите традиции семьи (собираться по праздниками всем вместе, делать какие-то дела вместе, обсуждать проблемы, путешествовать и отдыхать  вместе…).  Зачем семье традиции?  

Ответ:   Они скрепляют семью с ее прошлым (предками), настоящим и будущим (потомками),  помогают чувствовать себя членом семьи,  делают семью дружнее.  

Урок 28.  Защита Отечества

Бывает ли война справедливой?  Приведите примеры.

 Ответ:  Да, например, защита страны от напавших врагов (Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

Урок 29.  Христианин в труде

1) Прочему пост - это труд? 

Ответ: Потому, что надо совершать усилия на собой – стараться не делать злого, не обижать людей. 

2) Вопрос из учебника, с.93: Какой труд вреден для человека? Почему? 

Ответ: тот, который только делает его богаче, если он не думает о других людях, а только о себе; если  труд приносит другим горе.

 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. 

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.

Один умный человек сказал, что патриотизм любовь к Родине) оказывается не словом, а делом (В.Г.Белинский).  А как школьники могут показать свою любовь к Родине?

 Ответ: хорошо учиться, чтобы стать настоящими россиянами, стараться не ругаться, не обижать других,  не мусорить на улицах…

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32-3. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок 34. Итоговое занятие «Диалог культур народов России»

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий